РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 1999 года по МПК F16C33/04 

Описание патента на изобретение RU2125191C1

Изобретение относится к узлам машин, более конкретно - к радиальным подшипникам качения, содержащим полимерную втулку, и предназначено для использования преимущественно в массовом производстве в трансмиссиях автомобилей.

Известно техническое противоречие, имеющее место для радиальных подшипников скольжения, содержащих полимерную втулку, установленную в корпус и предназначенную для уменьшения трения в паре вал-втулка. С одной стороны, чтобы обеспечить технологичность сборки и устанавливать втулку за счет натяга, учитывая, что модуль упругости полимера примерно в 15 раз меньше, чем у стали, приходится выполнять втулку толстостенной. С другой стороны, толщину стенки полимерной втулки необходимо принимать минимальной для улучшения теплопередачи через стенку втулки от поверхностей трения в тело корпуса, учитывая при этом низкий коэффициент теплопередачи полимера.

Известен наиболее близкий по технической сущности, принятый в качестве прототипа, радиальный подшипник скольжения, содержащий вмонтированную с натягом в корпус полимерную втулку, причем в известном подшипнике втулка с одного конца выполнена со скосом на внутренней поверхности, с другого конца - со скосом на наружной поверхности. Втулка выполнена толстостенной, чтобы обеспечить радиальный натяг при монтаже ее в корпусе (авторское свидетельство СССР N 508603, кл. F 16 C 33104, 1976).

В известном подшипнике полимерную втулку выполняют толстостенной для обеспечения должной величины натяга при монтаже.

Ввиду толстостенности возникающие сжимающие напряжения в материале втулки имеют локализацию у внешней поверхности втулки, прилегающей к поверхности отверстия корпуса, и ввиду значительной толщины втулки вблизи рабочей поверхности втулки напряжения сжатия практически отсутствуют, что не способствует повышению работоспособности втулки ввиду отсутствия наведенных сжимающих напряжений, предотвращающих, как известно, образование и развитие усталостных трещин.

Ввиду толстостенности втулки ухудшен теплообмен, т.е. затруднена теплопередача от поверхностей трения через стенку втулки в тело корпуса для его последующего рассеивания, т.о. практически невозможно применение известного подшипника в качестве тяжелонагруженного и ответственного, например, в трансмиссиях автомобилей.

Выполнение втулки толстостенной существенно увеличивает габариты подшипника, что также является недостатком, поскольку не позволяет использовать известный подшипник в пространственно стесненных узлах, например, в трансмиссиях автомобилей.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание конструкции подшипника с полимерной втулкой, где за счет особой формы втулки достигается многократное уменьшение толщины стенки (что обеспечивает хороший теплоотвод, возможность использования в пространственно стесненных узлах) при обеспечении равных с толстостенной втулкой усилий натяга при монтаже в отверстие корпуса (что обеспечивает технологичность сборки) и создании высоких напряжений сжатия вблизи поверхности трения (что обеспечивает предотвращение возникновения и развития трещин в результате усталости материала, что существенно повышает надежность подшипника и позволяет использовать его в ответственных узлах, например, в трансмиссиях автомобилей).

Решение поставленной задачи, предлагаемое заявителем, заключается в том, что в радиальный подшипник скольжения, содержащий вмонтированную с натягом в корпус полимерную втулку, введены отличительные признаки, а именно наружная и внутренняя поверхности втулки выполнены каждая в виде цилиндрической поверхности, направляющая которой образована одинаковыми дугами, соединенными концами и выпуклостью направленными наружу от оси втулки при совпадении углового положения дуг наружной и внутренней цилиндрических поверхностей, причем каждая дуга из образующих направляющую наружной цилиндрической поверхности выполнена с радиусом, превышающим радиус описанной вокруг диаметрального сечения наружной цилиндрической поверхности окружности с радиусом, превышающим радиус отверстия в корпусе, а каждая дуга из образующих направляющую внутренней цилиндрической поверхности выполнена с радиусом, превышающим радиус вписанной в диаметральное сечение внутренней цилиндрической поверхности окружности.

Предлагаемый подшипник за счет новой формы втулки обретает новые свойства, а именно: образующие втулку две цилиндрические поверхности описанных выше профилей и указанных относительных размерах обеспечивают при монтаже в отверстие корпуса круглого сечения сжатие дуговых участков по принципу работы на сжатие арочной балки и после монтажа обретение внутренним отверстием во втулке правильной круглой формы, так что прочностные и упругие свойства полимера используются по всему объему втулки в полной мере для получения натяга, что гарантирует прочность соединения втулки с корпусом, позволяя обойтись тонкостенной втулкой и тем не менее получить значительный натяг и закреплять втулку только за счет последнего, тем самым обеспечить технологичность сборки и возможность использования в пространственно стесненных узлах. Использование прочностных и упругих свойств по всему объему полимера при работе последнего на сжатие по принципу работы на сжатие арочной балки позволяет выполнить втулку весьма тонкостенной, например, со стенкой 1,5 мм при диаметре 30 мм (и тем не менее закреплять в корпусе только за счет натяга), что гарантирует при весьма плотном прилегании к поверхности отверстия в корпусе отличный теплоотвод. Сжимающие напряжения, наводимые во всем объеме полимера, работающем исключительно на сжатие со значительными величинами напряжений, обеспечивают предотвращение появления и раскрытия усталостных трещин и тем самым гарантирует многократное увеличение срока службы подшипника в целом.

На фиг. 1 изображен общий вид подшипника.

На фиг. 2 изображена отдельно полимерная втулка в диметрии.

На фиг. 3 представлен отдельно общий вид втулки.

Радиальный подшипник скольжения содержит вмонтированную в корпус 1 с натягом полимерную втулку 2. Наружная 3 и внутренняя 4 поверхности втулки выполнены каждая в виде цилиндрической поверхности, у которой направляющая 5 образована одинаковыми для каждой в отдельности цилиндрической поверхности дугами 6, 7 (соответственно для наружной и внутренней поверхности), соединенными концами. Количество дуг 6, 7 выбирают конструктивно, исходя из линейной длины дуги. Дуги 6, 7 выпуклостью направлены наружу от оси втулки 2 при совпадении углового положения дуг 6, 7 наружной и внутренней цилиндрических поверхностей.

Каждая дуга 6 из образующих направляющую наружной цилиндрической поверхности выполнена с радиусом 8, превышающим радиус 9 описанной вокруг диаметрального сечения наружной цилиндрической поверхности окружности 10. Центр О1 (поз.11) дуги 6 расположен на биссектрисе центрального угла дуги 6, проходящей через центр О2 (поз.12), описанной окружности 10, и на расстоянии от центра О1 (поз. 12), равном удвоенной величине разницы величин радиусов 8 и 9, из которых один - радиус 8 дуги 6, а другой - радиус 9 описанной окружности 10. Радиус 9 описанной окружности 10 превышает радиус 13 отверстия в корпусе 1.

Каждая дуга 7 из образующих направляющую внутренней цилиндрической поверхности выполнена с радиусом 14, превышающим радиус 15 вписанной в диаметральное сечение внутренней цилиндрической поверхности окружности 16. Центр О3 (поз. 17) дуги 7 расположен на биссектрисе центрального угла дуги 7, проходящей через центр О2 (поз. 11), вписанной окружности 16, на расстоянии от последнего О3О2, равном разнице величин радиусов, из которых первый - радиус 14 дуги 6, 7, другой - радиус 15 вписанной окружности 16.

Толщину стенки втулки 2 выбирают конструктивно, исходя из того условия, что дугообразные части втулки 2 после монтажа в отверстие корпуса 1 и приложения усилия сжатия по линиям, соответствующим концам дуг 6, работают по принципу арочной балки, т.е. имеют место исключительно напряжения сжатия, причем по всему сечению материала, т.е. он весь работает полностью, обеспечивая должный натяг при минимальном количестве материала, т.е. минимальной толщине стенки.

Похожие патенты RU2125191C1

название год авторы номер документа
ЦЕЛЬНЫЙ СЕПАРАТОР РОЛИКОПОДШИПНИКА 2000
  • Шнырь С.М.
RU2162173C1
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 1992
  • Шнырь Самуил Мойсеевич
  • Нудельман Менаш Мошкович
RU2011903C1
МУФТА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Новиков А.Ф.
  • Шнырь С.М.
  • Жаворонков Е.В.
RU2115042C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ АБРАМОВА В. А. 2016
  • Абрамов Валентин Алексеевич
RU2686648C9
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Мозоров С.Д.
RU2187673C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 2007
  • Лейкис Борис Аврамович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Бочагов Виталий Иванович
  • Шерстнев Владимир Алексеевич
RU2356776C1
Рукоятка руля велосипеда 1980
  • Иванов Лев Михайлович
  • Клебанов Борис Моисеевич
  • Каравайцев Виталий Анатольевич
SU912584A1
Устройство для получения вращательного движения Абрамова Валентина Алексеевича (Абрамова В.А.) 2016
  • Абрамов Валентин Алексеевич
RU2654690C9
УЗЕЛ ТРЕНИЯ С РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫМ ПОДШИПНИКОМ ИЗ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ 2000
  • Винник Н.И.
  • Свиридов Л.Т.
  • Поляков Н.В.
  • Аксенов А.А.
  • Мильцын А.Н.
RU2222724C2
Модуль-секция погружного многоступенчатого центробежного насоса с интегрированными износостойкими подшипниками скольжения 2020
  • Гайдучак Федор Владимирович
  • Кокарев Владимир Никандрович
  • Носаль Василий Иванович
  • Шатров Александр Сергеевич
  • Цыденов Андрей Геннадьевич
RU2748009C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 125 191 C1

Реферат патента 1999 года РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к узлам машин. Радиальный подшипник скольжения содержит вмонтированную с натягом в корпус втулку. Наружная и внутренняя поверхности втулки выполнены каждая в виде цилиндрической поверхности, направляющая которой образована одинаковыми дугами, соединенными концами, выпуклостью направленными наружу от оси втулки при совпадении углового положения дуг наружной и внутренней цилиндрической поверхностей, причем каждая дуга из образующих направляющую наружной цилиндрической поверхности выполнена с радиусом, превышающим радиус описанной вокруг диаметрального сечения наружной цилиндрической поверхности окружности с радиусом, превышающим радиус отверстия в корпусе, а каждая дуга из образующих направляющую внутренней цилиндрической поверхности выполнена с радиусом, превышающим радиус вписанной в диаметральное сечение внутренней цилиндрической поверхности окружности. Изобретение направлено на создание конструкции подшипника с полимерной втулкой, где за счет особой формы втулки достигается уменьшение толщины стенки при обеспечении равных с толстостенной втулкой усилий натяга при монтаже в отверстие корпуса и создании высоких напряжений сжатия вблизи поверхностей трения, что существенно повышает надежность подшипника. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 125 191 C1

Радиальный подшипник скольжения, содержащий вмонтированную с натягом в корпус полимерную втулку, отличающийся тем, что наружная и внутренняя поверхности втулки выполнены каждая в виде цилиндрической поверхности, направляющая которой образована одинаковыми дугами, соединенными концами, выпуклостью направленными наружу от оси втулки при совпадении углового положения дуг наружной и внутренней цилиндрической поверхностей, причем каждая дуга из образующих направляющую наружной цилиндрической поверхности выполнена с радиусом, превышающим радиус описанной вокруг диаметрального сечения наружной цилиндрической поверхности окружности с радиусом, превращающим радиус отверстия в корпусе, а каждая дуга из образующих направляющую внутренней цилиндрической поверхности выполнена с радиусом, превышающим радиус вписанной в диаметральное сечение внутренней цилиндрической поверхности окружности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2125191C1

Радиальный подшипник скольжения 1970
  • Долбежкин Александр Дмитриевич
  • Цыплаков Олег Георгиевич
  • Ильин Валентин Николаевич
  • Картузов Геннадий Ильич
SU508603A1
Концевая опора скольжения 1983
  • Ключников Виталий Петрович
  • Холомин Юрий Владимирович
  • Шокуров Юрий Степанович
SU1200008A1
Подшипник скольжения и способ его изготовления 1991
  • Благута Анатолий Александрович
  • Благута Оксана Анатольевна
  • Винокуров Юрий Александрович
SU1779827A1
0
SU182969A1
Подшипник скольжения 1981
  • Рязанов Сергей Дмитриевич
  • Зикеев Вадим Абрамович
  • Савин Александр Васильевич
  • Погонев Виктор Федорович
  • Лопонос Владимир Андронович
SU949233A1
Подшипник скольжения 1977
  • Планида Василий Ефимович
SU652379A1
Самосмазывающийся подшипник скольжения 1987
  • Авдеев Дин Тихонович
  • Васечко Юрий Адамович
  • Куприянова Тамара Васильевна
  • Редько Ирина Николаевна
SU1580066A1
FR 2003086, 07.11.69
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОКСИДОВ АЗОТА В ПРОЦЕССЕ СЖИГАНИЯ ЖИДКОГО ТОПЛИВА 1992
  • Грибков А.М.
  • Чадаев А.В.
  • Замальдинов Х.А.
RU2042881C1
GB 1409063, 08.10.75
Вихревая форсунка 1984
  • Глущенко Владимир Михайлович
SU1214236A1
СПОСОБ ДИСКРЕТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ОСНАЩЕННЫМИ ШАРОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ, ШАРОВЫМИ КОРОБКАМИ ПЕРЕДАЧ, ДОЗИРУЮЩЕ- ЗАГРУЗОЧНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ КАПСУЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ГОРЮЧЕГО ВЕЩЕСТВА 2013
  • Парамошко Владимир Александрович
RU2513335C1
US 3734585, 22.05.73.

RU 2 125 191 C1

Авторы

Шнырь Самуил Моисеевич

Даты

1999-01-20Публикация

1995-11-14Подача