РЕСИВЕР ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ВОЗДУХА НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ Российский патент 1995 года по МПК F17C1/00 

Описание патента на изобретение RU2040724C1

Изобретение относится к системам снабжения сжатым воздухом транспортных средств.

Известна конструкция ресиверов, выполненных в виде корпуса и приваренных к нему днищ (Герц Е.Л. и др. Пневматические устройства и системы в машиностроении. Справочник. М. Машиностроение, 1981, с. 25). При этом днища ресивера выполняются эллиптическими (ГОСТ 6533-78. Днища эллиптические отбортованные стальные для сосудов, аппаратов и котлов. Основные размеры).

Данная конструкция позволяет обеспечить необходимый внутренний объем ресивера, но выполнение днищ эллиптическими приводит к тому, что в средней зоне днища напряжения под воздействием давления достигают максимальных величин, так как пропорциональны радиусу кривизны. Сложная форма днища, а также неравномерная деформация при его получении ухудшают технологичность изготовления, а необходимость применения материала повышенных толщин для обеспечения необходимой прочности в критической зоне при недостаточном использовании его в других зонах приводит к повышенной металлоемкости. Поэтому данная конструкция используется при необходимости получения больших объемов при минимальных габаритах.

Наиболее близкой к изобретению является конструкция ресивера, содержащая корпус и два приваренных к нему днища с приваренными к ним соединительными бобышками, при этом днища выполнены дугообразными с внутренним радиусом Rд, равным наружному диаметру корпуса Dк, а толщина донышка Sд составляет 1,2 толщины стенки корпуса Sд 1,2 Sк.

Подобная конструкция позволяет обеспечить прочностные свойства ресивера при определенных соотношениях геометрических параметров деталей, входящих в него. Однако выполнение корпуса и донышка из металла разной толщины усложняет технологию изготовления и, кроме того, увеличивается металлоемкость ресивера.

Предлагаемое изобретение позволит устранить указанные недостатки и создать ресивер для хранения воздуха на транспортном средстве с равнопрочными корпусом и днищами при одинаковой их толщине, что обеспечивает уменьшение металлоемкости и улучшение технологичности изготовления.

Задачей изобретения является создание ресивера для хранения воздуха на транспортном средстве с пониженной металлоемкостью и улучшенной технологичностью изготовления.

При осуществлении предлагаемого изобретения может быть получен технический результат в виде достижения равнопрочности корпуса и днищ ресивера при одинаковой их толщине.

Задача достигается тем, что в ресивере для хранения воздуха на транспортном средстве, выполненном в виде объемного тела, образованного корпусом, изготовленным из листового металла, соединенного в трубу продольным сварочным швом и двумя днищами, приваренными к корпусу с приваренными к ним соединительными бобышками, причем каждое из днищ представляет собой тело вращения, образованное дугой, согласно изобретению имеет центральный плоский участок, радиус дугообразного участка днища определяется соотношением
Rд, где Rд радиус дуги днища;
Dк диаметр корпуса;
К1 коэффициент ослабления корпуса (коэффициент ослабления сварочного шва с учетом меридиональных напряжений), определенный экспериментальным путем и равный
К1 0,8-0,9, центры радиусов расположены по окружности диаметром, равным диаметру плоского участка днища, определяемому соотношением
D K2Dб, где Dб наружный диаметр бобышки;
К2 коэффициент местного усиления бобышки, равный
К2 1,1 1,2, а стенки корпуса и днищ выполнены из одного материала.

В соответствии с возникающими напряжениями σ от внутреннего давления, определяемыми формулой (Смирнов А. Ф. Сопротивление материалов. М. Высшая школа, 1975, с. 463)
σ , где Р внутреннее давление;
R радиус корпуса (днища);
S толщина стенки корпуса (днища) равнопрочность (одинаковые напряжения) корпуса и днищ будет выполняться при обеспечении соответствия Rд поскольку элементом, определяющим прочностные свойства корпуса является сварной шов, для которого допускаемое напряжение σс.ш равно
к]=[σс.ш][σс.к] x K1 где σк напряжение корпуса;
σ с.ш- напряжение сварного шва;
σ с.к- напряжение стенки корпуса.

Напряжение днища σ д равно
σд, где Rд радиус днища;
Sд толщина стенки днища
Напряжение корпуса σк равно
σк/K1, где Rк радиус корпуса;
Sк толщина стенки корпуса
Улучшенная технологичность изготовления корпуса будет достигнута при изготовлении корпуса и днища из одного и того же материала (марки стали, толщина и т.д.), в этом случае толщина днища и корпуса будет равной, Sд Sк и допускаемые напряжения также будут равны, т.е.[σд]=[σк]
/K1; Rд или Rд, где Dк диаметр корпуса
По результатам экспериментов коэффициент К1 для ресиверов с объемом 10-60 л и соотношением диаметра корпуса Dк к длине ресивера Lp Dк/Lp 0,2-0,5, которые применяются в автомобилестроении, находится в пределах 0,8-0,9.

Так как цилиндрические соединительные бобышки диаметром Dбвыполнены приварными к днищам корпуса, а прочность бобышки от воздействия внутреннего давления значительно выше прочности днища, то бобышки играют роль местного усиления, повышающего прочность днища в центральной зоне, и увеличение радиуса в центральной зоне не ухудшает прочность днища.

Уменьшение объема ресивера, связанное с выполнением днища меньшим радиусом компенсируется тем, что часть днища (в зоне бобышки) выполняется плоской, а другая часть дугой радиусом Rд с центрами, расположенными по окружности диаметром, равным диаметру плоского участка днища, определяемому соотношением
D K2Dб
Обеспечение условий равнопрочности элементов, составляющих конструкцию, позволяет применять минимальные запасы по прочности для корпуса и днищ, что значительно снижает металлоемкость ресивера.

Как показала экспериментальная проверка, изготовление ресивера в соответствии с предлагаемыми рекомендациями позволило уменьшить металлоемкость для ресиверов объемом 20 л на 0,5 кг.

Улучшение технологичности изготовления ресивера достигается за счет того, что для изготовления днищ корпуса применяется металл одинаковой толщины и марки, поскольку условия их работы одинаковые. Применение одного материала позволяет улучшить процесс сварки и улучшить ее качество.

Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что предлагаемый ресивер для хранения воздуха на транспортном средстве отличается тем, что тело вращения имеет центральный плоский участок, радиус дугообразного участка днища определяется соотношением
Rд,
центры радиусов расположены по окружности диаметром, равным диаметру плоского участка днища, определяемому соотношением
D K2Dб, а стенки корпуса и днищ выполнены из одного материала.

На чертеже изображен ресивер для хранения воздуха на транспортном средстве.

Ресивер содержит корпус 1, выполненный из листа металла и соединенный в трубу продольным стыковым сварочным швом 2, два днища 3 и две приваренные к ним соединительные бобышки 4. Центры радиусов Rд, по которым выполнены днища, расположены по окружности диаметром, определяемым соотношением D K2Dб. Радиус дуги днищ Rд выполнен с отношением RД=. Толщина стенок корпуса Sк равна толщине стенок днищ Sд. При выполнении приведенных соотношений обеспечивается возможность изготовления корпуса и днищ ресивера из одного материала, что приводит к минимальной металлоемкости при максимальных удельных объемных параметрах и улучшению технологичности изготовления.

Похожие патенты RU2040724C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ НЕФТИ 2011
  • Захаров Вадим Петрович
  • Шевляков Федор Борисович
  • Умергалин Талгат Галеевич
RU2448151C1
БАЛКА ОПАЛУБКИ ПЕРЕКРЫТИЯ 2003
  • Большаков Ю.А.
  • Валитов М.З.
  • Кабаков А.П.
  • Федоров А.С.
  • Майданов Е.А.
  • Черкасов В.В.
RU2244080C1
СПОСОБ ЭЛЕКТРОШЛАКОВОЙ НАПЛАВКИ 1993
  • Веревкин В.И.
  • Быстров В.А.
  • Веревкин С.В.
RU2069614C1
ГАЗОВЫЙ БАЛЛОН 2000
  • Сергеев Виктор Владимирович
  • Иванов Анатолий Иванович
  • Литвинский Яков Исаакович
  • Юрьев Михаил Павлович
  • Мельник Виктор Григорьевич
  • Карп Игорь Николаевич
  • Милованова Яна Александровна
RU2183299C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СВАРНЫХ КОРПУСОВ СОСУДОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ ВЫСОКОПРОЧНЫХ ЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ 2015
  • Трегубов Виктор Иванович
  • Белов Алексей Евгеньевич
  • Анненков Дмитрий Викторович
  • Собкалов Владимир Тимофеевич
  • Заболотнов Владимир Михайлович
  • Зайцев Виктор Дмитриевич
  • Барычева Тамара Петровна
  • Ерохин Владимир Евгеньевич
  • Тимаков Валерий Николаевич
RU2605877C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВЫСОКОПРОЧНЫХ ШТАМПОСВАРНЫХ ДОНЬЕВ 2009
  • Макаровец Николай Александрович
  • Кобылин Рудольф Анатольевич
  • Заболотнов Владимир Михайлович
  • Хабаров Александр Николаевич
  • Гаевский Валерий Владимирович
  • Селезнёва Ольга Юрьевна
RU2415741C1
СТАЛЬНОЙ РЕЗЕРВУАР ДЛЯ ХРАНЕНИЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ 1994
  • Николаев Н.В.
RU2069727C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКИХ ГРУЗОВ 1997
  • Бурмистров Н.В.
  • Каут А.М.
  • Силенок А.В.
  • Клименко С.В.
RU2124994C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБОЛОЧКИ ИЗ КОНСТРУКЦИОННОЙ КОМПЛЕКСНОЛЕГИРОВАННОЙ ХОЛОДНОДЕФОРМИРУЕМОЙ СТАЛИ 2014
  • Анненков Дмитрий Викторович
  • Белов Алексей Евгеньевич
  • Собкалов Владимир Тимофеевич
  • Заболотнов Владимир Михайлович
  • Гаевский Валерий Владимирович
RU2566109C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СВАРНЫХ ОСЕСИММЕТРИЧНЫХ КОРПУСОВ СОСУДОВ, РАБОТАЮЩИХ ПОД ВЫСОКИМ ДАВЛЕНИЕМ 2015
  • Трегубов Виктор Иванович
  • Белов Алексей Евгеньевич
  • Анненков Дмитрий Викторович
  • Собкалов Владимир Тимофеевич
  • Ерохин Владимир Евгеньевич
  • Заболотнов Владимир Михайлович
RU2584622C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 040 724 C1

Реферат патента 1995 года РЕСИВЕР ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ВОЗДУХА НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ

Сущность изобретения: ресивер выполнен из корпуса, изготовленного из листового металла, соединенного в трубу продольным сварочным швом и двух днищ, приваренных к корпусу с приваренными к ним соединительными бобышками. Днища представляют собой тело вращения, образованное дугой. Радиус дуги днища равен Rd= Dk/2K1, центры радиусов расположены по окружности диаметром D = K2Db, а стенки корпуса и днищ выполнены из одного материала. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 040 724 C1

РЕСИВЕР ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ВОЗДУХА НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ, выполненный в виде объемного тела, образованного корпусом, изготовленным из листового металла, соединенного в трубу продольным сварочным швом, и двумя днищами, приваренными к корпусу с приваренными к ним соединительными бобышками, причем каждое из днищ представляет собой тело вращения, образованное дугой, отличающийся тем, что тело вращения имеет центральный плоский участок, радиус Rд дугообразного участка днища определяется соотношением Rд Dк/2K1, где Dк диаметр корпуса; K1 0,8 0,9 - коэффициент ослабления корпуса (коэффициент ослабления сварочного шва с учетом меридиональных напряжений), определенный экспериментальным путем, центры радиусов расположены по окружности диаметром, равным диаметру D плоского участка днища, определяемому соотношением D K2Dб, где Dб - наружный диаметр бобышки; K2 1,1 1,2 коэффициент местного усиления бобышки, а стенки корпуса и днищ выполнены из одного материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2040724C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 040 724 C1

Авторы

Иваненко Вадим Васильевич

Гимаев Фарид Имамутдинович

Даты

1995-07-25Публикация

1992-08-06Подача