Изобретение относится к области медицины, а именно к травматологии и военно- полевой хирургии, в частности к транспортным и транспортно-лечебным шинам.
Известна шина для иммобилизации предплечья, содержащая плечевой сегмент с локтевым изгибом, соединенный с пред- плечным сегментом, имеющим кистевой участок 1.
Известна также шина для иммобилизации предплечья, содержащая плечевой сегмент с ограничительными выступами и локтевым изгибом, соединенным с пред- плечным сегментом, имеющим кистевой участок 2.
Известные шины не обеспечивают стабилизации верхней конечности относительно туловища а также жесткой и
атравматичной фиксации поврежденных кс- стей предплечья и локтевого сустава у ране- ных и пострадавших, вынужденны находится в горизонтальном /лежачем/ положении из-за тяжести состояния, обусловленного сопутствующими повреждениями других локализаций, что приводит к осложнениям, особенно при длительной транспортировке. Это обусловлено пространственной переориентации положения верхней конечности у лежачих больных, при котором данные шины утрачивает свои опорные и фиксационные свойства.
Цель изобретения - обеспечение стабилизации верхней конечности относительно туловища у лежачих больных.
Поставленная цель достигается тем, что на предплечном сегменте известной шины, являющейся в конструктивном решении
VJ
00
го
(Л
2
предлагаемого устройства боковой составляющей, перпендикулярно ему установлен поддерживающий сегмент, который имеет опорные концы, отогнутые в сторону, противоположную предплечному сегменту, при этом опорные концы выполнены в виде дуг, или зигзагов, или трехгранных призм.
Установка на предплечном сегменте боковой составляющей перпендикулярно ему поддерживающего сегмента с опорными концами, отогнутыми в сторону, противоположную предплечному сегменту, служит целям создания опоры для локтевого сустава, предплечья и кисти у горизонтально лежащего больного, способствуя тем самым улучшению фиксационных характеристик шины, и стабилизации верхней конечности относительно туловища.
Выполнение опорных концов поддерживающего сегмента в виде дуг, которые являются по сути своей туловищными упорами, позволяет надежно стабилизировать верхнюю конечность лежащего раненого или пострадавшего, размещенную на шине, относительно его туловища, охватываемого вышеупомянутыми дугами. А выполненные -в виде трехгранных призм или зигзагов опорные концы предназначены для опоры шины на плоскость, на которую уложен пострадавший с сочетанной травмой предплечья, грудной клетки и живота, что обеспечивает стабилизацию верхней конечности относительно плоскости, на которой размещен больной, а соответственно и относительно его туловища исключая опору шины на него.
На фиг. 1 показана шина иммобилизации предплечья с опорным локтевым изгибом, общий вид; на фиг. 2 - боковая составляющая шины по фиг 1; на фиг. 3 - поддерживающий сегмент с опорными концами в виде дуг шины по фиг 1, на фиг 4 - профиль фиг. 3, на фиг. 5 - профиль варианта поддерживающего сегмента с опорными концами в виде дуг; на фиг. 6 - схема размещения шины по фиг 1 на пациенте; на фиг. 7 - общий вид варианта шины для иммоби- лиации предплечья с обходным прямоугольным локтевым изгибом, на фиг.8 - боковая составляющая шины по фиг. 7; на фиг. 9- профиль фиг 8, на фиг. 10-профиль варианта боковой составляющей с обходным фигурным локтевым изгибом; на фиг 11 - поддерживающий сегмент с опорными концами в виде трехгранной призмы шины по фиг 7 на фиг 12 - профиль фиг 12; на фиг 13 - профиль варианта поддерживающего сегмента с опорными концами в виде зигзагов, на фиг 14 - схема размещения шины по фиг 7 на пациенте
Шина для иммобилизации предплечья содержит соединенные между собой боковую составляющую 1 и поддерживающий сегмент 2, выполненные из рамок с поперечными элементами. Боковая составляющая 1 состоит из кистевого участка 3, предплечного 4 и плечевого 5 сегментов, соединенных между собой опорным локтевым изгибом 6, поясного окна 7, располо0 женного между кистевой частью 3 и предплечным сегментом 4, и пары боковых ограничительных выступов 8 на плечевом сегменте 5. Перпендикулярно установленный на предпяечном сегменте 4 боковой
5 составляющей 1, поддерживающий сегмент 2 содержит горизонтальный ложемент 9 для кисти, предплечья и локтевого сустава и опорные концы в виде дуг 10 и 11 с угло- образными прогибами 12 на них или в вари0 анте его /см. фиг. 5/ на горизонтальном ложементе 9 выполнены две пары боковых ограничительных выступов 13 и 14 и подкосы 15, соединяющие опорные концы в виде друг 10 и 11 с ложементом 9.
5 Вариант шины для иммобилизации предплечья /см. фиг. 7/ содержит также соединенные между собой боковую составляющую 16 и поддерживающий сегмент 17, выполненные из идентичных рамок с попе0 речными элементами. Боковая составляющая 16 состоит из кистевого участка 3. предплечного 4 и переднего плечевого 18 сегментов, соединенных между собой обходным прямоугольным локтевым изгибом
5 19, предплечного окна 20 на переднем плечевом сегменте 18 и окна 21 для 1 пальца кисти или в варианте ее /см. фиг. 10/ пред- плечный сегмент 4 соединен обходным фигурным локтевым изгибом 22,
0 образованным промежуточным суставным сегментом 23. выполненным в виде суставного окна, с передним плечевым 18, на котором размещены две пары боковых ограничительных выступов 24 и 25. Пергген5 дикулярно установленный на предплечИбм сегменте 4 боковой составляющей 16, поддерживающий сегмент 17 содержит лучеза- пястное возвышение на горизонтальном ложементе 9, который по краям снабжен
0 отогнутыми опорными концами 27, выполненными в виде трехгранных призм 28 или в варианте его /см. фиг. 13/ на горизонтальном ложементе 9 дополнительно размещена пара боковых ограничительных выступов
5 29, а опорные концы выполнены в виде зигзагов 30 с опорными элементами 31 Шина работает следующим образом Предварительно все сегменты и элементы шины - кистевой участок 3, предплрчный 4 и плечевой 5 сегменты пястное окно
боковые ограничительные выступы 8, дуги 10 и 11 или в вариантах ее боковые ограничительные выступы 13 и 14 /см. фиг. 5/, передний плечевой сегмент 18, окна 20 и 21 /см. фиг. 7, 8 и 9/. суставное окно 23, боко- вые ограничительные выступы 24 и 25 /см. фиг. 10/ и боковые ограничительные выступы 29 /см. фиг..13/, а также горизонтальный ложемент 9, контактирующие с телом раненого или пострадавшего, обкладывают ва- той или помещают на них подстилочную прокладку, которые фиксируют с помощью перевязочного материала, например бинта. Затем, поврежденные локтевой сустав и предплечье больного, находящегося в вы нужденном горизонтальном положении, укладывают на ложемент 9, кисть проводят через пястное окно 7 и размещают ее на кистевом участке 3, охватывая при этом сна- .ружи предплечье и плечо предплечным 4 и плечевым 5 сегментами, боковые ограничи- тельные выступы 8 сближают между собой до полного охвата плеча или в варианте шины еще и боковые ограничительные выступы 13 и 14 на ложементе 9 /см. фиг. 5/ сближают также между собой до полного охвата предплечья и дуги 10 и 11 размещают на туловище раненого или пострадавшего. После чего, осуществляют фиксацию шины к верхней конечности и туловищу с по- мощью перевязочного материала, например, бинта, а затем дополнительно скрепляют дуги 10 и 11 между собой с помощью упругих тяг, например, резиновых жгута или бинта, или пружины, фиксируе- мых к их углообразным прогибам 12.
Или в вариантах шины предплечья и кисть раненого или пострадавшего перед размещением на ложементе 9 предварительно проводят через предплечье окно 20 /см. фиг. 7 и 8/ или суставное окно 23 /см. фиг. 10/. дополнительно сближают между собой боковые ограничительные выступы 24 и 25 на переднем плечевом сегменте 18 /см. фиг. 10/ до полного охвата плеча или боко- вые ограничительные выступы 29 на ложементе 9 /см. фиг. 13/ до полного охвата предплечья, и затем опорные концы в виде трехгранных призм 28 /см фиг. 7. 11 и 12/ или зигзагов 30 с опорными элементами 31 /см. фиг. 13/ устанавливают на плоскость, на которой лежит раненый или пострадавший, например носилки, обеспечивая тем самым расположение предплечного сегмента 4 и ложемента 9 шины, а соответственно
предплечья с кистью над туловищем пациента, полностью исключая их контакт.
Таким образом, шина для иммобилизации предплечья позволяет обеспечить жесткую, надежную и атравматичную фиксацию поврежденных костей предплечья и локтевого сустава за счет достижения пространственной стабилизации верхней конечности относительно туловища у лежачих раненых и пострадавших или плоскости, на которой они размещены, например носилок, на весь период транспортировки и иммобилизации.
Кроме того, данная шина, полностью разрешая проблему транспортной иммобилизации предплечья и локтевого сустава на догоспитальном этапе у лиц с множественной и сочетанной травмой, вынужденных находится в горизонтальном положении, способствует снижению частоты и тяжести шока и предупреждает развитие его, а также является действенной мерой профилактики и других осложнений, таких как кровотечение, вторичное смещение отломков и развитие инфекции при открытых повреждениях.
Кроме того, описанная шина дает возможность осуществления преемственности лечения, так как она может быть использована для обеспечения подобных целей и на госпитальном этапе, а именно в реанимационных отделениях при проведении противошоковой терапии, при осуществлении оперативных вмешательств по неотложным показаниям при сочетанной травме других локализаций, а также у данного контингента раненых и пострадавших в послеоперационном периоде в мирное, так и в военное время.
Формула изобретения
1.Шина для иммобилизации предплечья, содержащая плечевой сегмент с ограничительными выступами и локтевым изгибом, соединенный с предплечным сегментом, имеющим кистевой участок, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения стабилизации верхней конечности относительно туловища у лежачих больных, на предплечном сегменте перпендикулярно ему установлен поддерживающий сегмент, который имеет опорные концы, отогнутые в сторону, противоположную предплечному сегменту.
2.Шина по п. 1, отличающаяся тем, что опорные концы выполнены в виде дуг или зигзагов, или трехгранных призм.
S
Использование: травматологиия и военно-полевая хирургия. Цель обеспечение стабилизации верхней конечности относительно туловища у лежащих больных. Сущность: шина содержит боковую составляющую 1, состоящую из кистевого участка 3, предплечего сегмента 4 и плечевого сегмента 5 соединенных между собой локтевым изгибом 6. Перпендикулярно предплечному сегменту 4 установлен поддерживающий сегмент 2, который содержит горизонтальный ложемент 9 для кисти, предплечье и локтевого сустава и опорные концы в виде дуг 10 и 11 отогнутые в сторону противоположную предплечному сегменту 2. Опорные концы могут быть также выполнены в виде зигзагов или трехгранны призм. Положительный эффект: обеспечивается жесткая и атравматичная фиксация поврежденных костей верхней конечности на весь период транспортировки и иммобилизации. 1 з.п.ф-лы. 14 ил. сл
-TI
Ј
5
фие,6
pc/e.S
риг. 9
фаъ.Н
/Г
.7
& s3
five. (0
о
фиг.ft
фаг. fЈ
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Русаков А.Б | |||
Транспортная иммобилизация | |||
М | |||
Медицина | |||
Сплав для отливки колец для сальниковых набивок | 1922 |
|
SU1975A1 |
Устройство для выпрямления опрокинувшихся на бок и затонувших у берега судов | 1922 |
|
SU85A1 |
Приспособление для соединения пучка кисти с трубкою или втулкою, служащей для прикрепления ручки | 1915 |
|
SU66A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ транспортной иммобилизации при повреждении костей предплечья | 1980 |
|
SU950330A1 |
кл | |||
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1992-12-23—Публикация
1990-08-10—Подача