Изобретение относится к шинной промышленности, а именно к пневматическим шинам, применяющимся на различных движительных установках.
Известна пневматическая шина с брекером, состоящим из основных и вспомогательных слоев, причем основные слои брекера с углом наклона нитей 60-85о расположены между вспомогательными с углом наклона нитей 0-35о. Такое расположение обеспечивает снижение касательных напряжений на границе каркас-брекер, но при эксплуатации в тяжелых и климатических условиях шины преждевременно выходят из строя, недолговечны и неремонтопригодны.
Известна пневматическая шина, имеющая основные и вспомогательные слои брекера, но вспомогательные слои брекера выполнены из разреженного обрезиненного полиамидного корда, причем вспомогательный слой, расположенный на границе с каркасом, выполнен уширенным. Данная пневматическая шина отличается улучшенной работоспособностью и ремонтопригодностью (прототип).
Недостатком указанной пневматической шины является снижение боковой жесткости шины в поперечном направлении относительно качения шины вследствие того, что вспомогательные слои с углом наклона нитей 0-35о выполнены из относительно мягкого полиамидного корда, что приводит в конечном итоге к снижению устойчивости и управляемости автомобиля, показателя N 1 эксплуатационных качеств всех движительных установок по обеспечению активной безопасности движения, особенно на высоких скоростях. Применение разреженного полиамидного корда снижает стойкость к механическим повреждениям. Имеет место тот парадоксальный случай в современной практике создания пневматических шин, отвечающих многим требованиям машиностроения с целью обеспечения конкурентноспособности, когда желание усилить один из показателей шины приводит к снижению другого.
Целью изобретения является устранение указанных недостатков и повышение как боковой жесткости шины, так и ее долговечности и ремонтопригодности.
Указанная цель достигается тем, что в известной пневматической шине, имеющей не менее трех слоев обрезиненного материала, два слоя основные с углом наклона нитей 60-85о, один слой (не менее) вспомогательный с углом наклона нитей 0-35о. Вспомогательный слой, выполненный из обрезиненного материала с превышающими упругожесткостными характеристиками, чем в основных слоях, расположен между основными слоями в непосредственной близости от нейтральной оси поперечного сечения многослойного брекера. Для раскрытия и правильного понимания существа изобретения необходимо деформационное состояние брекера сравнить с деформацией бруса под действием изгибающего момента по схеме из теории сопротивления материалов: одна поверхность бруса претерпевает деформацию сжатия, противоположная поверхность деформацию растяжения, средняя часть, совпадающая с нейтральной осью поперечного сечения бруса, остается при изгибе без изменения.
В случае брекера пневматической шины, слабонагруженной от внутреннего давления воздуха вспомогательный слой с углом нитей 0-35о, расположенный в непосредственной близости от нейтральной оси поперечного сечения многослойного брекера, при деформации пневматической шины остается практически без изменения относительного положения, тем самым достигается высокая долговечность брекера и ремонтопригодность пневматической шины в целом при эксплуатации в любых дорожных и климатических условиях, а за счет применения обрезиненного материала с превышением упругожесткостных характеристик в сравнении с основными слоями, увеличивается боковая жесткость пневматической шины.
Допустимость применения во вспомогательном слое обрезиненного материала с превышением упругожесткостных характеристик, в сравнении с основными слоями, без ухудшения долговечности и ремонтопригодности пневматической шины, также комфортабельности при обтекании неровностей дорожного покрытия, обеспечивается тем же самым благоприятным положением вспомогательного слоя в непосредственной близости от нейтральной оси поперечного сечения многослойного брекера без его изменения относительного положения при деформации пневматической шины. Благодаря изобретению удается увязать трудносовместимые важнейшие характеристики брекера пневматической шины: жесткость и изгибоустойчивость для обеспечения устойчивости и управляемости движительных установок, комфортабельности езды, долговечности пневматических шин. В качестве обрезиненного материала для основных слоев брекера могут применяться вискоза, ароматический полиамидный корд СВМ; вспомогательного слоя металлокорд и капроновая мононить (типа рыболовной лески).
Изобретением предусматривается соотношение параметров обрезиненного материала вспомогательного и основных слоев: частота нитей, их калибр. Частота нитей материала в вспомогательном слое в 1,3-2 раза больше частоты нитей в основных слоях. Большая частота нитей материала во вспомогательном слое брекера способствует, с одной стороны, повышению боковой жесткости пневматических шин за счет количества материала, с другой стороны, служит надежным экраном для брекера, каркаса, ездовой камеры от механических повреждений, повышая долговечность и ремонтопригодность пневматических шин.
Снижение резиносодержания во вспомогательном слое от повышения частоты нитей не приведет к расслоению между основными и вспомогательными слоями, так как вспомогательный слой находится в сжатом состоянии между основными слоями из нерастяжимых нитей и не меняет свое относительное положение при деформации пневматической шины. В пределах 1,3-2-кратного превышения выбирается частота нитей во вспомогательном слое в зависимости от размера и назначения пневматической шины. Для выполнения тех же целей, определяемых изобретением, в зависимости от типа пневматической шины калибр нитей обрезиненного материала во вспомогательном слое составляет 0,6-1,5 от калибра нитей обрезиненного материала основных слоев.
В зависимости от отношения высоты профиля Н1 к ширине профиля В1 (в практике шинного производства применяются шины с отношением 0,5; 0,6; 0,65; 0,7; 0,8; 0,9; 1,0) для выполнения целей, определяемых изобретением, ширина вспомогательного слоя брекера составляет величину 0,6-1,4 от высоты профиля Н1 по внутреннему контуру пневматической шины.
В качестве первого варианта изобретения, решающего одну и ту же задачу принципиально одним и тем же путем, предлагается брекер пневматической шины, в которой вспомогательный слой располагается между основными слоями, каждый из которых состоит из перегнутой полосы с взаимоперекрещивающимися нитями обрезиненного материала.
Брекер по первому варианту предпочтителен для пневматических шин с повышенными техническими характеристиками в части нагрузки на пневматическую шину и скорости эксплуатации.
В качестве второго варианта изобретения предлагается брекер пневматической шины, в котором вспомогательный слой располагается между основными слоями, каждый из которых состоит из перегнутой не более полуторной полосы с взаимоперекрещивающимися нитями обрезиненного материала. Брекер по второму варианту предпочтителен для пневматических шин с повышенной скоростной характеристикой.
На фиг. 1 изображена пневматическая шина с многослойным брекером, поперечный разрез; на фиг. 2 пневматическая шина в плане с частичными вырывами по отдельным слоям брекера; на фиг. 3 пневматическая шина с брекером по первому варианту изобретения, поперечный разрез; на фиг. 4 пневматическая шина с частичными вырывами по отдельным слоям брекера, вид сверху; на фиг. 5 и 6 то же по второму варианту изобретения.
Пневматическая шина 1 имеет брекер 2, состоящий из основных слоев 3 и вспомогательного слоя 4, расположенного между основными слоями 3.
Н1 высота профиля пневматической шины по 1-му слою;
В1 ширина профиля пневматической шины по 1-му слою;
α1 угол наклона нитей корда в основных слоях 3 брекера 2 относительно поперечной оси пневматической шины 1, равный 60-85о;
α2 угол наклона нитей корда во вспомогательном слое 4 брекера 2 относительно поперечной оси пневматической шины 1, равный 0-35о.
По первому варианту изобретения брекер 2 пневматической шины 1 имеет вспомогательный слой 4, расположенный между основными слоями 5, каждый из которых состоит из перегнутой полосы с взаимоперекрещивающимися нитями обрезиненного материала. По второму варианту изобретения брекер 2 пневматической шины 1 имеет вспомогательный слой 4, расположенный между основными слоями 6, каждый из которых состоит из перегнутой полосы с взаимоперекрещивающимися нитями обрезиненного материала.
Брекер пневматической шины, имеющий вспомогательный слой с повышенными упругожесткостными характеристиками и расположенный между основными слоями, повышает боковую жесткость пневматической шины, ее долговечность и ремонтопригодность, стойкость к механическим пробоям и проколам, комфортабельность.
Расположение вспомогательного слоя с направлением нитей обрезиненного материала под углом 0-35о к поперечной оси в непосредственной близости от нейтральной оси поперечного сечения многослойного брекера в отличие от известного брекера пневматической шины обеспечивает одновременно требуемые жесткость и эластичность, что очень важно при эксплуатации пневматической шины в различных дорожных и климатических условиях, т.е. при создании перспективной всесезонной пневматической шины прогрессивной радиальной конструкции.
Эффективность и необходимость внедрения изобретения можно обосновать на примере широкого применения легковых радиальных шин 165/82Р13 модели ИЯ-170 на автомобилях семейства "Жигули". По многолетним обобщениям на заводе результатов эксплуатации легковых радиальных шин на автомобилях ВАЗ-2102, 2103, 2106 в различных климатических и дорожных условиях страны получен парадоксальный вывод: прогрессивная конструкция легковой радиальной шины приходит в противоречие с реальными условиями эксплуатации, заключающимися в том, что труднодеформируемая радиальная шина при обтекании неровностей дорожного покрытия склонна к механическим повреждениям, преждевременно выходит из строя, вызывая нарекания и жалобы автолюбителей.
Брекер пневматической шины согласно изобретению не имеет перечисленных недостатков и принципиально решает проблему создания надежной и долговечной всесезонной пневматической шины.
Предварительные стендовые испытания показали обнадеживающие результаты.
Безопасная скорость повышена со 180 до 190 км/ч, стойкость к продавливанию увеличена на 25% боковая жесткость на 10% ходимость на обкаточном стенде на 15%
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОКРЫШКА ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ | 1991 |
|
RU2013215C1 |
БРЕКЕР ПОКРЫШКИ РАДИАЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ | 1991 |
|
RU2013216C1 |
ПОКРЫШКА ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ | 1991 |
|
RU2013214C1 |
ПОКРЫШКА ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ | 1992 |
|
RU2035316C1 |
ПОКРЫШКА ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ РАДИАЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ | 1995 |
|
RU2088424C1 |
КАРКАС РАДИАЛЬНОЙ ШИНЫ | 1993 |
|
RU2048300C1 |
ПОКРЫШКА ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ РАДИАЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ | 1995 |
|
RU2088423C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ШИНА | 1992 |
|
RU2025287C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ШИНА | 1992 |
|
RU2021906C1 |
ПОКРЫШКА ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ | 1993 |
|
RU2042532C1 |
Использование: в конструкции автомобильных шин. Сущность: вспомогательный слой 4 корда расположен между основными слоями 3 в зоне нейтральной оси поперечного сечения брекера. Частота нитей корда во вспомогательном слое в 1,3 2,0 раза больше частоты нитей в основных слоях, а калибр нитей составляет 0,6 1,5 от калибра нитей основных слоев. 2 з. п. ф-лы, 6 ил.
Пневматическая шина | 1978 |
|
SU885084A2 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1995-11-27—Публикация
1991-08-07—Подача