ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА Российский патент 1997 года по МПК B60D1/04 B62D53/04 

Описание патента на изобретение RU2099201C1

Изобретение относится к автотракторостроению и может найти применение при эксплуатации тракторов и автомобилей.

Известно сцепное устройство, применяемое на отечественных грузовых автомобилях (А. М. Гуревич. "Тракторы и автомобили", Издательство "Колос", М. 1971, с. 461). Недостатком известного устройства является то, что оно, если работает в тяговом режиме, то догружает задние колеса, а в тормозном разгружает, что приводит к снижению сцепных качеств колес.

Известно и другое тягово-сцепное устройство автопоезда, включающего тягач и прицеп, содержащее установленный на раме тягача корпус, в котором размещены буксирный крюк со штоком, упругий элемент, а также передняя и задняя упорные шайбы, и механизм передачи усилий на задние колеса тягача (SU, авт. свид. 1299889, кл. B 62 D 53/04, 1987 г.).

Недостатком его является недостаточно высокие сцепные качества.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в создании простого по конструкции устройства с повышенными сцепными качествами за счет создания догружающих усилий на задние колеса тягача в значительном тяговом и тормозных режимах.

Для этого механизм передачи усилий за задние колеса тягача выполнен в виде закрепленных на задней упорной шайбе верхнего и нижнего плеч, имеющих возможность взаимодействия с упорами, расположенными на раме тягача, причем поверхности верхнего и нижнего плеч задней упорной шайбы и упоров, имеющие возможность контакта между собой, выполнены со скосами.

На фиг. 1 изображено тягово-сцепное устройство в продольном разрезе по раме; на фиг. 2 схема сил в устройстве при значительном торможении; на фиг. 3 схема сил в устройстве при значительном тяговом усилии.

Устройство крепится на раму 1 тягача и содержит корпус 2, в который вставлен упругий элемент 3, крюк 4 со штоком 5 и упорными передней 6 и задней 7 шайбами (втулками). Последняя имеет плечи нижнее 8 и верхнее 9 и соответственно упоры 10 и 11, выполненные со скошенными контактирующими поверхностями 12 и 13, устраняющие перекос штока 5 в корпусе 2.

Устройство работает следующим образом.

При незначительной тяговой или тормозной нагрузке крюк 4 перемещается в упругом элементе 3 и опирается на его заднюю часть при тяговом режиме, а при тормозном режиме на переднюю часть упругого элемента, т.е. как в существующих прицепных устройствах незначительно догружая или разгружая задние колеса. Режим работы агрегата предлагаемым устройством в такой момент не нарушается.

При значительном тяговом усилии упругий элемент 3 сжимается и крюк 4 через шток и плечо 8 шайбы 7 опирается на верхний упор 10, создавая вертикальную силу от силы тяги ввиду наклона тяги под углом (см. фиг. 3).

При незначительном тормозном режиме прицеп воздействует на нижний упор 11 через крюк 4, шток 5 и нижнее плечо 9, вызывая вертикальную силу, действующую опять же вниз, догружая задние колеса.

Контактирующие поверхности 12 и 13 упоров 10 и 11 выполнены под углом или может быть другой формы, но так, чтобы при набегании они способствовали направлению линии действия тягового или тормозного усилия на ось дышла, чтобы шток 5 крюка 4 не опирался на корпус 2.

Догрузка задних колес зависит от длины дышла, от длины плеч 8 и 9 опорной шайбы 7 и тягового или тормозного усилия. Так, при тяговом или тормозном усилии 20 кН, при длине плеч 200 мм, т.е. наклоне линии действия силы под углом 8 10o
Pкsin8o 20•0,14 2,8 кН
Но тяговая и тормозная нагрузка может возрастать и до больших величин и тогда нужны значительные сцепные качества колес, что и обеспечивается предлагаемым устройством.

Преимуществом заявленного технического решения является повышение сцепных качеств задних колес, необходимых при значительных усилиях на крюке при тяговом и тормозном режимах работы, догрузкой колес, что увеличивает производительность агрегатов, долговечность (устраняет буксование) шин и безопасность движения.

Похожие патенты RU2099201C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ ПРИ РАБОТЕ С ДВУХОСНЫМИ ПРИЦЕПАМИ 2000
  • Гребнев В.П.
  • Панин В.И.
  • Хвастунов С.В.
RU2190549C2
Догружающее устройство автопоезда 2017
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кривуца Зоя Федоровна
  • Худовец Валентина Ивановна
  • Панова Елена Владимировна
RU2658716C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 2000
  • Нилов В.А.
  • Великанов А.В.
  • Марченков Л.Л.
RU2177899C2
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО 1998
  • Богданович В.П.
  • Пархоменко Г.Г.
  • Рыков В.Б.
RU2147526C1
Догружающее устройство автопоезда 2016
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кривуца Зоя Федоровна
  • Сиряк Виталий Сергеевич
  • Самуйло Виктор Вацлавович
RU2658735C2
Сцепное устройство плавающего типа 1976
  • Рыжих Николай Егорович
SU806474A1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО СКРЕПЕРА 2005
  • Нилов Владимир Александрович
  • Нилова Валентина Ивановна
  • Никулин Павел Иванович
  • Койбаков Геннадий Жадигерович
  • Чурилов Михаил Александрович
  • Терновская Ольга Владимировна
RU2283924C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ПЛАВАЮЩЕГО ТИПА 2015
  • Гребнев Виктор Петрович
  • Ворохобин Андрей Викторович
  • Бурдыкин Владимир Дмитриевич
  • Подстрешный Александр Викторович
  • Лещёва Оксана Вячеславовна
RU2584643C1
Корректор сцепного веса автопоезда 2017
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Сиряк Виталий Сергеевич
RU2658738C1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ УВЕЛИЧИТЕЛЬ СЦЕПНОГО ВЕСА БУКСИРОВЩИКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2001
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Абрамов Роман Евгеньевич
  • Пантелеев Павел Тихонович
RU2302980C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 099 201 C1

Реферат патента 1997 года ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА

Использование: в сельскохозяйственном машиностроении и может найти применение при эксплуатации тракторов и автомобилей. Сущность изобретения: тягово-сцепное устройство крепится на раму 1 тягача и содержит корпус 2, в котором размещены буксирный крюк 4 со штоком 5 и упругий элемент 3. Устройство снабжено механизмом передачи усилий на задние колеса тягача. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 099 201 C1

Тягово-сцепное устройство автопоезда, включающего тягач и прицеп, содержащее установленный на раме тягача корпус, в котором размещены буксирный крюк со штоком, упругий элемент, а также передняя и задняя упорные шайбы, и механизм передачи усилий на задние колеса тягача, отличающееся тем, что механизм передачи усилий на задние колеса тягача выполнен в виде закрепленных на задней упорной шайбе верхнего и нижнего плеч, имеющих возможность взаимодействия с упорами, расположенными на раме тягача, причем поверхности верхнего и нижнего плеч задней упорной шайбы и упоров, имеющие возможность контакта между собой, выполнены со скосами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2099201C1

SU, авторское свидетельство, 1299889, кл
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1

RU 2 099 201 C1

Авторы

Рыжих Н.Е.

Даты

1997-12-20Публикация

1996-04-09Подача