ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ПО СХЕМЕ "УТКА" С ФЛЮГИРУЮЩИМИ РУЛЯМИ С ПРИВОДОМ ЧЕРЕЗ ЗОНУ НЕЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ Российский патент 1997 года по МПК B64C13/28 B64C39/12 

Описание патента на изобретение RU2087381C1

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано при создании пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, преимущественно для малоразмерных самолетов.

В качестве прототипа взято изобретение по патенту СССР N 1087067 кл. B 64 C 13/00, 1984 г. в котором описан летательный аппарат по схеме "утка" с флюгирующими рулями и приводами рулей через пружины.

Недостатком данного решения является то, что устройство для управления аэродинамическими поверхностями не может быть реализовано на малоразмерных аппаратах.

Техническим результатом изобретения является повышение статической устойчивости и управляемости малоразмерных аппаратов. Указанный технический результат достигается тем, что у летательного аппарата по схеме "утка", содержащего флюгирующие рули, приводы рулей через пружины: пружина привода соединена с качалкой муфты, муфта входит в зацепление с осью руля с люфтом от -30o до +30o, при этом плечо качалки муфты в 4-20 раз меньше плеча качалки привода. В пределах зоны нечувствительности на ручке управления отсутствует усилие, что также ослабляет запаздывание в передаче команды от ручки (привода) на руль.

На чертеже показана схема летательного аппарата по схеме "утка" с флюгирующими рулями с приводом через зону нечувствительности, где 1 - летательный аппарат, 2 флюгирующие рули, 3 рулевой привод, 4 качалка привода, 5 пружина, 6 качалка муфты, 7 муфта, 8 ось руля, 9 штифт.

Когда летательный аппарат находится в полете, на руль воздействует шарнирный момент от набегающего потока, который устанавливает руль по потоку (в случае отсутствия управляющего воздействия).

Действительно, зона нечувствительности между муфтой и штифтом не мешает рулю установиться по потоку. Статическая устойчивость при этом определяется только крылом и фюзеляжем и является в 2-3 раза выше, чем в случае жесткой связи руля и фюзеляжа через привод. Но и тогда, когда при управлении муфта выбрав люфт, будет соединена со штифтом, статическая устойчивость несколько снизится, но будет недостаточно высокой. Степень влияния руля на устойчивость будет определяться жесткостью пружины.

При малой жесткости пружины перемещение качалки муфты не вызывает заметного противодействия повороту руля. Иначе, на руле создается, практически, постоянный момент, не зависящий от поворота корпуса летательного аппарата, т.е. руль не определяет положения аэродинамического фокуса и летательный аппарат более устойчив и менее чувствителен к возмущающим воздействиям.

Эффективность предлагаемого технического решения будет реализована при создании малоразмерных пилотируемых и беспилотных аппаратов.

Для пилотируемого летательного аппарат очень важным является требование к квалификации летчика (чем ниже требования к квалификации, тем более массовым может быть летательный аппарат).

Высокая статическая устойчивость в предлагаемом летательном аппарате позволяет снизить требования к квалификации летчика. Более высокие динамические характеристики (собственная частота повышается в 1,5-1,7 раза) также снижают требования к навыку управления летательным аппаратом.

Получить эффект повышения безопасности полетов можно таким образом: увеличить устойчивость не в 2-3 раза, а только в 1,3-1,5 раза, но при этом угол атаки руля будет меньше; что исключает срыв потока на рулях при больших управляющих воздействиях.

Полет на таких аппаратах более безопасен.

Посадку можно производить на больших углах атаки крыла и небольших углах атаки руля (без срыва потока на рулях), что в свою очередь снижает посадочную скорость и повышает безопасность посадки на неподготовленную поверхность при вынужденной посадке.

Для беспилотных летательных аппаратов затруднительно применять сложный автопилот. Предлагаемое техническое решение существенно упрощает проектирование малоразмерных летательных аппаратов и делает возможным создание малоразмерных летательных аппаратов без автопилота. Свойства аппарат (статическая устойчивость, повышенная частота собственных колебаний) получается как бы с автопилотом и по своим аэродинамическим характеристикам не отличается от обычных летательных аппаратов с автопилотом.

Похожие патенты RU2087381C1

название год авторы номер документа
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2009
  • Подколзин Василий Григорьевич
  • Шведов Владимир Тарасович
RU2409504C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ СХЕМЫ "ФЛЮГЕРНАЯ УТКА" (КРАСНОВ-УТКА) 2015
  • Краснов Юрий Константинович
RU2609644C1
САМОЛЕТ-ТРИПЛАН 1998
  • Шведов В.Т.
RU2172706C2
Летательный аппарат с двумя несущими поверхностями (Краснов - план) 2017
  • Краснов Юрий Константинович
RU2666094C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ФЛЮГЕРНЫМ ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ ОПЕРЕНИЕМ 2015
  • Краснов Юрий Константинович
RU2609620C1
ПЛАНЕР ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2016
  • Низов Сергей Николаевич
RU2646691C2
Малоразмерный беспилотный летательный аппарат 2023
  • Миронов Максим Анатольевич
  • Колосов Виталий Николаевич
RU2812634C1
ДИСТАНЦИОННАЯ РЕЗЕРВИРОВАННАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МОДАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОДОЛЬНОМ КАНАЛЕ МАНЕВРЕННЫХ ПИЛОТИРУЕМЫХ И БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2015
  • Михайлин Денис Александрович
  • Похваленский Владимир Леонидович
  • Синевич Григорий Михайлович
RU2645589C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ТИПА ЛЕТАЮЩЕЕ КРЫЛО 2019
  • Решетников Михаил Иванович
RU2744692C2
Устройство перехвата беспилотных летательных аппаратов 2020
  • Борисов Евгений Геннадьевич
  • Сидоров Николай Михайлович
  • Морозова Елена Владимировна
RU2738383C2

Реферат патента 1997 года ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ПО СХЕМЕ "УТКА" С ФЛЮГИРУЮЩИМИ РУЛЯМИ С ПРИВОДОМ ЧЕРЕЗ ЗОНУ НЕЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Использование: изобретение относится к летательным аппаратам по схеме "утка", в частности к малогабаритным летательным аппаратам. Сущность: летательный аппарат содержит фюзеляж, флюгирующий руль 2 с приводом 3 рулей через пружины, пружина привода соединена с качалкой муфты, которая входит в зацепление с осью руля с люфтом от -30o до +30o. Плечо качалки муфты меньше плеча качалки привода в 4-20 раз. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 087 381 C1

Летательный аппарат по схеме "утка" с флюгирующими рулями, приводом рулей через пружины, отличающийся тем, что пружина привода соединена с качалкой муфты, муфта входит в зацепление с осью руля с люфтом от -30 до +30o, при этом плечо качалки муфты в 4 20 раз меньше плеча качалки привода.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2087381C1

Устройство для управления ориентируемой аэродинамической поверхностью летательного аппарата 1979
  • Филипп Пуассон-Кентон
  • Амеде Поль Беве
  • Юнг Ле Тюи
SU1087067A3
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

RU 2 087 381 C1

Авторы

Кирюшкин Г.А.

Кирюшин О.Г.

Кирюшкин И.Г.

Плетнева Т.Н.

Даты

1997-08-20Публикация

1993-06-11Подача