Изобретение относится к электротехнике, в частности к частотнорегулируемым электроприводам, и может быть использовано для косвенного измерения параметров машины переменного тока, используемых в системе автоматического управления электроприводом, таких, как вектор потокосцепления, электромагнитный момент, скорость и угловое положение машины переменного тока.
Известен способ и устройство, его реализующее, в соответствии с которыми непосредственно измеряют потокосцепление машины переменного тока с помощью датчиков Холла, установленных в зазоре машины, а скорость и угловое положение с помощью датчиков, установленных на валу машины [1] Установка таких датчиков усложняет конструкцию электропривода и снижает его надежность.
Наиболее близким к изобретению в части способа является способ, в соответствии с которым непосредственно измеряют токи и напряжения обмоток машины переменного тока и используют их для вычисления фазных ЭДС, потокосцепления и момента, а скорость и угловое положение вала машины измеряют с помощью отдельных датчиков [2]
Устройство, реализующее указанный способ, содержит в частности датчики тока и напряжения обмоток электрической машины переменного тока, два преобразователя числа фаз, датчики на валу машины.
Указанное известное решение характеризуется конструктивной сложностью и низкой точностью измерения потокосцепления и момента, особенно в зоне низких скоростей.
Изобретение решает задачу повышения точности косвенного измерения параметров электрической машины переменного тока, таких, как вектор потокосцепления, электромагнитный момент, скорость и угловое положение с использованием при этом результатов непосредственного измерения токов и напряжений обмоток машины переменного тока.
Указанная цель достигается тем, что известный способ измерения параметров значений электрической машины переменного тока, при котором непосредственно измеряют токи и напряжения обмоток машины и используют их для вычисления фазных ЭДС машины, дополняют тем, что фильтруют фазные ЭДС машины, измеренные токи обмоток машины используют для вычисления момента и составляющих вектора потокосцепления с помощью электронной модели, построенной по уравнениям магнитной цепи машины переменного тока во вращающейся системе координат, преобразуют полученные составляющие потокосцепления в фазные ЭДС модели, одновременно их фильтруя, сравнивают по фазе полученные фильтрованные фазные ЭДС машины и модели и по результатам сравнения вычисляют угловую скорость и угловое положение, причем упомянутое угловое положение используют в электронной модели машины переменного тока в качестве углового положения вращающейся системы координат, а упомянутые момент, составляющие вектора потокосцепления, угловую скорость и угловое положение используют в качестве измеренных параметров машины переменного тока.
При этом обеспечивается более высокая точность измерения параметров машины переменного тока в сравнении с известным решением благодаря действию локальной следящей системы, обрабатывающей рассогласование по фазе между ЭДС машины и ЭДС модели.
Дополнительное повышение точности измерения параметров машины переменного тока обеспечивается тем, что фильтрованные фазные ЭДС машины и модели сравнивают также и по амплитуде и по результатам сравнения корректируют масштабный коэффициент преобразования потокосцепления в электронной модели машины переменного тока.
Устройство, реализующее предложенный способ, содержит датчики токов и напряжений обмоток машины переменного тока, два преобразователя числа фаз. В устройство введены электронная модель машины переменного тока с выходами момента и составляющих вектора потокосцепления, блок пассивных фильтров, блок сумматоров, блок фильтров, блок реальных дифференцирующих элементов, два преобразователя поворота вектора, каждый из которых выполнен с управляющим входом, блок сравнения с двумя группами входов и выходом по фазе, регулятор и интегратор, при этом входы блока пассивных фильтров подключены к выводам обмоток машины переменного тока, а выходы к входам соответствующих датчиков напряжения, выходы датчиков тока через первый преобразователь числа фаз подключены к входам первого преобразователя поворота вектора и входам блока фильтров, выходы датчиков напряжения через второй преобразователь числа фаз подключены к первой группе входов блока сумматоров, вторая группа входов которого подключена к выходам блока фильтров, выходы первого преобразователя поворота вектора подключены к входам электронной модели машины переменного тока, выходы которой с составляющими вектора потокосцепления подключены к входам второго преобразователя поворота вектора, подключенного выходами к входам блока реальных дифференцирующих элементов, выходы которого и выходы блока сумматоров подключены соответственно к первой и второй группам входов блока сравнения, выход по фазе которого через регулятор и интегратор подключен к управляющим входам преобразователей поворота вектора, при этом выходы электронной модели машины переменного тока по моменту и составляющим вектора потокосцепления образуют одноименные выходы устройства, а выходы регулятора и интегратора образуют соответственно выходы устройства по скорости и по угловому положению машины переменного тока.
Предлагаемое устройство в сравнении с известным проще по конструкции, надежнее и обеспечивает более точное косвенное измерение параметров машины переменного тока.
В устройство может быть введен дополнительный регулятор, электронная модель машины переменного тока снабжена дополнительным входом коррекции коэффициента преобразования потокосцепления, а блок сравнения снабжен дополнительным выходом по амплитуде, подключенным через упомянутый дополнительный регулятор к упомянутому дополнительному входу электронной модели машины переменного тока.
При использовании в качестве машины переменного тока синхронной машины с электромагнитным возбуждением электронная модель машины переменного тока снабжена дополнительным входом, предназначенным для подключения к выходу датчика тока возбуждения машины.
На фиг.1 представлена функциональная схема устройства, реализующего предложенный способ измерения параметров электрической машины переменного тока; на фиг. 2 пример выполнения электронной модели асинхронного двигателя; на фиг. 3 пример выполнения электронной модели неявнополюсного синхронного двигателя с электромагнитным возбуждением; на фиг.4 пример выполнения элемента сравнения по фазе и амплитуде; на фиг.5,6 векторные диаграммы для асинхронного и синхронного двигателей соответственно.
Способ измерения параметров электрической машины переменного тока реализуется устройством, функциональная схема которого представлена на фиг.1.
Устройство содержит датчики токов 1 и датчики напряжений 2 обмоток машины переменного тока 3, два преобразователя числа фаз 4 и 5, блок сумматоров 6, электронную модель 7 машины переменного тока с выходами момента и составляющими вектора потокосцепления, блок пассивных фильтров 8, блок фильтров 9, блок реальных дифференцирующих элементов 10, два преобразователя поворота вектора 11 и 12, каждый из которых выполнен с управляющим входом, блок сравнения по фазе и амплитуде 13 с двумя группами входов, выходом по фазе и выходом по амплитуде, два регулятора 14 и 15 и интегратор 16.
Входы блока пассивных фильтров 8 предназначены для подключения к выводам обмоток машины переменного тока 3, а выходы к входам соответствующих датчиков напряжения 2. Выходы датчиков тока 1 через первый преобразователь числа фаз 4 подключены к входам первого преобразователя поворота вектора 11 и входам блока фильтров 9, выходы датчика напряжения 2 через второй преобразователь числа фаз 5 подключены к первой группе входов блока сумматоров 6, вторая группа входов которого подключена к выходам блока фильтров 9.
Выходы первого преобразователя поворота вектора 11 подключены к входам электронной модели 7 машины переменного тока, выходы которой с составляющими вектора потокосцепления подключены к входам второго преобразователя поворота вектора 12, подключенного выходами к входам блока реальных дифференцирующих элементов 10, выходы которого и выходы блока сумматоров 6 подключены соответственно к первой и второй группам входов блока сравнения по фазе и амплитуде 13.
Выход по фазе упомянутого блока сравнения 13 подключен к входу первого регулятора 14, а выход по амплитуде к входу второго регулятора 15. Выход первого регулятора 14 через интегратор 16 подключен к управляющим входам преобразователей поворота вектора 11 и 12.
При этом выходы электронной модели 7 по моменту и составляющим вектора потокосцепления образуют одноименные выходы устройства, а выход первого регулятора 14 и выход интегратора 16 образуют соответственно выходы устройства по скорости и по угловому положению машины переменного тока.
При использовании в качестве машины переменного тока 3 синхронной машины с электромагнитным возбуждением электронная модель 7 машины переменного тока снабжена дополнительным входом, предназначенным для подключения к выходу датчика тока возбуждения 17 машины.
Преобразователи числа фаз 4 и 5 представляют собой стандартные узлы систем управления электропривода и выполняют тригонометрические преобразования трехфазных составляющих в двухфазные.
Преобразователи поворота вектора 11 и 12 (преобразователи координат) также представляют собой стандартные узлы систем управления электроприводами и выполняют преобразования составляющих вектора из одной системы координат в другую. Управляющий вход указанных преобразователей предназначен для подачи сигнала, характеризующего взаимное угловое положение преобразуемых систем координат.
На схемах и диаграммах фиг.2-6 использованы общепринятые для электрических машин и их моделей обозначения элементов, сигналов, параметров и их индексов: i,ψ,M,e ток, потокосцепление, момент, ЭДС соответственно; r,x - активное и реактивное сопротивление; p оператор; ΩБ базовая угловая частота; "1", "2"; α,β;d,q- оси ортогональных систем координат; γ,ν,χ углы; BA - векторный анализатор, формирующий по составляющим вектора модуль и тригонометрические функции sin,cos направляющего угла; НЗ нелинейный элемент, реализующий функцию iΣ= Φ(ψб) в соответствии с характеристикой двигателя; ПК преобразователь координат (преобразователь поворота вектора).
Устройство работает следующим образом.
Токи isA,B,С в обмотках машины переменного тока измеряются с помощью датчиков тока 1 и преобразуются в двухфазную систему токов iSα,β в неподвижной системе координат a,β с помощью преобразователя числа фаз 4. После фильтрации токов iSα,β на выходах блока фильтров 9 получают фильтрованные сигналы токов , которые поступают на соответствующие входы блока сумматоров 6.
Входы датчиков напряжений 2 подключены к выходам блока пассивных фильтров 8, предназначенного для подключения к обмоткам машины переменного тока 3. На выходах указанных датчиков получают фильтрованные напряжения , которые преобразуют в двухфазную систему напряжений с помощью преобразователя числа фаз 5. Напряжения поступают на соответствующие входы блока сумматоров 6.
Передаточная функция пассивных фильтров в блоке 8 имеет вид:
где ΩБ базовая угловая частота,
Т постоянная времени.
Такую же постоянную времени Т имеют и фильтры блока 9. Величина Т выбирается наибольшей из возможных, ее ограничение связано с требуемой амплитудой сигналов на выходах фильтров 8 в номинальном режиме.
На выходах блока сумматоров 6 формируются сигналы фильтрованных ЭДС машины переменного тока по следующим соотношениям:
где rs относительное сопротивление обмотки статора.
Система токов iSα,β с выхода преобразователя числа фаз 4, представленная в неподвижной системе координат a,β, преобразуется с помощью преобразователя поворота вектора 11 в систему токов isx,y, представленную во вращающейся системе координат. При этом ориентация осей x,y вращающейся системы координат связана с конкретным типом машины. Для синхронного двигателя указанная ориентация может быть связана с ротором, для асинхронного двигателя с ротором или с вектором потокосцепления ротора.
Токи isx,y поступают на входы электронной модели 7 машины переменного тока, на выходах которой формируются сигналы электромагнитного момента М и составляющих потокосцепления jSx,y.
Пример выполнения модели асинхронного двигателя во вращающейся системе координат "1","2", связанной с вектором потокосцепления ротора, представлен на фиг.2, а соответствующая векторная диаграмма на фиг.5. Пример выполнения модели неявнополюсного синхронного двигателя с электромагнитным возбуждением во вращающейся системе координат, связанной с осями ротора, представлен на фиг.3, а соответствующая векторная диаграмма на фиг.6 [1,3]
Составляющие потокосцепления ψSx,y, представленные во вращающейся системе координат, преобразуются в составляющие ψSα,β, представленные в неподвижной системе координат, с помощью преобразователя поворота вектора 12.
Полученные составляющие jSα,β поступают на входы реальных дифференцирующих элементов 10, имеющих передаточную функцию вида:
Сигналы на выходах элементов 10 представляют собой фильтрованные ЭДС модели.
В блоке сравнения 13 фильтрованные сигналы ЭДС машины и фильтрованные сигналы ЭДС модели сравниваются по фазе. Пример выполнения блока 13 представлен на фиг.4.
Составляющие ЭДС машины преобразуются с помощью векторного анализатора BA в амплитуду и направляющие угла cosγ″, sinγ″, а составляющие ЭДС модели в амплитуду и направляющие угла cosγ′, sinγ′.
В преобразователе координат ПК выполняется соотношение:
где в зоне малых рассогласований можно считать:
-sinΔγ ≈ Δγ.
Полученное на выходе рассогласование Δγ по фазе поступает на вход регулятора 14, выполненного, например, в виде пропорционально-интегрального звена. Выходной сигнал wк регулятора 14 используется как сигнал угловой скорости вращающейся системы координат.
После интегрирования указанного сигнала с помощью интегратора 15 получают сигнал, используемый в устройстве в качестве угла поворота γк вращающейся системы координат. Указанный сигнал поступает на управляющие входы преобразователей поворота векторов 11 и 12. Благодаря этому реализуется замкнутая локальная следящая система, в которой обеспечивается с необходимой динамической точностью совпадение ЭДС машины и модели по фазе.
Повышение точности работы устройства связано с дополнительным согласованием ЭДС машины и модели по амплитуде. Для этого в блоке 13 производится сравнение амплитуд фильтрованных сигналов ЭДС машины и модели. Полученное при этом рассогласование Δe поступает на вход регулятора 15, выполненного также в виде пропорционально-интегрального звена. Выходной сигнал регулятора 15 поступает на дополнительный вход электронной модели 7 машины переменного тока, где используется для изменения масштабного коэффициента преобразования потокосцепления (фиг.2 и 3). Для этого используется множительный элемент, подключенный одним входом к выходу нелинейного элемента НЗ, а другим к дополнительному входу модели 7.
В случае применения в качестве машины переменного тока синхронного двигателя с электромагнитным возбуждением электронная модель 7 дополнительно подключается к выходу датчика 17 тока возбуждения (фиг.3).
Выходные сигналы электронной модели 7 M, ψSx,y, а также сигнал ωк с выхода регулятора 14 и сигнал с выхода интегратора 15 используются в качестве измеренных электромагнитного момента, составляющих вектора потокосцепления во вращающейся системе координат, угловой скорости и углового положения машины переменного тока.
Применение предложенного способа косвенного измерения параметров машины переменного тока обеспечивает в сравнении с известным способом повышение точности благодаря действию локальной следящей системы, отрабатывающей рассогласование по фазе и амплитуде между ЭДС машины и модели. Использование предложенного устройства в управляемом электроприводе обеспечивает упрощение его конструкции и повышение надежности работы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1993 |
|
RU2071628C1 |
Устройство для частного управленияэлЕКТРОпРиВОдОМ пЕРЕМЕННОгО TOKA | 1978 |
|
SU794701A1 |
Устройство для управления электрической машиной с фазным ротором | 1977 |
|
SU720652A1 |
СИСТЕМА ВЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТЬЮ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2006 |
|
RU2317632C1 |
ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 2008 |
|
RU2401502C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 1993 |
|
RU2085019C1 |
СПОСОБ ВЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИНХРОННЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ НА РОТОРЕ И ЭЛЕКТРОПРИВОД ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО СПОСОБА | 1998 |
|
RU2141719C1 |
ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 2006 |
|
RU2313894C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОРОМ | 2000 |
|
RU2188964C1 |
Частотно-регулируемый электропривод переменного тока | 1980 |
|
SU892635A1 |
Использование. В системах автоматического управления электроприводом. Сущность. В способе измерения параметров электрической машины переменного тока измеряют токи и напряжения в обмотках машины, по которым вычисляют разные ЭДС, фильтруют их и сравнивают по фазе и амплитуде с фильтрованными ЭДС электронной модели, построенной по уравнениям машины во вращающейся системе координат. По результатам сравнения вычисляют угловую скорость и угловое положение. Вычисленное угловое положение используют в качестве углового положения вращающейся системы координат электронной модели, на выходе которой получают момент и потокосцепление. В результате обеспечивается повышение точности измерения. 2 с и 3 з.п.ф-лы. 6 ил.
Слежановский О.В., Дацковский Л.Х | |||
и др | |||
Системы подчиненного регулирования электроприводов переменного тока с вентильными преобразователями.- М.: Энергоатомиздат, 1983, с | |||
Аппарат для радиометрической съемки | 1922 |
|
SU124A1 |
Вентильный электропривод | 1987 |
|
SU1439727A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1997-02-27—Публикация
1994-04-27—Подача