Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для преобразования качательного или возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот, и как прямолинейно-направляющий механизм, например, на гидромашинах (гидроагрегат, гребное колесо) и в движителях (некруглое колесо, шагающее колесо).
Известен механизм, содержащий звено, снабженное замкнутой направляющей, тройной кривошип, вращающийся вокруг неподвижной оси, на котором установлены ролики, предназначенные для взаимодействия с направляющей кулачка.
Недостатком указанного механизма является его ограниченные функциональные возможности.
Цель изобретения расширение функциональных возможностей механизма.
Указанный технический результат достигается тем, что механизм, содержащий одной звено с замкнутой направляющей, второе звено с установленными по окружности элементами кинематического соединения, кинематически связанное с замкнутой направляющей первого звена, кинематическая связь второго звена с первым выполнена с возможностью колебательного относительного движения между центром окружности размещения элементов кинематического соединения второго звена и первым звеном. В механизме кинематическая возможность колебательного относительного движения между центром размещения элементов кинематического соединения второго звена и первым звеном, например, выполнена либо посредством выполнения замкнутой направляющей звена в виде паза, либо посредством установки одного из звеньев на коромысле, либо посредством снабжения механизма дополнительной направляющей и предназначенным для взаимодействия с ней дополнительным элементом кинематического соединения, связанным с центром окружности размещения элементов кинематического соединения второго звена, а элементы кинематического соединения выполнены в виде роликов.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема механизма, в которой второе звено выполнено с двумя роликами, и профили (центральной и действительной) замкнутой направляющей первого звена; на фиг.2 центральный профиль замкнутой направляющей кулачка для кинематической схемы изображенной на фиг.1 при движении оси звена по дуге; на фиг.3 кинематическая схема для звена с тремя элементами кинематического соединения и центральные профили замкнутой направляющей кулачка без учета условий, обеспечивающих передачу сил в механизмах; на фиг.4-8 варианты кинематических схем с применением данного механизма.
Механизм содержит стойку 1, одно звено 2 с замкнутой направляющей 3 на нем (в первом варианте замкнутая направляющая выполнена в виде паза, см.фиг. 6) и второе звено 4 с установленными по окружности роликами (элементами кинематического соединения) 5, предназначенными для взаимодействия с замкнутой направляющей 3 первого звена 2.
Во втором варианте замкнутая направляющая 3 выполнена в виде беговой дорожки (фиг.1, 5, 7). В этом случае, в целях обеспечения постоянного взаимодействия роликов 5 с замкнутой направляющей 3 звено 2 или стойка 1 снабжено дополнительным направляющим пазом 6, а механизм ползуном или роликом (дополнительным элементом кинематического соединения) 7. Ползун 7 размещен в пазу 6 и шарнирно связан с осью 8 второго звена 4, установленной в центре окружности размещения роликов 5.
Работа механизма объясняется следующим образом.
Например, при неподвижной установке первого звена 2 относительно стойки 1 и вращении оси 8 второго звена 4 ролики 5, перекатываясь по замкнутой направляющей 3 выбранного профиля, а ползун 7, двигаясь по дополнительной направляющей 6 (в случае выполнения замкнутой направляющей 3 в виде паза, ролики 5, перекатываясь в пазу 3) двигают ось 8 звена 4 возвратно-поступательно по траектории 9 (L1 или L1'). При этом выходные элементы 10 (выходной элемент может быть установлен и на оси 8 звена 4), размещенные в нужных точках звена 4, описывают траекторию 11 (9) движения выходного элемента 10 с участком L2 (L2') или L1 (L1') нужной формы.
Однако в крайних положениях колебаний звена 2 или звена 4, механизм может самотормозиться. Из множества возможных вариантов решения устранения явления самоторможения механизма, на фиг.4 приведен простой вариант, где звено 4 установлено на неподвижной оси 8 стойки 1, а звено смонтировано на коромысле 12, поворотно установленной на стойке 1. Рычаг 13 привода выполнен в виде скобы и на шарнирах 14 поворотно установлен на звене 2. На рычаге 13 прикреплен толкатель 15.
При качении рычага 13, например вправо, рычаг 13 поворачивается на звене 2 и, упираясь толкателем 15 об ролик 5, перемещает его, выведя звено 4 из положения самоторможения. Далее рычаг 13 упирается об упор 16 и поворачивает звено 2, которое, воздействуя замкнутой направляющей 3 на ролики 5, приводит звено 4 во вращательное движение до его установления в правом положении самоторможения. При качении влево, описанный процесс повторяется. После трех полных циклов качения рычага 13 звено 4 совершит один полный оборот.
При размещении выходных элементов 10 на осях 17 роликов 5 звена 4, их траектория 18 движения аналогична форме профиля замкнутой направляющей 3 звена 2 (см.фиг.1,2, а на фиг.3 центровой профиль 18 направляющей 3 изображен непрерывной линией).
В случае размещения выходных элементов 10 вне зоны, расположенной между осями 8 и 17 звена 4 и роликов 5 и, при необходимости получения прямолинейного участка L2' на траектории 11 движения выходного элемента 10, профиль замкнутой направляющей 3 может иметь виды, изображенные на фиг.3, 6 (на фиг. 3 для данного случая центровой профиль 18 направляющей 3 изображен штриховой линией). Причем, в этом случае, величины длин рабочих участков L1' и L2' траекторий движения выходных элементов больше, чем в первом случае.
На фиг.5 приведена кинематическая схема механизма, где центровой профиль замкнутой направляющей выполнен с учетом радиуса роликов 5, а дополнительная направляющая 6 звена 2 заменена двумя направляющими 6, в которых размещены ползуны 7, соединенные между собой штоком 19. Шток 19 в свою очередь шарнирно соединен с осью 8 звена 4. Здесь при повороте звена 4 на один оборот ползуны 7 совершают три полных возвратно- поступательных цикла движения.
На кинематической схеме механизма, изображенной на фиг.7, ролики 5 установлены равномерно по окружности на стойке 1, а ползун 7 неподвижно и шарнирно на стойке. В данном случае при повороте звена 2 на один оборот звено 2, скользя прорезью дополнительной направляющей 6 по неподвижному ползуну 7, совершает три цикла возвратно-поступательного движения относительно оси 8 стойки 1. При этом некоторые точки 20 звена 2 описывают траекторию 21, где также имеются приблизительно прямолинейные участки L3.
Рассматривая кинематические схемы фиг. 5 и 7, замечаем, что на основе предложенного механизма имеется возможность создания бесшатунного двигателя.
Таким образом, выбрав соответствующую кинематическую схему и разное количество роликов 5 звена 4 и разную форму профиля замкнутой направляющей 3, можно получать механизмы разного функционального назначения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕХАНИЗМ (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2121093C1 |
Шагающее колесо | 2020 |
|
RU2747337C1 |
ПРЯМОЛИНЕЙНО-НАПРАВЛЯЮЩИЙ МЕХАНИЗМ (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2115849C1 |
Шагающее колесо | 2021 |
|
RU2763325C1 |
Движитель, шагающий колесными опорами | 2020 |
|
RU2763058C1 |
Механизм шагающего движителя | 2019 |
|
RU2723923C1 |
ПРЯМОЛИНЕЙНО-НАПРАВЛЯЮЩИЙ МЕХАНИЗМ | 1991 |
|
RU2006725C1 |
ДОРОЖНО-УБОРОЧНАЯ МАШИНА | 1991 |
|
RU2029819C1 |
Колесо транспортного средства | 1989 |
|
SU1785915A1 |
Прямолинейно-направляющий механизм | 1990 |
|
SU1820099A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для преобразования качательного или возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей. Механизм содержит стойку, одно звено с замкнутой и дополнительной направляющими на нем, второе звено с симметрично расположенными на нем по окружности роликами и предназначенными для взаимодействия с замкнутой направляющей звена. В центре окружности расположения роликов размещена ось звена, которая шарнирно связана с ползуном, предназначенным для взаимодействия с дополнительной направляющей. Например при повороте звена ось звена совершает колебательное движение и механизм выходными элементами описывает траекторию движения с рабочими участками. 4 з. п. ф-лы, 8 ил.
Артоболевский Ш.И | |||
Механизм в современной технике, т.5, М.: Наука, 1981, с.2859. |
Авторы
Даты
1996-02-20—Публикация
1992-11-24—Подача