Изобретение относится к области медицины, а именно к травматологии и военно-полевой хирургии, в частности к транспортным и транспортно-лечебным шинам, и может быть использовано на догоспитальном и госпитальном этапах медицинской помощи как в мирное, так и в военное время.
Известна шина для иммобилизации конечности, содержащая лестничный модуль, выполненный в виде ложемента кисти дугообразной формы и ложемента предплечья [1].
Известна также шина для иммобилизации конечности, содержащая лестничный модуль, выполненный в виде ложемента кисти конусовидной формы с парой кистевых ограничительных выступов и ложемента предплечья с предплечными ограничительными выступами [2].
Также известна шина для иммобилизации конечности, содержащая лестничный модуль, выполненный в виде ложемента кисти цилиндрической формы с кистевыми ограничительными выступами и ложемента предплечья с предплечными ограничительными выступами [3].
Известные шины не обеспечивают пространственной стабилизации поврежденных дистальных отделов верхней конечности, а также жесткой, атравматичной и надежной фиксации поврежденных костей кисти и лучезапястного сустава у раненых и пострадавших, вынужденных находиться в горизонтальном, лежачем положении из-за тяжести состояния, обусловленного сопутствующими поражениями других локализаций. Это связано с тем, что у лежачих больных имеется пассивная пространственная переориентация положения верхней конечности, при которой данные шины утрачивают свои фиксационные функции.
Цель изобретения - повышение надежности фиксации путем обеспечения пространственной стабилизации поврежденной конечности.
Поставленная цель достигается тем, что в конструкцию шины для иммобилизации конечности введены изогнутые опоры, установленные на ложементе предплечья, при этом изогнутые опоры имеют форму двух дуг, образующих окружность, или форму спирали.
Установка на ложементе предплечья изогнутых опор обеспечивает пространственную стабилизацию в задаваемом горизонтальном или вертикальном положении поврежденных костей кисти и лучезапястного сустава и соответственно повышает надежность и атравматичность их фиксации на весь период иммобилизации. Это связано с тем, что значительно снижаются ударные и вибрационные нагрузки на иммобилизируемый дистальный отдел верхней конечности лежащего пациента благодаря опорам, которые исключают непосредственный контакт конечности с поверхностью носилок или другой плоскости, на которых размещен раненый или пострадавший. Поэтому исключение посредством размещения на шине изогнутых опор ударно-вибрационных нагрузок на иммобилизируемый дистальный отдел верхней конечности с глушением их при длительной транспортировке, особенно в условиях грунтовых или неподготовленных дорог, или при эвакуации авиатранспортом, повышает надежность и жесткость фиксации поврежденных костей кисти и лучезапястного сустава с постоянным поддержанием ее.
Выполнение изогнутых опор в форме двух дуг, образующих окружность, или в форме спирали не только обеспечивает своеобразную рессорную подвеску поврежденного дистального отдела верхней конечности, но и частично преобразует колебательные и вибрационные нагрузки во вращательные движения, надежно предупреждая усиление их вследствие возникающего резонанса, что способствует также повышению надежности и атравматичности фиксации при использовании предложенной шины. При этом выполнение опор в форме двух дуг, образующих незамкнутую окружность, усиливает эффект пружинной эластичной подвески поврежденного дистального отдела верхней конечности у лежащего раненого или пострадавшего.
Выполнение изогнутых опор в форме спирали предпочтительнее в связи с тем, что спиралевидная форма опор, обладая большей площадью контакта с плоскостью, на которой размещен пациент, в большей степени обеспечивает атравматичность и надежность фиксации поврежденных костей кисти и лучезапястного сустава и более щадящее преобразование колебательных нагрузок во вращательные с гашением их.
А выполнение изогнутой опоры-основания в виде дуги, установленной на конце ложементе предплечья обеспечивает установку и поддержание вертикального положения поврежденного дистального отдела верхней конечности за счет образования надежного основания, способствующего вертикальному удержанию шины, что имеет большое значение для остановки кровотечения при открытых травмах и ранениях кисти и лучезапястного сустава, а также для профилактики посттравматического отека зоны повреждения при обширной и массивной травматизации ее, ишемии и комбинированных поражениях, например при сочетании механической травмы с поражением боевыми отравляющими веществами.
На фиг. 1 показан общий вид шины с изогнутыми опорами в форме дуг; на фиг. 2 - общий вид варианта шины с опорами в форме двух соединенных между собой дуг; на фиг.3 - общий вид варианта шины с опорой в форме спирали; на фиг. 4 - шина по фиг.3 в отдельности без опоры в форме спирали; на фиг.5 - общий вид варианта шины с изогнутой опорой-основанием в виде дуги.
Шина для иммобилизации конечности содержит лестничный модуль с рамкой 1 и поперечными элементами 2, выполненный в виде ложемента 3 кисти с вогнутыми на нем поперечными элементами 4 по всей его окружности и ложемента 5 предплечья с окном 6, с двумя парами предплечных ограничительных выступов 7, 8 и с изогнутыми опорами в форме верхних 9, 10 и нижних 11, 12 дуг или в варианте ее (фиг. 2) изогнутые опоры выполнены в форме соединенных между собой верхних 9, 10 и нижних 11, 12 дуг, образующих замкнутые окружности.
А в других вариантах шины для иммобилизации конечности опора в форме спирали 13 (фиг.3) установлена на ложементе 5 предплечья посредством закрепления ее на двух парах поддерживающих выступов 14 и 15 или изогнутая опора-основание 16 (фиг.5) установлена на ложементе 5 предплечья и на соединенном с ним локтевом изгибе 17.
Шина работает следующим образом.
Предварительно все сегменты и элементы шины - ложементы кисти 3 и предплечья 5, рамки модуля, образующие окно 6 и предплечные ограничительные выступы 7, 8, или в варианте ее (фиг.5) часть изогнутой опоры-основания 16 и локтевой изгиб 17, контактирующие с конечностью раненого или пострадавшего, обкладывают ватой или помещают на них подстилочную прокладку, которые фиксируют с помощью перевязочного материала, например бинта. Затем кисть раненого или пострадавшего, находящегося в лежачем положении, укладывают на ложемент 3 кисти, размещая в окне 6 первый палец кисти при повреждении ее костей, или размещают в окне 6 кисть областью пястья при повреждениях лучезапястного сустава, а предплечье размещают на ложементе 5 предплечья и после этого две пары предплечных ограничительных выступов 7 и 8 сближают между собой до полного охвата ими предплечья. После чего производят дополнительную фиксацию шины к конечности с помощью перевязочного материала, например эластичного бинта, и конечность с закрепленной на ней шиной укладывают рядом с телом раненого или пострадавшего на плоскость, на которой он размещен, или конечность с шиной располагают вертикально рядом с раненым или пострадавшим, устанавливая шину на изогнутую опору-основание 16 и локтевой изгиб 17 на плоскость, на которой уложен пациент.
Таким образом, шина для иммобилизации конечности позволяет повысить надежность фиксации повреждений костей кисти и лучезапястного сустава за счет обеспечения пространственной стабилизации дистальных отделов верхней конечности на весь период транспортировки и иммобилизации у лежачих раненых и пострадавших.
Кроме того, данная шина значительно снижает травматизацию поврежденных костей кисти и лучезапястного сустава при длительной транспортировке у пострадавших, находящихся в вынужденном горизонтальном положении, за счет своеобразной рессорной подвески дистального отдела верхней конечности, обеспечиваемой введением в конструкцию шины новых конструктивных элементов особой формы выполнения - изогнутых опор.
Кроме того, описанная шина и ее варианты дают возможность осуществления преемственности лечения, так как она может быть использована как альтернативная для обеспечения подобных целей у аналогичного контингента раненых и пострадавших и на госпитальном этапе в мирное и в военное время.
Использование: в медицине для иммобилизации конечности. Сущность: шина для иммобилизации конечности содержит лестничный модуль, выполненный в виде ложемента кисти цилиндрической формы с кистевыми ограничительными выступами, ложемента предплечья с предплечными ограничительными выступами. На ложементе предплечья установлены изогнутые опоры в виде двух дуг, образующих окружность или в форме спирали. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Шина С.С.Сергеева для иммобилизации конечности | 1989 |
|
SU1732950A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1994-10-30—Публикация
1991-03-12—Подача