СПОСОБ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДА С КОМБИНИРОВАННЫМ АНТИКОРРОЗИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ Российский патент 1995 года по МПК F16L55/18 

Описание патента на изобретение RU2037731C1

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для ремонта трубопровода с заменой дефектного участка или врезки деталей и арматуры в действующий трубопровод, построенный из труб с комбинированным покрытием: внутренняя поверхность труб имеет полимерное покрытие, а их концевые поверхности около торцов имеют термостойкое покрытие (эмалевое или коррозионно-стойкое металлическое), которое необходимо для обеспечения защиты сварного шва изнутри при сварке труб и которое предохраняет от выгорания полимерное покрытие.

Известен способ ремонта трубопровода, по которому дефектный участок и ремонтную катушку делят на элементы и вырезку каждого элемента дефектного участка производят после приварки предыдущего элемента к концам трубопровода (т.е. работы ведутся поэтапно).

Однако этот способ не обеспечивает сохранения защитного внутреннего покрытия и не сокращает время монтажа из-за сложности технологических операций, связанных с применением вспомогательного оборудования.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является способ ремонта трубопровода, включающий локализацию дефектного участка с последующей его вырезкой и заменой.

Недостатком этого способа является необходимость выполнения трудоемких операций по восстановлению внутреннего антикоррозионного покрытия и защите сварного шва от коррозии.

Задача изобретения в полевых условиях при замене поврежденного участка или врезке узлов и деталей в действующий трубопровод с внутренним полимерным покрытием качественно восстановить внутреннее покрытие и защитить сварной шов от коррозии (т.е. чтобы при врезке трубы-вставки сохранить сплошность внутреннего антикоррозионного покрытия всего трубопровода).

Эта задача решается за счет того, что после подготовительных работ по освобождению ремонтируемого участка трубопровода с внутренним комбинированным покрытием производят локализацию и замер дефектного участка с учетом двух кольцевых сварных швов, а затем производят вырезку дефектного участка трубопровода совместно с кольцевыми сварными швами.

Вырезку дефектного участка совместно с кольцевыми сварными швами производят для того, чтобы при врезке трубы-вставки сохранить целостность защитного покрытия внутренней поверхности сварных швов и не нарушить тем самым сплошность антикоррозионного покрытия всего трубопровода.

Для достижения этой цели соответственно подготавливают трубу-вставку требуемой длины (с внутренним покрытием как у трубопровода). На внутреннюю поверхность трубы-вставки на расстоянии 150-200 мм наносят стеклоэмалевое покрытие с утолщением эмали у торцов на 1,0-1,5 мм и шириной 5-8 мм, а затем на остальную поверхность наносят полимерное покрытие. Такое же утолщение (высотой 1,0-1,5 мм и шириной 5-8 мм) наносят на внутреннюю поверхность трубопровода у торцов из пасты эмалевого шликера, затем подсушивают пасту эмалевого шликера подачей горячего воздуха с температурой 60-90оС. Устанавливают трубу-вставку вместо вырезанного дефектного участка трубопровода и производят сварку в соответствии с существующей технологией сварки труб с внутренним стеклоэмалевым покрытием.

При сварке от температуры электрической дуги происходит расплавление утолщенного слоя эмали у трубы-вставки и подсушенного слоя эмалевой пасты шликера, нанесенного на концы трубопровода. Расплавленная эмаль растекается по внутренней поверхности кольцевого сварного шва и при охлаждении образует защитное эмалевое покрытие.

Таким образом получается надежное защитное покрытие внутренней поверхности сварных швов и околошовной зоны, тем самым сохраняется сплошность антикоррозионного внутреннего покрытия всего трубопровода.

На фиг. 1 показан трубопровод с дефектным участком; на фиг. 2 труба-вставка с комбинированным антикоррозионным покрытием определенной длины; на фиг. 3 труба-вставка с соединительным элементом с термостойким покрытием на концах (эмалевым или коррозионностойким металлическим).

На представленных чертежах обозначены сварные стыки 1, полимерное покрытие 2, эмалевое или металлическое коррозионно-стойкое покрытие 3, дефектный участок 4, труба-вставка с соединительным элементом 5 (тройником).

Способ ремонта трубопровода может быть осуществлен следующим образом.

Стальные трубы диаметром 114 мм, толщиной 5 мм и длиной 10 м и имеют внутреннее комбинированное покрытие: концы трубы имеют стеклоэмалевое покрытие на основе эмали марки 20 Ц, а остальная поверхность трубы имеет полимерное покрытие, состоящее из порошкового полимерного материала марки П-ЭП-534.

Трубы сваривают в трубопровод в соответствии с существующей технологией сварки труб с внутренним покрытием. Трубопровод, построенный из таких труб, имеет непрерывное антикоррозионное покрытие по всей внутренней поверхности. При устранении возникшего дефекта в трубопроводе или при необходимости произвести врезку узлов и деталей в этот действующий трубопровод важно сохранить непрерывность антикоррозионной защиты внутренней поверхности трубопровода. Для решения этой задачи производят работы по освобождению дефектного участка трубопровода, замеряют длину дефектного участка с учетом вырезки двух кольцевых сварных швов (фиг. 1). В цеховых условиях подготавливают определенной длины трубу-вставку диаметром 114 мм и толщиной стенки 5 мм, на внутреннюю поверхность концов трубы на расстоянии 150 мм от их торцов наносят стеклоэмалевое покрытие на основе эмали марки 20Ц с утолщением слоя эмали на 1,0-1,5 мм и шириной 5-8 мм, а на остальную внутреннюю поверхность трубы наносят полимерное покрытие из порошкового материала марки П-ЭП-534. Производят остановку трубопровода и вырезают дефектный участок трубопровода совместно с двумя кольцевыми сварными швами. После удаления вырезанной трубы производят подготовку концевых участков трубопровода к сварке. Внутренние эмалированные поверхности очищают от загрязнений и обезжиривают растворителем. После этого у самых торцов на внутреннюю поверхность труб трубопровода наносят деревянной лопаточкой пасту эмалевого шликера марки 20Ц высотой 1,0-1,5 мм и шириной 5-8 мм, которую подсушивают подачей горячего воздуха с температурой 60-90оС в течение 15-20 мин. С помощью грузоподъемных механизмов устанавливают трубу-вставку, производят ее центровку и прихватку в 3-4 точках по окружности, а затем сваривают с трубопроводом по существующей технологии сварки труб с внутренним эмалевым покрытием. При сварке происходит расплавление от температуры электрической дуги утолщенного слоя эмали у торцов трубы-вставки и подсушенного слоя шликера, нанесенного на концы труб трубопровода. Расплавленная эмаль растекается по внутренней поверхности кольцевого сварного шва и околошовной зоны и при охлаждении образует защитное эмалевое покрытие. Такой способ ремонта трубопровода обеспечивает сохранность непрерывного антикоррозионного покрытия по всей его внутренней поверхности, включая и поверхность сварных швов.

При необходимости проводят изоляцию наружной поверхности труб в зонах сварки стыков, укладывают отремонтированный участок трубопровода на прежнее место и засыпают его грунтом.

Похожие патенты RU2037731C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЭМАЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ СТАЛЬНЫХ ТРУБ 1992
  • Артюшкин В.Н.
  • Воробьев А.А.
  • Давыдов Ю.М.
RU2034930C1
СПОСОБ СВАРКИ ТРУБ С ВНУТРЕННИМ ЭМАЛЕВЫМ ПОКРЫТИЕМ 1991
  • Ветман А.Я.
  • Воробьев А.А.
  • Краснова Л.М.
RU2009822C1
СПОСОБ АНТИКОРРОЗИОННОЙ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ТРУБ 1992
  • Хуснутдинов Р.Х.
  • Оловянишников В.Ф.
  • Байкин В.Г.
  • Кондыба О.А.
RU2030675C1
Способ изготовления труб с внутренним эмалевым покрытием 1990
  • Ветман Адольф Яковлевич
  • Воробьев Алексей Андреевич
  • Оловянишников Владимир Федорович
  • Шведов Александр Никонорович
  • Краснова Людмила Матвеевна
SU1773646A1
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ТРУБ С ВНУТРЕННИМ АНТИКОРРОЗИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ 1995
  • Войнов А.К.
  • Оловянишников В.Ф.
  • Давыдов В.А.
  • Захаров А.А.
  • Глущенков В.А.
  • Карпухин В.Ф.
  • Колеснев С.В.
  • Бурмистров А.Е.
  • Каковкин Д.А.
  • Чернов А.В.
  • Катасонов Ю.И.
RU2103593C1
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ТРУБ С ВНУТРЕННИМ АНТИКОРРОЗИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ 1996
  • Войнов А.К.
  • Оловянишников В.Ф.
  • Анисимов П.А.
  • Колеснев С.В.
  • Захаров А.А.
  • Глущенков В.А.
  • Карпухин В.Ф.
  • Гавдаев В.А.
  • Чернов А.В.
  • Каковкин Д.А.
  • Бурмистров А.Е.
RU2103594C1
СПОСОБ СВАРКИ ТРУБ С ЭМАЛЕВЫМ ПОКРЫТИЕМ 1993
  • Будников В.Ф.
  • Шачин А.А.
  • Войтех Н.Д.
RU2056988C1
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ДВУХСЛОЙНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРУБ 1992
  • Каган Л.С.
  • Пчелкин В.Н.
  • Гейхман Т.Д.
RU2076991C1
СПОСОБ РЕМОНТА НАСОСНЫХ ШТАНГ 1989
  • Джамгаров Г.М.
  • Оловянишников В.Ф.
  • Ананченков А.П.
  • Верещак П.А.
SU1725503A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АРМИРОВАННЫХ ТРУБ ИЗ ТЕРМОПЛАСТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1992
  • Зинин Н.А.
RU2011531C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 037 731 C1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДА С КОМБИНИРОВАННЫМ АНТИКОРРОЗИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ

Сущность изобретения: ремонт трубопровода с комбинированным антикоррозионным покрытием производят путем локализации удаляемого участка с последующей его вырезкой и заменой трубой-вставкой, которую подготавливают нанесением полимерного покрытия на внутреннюю поверхность и утолщенного слоя эмали на концы. Вырезку удаляемого участка производят совместно с кольцевыми сварными швами, подготовку концевых участков трубопровода производят нанесением пасты и ее подсушиванием. После этого сваривают вставку с трубопроводом с образованием защитного покрытия на внутренней поверхности сварного шва и околошовной зоны. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 037 731 C1

СПОСОБ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДА С КОМБИНИРОВАННЫМ АНТИКОРРОЗИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ путем локализации удаляемого участка с последующей его вырезкой и заменой трубой-вставкой, отличающийся тем, что подготавливают вставку нанесением полимерного покрытия на внутреннюю поверхность и утолщенного слоя эмали на концы, производят вырезку удаляемого участка совместно с кольцевыми сварными швами, производят подготовку концевых участков трубопровода нанесением пасты и ее подсушиванием, затем сваривают вставку с трубопроводом с образованием защитного покрытия по внутренней поверхности сварного шва и околошовной зоны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2037731C1

Способ ремонта трубопровода 1980
  • Гендель Григорий Леонидович
  • Малышкин Василий Александрович
SU1167400A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1985A1

RU 2 037 731 C1

Авторы

Оловянишников В.Ф.

Воробьев А.А.

Артюшкин В.Н.

Витов В.Ф.

Старченко А.Н.

Даты

1995-06-19Публикация

1992-03-31Подача