СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ВИНТОВ ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 1997 года по МПК G05D13/00 G05B23/00 

Описание патента на изобретение RU2078369C1

Изобретение относится к области автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), а именно к регулированию частоты вращения винтов турбовинтовых двигателей (ТВД).

Известен способ незамкнутого регулирования частоты вращения ротора ГТД и устройство для его реализации [1, с. 289] Недостатком указанных способа и устройства является недостаточная точность регулирования.

Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип, является способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового двигателя (ТВД) путем измерения частот вращения переднего и заднего винтов, сравнения измеренных значений с заданными, формированиями управляющего сигнала на изменение шага переднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения переднего винта εвп и управляющего сигнала на изменение шага заднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения заднего винта εвз [2, с. 169]
Операции этого способа осуществляются устройством [2, с. 169] содержащим двигатель как объект управления, первый выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением npflвп

, выход которого соединен со входом регулятора винта переднего, выхода которого соединен с первым входом двигателя как объекта управления, второй выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта заднего nвз с заданным значением npflвз
, выход которого соединен со входом регулятора винта заднего, выход которого соединен со вторым входом двигателя как объекта управления.

Недостатком указанного способа является то, что он не учитывает взаимного влияния (взаимосвязи) ошибок регулирования частот вращения переднего винта εвп и заднего винта εвз через дифференциальный редуктор, следовательно, не обеспечивает высокую точность регулирования.

Недостатком указанного устройства является то, что оно не позволяет получить высокую точность регулирования, так как не содержит адаптивных перекрестных связей между каналами регулирования частот вращения винтов переднего и заднего.

Цель изобретения повышение точности регулирования частот вращения винта переднего и винта заднего ТВД на установившихся режимах за счет введения адаптивной перекрестной связи между каналами регулирования частот вращения винта переднего и винта заднего.

Поставленная задача решается способом регулирования частоты вращения винтов турбовинтового двигателя (ТВД) путем измерения частот вращения переднего и заднего винтов, сравнения измеренных значений с задними, формирования управляющего сигнала на изменение шага переднего в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения переднего винта εвп и управляющего сигнала на изменение шага заднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения заднего винта εвз, в отличие от прототипа формируют одномерный массив постоянных значений охватывающий весь диапазон возможных изменений величины εвп, одномерный массив постоянных значений охватывающий весь диапазон возможных изменений величины εвз, одномерный массив значений поправок и трехмерный массив вероятности достижения цели управления P=Pjkr} размеренностью m x m x m так, что , затем на каждом последующем i-ом шаге управления по величине ошибки регулирования частоты вращения переднего винта εвп(ti) выбирают значение j из условия по величине ошибки регулирования частоты вращения заднего винта εвз(ti) выбирают значение k из условия формируют сигнал, соответствующий величине по условию , и добавляют его к ошибке регулирования частоты вращения заднего винта, на (i+1)-ом шаге управления сравнивают полученную ошибку регулирования частоты вращения заднего винта εвз(ti=1) с заданным значением точности регулирования частоты вращения заднего винта а полученную ошибку регулирования частоты вращения переднего винта εвп(ti+1) с заданным значением точности регулирования частоты вращения переднего винта δвпвп< |εвп|max ), изменяют величину вероятности Pjkr по формуле
Pjkr(ti+1) = λPjkr(ti)+(1-λ)A(ti+1)
A(ti+1)= 1 при одновременном выполнении условий и , и A(ti+1)=0 во всех остальных случаях, а λ заранее заданная постоянная величина (0<λ<1), причем перечисленные операции повторяют на каждом шаге управления.

Поставленная задача решается также с помощью устройства, включающего двигатель как объект управления, первый выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением nзадвп

, выход которого соединен со входом регулятора винта переднего, выход которого соединен с первым входом двигателя как объекта управления, второй выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта заднего nвз с заданным значением npflвз
, и регулятор винта заднего, выход которого соединен со вторым входом двигателя как объекта управления, в отличие от прототипа выход блока сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением npflвп =
соединен также с первым входом блока стабилизации, а выход блока сравнения частоты вращения винта заднего nвз с заданным значением npflвз
соединен также со вторым входом блока стабилизации и с первым входом сумматора, второй вход которого соединен с выходом блока стабилизации, а выход со входом регулятора винта заднего.

На чертеже представлена блок-схема устройства, реализующего заявляемый способ.

Устройство содержит двигатель 1, первый выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением npflвп

2, выход которого соединен со входом регулятора винта переднего 3, выход которого соединен с первым входом двигателя 1, второй выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта заднего nвз с заданным значением npflвз
4, выход которого соединен также со вторым входом блока стабилизации 5 и с первым входом сумматора 6, второй вход которого соединен с выходом блока стабилизации 5, а выход со входом регулятора винта заднего 7, выход которого соединен со вторым входом двигателя 1, выход блока сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением npflвп
2 соединен также с первым входом блока стабилизации 5.

Способ реализуют следующим образом.

Сигнал, соответствующий частоте вращения винта переднего ТВД, с двигателя 1 поступает на блок сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением npflвп

2, где формируется сигнал, соответствующий ошибке регулирования частоты вращения переднего винта εвп, который поступает на регулятор винта переднего 3, где формируется управляющий сигнал на изменение шага винта переднего Φвп для двигателя 1. Аналогично реализуется канал управления частотой вращения винта заднего nвз. Сигналы, соответствующие ошибкам регулирования частот вращения переднего винта εвп и заднего винта εвз, поступают на блок стабилизации 5, в котором заранее формируют одномерный массив постоянных значений , разбивающий весь диапазон возможных изменений величины εвп на m равных отрезков, одномерный массив постоянных значений , разбивающий весь диапазон возможных изменений величины εвз на m равных отрезков, одномерный массив значений поправок Δε = {Δεr} (r= 1,m) и трехмерный массив вероятностей достижения цели управления PPjkr} размерностью m x m x m так, что . При этом все отрезки разбиения интервала возможных значений εвп равны:

Тогда текущее значение ошибки εвп(ti) описывается значением , т. е. можно принять его равным с точностью до . Аналогично используется разбиение для εвз. Значение Pjkr представляет собой вероятность перехода при условии добавления к величине ошибки регулирования частоты вращения заднего винта εвз поправки Δεr, из состояния с координатами на i-ом шаге регулирования (где k и j выбирают по условиям
в такое состояние на i=1-ом шаге регулирования, в котором одновременно выполняют условия

δвз заданное значение точности регулирования частоты вращения заднего винта максимальное значение абсолютной величины ошибки регулирования частоты вращения заднего винта без введения перекрестной связи. По поступившим в блок стабилизации величинам на его выходе формируется сигнал, соответствующий величине поправки Δεr, которая выбирается из массива поправок по условию при фиксированных значениях j и k. Сигнал с выхода блока стабилизации подается на первый вход сумматора 6, на другой вход которого подается сигнал, соответствующий величине ошибки регулирования частоты вращения заднего винта на текущем (i-ом) шаге управления εвз(ti). На сумматоре 6 поступившие в него величины складываются и на выходе сумматора 6 формируется сигнал, соответствующий сумме величин εвз(ti) и Δεr, который подается на вход регулятора винта заднего, где формируется управляющий сигнал на изменение шага винта заднего Φвз. Регуляторы 3 и 7 работают по детерминированному алгоритму и формируют управляющие воздействия Φвп и Φвз в зависимости от значений на входе εвп и εвз+Δεr соответственно. Так реализуется шаг управления. После этого на выходах блоков сравнения 2 и 4 формируются сигналы, соответствующие величинам ошибок регулирования частот вращения заднего и переднего винтов на следующем (i+1)-ом шаге управления εвз(ti+1) и εвп(ti+1), которые подаются в блок стабилизации 5, где сравниваются соответственно с величинами и δвп
максимальные значения величин εвз и εвз без введения перекрестной связи между каналами управления частотой вращения винта переднего и частотой вращения винта заднего в виде блока стабилизации. При одновременном выполнении условий и (то есть при достижении цели управления на (i+1)-ом шаге управления) величина A(ti+1) в формуле Pjkr(ti+1) =λPjkr(ti)+(1-λ)A(ti+1), характеризующей изменение величины вероятности Pjkr, соответствующей выбранной на i-ом шаге поправке Δεr, принимается равной единице, а в противном случае нулю. Таким образом, в трехмерном массиве вероятностей P изменяется величина одного элемента в сторону увеличения при достижении цели управления на i-ом шаге или в сторону уменьшения при недостижении цели управления на i-ом шаге. Затем повторяют процесс управления, выполняя на каждом его шаге описанную последовательность действий.

Использование предлагаемого способа регулирования частоты вращения винтов турбовинтового двигателя обеспечивает по сравнению с прототипом следующие преимущества:
а) обеспечивается более высокая точность регулирования частот вращения винтов ТВД на установившихся режимах:
б) режим работы двигателя приближается к оптимальному, вследствие чего увеличивается его долговечность.

Похожие патенты RU2078369C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ 1995
  • Куликов Г.Г.
  • Арьков В.Ю.
  • Брейкин Т.В.
RU2094837C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕГУЛЯТОРОВ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1995
  • Куликов Г.Г.
  • Арьков В.Ю.
  • Брейкин Т.В.
RU2098790C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ 1995
  • Куликов Г.Г.
  • Арьков В.Ю.
  • Брейкин Т.В.
RU2116663C1
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ МАТРИЦЫ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПЕРЕДАЧИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Куликов Г.Г.
  • Арьков В.Ю.
  • Брейкин Т.В.
RU2057365C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Куликов Г.Г.
  • Степанов В.В.
  • Арьков В.Ю.
RU2023897C1
СПОСОБ ПОЛУНАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И СТЕНД ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2006
  • Куликов Геннадий Григорьевич
  • Погорелов Григорий Иванович
  • Арьков Валентин Юльевич
  • Фатиков Виктор Сергеевич
  • Минаев Игорь Иванович
  • Епифанов Сергей Валерьевич
  • Абдулнагимов Ансаф Ирекович
RU2331054C2
СПОСОБ ПОЛУНАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И СТЕНД ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2007
  • Куликов Геннадий Григорьевич
  • Погорелов Григорий Иванович
  • Арьков Валентин Юльевич
  • Фатиков Виктор Сергеевич
  • Азанов Марат Раилевич
  • Епифанов Сергей Валерьевич
  • Абдулнагимов Ансаф Ирекович
RU2340883C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ 2001
  • Ильясов Б.Г.
  • Денисова Е.В.
  • Денисов В.В.
  • Клименко Д.В.
RU2204044C2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМИ ВИНТАМИ ТУРБОВИНТОВЕНТИЛЯТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Лянцев О.Д.
  • Еникеев Р.Р.
RU2014245C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 1992
  • Гусев Ю.М.
  • Даутов И.В.
  • Ефанов В.Н.
  • Крымский В.Г.
  • Распопов Е.В.
  • Свитский О.Л.
RU2022144C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ВИНТОВ ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

Использование: авиационные газотурбинные, в частности турбовинтовые двигатели. Сущность изобретения: измеряют частоту вращения переднего и заднего винтов турбовинтового двигателя, сравнивают измеренные значения с заданными, формируют управляющий сигнал на изменение шага переднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения среднего винта и управляющий сигнал на изменение шага заднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения заднего винта. Для повышения точности регулирования частоты вращения переднего и заднего винтов на установившихся режимах введена адаптивная связь между каналами регулирования частоты вращения винтов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 078 369 C1

Способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового двигателя путем измерения частот вращения переднего и заднего винтов, сравнения измеренных значений с заданными, формирования управляющего сигнала на изменение шага переднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения переднего винта εв.п и управляющего сигнала на изменение шага заднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения заднего винта εв.з отличающийся тем, что формируют одномерный массив постоянных значений охватывающий весь диапазон возможных изменений величины εв.п одномерный массив постоянных значений охватывающий весь диапазон возможных изменений величины εв.з одномерный массив значений поправок и трехмерный массив вероятностей P Pjkr} перехода двигателя из состояний {εв.пj•εв.зk} в состояние где δв.з и δв.п заданные значения точности регулирования частот вращения заднего и переднего винтов соответственно, i порядковый номер шага управления, размерностью m • m • m так, что затем на каждом последующем i-м шаге управления по величине ошибки регулирования частоты вращения переднего винта εв.п(ti) выбирают значение j из условия по величине ошибки регулирования частоты вращения заднего винта εв.з(ti) выбирают значение k из условия формируют сигнал, соответствующий величине по условию r = argmaxr

Pjkr, и добавляют его к ошибке регулирования частоты вращения заднего винта, на (i + 1)-м шаге управления сравнивают полученную ошибку регулирования частоты вращения заднего винта εв.з(ti+1) с заданным значением точности регулирования частоты вращения заднего винта а полученную ошибку регулирования частоты вращения переднего винта εв.п(ti+1) с заданным значением точности регулирования частоты вращения переднего винта определяют уточненную величину вероятности Pjkr из соотношения Pjkr(ti+1) = λPjkr(ti)+(1-λ)A(ti+1), где A(ti+1) 1 при одновременном выполнении условий и и A(ti+1) 0 во всех остальных случаях, а λ - заранее заданная постоянная величина (0<λ<1).=

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2078369C1

Штода А.В
и др
Система управления и регулирования авиационных двигателей
- М.: ВВИА им
Н.Е.Жуковского, 1977, с
Универсальный двойной гаечный ключ 1920
  • Лурье А.Б.
SU169A1

RU 2 078 369 C1

Авторы

Куликов Г.Г.

Арьков В.Ю.

Брейкин Т.В.

Даты

1997-04-27Публикация

1994-07-01Подача