СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕГУЛЯТОРОВ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Российский патент 1997 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2098790C1

Изобретение относится к автоматическому регулированию авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), а именно к испытанию и контролю систем управления и их элементов.

Известен способ испытания регуляторов ГТД путем аналогового моделирования двигателей на моделирующих стендах [1]
Недостатком указанного способа является недостаточное качество испытаний.

Устройство, реализующее данный способ, содержит гидро- и электроприводы, моделирующую АВМ, входные и выходные преобразователи, испытуемый регулятор.

Недостатком указанного устройства являются большие масса и габариты, невысокая точность.

Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип, является способ испытания регуляторов ГТД на стенде для испытаний электронных регуляторов ГТД [2] путем имитации по управляющему сигналу регулятора управляемой координаты ГТД и преобразования ее в физический сигнал, поступающий в регулятор.

Операции этого способа осуществляются стендом [3] содержащим регулятор, имитаторы исполнительных механизмов, имитирующую ЭВМ и имитаторы датчиков.

Недостатком указанного способа является то, что он рассчитан на испытания регуляторов при идеальных условиях работы среднестатического двигателя, не учитывает влияние случайных возмущений внешней среды и разброса параметров отдельных экземпляров двигателей и, следовательно, не обеспечивает высокую достоверность испытаний.

Недостатком указанного стенда является то, что он не позволяет реализовать влияние случайных величин на ход испытаний.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение достоверности испытаний электронных регуляторов ГТД на стендах для испытаний электронных регуляторов ГТД на установившихся режимах за счет моделирования случайных возмущений, соответствующих воздействиям внешней среды в реальных условиях эксплуатации и разбросу параметров двигателей.

Поставленная задача решается способом испытания электронных регуляторов ГТД путем имитации по управляющему сигналу регулятора управляемой координаты ГТД и преобразования ее в физический сигнал, поступающий в регулятор, в отличие от прототипа дополнительно формируют одномерный массив постоянных значений X= (x) размерностью M, охватывающий весь диапазон возможных изменений выходной координаты двигателя x, и одномерный массив значений управляющего воздействия U=u} размерностью N, на основании этих двух одномерных массивов строится трехмерный массив переходных вероятностей P=P} каждый элемент которого Pjkq отражает вероятность перехода двигателя из состоянияXk на i-том шаге управления в состояниеXq} на (i+1)-ом шаге управления под действием на i-том шаге управления управляющего воздействия uj, причем значения вероятностей P определяются из анализа априорных статистических данных о работе данного конкретного ГТД, затем на установившихся режимах в режиме стохастического моделирования на каждом i-том шаге моделирования по величине выдаваемой испытуемым регулятором управляющей координаты u(t1) выбирают значение j из условия
,
по величине выходной координаты x(t1) выбирают значение k из условия
,
формируют значение выходной координаты x(ti+1)=xq, на основе метода Монте-Карло [4] и подают его через имитатор датчика в регулятор.

Поставленная задача решается так же с помощью устройства, включающего испытуемый регулятор, выход которого соединен с входом имитатора исполнительного механизма, ЭВМ, имитирующую гидро- механическую часть (ГМЧ) системы управления и двигатель как объект управления, выход которой соединен с первым входом первого ключа, выход которого соединен с входом имитатора датчика, а второй вход с выходом блока стохастического моделирования, первый вход которого соединен с вторым выходом второго ключа, первый выход которого соединен с входом имитирующей ЭВМ, а вход с выходом имитатора исполнительного механизма, управляющие входы ключей соединены с выходом блока управления ключами, а второй вход блока стохастического моделирования соединен с выходом генератора случайных чисел.

На фиг. 1 представлена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - один из возможных путей реализации блока стохастического моделирования.

Устройство содержит (фиг. 1) испытуемый регулятор 1, выход которого соединен с входом имитатора исполнительного механизма 2, выход которого соединен с входом второго ключа 3, первый выход которого соединен с входом имитирующей ЭВМ 4, выход которой соединен с первым входом первого ключа 5, выход которого соединен с входом имитатора датчика 6, выход которого соединен с входом испытуемого регулятора 1, второй выход второго ключа 3 соединен с первым входом блока стохастического моделирования 7, выход которого соединен с вторым входом первого ключа 5, а второй вход с выходом генератора случайных чисел 8, управляющие входы ключей 3 и 5 соединены с выходом блока управления ключами 9.

Способ реализуют следующим образом.

В режиме испытания работы регулятора по среднестатистической модели ГТД сигнал, соответствующий регулируемой координате ГТД, с имитирующей ЭВМ 4 поступает через ключ 5 и имитатор датчика 5 в регулятор 1, который вырабатывает сигнал управляющего воздействия, который через имитатор исполнительного механизма 2 и ключ 3 поступает в имитирующую ЭВМ 4. На практике часто возникает необходимость проверить работу конкретного регулятора совместно с конкретным двигателем, учитывая индивидуальные особенности этого двигателя и реальные случайные воздействия среды предполагаемой эксплуатации. С этой целью на установившихся режимах с помощью блока управления ключами 9 производится переключение ключей 3 и 5 и в контур испытания регулятора 1 вводится блок стохастического моделирования 7, в котором заранее формируют одномерный массив постоянных значений X=x} размерностью M, охватывающий ведь диапазон возможных изменений выходной координаты двигателя x, и одномерный массив значений управляющего воздействия U=u} размерностью N, на основании этих двух одномерных массивов строят трехмерный массив переходных вероятностей P-{ P} размерностью NхMхM, каждый элемент которого Pjkq отражает вероятность перехода двигателя из состоянияxk} на i-том шаге управления в состояниеxq} на (i+1)-ом шаге управления под действием на i-том шаге управляющего воздействия uj. Формирование массивов X и U и определение значений вероятностей P производится на основе анализа априорных статистических данных о работе данного конкретного ГТД. Такие данные могут быть легко получены в ходе испытаний двигателя на моторном стенде в виде временных реализаций. Затем в режиме стохастического моделирования на каждом i-том шаге моделирования по величине выдаваемой испытуемым регулятором управляющей координаты u(ti) выбирают значение j из условия
,
по величине выходной координаты x(ti) выбирают значение k из условия
,
формируют значение выходной координаты x(ti+1)=xq на основе метода Монте-Карло [4] и подают его через имитатор датчика в регулятор. Генератор случайных чисел 8 служит для реализации метода Монте-Карло. Он генерирует на каждом шаге управления сигнал, соответствующий случайной переменной равномерно распределенной на интервале от 0 до 1. Этот сигнал поступает в блок стохастического моделирования 7, где на основе величины этого сигнала и вектора вероятностей Pjkq с известными значениями индексов k и j определяется значение индекса q, а по значению индекса q определяется значение выходной координаты двигателя на (i+1)-ом шаге x(ti+1)=xq.

На фиг. 2 для примера приведен один из возможных путей реализации блока стохастического моделирования. На выходах блоков хранения значений массиваX} и значений массиваU} 2 формируются сигналы, соответствующие значениям x1,xm, и u1,un, которые на устройствах сравнения сравниваются соответственно с текущими значениями имитируемой выходной координаты двигателя x(ti) и управляющей координаты двигателя u(ti), поступающей с регулятора. Полученные отклонения поступают на соответствующие входы первой логической схемы 3 и второй логической схемы 4, которые формируют сигнал логической "1" на одном из своих выходов, соответствующем минимуму абсолютного значения отклонений на входе, каждая. Третья логическая схема 5 имеет n+m входов и nm выходов. На два ее входа поступают логические "1" (на остальные поступают "0") и она формирует логическую "1" на одном из своих выходов, соответствующем входам с логической "1". Уровень логической "1" на одном из выходов третьей логической схемы 5 открывает ключи на выхода одного из nm блоков хранения значений массива вероятностейP} 6. Сигналы, соответствующие значениям вероятностей
P*1

, P*2
, P*3
, ... P*m
,
которые отвечают строке вероятностей из трехмерного массиваP} при известных значениях коэффициентов j и k, складываются между собой, образуя значения
P*1
, P*1
+P*2
, P*1
+P*2
+P*3
,..., P*1
+P*2
+P*3
+ ... +P*m
.

Сигналы, соответствующие этим значениям, на устройствах сравнения сравниваются с сигналом, поступающим с генератора случайных чисел и соответствующим сгенерированному случайному числу A. Сигналы, соответствующие полученным отклонениям, подаются на входы четвертой логической схемы 7, которая формирует уровень логической "1" на одном из своих выходов, соответствующем входу с минимальным неотрицательным отклонением. Сигнал логической "1" на одном из выходов четвертой логической схемы открывает соответствующий ключ, который пропускает в регулятор соответствующее значение выходной координаты двигателя.

Использование предлагаемого способа испытания электронных регуляторов ГТД на стендах для испытаний электронных регуляторов ГТД обеспечивает по сравнению с прототипом следующие преимущества:
а) обеспечивается более высокая достоверность испытаний электронных регуляторов ГТД на стендах для испытаний электронных регуляторов ГТД на установившихся режимах;
б) снижается объем испытаний электронных регуляторов ГТД на реальном двигательном стенде.

Похожие патенты RU2098790C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ 1995
  • Куликов Г.Г.
  • Арьков В.Ю.
  • Брейкин Т.В.
RU2116663C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ВИНТОВ ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 1994
  • Куликов Г.Г.
  • Арьков В.Ю.
  • Брейкин Т.В.
RU2078369C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ 1995
  • Куликов Г.Г.
  • Арьков В.Ю.
  • Брейкин Т.В.
RU2094837C1
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ МАТРИЦЫ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПЕРЕДАЧИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Куликов Г.Г.
  • Арьков В.Ю.
  • Брейкин Т.В.
RU2057365C1
СПОСОБ ПОЛУНАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И СТЕНД ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2006
  • Куликов Геннадий Григорьевич
  • Погорелов Григорий Иванович
  • Арьков Валентин Юльевич
  • Фатиков Виктор Сергеевич
  • Минаев Игорь Иванович
  • Епифанов Сергей Валерьевич
  • Абдулнагимов Ансаф Ирекович
RU2331054C2
СПОСОБ ПОЛУНАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И СТЕНД ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2007
  • Куликов Геннадий Григорьевич
  • Погорелов Григорий Иванович
  • Арьков Валентин Юльевич
  • Фатиков Виктор Сергеевич
  • Азанов Марат Раилевич
  • Епифанов Сергей Валерьевич
  • Абдулнагимов Ансаф Ирекович
RU2340883C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Петунин В.И.
  • Фрид А.И.
  • Кузнецов П.В.
RU2172857C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Куликов Г.Г.
  • Степанов В.В.
  • Арьков В.Ю.
RU2023897C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Петунин Валерий Иванович
  • Фрид Аркадий Исаакович
  • Кадырова Светлана Тахировна
RU2332581C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Петунин Валерий Иванович
  • Фрид Аркадий Исаакович
  • Кадырова Светлана Тахировна
RU2319026C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 098 790 C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕГУЛЯТОРОВ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Использование: изобретение относится к автоматическому регулированию авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), а именно к испытанию и контролю систем управления и их элементов. Сущность изобретения: способ, по которому формируют одномерный массив постоянных значений X=(x) размерностью M, охватывающий весь диапазон возможных изменений выходной координаты двигателя x, и одномерный массив значений управляющего воздействия U={u} размерностью N, на основании этих двух одномерных массивов строят трехмерный массив переходных вероятностей P={p} размерностью NxMxM, каждый элемент которого Pjkq отражает вероятность перехода двигателя из состояния {Xk} на i-том шаге управления в состояние {Xq} на (i+I)-ом шаге управления под действием на i-том шаге управления управляющего воздействия Uj, причем значения вероятностей P определяют из анализа априорных статистических данных о работе данного конкретного ГТД, затем в режиме стохастического моделирования на каждом i-том шаге моделирования по величине, выдаваемой испытуемым регулятором управляющей координаты U(ti), выбирают значение j из условия , по величине выходной координаты X(ti) выбирают значение k из условия и формируют значение выходной координаты X(ti+1)=Xq, на основе метода Монте-Карло, после чего подают его через имитатор датчика в регулятор и устройство для реализации способа. В устройстве выход имитирующей ЭВМ 4 соединен с первым входом первого ключа 5, выход которого соединен с входом имитатора датчика 6, а второй вход - с выходом блока стохастического моделирования 7, первый вход которого соединен с вторым выходом второго ключа 3, первый выход которого соединен с входом имитирующей ЭВМ 4, а вход - с выходом имитатора исполнительного механизма 2, управляющие входы ключей соединены с выходом блока управления ключами 9, а второй вход блока стохастического моделирования 7 соединен с выходом генератора случайных чисел 8. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 098 790 C1

1. Способ испытания электронных регуляторов газотурбинного двигателя путем имитации по управляющему сигналу регулятора управляемой координаты газотурбинного двигателя и преобразования ее в физический сигнал, поступающий в регулятор, отличающийся тем, что сначала формируют одномерный массив постоянных значений Хх} размерностью М, охватывающий весь диапазон возможных изменений выходной координаты двигателя х, и одномерный массив значений управляющего воздействия Uu} размерностью N, на основании этих двух одномерных массивов строят трехмерный массив переходных вероятностей Рр} размерностью N x M x M, каждый элемент которого отражает вероятность перехода двигателя из состояния (хk) на i-том шаге управления в состояниеxq} на (i+1)-м шаге управления под действием на i-том шаге управления управляющего воздействия Uj причем значения вероятностей Р определяют из анализа априорных статистических данных о работе данного конкретного газотурбинного двигателя, затем в режиме стохастического моделирования на каждом i-том шаге моделирования по величине выдаваемой испытуемым регулятором управляющей координаты U(ti) выбирают значение из условия

а по величине выходной координаты x(ti) выбирают значение k из условия k = argkmin|x(ti)-xk| и формируют значение выходной координаты x (ti+1) xq на основе метода Монте-Карло, после чего подают его через имитатор датчика в регулятор.
2. Устройство для испытания электронных регуляторов газотурбинного двигателя, включающее испытуемый регулятор, выход которого соединен с входом имитатора исполнительного механизма, ЭВМ, имитирующую гидромеханическую часть системы управления и двигатель как объект управления, имитатор датчика, выход которого соединен с входом регулятора, отличающееся тем, что выход имитирующей ЭВМ соединен с первым входом первого ключа, выход которого соединен с входом имитатора датчика, а второй вход с выходом блока стохастического моделирования, первый вход которого соединен с вторым выходом второго ключа, первый выход которого соединен с входом имитирующей ЭВМ, а вход с выходом имитатора исполнительного механизма, управляющие входы ключей соединены с выходом блока управления ключами, а второй вход блока стохастического моделирования соединен с выходом генератора случайных чисел.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2098790C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Черкасов В.А
Автоматика и регулирование воздушно-реактивных двигателей
- М.: Машиностроение, 1988, с
Способ приготовления искусственной массы из продуктов конденсации фенолов с альдегидами 1920
  • Петров Г.С.
SU360A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Винокур В.М., Жежелев Ю.Г., Самусин С.И., Шмидт И.А
Цифровые стенды для испытаний электронных регуляторов ГТД.- Авиационная промышленность, 1992, N 7, с
Приспособление для разматывания лент с семенами при укладке их в почву 1922
  • Киселев Ф.И.
SU56A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Куликов Г.Г
Основные принципы структурного и функционального построения полунатурных стендов и их применение при исследовании, отладке, доводке и испытаниях систем автоматического управления двигательными и силовыми установками самолетов
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Сб
трудов УАИ
Ч
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
- Уфа: УАИ, 1992, с
Вага для выталкивания костылей из шпал 1920
  • Федоров В.С.
SU161A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Шеннон Р
Имитационное моделирование систем
Искусство и наука.- М.: МИР, 1978, с
Торфодобывающая машина с вращающимся измельчающим орудием 1922
  • Рогов И.А.
SU87A1

RU 2 098 790 C1

Авторы

Куликов Г.Г.

Арьков В.Ю.

Брейкин Т.В.

Даты

1997-12-10Публикация

1995-09-04Подача