КОЛЕСНАЯ ПАРА С ПЕРЕСТАВНЫМИ КОЛЕСАМИ Российский патент 1998 года по МПК B61F7/00 B60B35/10 

Описание патента на изобретение RU2120391C1

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу, способному передвигаться по линиям с двумя разными колеями, а более конкретно - к колесным парам с переставными колесами.

Известна колесная пара с переставными колесами, в которой колесо содержит удлиненную ступицу с трапецеидальными пазами, служащими для фиксации положения колеса на оси с помощью разжимной втулки, имеющей с одной стороны трапецеидальные выступы, а с другой стороны - кольцо для крепления на фланцевой фиксирующей ступице, неподвижно насаженной на ось. Выступы разжимной ступицы прижимаются к трапецеидальным пазам с помощью комплекта тарельчатых пружин, опирающихся на центральную втулку, прикрепляемую к фланцу фиксирующей ступицы болтами, пропущенными через фланец фиксирующей ступицы и разжимную втулку. На оси между корпусом подшипника и колесом выполнены шлицы. Кольцо, насаженное на шлицы, имеет три выступа на наружной поверхности. Выступы, размещенные через каждые 120o, соединены с соответственно расположенными на диске колеса вторыми выступами с помощью шарнирных рычагов таким образом, что обеспечивается совместное вращение оси колеса при одновременном перемещении колеса по оси во время изменения расстояния между колесами (данное техническое решение подробно изложено в статье Хосе Луиса Санчеса Гонсалеса "Essinex a ecartement variable", опубликованной в журнале RAIL International, N 4/1982, стр. 119-128).

Наиболее близким аналогом изобретения является решение, в котором колесная пара с переставными колесами снабжена колесами с удлиненными ступицами. В ступицах выполнены кольцевые выточки, предназначенные для фиксации положения колеса на оси с помощью клиньев. Клинья помещены в отверстия барабана, закрепляемого на оси. Зажим клиньев осуществляется с помощью колесных замков, прикрепленных к упору, внутри которого размещены сжимаемые пружины, опирающиеся на крышку. Сжимаемые пружины перемещают упор и замок в середину оси. Барабан и ступица колеса находятся в зацеплении для предотвращения поворота колеса вокруг оси (В. Гонсовский "Wagony kolejowe. Konstrukcja i badania" WKiL, Warszawa, 1988, стр. 140).

Основным недостатком, общим для всех известных колесных пар с переставными колесами, является необходимость выполнения дополнительных ручных операций. Для этого необходимо часто использовать специально изготовленные для этой цели механизмы, предназначенные для передвижения тормозных колодок. К другим недостаткам известных колесных пар относятся ослабление прочности оси между колесами и корпусами подшипников, а также ненадежное соединение колес с осью.

Изобретение направлено на решение задачи, заключающейся в создании конструкции колесной пары, обеспечивающей автоматическое изменение расстояния между колесами при полном устранении ручных операций и дополнительных механизмов, связанных с регулировкой частей тормозной системы.

Достигаемый при осуществлении изобретения технический результат характеризуется упрощением конструкции устройства, повышением его прочностных характеристик и надежности.

Указанный технический результат достигается тем, что в колесной паре с переставными колесами, содержащей ось, на которую насажены переставные колеса с направленными друг к другу удлиненными частями ступиц, имеющими трапецеидальные в сечении кольцевые пазы, расположенные на их наружных поверхностях, и шлицы, выполненные на концевых участках этих ступиц и находящиеся в зацеплении со шлицами, выполненными на внутренних поверхностях неподвижных ступиц, насаженных неподвижно на ось, и блокирующие втулки, установленные вокруг неподвижных ступиц и внутри которых установлены системы сжимаемых пружин, согласно настоящему изобретению каждая неподвижная ступица выполнена в виде вставленных одна в другую втулок. На части внутренней поверхности большей втулки выполнены упомянутые шлицы соответствующей неподвижной ступицы, а на меньшую втулку неподвижной ступицы 7 насажена разжимная втулка, имеющая форму стакана с выполненным в центре дна отверстия с утолщенным краем и надрезами, равномерно размещенными на цилиндрической поверхности разжимной втулки. При этом форма утолщенного края отверстия втулки соответствует форме кольцевого паза удлиненной части ступицы. Упомянутая ось имеет две подступицы, размещенные между неподвижными ступицами на равных расстояниях от ее оси поперечной симметрии, а на подступицы неподвижно насажены тормозные диски.

Предпочтительно, чтобы оси систем сжимаемых пружин были расположены между поверхностью фланца центральной втулки, зафиксированной от перемещения гайкой, навернутой на неподвижную ступицу, и поверхностью диска, прикрепленного к блокирующей втулке.

Далее изобретение поясняется примером исполнения, который иллюстрируется чертежом, на котором изображено следующее:
на фиг.1 представлен внешний вид колесной пары;
на фиг.2 - подузел оси колесной пары с устанавливаемыми на ней элементами;
на фиг.3 - продольный разрез колесной пары.

На ось колесной пары 1 насажены переставные колеса 2 (см. фиг.1). Удлиненные ступицы 3 колес 2 обращены друг к другу (см. фиг.3). На наружных поверхностях удлиненных частей ступиц 3 выполнены кольцевые пазы 4 трапецеидального сечения. На концевых участках ступиц 3 выполнены шлицы 5, находящиеся в зацеплении со шлицами 6, выполненными на внутренних поверхностях неподвижных ступиц 7 (см. фиг.2). Неподвижные ступицы 7 насажены неподвижно на ось колесной пары 1. Вокруг неподвижных ступиц 7 установлены системы сжимающих пружин 8, в качестве которых в рассматриваемом примере используются винтовые пружины. Неподвижные ступицы 7 выполнены в виде двух вставленных одна в другую втулок, причем на части внутренней поверхности более широкой втулки выполнены шлицы 6. На противоположном конце неподвижной ступицы 7 выполнена наружная резьба, а на меньшую втулку неподвижной ступицы насажена разжимная втулка 9, имеющая форму стакана. В центре дна стакана втулки 9 выполнено отверстие с утолщенными краями и надрезами, равномерно размещенными на цилиндрической поверхности втулки 9.

Форма утолщенного края отверстия с внутренней стороны соответствует форме кольцевого паза 4 удлиненной части ступицы 3. Снаружи утолщенный край отверстия разжимной втулки 9 прилегает большей частью поверхности утолщения к поверхности конического отверстия, расположенного в центре дна блокирующей втулки 10, установленной вокруг неподвижной ступицы 7. Внутри блокирующей втулки 10 установлены системы сжимаемых пружин 8, расположенных между поверхностью фланца центральной втулки 11 и поверхностью диска 12, прикрепленного к блокирующей втулке 10. Ось 1 колесной пары имеет две подступицы 13, размещенные между неподвижными ступицами 7, находящиеся на равных расстояниях от ее оси поперечной симметрии. На подступицы 13 насажены неподвижные тормозные диски 14. Центральная втулка 11 зафиксирована от перемещения с помощью гайки 15, навернутой по резьбе на неподвижную ступицу 7. Между поверхностями удлиненных ступиц 3 и оси 1 колесной пары установлены антифрикционные вкладыши 16. Поверхности взаимодействия оси 1 колесной пары с антифрикционными вкладышами 16 предохранены от загрязнения защитными эластичными кожухами 17, расположенными со сторон подшипниковых корпусов 18. Поверхности взаимодействия кольцевых пазов 4 с разжимными втулками 9 предохранены от загрязнения эластичными кожухами 19.

Работа устройства осуществляется следующим образом. В ходе операции смены расстояния между колесами 2 взаимодействие шлицев 5 ступицы 3 со шлицами 6 ступиц 7 обеспечивает возможность перемещения колес 2 вдоль оси 1 колесной пары. Нажим систем сжимаемых винтовых пружин 8 на блокирующие втулки 10 вызывает зажатие разжимных втулок 9. При этом поверхности утолщенных краев втулок 9 прилегают к поверхности кольцевых пазов 4, гарантируя фиксацию расстояния между колесами 2 в положении, определяемом данной шириной колеи. Во время торможения момент силы торможения, возникающий между тормозными дисками 14 и колесами 2, передается через шлицевое соединение между шлицами 5 и 6. Применение винтовых пружин в системе сжимаемых пружин 8 повышает надежность работы устройства, так как трещина в одной или двух винтовых пружинах не оказывает влияния на действие разжимных втулок 9.

Достоинством изобретения является возможность автоматической смены расстояния между колесами вдоль оси колесной пары при полном устранении ручных операций и дополнительных механизмов перемещения тормозных колодок, что обеспечивается благодаря неподвижным соединениям оси колесной пары с тормозными дисками и неподвижными ступицами.

Таким образом, колесная пара, выполненная согласно настоящему изобретению, характеризуется высокой надежностью, а также широкими возможностями ее применения, практически не зависящими от вида устанавливаемых тормозных устройств.

Похожие патенты RU2120391C1

название год авторы номер документа
БЛОКИРУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ С ИЗМЕНЯЕМОЙ ШИРИНОЙ КОЛЕИ, КОЛЕСНАЯ ПАРА С ИЗМЕНЯЕМОЙ ШИРИНОЙ КОЛЕИ И ТЕЛЕЖКА С ИЗМЕНЯЕМОЙ ШИРИНОЙ КОЛЕИ 2020
  • Ма, Лицзюнь
  • Чжоу, Пинюй
  • Ван, Сюй
  • Цяо, Цинфэн
  • Ли, Хэнкуй
  • Ван, Юйтао
  • Сун, Сяовэнь
RU2786596C1
ВТУЛКА И БЛОКИРУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ С ИЗМЕНЯЕМОЙ ШИРИНОЙ КОЛЕИ 2020
  • Ван, Юйтао
  • Хуан, Юньхуа
  • Цао, Хунюн
  • Ван, Сюй
  • Ли, Чжунюань
RU2775099C1
КОЛЁСНАЯ ПАРА С ПЕРЕСТАВНЫМИ КОЛЁСАМИ 2014
  • Дядченко Николай Петрович
RU2555867C1
УЗЕЛ ПОДВИЖНОГО ДИСКА КОЛЕСНОЙ ПАРЫ С ИЗМЕНЯЕМОЙ ШИРИНОЙ КОЛЕИ 2020
  • Цао, Хунюн
  • Ван, Сюй
  • Линь, Линь
  • Цао, Сяонин
  • Куай, Жуншэн
RU2783764C1
МУФТА ДЛЯ УСТАНОВКИ КОЛЕСА КОЛЕСНОЙ ПАРЫ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ И КОЛЕСНАЯ ПАРА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ 2021
  • Ма, Лицзюнь
  • Тао, Гуйдун
  • Чжоу, Пинюй
  • Ван, Сюй
  • Цяо, Цинфэн
  • Чжан, Чжэньсянь
  • Фэн, Юнхуа
RU2781114C1
КОЛЕСНАЯ ПАРА С ИЗМЕНЯЕМОЙ ШИРИНОЙ КОЛЕИ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2021
  • Ма, Лицзюнь
  • Чжоу, Пинюй
  • Цяо, Цинфэн
  • Ван, Сюй
  • Чжан, Чжэньсянь
RU2785611C1
Ступица колеса со встроенным тормозным устройством и редуктором 1983
  • Леонс Рожье
SU1321367A3
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ДВИЖУЩЕГО МЕХАНИЗМА ПАРОВОЗНОЙ МАШИНЫ ПРИ ЕЗДЕ ПАРОВОЗА БЕЗ ПАРА 1934
  • Рыжов Б.П.
SU45941A1
Привод колеса транспортного средства 1983
  • Поливаев Олег Иванович
  • Кочетков Николай Васильевич
  • Дурманов Александр Сергеевич
  • Гусенко Николай Ефимович
  • Василенко Михаил Александрович
SU1090588A1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ РЫЧАГ 2004
  • Голубев Юрий Анатольевич
RU2282072C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 120 391 C1

Реферат патента 1998 года КОЛЕСНАЯ ПАРА С ПЕРЕСТАВНЫМИ КОЛЕСАМИ

Колесная пара содержит ось и насаженные на нее переставные колеса, имеющие направленные друг к другу удлиненные части ступиц с кольцевыми пазами на наружных поверхностях. На концевых участках ступиц выполнены шлицы, находящиеся в зацеплении со шлицами, которые выполнены на ступицах, насаженных неподвижно на ось. Ось имеет две подступицы, размещенные между неподвижными ступицами. На подступицы неподвижно насажены тормозные диски. Каждая неподвижная ступица выполнена в виде вставленных одна в другую втулок. Обеспечивается автоматическое изменение расстояния между колесами при полном устранении ручных операций и дополнительных механизмов, связанных с регулировкой частей тормозной системы. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 120 391 C1

1. Колесная пара с переставными колесами, содержащая ось, на которую насажены переставные колеса с направленными друг к другу удлиненными частями ступиц, имеющими трапецеидальные в сечении кольцевые пазы, расположенные на их наружных поверхностях, и шлицы, выполненные на концевых участках этих ступиц и находящиеся в зацеплении со шлицами, выполненными на внутренних поверхностях неподвижных ступиц, насаженных неподвижно на ось, и блокирующие втулки, установленные вокруг неподвижных ступиц и внутри которых установлены системы сжимаемых пружин, отличающаяся тем, что каждая неподвижная ступица выполнена по форме вставленных одна в другую втулок, причем на части внутренней поверхности большей втулки выполнены упомянутые шлицы соответствующей неподвижной ступицы, а на меньшую втулку неподвижной ступицы насажена разжимная втулка, имеющая форму стакана с выполненным в центре дна отверстием с утолщенным краем и надрезами, равномерно размещенными на цилиндрической поверхности разжимной втулки, при этом форма утолщенного края отверстия соответствует форме кольцевого паза удлиненной части ступицы, причем упомянутая ось имеет две подступицы, размещенные между неподвижными ступицами на равных расстояниях от ее оси поперечной симметрии, а на подступицы неподвижно насажены тормозные диски. 2. Колесная пара по п. 1, отличающаяся тем, что оси систем сжимаемых пружин расположены между поверхностью фланца центральной втулки, зафиксированной от перемещения гайкой, навернутой на неподвижную ступицу, и поверхностью диска, прикрепленного к блокирующей втулке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2120391C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Гонсовский В
Wagony kolejowe
Konstruckja i badania, Варшава, 1988, с
Способ закалки пил 1915
  • Сидоров В.Н.
SU140A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
РАЗДВИЖНАЯ КОЛЕСНАЯ ПАРА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 0
  • Адольф Шюлер, Рудольф Такерт, Хельмут Цайлер, Эрнст Хбпйтйёл
  • Хорст Киаик, Отто Штраус, Манфред Бройнер, Дител
  • Манфред Мюллер, Хельмут Лаунер Хорст Битнф
  • Германска Демократическа Республика
SU183235A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Устройство для решения задач теории поля 1988
  • Звиргздиньш Франциск Петрович
  • Янбицкий Роман Армандович
  • Шланген Янис Янович
  • Спалвинь Айвар Петрович
  • Разлетова Анна Борисовна
SU1547002A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Способ получения ацильных производных амино- или -оксисодержащих соединений 1973
  • Шарнин Генрих Павлович
  • Нургатин Владимир Валеевич
  • Трутнева Лидия Алексеевна
  • Фаляхов Иниль Фаляхович
SU513025A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
РАЗДВИЖНАЯ КОЛЕСНАЯ ПАРА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 0
SU202197A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
РАЗДВИЖНАЯ КОЛЕСНАЯ ПАРА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1963
SU215250A1
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
ГРУЗОЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО 2003
  • Глухарев В.А.
  • Соколов В.Н.
  • Медведев М.С.
  • Иванова О.В.
RU2259035C1

RU 2 120 391 C1

Авторы

Ришард Мариа Сувальски

Даты

1998-10-20Публикация

1994-03-02Подача