Способ относится к медицине, а именно психофизиологии, и предназначен для оценки степени развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления детей раннего возраста.
Целью предлагаемого способа является повышение эффективности оценки степени развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления в раннем возрасте (от 9 месяцев до 3 лет).
Общепринято начало развития мышления относить к возрасту около двух лет. В то же время, ряд авторов (Выготский Л.С., 2000, Рубинштейн С.Л., 1999) указывают на то, что конкретно-образное мышление начинает формироваться уже на первом году жизни. В раннем возрасте на уровне конкретно-образного мышления начинают развиваться операции анализа, синтеза, сравнения, а на уровне наглядно-образного мышления, в дополнение к тем же самым операциям, обобщение.
Известно, что у детей с первичной речевой патологией имеются недостатки в развитии мышления, в первую очередь, наглядно-образного и словесно-логического (Веснина Е.В., 2001). Поэтому изучение особенностей мышления на ранних этапах развития ребенка позволит спрогнозировать его дальнейшее развитие, своевременно предупредить отклонения в развитии.
В настоящее время в работе с детьми используются методики для оценки интеллекта (Забрамная С.Д., 1998), для оценки понятийных форм мышления (Астапов В.М., 2000), разработанные для обследования детей, начиная с 3 лет. В число оцениваемых умений и навыков включено большое количество показателей, что, с одной стороны, повышает надежность оценки развития, но, с другой стороны, существенно удлиняет время оценки развития ребенка. Кроме того, в большинстве предлагаемых методов оценки много субъективного и неопределенного, то есть нет необходимой стандартизации оценок.
Методика, способная комплексно оценить развитие мышления ребенка раннего возраста, в настоящее время отсутствует. В раннем возрасте есть лишь возможность оценивать некоторые операции мышления во время общей стандартной оценки нервно-психического развития ребенка, например, методика оценки нервно-психического развития Г.В.Пантюхина с соавт., 1996; Казьмин А.М., Казьмина Л.В., 2000; Невская А.А. с соавт., 1996.
Предложенные тесты частично используются в практике в составе методик оценки нервно-психического развития.
Каждый тест предложенного нами способа в отдельности оценивает какую-либо одну операцию мышления. В предлагаемом алгоритме действий систематизированная совокупность этих тестов позволяет комплексно оценить состояние различных мыслительных операций на разных уровнях мышления ребенка раннего возраста с количественным подходом к оценке степени развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления.
Представленные ниже тесты систематизированы с учетом возрастных интервалов (эпикризный срок - у детей до года 1 месяц, у детей от года до 2 лет - 3 месяца, у детей от 2 до 3 лет - 6 месяцев). Предложен порядок изложения тестов исходя из возраста появления способности выполнить данные пробы.
Для выявления степени развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления у детей раннего возраста предлагается следующий четырехуровневый алгоритм оценки предпосылок формирования операций мышления.
I. Формирование предпосылок образного мышления
1. Тест на поиск игрушки, спрятанной под колпачок (предлагается с 9 месяцев) (Невская А.А. с соавт., 1996)
- Материал: Игрушка, способная заинтересовать ребенка, в зависимости от его возраста; 4 различных по цвету (красный, синий, желтый, зеленый) колпачка.
- Методика тестирования: ситуация специально подготовленная. Выставляется одновременно 1-4 колпачка (в зависимости от возраста ребенка). На глазах у ребенка игрушку накрывают колпачком, колпачки меняют местами и наблюдают за поведением ребенка. Для правильного выбора ребенок должен запомнить, под каким из них находится игрушка. Активный поиск игрушки свидетельствует о сформированности представлений о постоянстве существования предметов окружающего мира.
- Поведение ребенка: ребенок поднимает колпачок и берет игрушку. Если ребенок не берет спрятанный предмет, а переключается на колпачок, считается, что проба не выполнена.
- Нормативы:
в 9 месяцев дети выполняют тест с 1 колпачком;
в 10 месяцев - с 2 колпачками разного цвета;
к 1 году выполняют тест по поиску спрятанного предмета при выборе из 3 колпачков разного цвета;
в 1 год 3 месяца - при выборе из 4 колпачков разного цвета
II. Формирование анализа и синтеза на конкретно-действенном и наглядно-образном уровнях мышления
2. Тест с кубиками (предлагается с 1 года) (Пантюхина Г.В. с соавт., 1996)
- Материал: 10 кубиков с гранью 4 см.
- Методика тестирования: ситуация специально подготовленная. Ребенку предлагается построить башню. Если ребенок затрудняется, ему можно показать 1 раз: кубики ставятся один на другой по вертикали.
- Поведение ребенка: Самостоятельно, или копируя действия взрослого, строит башню из кубиков, допускается, что кубики стоят неровно.
- Нормативы:
в 1 год 3 месяца строит башню из 2 кубиков;
в 1 год 6 месяцев строит башню из 4 кубиков;
в 2 года строит башню из 8 кубиков.
3. Тест на собирание пирамидки (предлагается с 10 месяцев) (Казьмин А.М., Казьмина Л.В., 2000)
- Материал: Стержень с 4-5 кольцами любой величины
- Методика тестирования: ситуация специально подготовленная. Ребенку предлагается надеть кольца на стержень. Если ребенок затрудняется, ему можно показать собранную модель, разрушить на глазах ребенка эту модель и попросить сделать такую же.
- Поведение ребенка: Самостоятельно, или копируя действия взрослого, нанизывает кольца на стержень
- Нормативы:
в 11 месяцев надевает кольца на стержень, хотя бы два в 1 год 3 месяца собирает пирамидку без учета размеров колец.
4. Тест на складывание предметов в коробочку (предлагается с 11 месяцев) (Казьмин А.М., Казьмина Л.В., 2000)
- Материал: 8 кубиков с гранью 4 см; картонная коробка из-под кубиков.
- Методика тестирования: ситуация специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками и коробочкой: взять кубики из коробочки, сложить кубики в коробочку. Если ребенок затрудняется, ему можно показать 1 раз.
- Поведение ребенка: Самостоятельно, или копируя действия взрослого, достает и складывает кубики в коробочку - Нормативы:
в 1 год достает предметы из коробочки;
в 1 год кладет предмет в коробочку и смотрит в нее;
в 1 год 6 месяцев складывает все 8 кубиков в коробочку.
5. Тест с матрешкой (предлагается с 1 года 6 месяцев) (Казьмин А.М., Казьмина Л.В., 2000)
- Материал: трехсоставная матрешка
Методика тестирования: ситуация специально подготовленная. Ребенку предлагается вложить матрешки одна в другую. Если ребенок затрудняется, ему можно показать 1 раз, ребенок собирает матрешку путем проб.
- Поведение ребенка: Самостоятельно, или копируя действия взрослого, собирает матрешку
- Нормативы:
в 1 год 9 месяцев собирает трехсоставную матрешку.
6. Тест на складывание разрезной картинки/пазла (предлагается с 2 лет) (Казьмин А.М., Казьмина Л.В., 2000)
- Материал: Набор разрезных картинок известных ребенку предметов или животных (пазлы): из 2 частей, 4 частей.
- Методика тестирования: ситуация специально подготовленная. Ребенку предлагается сложить картинку без образца, без показа, но назвав предмет
- Поведение ребенка: Самостоятельно складывает разрезную картинку.
- Нормативы
в 2 года 6 месяцев складывает разрезную картинку (или пазлы) из 2 частей;
в 3 года и старше складывает разрезную картинку из 4 частей.
III. Формирование обобщений на наглядно-образном уровне мышления
7. Тест на понятия «большой, маленький» (предлагается с 1 года) (Пантюхина Г.В. с соавт., 1996)
- Материал: 2 матрешки (самая большая и самая маленькая).
- Методика тестирования: ситуация специально подготовленная. Ребенку предлагается дать исследователю большую матрешку, а себе взять маленькую.
- Поведение ребенка: Выбирает и подает исследователю матрешку названного размера.
- Нормативы:
- в 1 год 3 месяца выбирает и подает исследователю матрешку названного размера.
8. Тест на обобщение (предлагается с 1 года 3 месяцев) (Пантюхина Г.В. с соавт., 1996)
- Материал: 4 незнакомые ребенку игрушки (зайка, киска, мишка и т.д.)
- Методика тестирования: - ситуация специально подготовленная. Ребенку предлагается дать исследователю названную им игрушку, например: «Дай мне зайку».
- Поведение ребенка: Правильно выбирает и подает исследователю названную игрушку.
- Нормативы:
в 1 год 6 месяцев правильно выбирает и подает исследователю названную игрушку.
9. Тест на классификацию (предлагается с 1 года 6 месяцев) (Пантюхина Г.В. с соавт., 1996)
- Материал: 3 стаканчика (красного, синего, зеленого цвета и т.д.), по 5 пуговиц соответствующих стаканам цветов.
- Методика тестирования: ситуация специально подготовленная. Ребенку предлагается сложить красные пуговицы в стакан красного цвета, синие в синий, зеленые в зеленый стакан.
- Поведение ребенка: Правильно подбирает по образцу 3 цвета, кладет в стаканчик 3-5 пуговиц.
- Нормативы:
в 2 года раскладывает пуговицы трех цветов в три стаканчика тех же цветов.
IV. Формирование сравнений на конкретно-действенном уровне мышления
10. Тест на нахождение парных предметов (предлагается с 1 года 9 месяцев) (Казьмин А.М., Казьмина Л.В., 2000)
Материал: 10 пар картинок известных ребенку предметов (животные, предметы быта), 5 предметов, соответствующих рисункам.
Методика тестирования: ситуация специально подготовленная. Ребенку предлагается найти среди картинок одну такую же, какую показывает взрослый. С 2,5 лет дается 5 предметов и 1 картинка, ребенку предлагается найти один предмет, соответствующий рисунку.
- Поведение ребенка: Самостоятельно находит среди картинок одну такую же, какую показывает взрослый
- Нормативы
в 2 года среди 5 картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый;
в 2 года 3 месяца среди 10 картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый;
в 2 года 6 месяцев среди 5 предметов находит один соответствующий его рисунку.
За каждое выполненное задание ребенок получает 1 балл, за невыполненное - 0 баллов. Набранные баллы суммируются, далее сопоставляются с возрастом ребенка.
Для выявления состояния формирования конкретной мыслительной операции приводится таблица, где указано количество баллов в норме по каждой операции мышления в разном возрасте. Данные систематизированы с учетом возрастных интервалов (эпикризный срок - у детей до года 1 месяц, у детей от года до 2 лет - 3 месяца, у детей от 2 до 3 лет - 6 месяцев).
Таким образом, в каждом конкретном возрасте ребенок, в норме набирает определенное общее количество баллов:
Если набранное ребенком количество баллов укладывается в возрастной интервал, это расценивается как норма. Если баллов меньше - отставание развития мышления, если больше опережение.
В заключении указывается количество баллов и соответствие уровня мышления возрасту, или, наоборот, его задержка или опережение.
На основе подсчета баллов возможна оценка глубины отставания по эпикризным срокам.
Примеры обследования ребенка по способу оценки степени развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления:
Ребенок 1 год 3 месяца
В группе тестов на формирование предпосылок образного мышления
Выполнил тест по поиску спрятанного предмета при выборе из 4 колпачков разного цвета (4 балла)
В группе тестов на формирование анализа и синтеза
Построил башню из 2 кубиков (1 балл)
Собрал предложенную пирамидку (2 балла)
Положил кубик в коробочку и посмотрел в нее (2 балла)
В группе тестов на формирование обобщений
Сориентировался в двух величинах предметов (большой - маленький) (1 балл)
Не выбрал среди предложенных названную исследователем игрушку (0 баллов)
Общая сумма баллов 10 (в 1 год 3 месяца в норме 7-10 баллов)
Заключение: Развитие конкретно-действенного и наглядно-образного мышления ребенка соответствует возрасту.
Ребенок 2 года 6 месяцев
В группе тестов на формирование предпосылок образного мышления
Выполнил тест по поиску спрятанного предмета при выборе из 4 колпачков разного цвета (4 балла)
В группе тестов на формирование анализа и синтеза
Построил башню из 8 кубиков (3 балла)
Собрал предложенную пирамидку (2 балла)
Сложил 8 кубиков в коробочку (3 балла)
Собрал трехсоставную матрешку (1 балл)
В группе тестов на формирование обобщений
Сориентировался в двух величинах предметов (большой - маленький) (1 балл)
Выбрал среди предложенных названную исследователем игрушку (1 балл)
Не раскладывает пуговицы трех цветов в стаканчики тех же цветов (0 баллов)
В группе тестов на формирование сравнений
Не нашел среди 5 картинок одну «такую же», какую показывает исследователь (0 баллов)
Не нашел среди 5 предметов один, соответствующий его рисунку (0 баллов)
Общая сумма баллов 15 (в 2 года 6 месяцев в норме 19-20 баллов)
Заключение: Развитие конкретно-действенного и наглядно-образного мышления ребенка задержано (не справился с заданием на 1 год 6 месяцев на сортировку пуговиц в стаканчики тех же цветов), выявлено отставание обобщений на 3 эпикризных срока и сравнений на 2 эпикризных срока.
Преимущества данного способа:
1. Позволяет комплексно оценить состояние различных мыслительных операций на разных уровнях мышления ребенка раннего возраста.
2. Позволяет проводить количественную оценку степени развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления.
3. Используется простой, недорогой, доступный методический материал, способ может быть широко применен в практической деятельности.
4. Позволяет своевременно зафиксировать пробелы и недостатки в формировании отдельных операций мышления; в случае выявления отставания данный тест может стать основой определения конкретных задач коррекционной работы.
5. Способ позволяет проводить сравнительный анализ групп детей, с целью изучения психофизиологических механизмов нарушений развития.
6. Своевременная оценка уровня мышления может служить прогнозу дальнейшего интеллектуального развития ребенка.
Литература.
1. Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. М.: АРКТИ, 2000, 28 с.
2. Веснина Е.В. Из опыта работы с учащимися речевой школы, имеющими вторичную задержку психического развития. // Дефектология. 2001. №6. С.24-28.
3. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство Эксмо-Пресс, 2000, 1008 с.
4. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 1981, 272 с.
5. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. М.: Новая школа, 1998, 144 с.
6. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. 2-е изд., испр. и доп. (Серия «СТУПЕНИ»). - М.: «Когито-Центр», 2000. - 74 с.
7. Невская А.А., Бондарко В.М., Леушина Л.И. Проверка зрения у младенцев первого года жизни и влияние зрительных дефектов на интеллектуальное развитие. Сборник научных трудов Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства. Том 1, 1996, 73 с.
8. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. - М., 1996, 76 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Литер, 1999, 720 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни | 2016 |
|
RU2640097C1 |
НАБОР ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 1996 |
|
RU2121316C1 |
СПОСОБ "ГНОМ" ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2003 |
|
RU2246257C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ | 1998 |
|
RU2170054C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ | 2011 |
|
RU2462178C1 |
Способ диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера | 2023 |
|
RU2817210C1 |
Способ оценки когнитивных функций детей школьного возраста при популяционных исследованиях | 2019 |
|
RU2701399C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2003 |
|
RU2237244C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ | 2004 |
|
RU2248227C1 |
НАБОР ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДЕНЦЕВ | 2015 |
|
RU2587969C1 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к психофизиологии, и предназначен для оценки степени развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления детей раннего возраста. Выполняют соответствующие возрасту задания: тест на поиск игрушки, спрятанной под колпачок; тест с кубиками; тест на собирание пирамидки; тест на складывание предметов в коробочку; тест с матрешкой; тест на складывание разрезной картинки/пазла; тест на понятия «большой, маленький»; тест на обобщение; тест на классификацию; тест на нахождение парных предметов. За каждое выполненное задание присваивают 1 балл, за невыполненное - 0 баллов. Набранные баллы суммируют. При сумме баллов: 1 балл в 9 месяцев; 2 балла в 10 месяцев; 3 балла в 11 месяцев; 4-6 баллов в 1 год; 7-10 баллов в 1 год 3 месяца; 11-13 баллов в 1 год 6 месяцев; 14 баллов в 1 год 9 месяцев; 15-17 баллов в 2 года; 18 баллов в 2 года 3 месяца; 19-20 баллов в 2 года 6 месяцев; 21 балл в 3 года, определяют нормальное развитие конкретно-действенного и наглядно-образного мышления ребенка. При меньшем количестве набранных баллов выявляют отставание развития мышления. При большем количестве баллов - опережение его формирования. Способ позволяет своевременно зафиксировать пробелы и недостатки в формировании отдельных операций мышления для определения конкретных задач коррекционной работы. 2 табл.
Способ оценки степени развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления детей раннего возраста, отличающийся тем, что выполняют соответствующие возрасту задания: тест на поиск игрушки, спрятанной под колпачок; тест с кубиками; тест на собирание пирамидки; тест на складывание предметов в коробочку; тест с матрешкой; тест на складывание разрезной картинки/пазла; тест на понятия "большой, маленький"; тест на обобщение; тест на классификацию; тест на нахождение парных предметов; при этом, за каждое выполненное задание присваивают 1 балл, за невыполненное - 0 баллов; набранные баллы суммируют; и при сумме баллов: 1 балл в 9 месяцев; 2 балла в 10 месяцев; 3 балла в 11 месяцев; 4-6 баллов в 1 год; 7-10 баллов в 1 год 3 месяца; 11-13 баллов в 1 год 6 месяцев; 14 баллов в 1 год 9 месяцев; 15-17 баллов в 2 года; 18 баллов в 2 года 3 месяца; 19-20 баллов в 2 года 6 месяцев; 21 балл в 3 года, определяют нормальное развитие конкретно-действенного и наглядно-образного мышления ребенка, при меньшем количестве набранных баллов выявляют отставание развития мышления, а при большем количестве баллов - опережение его формирования.
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА | 2003 |
|
RU2267980C2 |
МАСТЮКОВА Е.М | |||
Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) | |||
- М.: Гуманит | |||
изд | |||
центр ВЛАДОС, 1997, с.82-86 | |||
ЖУКОВА Н.С., МАСТЮКОВА Е.М | |||
Если ваш ребенок отстает в развитии | |||
- М.: Медицина, 1993, с.14-22 | |||
RUSS S.W., GROSSMAN-MCKEE A | |||
Affective expression in children's fantasy play, primary process thinking on the Rorschach, and divergent thinking | |||
J | |||
Pers Assess | |||
Способ приготовления консистентных мазей | 1919 |
|
SU1990A1 |
Авторы
Даты
2008-03-27—Публикация
2006-07-20—Подача