Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано на реверсивных и нереверсивных станах КВАРТО для горячей и холодной прокатки листовой стали.
Известен способ охлаждения валков клетки КВАРТО, согласно которому охлаждающую жидкость подают в зону контакта рабочего и опорного валков и осуществляют ее разгон вдоль оси рабочего валка от середины бочки к краям по спиральным канавкам левого и правого направлений на поверхности опорного валка [1, 2].
Недостаток известного способа состоит в том, что он не обеспечивает одинаковых условий охлаждения в середине бочки рабочего валка и на ее краях, что ухудшает равномерность температуры, тепловой выпуклости и снижает качество прокатываемых полос. Кроме того, способ не применим для реверсивной прокатки, т.к. при смене направления вращения валков изменяется направление разгона охладителя и неравномерность охлаждения валков усугубится; грязь и окалина также будут накапливаться в середине бочки, что недопустимо.
Наиболее близким по своей технической сущности и достигаемым результатам к предлагаемому изобретению является способ охлаждения и очистки поверхности валков клети КВАРТО при холодной прокатки путем подачи охладителя в зону контакта рабочего и опорного валков. При этом охлаждающую жидкость разгоняют вдоль оси рабочего валка от середины к краям бочки по спиральным канавкам на поверхности опорного валка [3] - прототип.
Указанный способ также не обеспечивает равномерного охлаждения по всей длине бочки, что приводит к изменению тепловой выпуклости валков и ухудшению качества прокатываемых полос. Другим недостатком является невозможность применения способа для реверсивной прокатки.
Цель изобретения состоит в повышении равномерности охлаждения валков и качества прокатываемых полос.
Поставленная цель достигается тем, что в известном способе охлаждения валков клети КВАРТО путем подачи охлаждающей жидкости в зону контакта рабочего и опорного валков и ее разгона вдоль оси рабочего валка по спиральной канавке на поверхности опорного валка, согласно зобретению разгон охлаждающей жидкости осуществляют от одного конца бочки рабочего валка к другому, при этом направление разгона охлаждающей жидкости на одном из рабочих валков противоположно направлению ее разгона на другом рабочем валке.
Известное и предложенное техническое решение имеют следующие общие признаки. Оба они являются способами охлаждения валков клети КВАРТО путем подачи охлаждающей жидкости в зону контакта рабочего и опорного валков. Оба предусматривают разгон охлаждающей жидкости вдоль оси рабочего валка. В обоих случаях разгон осуществляют по спиральной канавке на поверхности опорного валка.
Отличия предложенного способа заключаются в том, что разгон охлаждающей жидкости осуществляют от одного конца бочки к другому, тогда как в известном охлаждающую жидкость разгоняют от середины бочки к ее краям. Отличие также состоит в том, что направление разгона охлаждающей жидкости на одном из рабочих валков противоположно направлению ее разгона на другом рабочем валке, что в известном способе не предусмотрено.
Указанные отличительные признаки проявляют во всей совокупности новые свойства, не присущие им в известных совокупностях признаков и состоящие в повышении равномерности охлаждения валков и качества прокатываемых полос. Это свидетельствует о соответствии предложенного технического решения критерию "существенные отличия".
Сущность изобретения состоит в следующем.
При охлаждении валков с разгоном охлаждающей жидкости от середины бочки к ее краям (по способу-прототипу) из-за неодинаковых условий охлаждения температура валка в средней части бочки превышает температуру на ее краях, причем эта разница температур зависит от скорости прокатки. Неравномерность температуры по длине бочки вызывает изменение тепловой выпуклости валков, что приводит к нарушению точности и плоскостности прокатываемых полос. В случае разгона охлаждающей жидкости от одного края бочки рабочего валка к другому, когда направления разгона охлаждающей жидкости вдоль осей верхнего и нижнего рабочих валков клети КВАРТО противоположны, достигается полное выравнивание температурных полей рабочих валков независимо от скорости прокатки. Это способствует повышению качества прокатываемых полос.
Пример. На бочках верхнего и нижнего опорных валков реверсивного стана КВАРТО 1400 выполняют спиральные канавки одинакового (например, правого) направления, идущие от одного края бочек к другому. Угол подъема винтовой линии составляет 84o, глубина спиральных канавок 4 мм.
Опорные валки заваливают в клеть. Затем в клеть заваливают рабочие валки и осуществляют холодную прокатку полос с подачей охлаждающей жидкости (эмульсии) в зону контакта каждого рабочего валка со смежным опорным, в также на полосу. При вращении валков в процессе прокатки спиральные канавки на поверхностях опорных валков сгоняют охлаждающую эмульсию по длине бочек рабочих валкой от одного их конца к другому. Поскольку спиральные канавки на верхнем и нижнем опорных валках имеют правое направление, а сами опорные валки вращаются в противоположные стороны, то разгон охлаждающей эмульсии по верхнему и нижнему рабочим валкам также происходит в противоположные стороны от одного края бочки к другому. Это повысит эффективность охлаждения и качество полос: перепад температуры по длине бочек валков уменьшается до 2 - 3oC (против 15oC при прокатке по способу-прототипу), что снижает отбраковку листов из неплоскостности и разнотолщинности с 10 - 12 до 3 - 5%.
При смене направления вращения валков (в случае реверсивной прокатки) направления разгона охлаждающей эмульсии на верхнем и нижнем рабочих валках изменяются на противоположные, однако эффективность их охлаждения и высокие показатели качества прокатываемых полос сохраняются на прежнем уровне.
Технико-экономические преимущества предложенного способа заключается в том, что разгон охлаждающей жидкости от одного конца бочки рабочего валка к другому при противонаправленном разгоне охлаждающей жидкости на обоих рабочих валках позволяет повысить равномерность охлаждения валков по длине бочек. При этом неодинаковые условия охлаждения концов бочек, от которых и к которым осуществляется разгон охладителя компенсируются за счет противонаправленного разгона охладителя на смежном рабочем валке. В результате улучшаются точность и плоскостность прикатываемых полос.
За базовый объект принят способ-прототип. Использование предложенного способа охлаждением валков реверсивной клети КВАРТО холодной прокатки обеспечит повышение рентабельности производства холоднокатаных полос 10 - 12%.
Литературные источники, использованные при составлении описания изобретения
1. А.Ф.Пименов и др. Высокоточная прокатка тонких листов. -М.: Металлургии, 1988, с. 153 - 154;
2. Авт.св. СССР N 1245368, кл. B 12 B 27/10, 1986.
3. Авт.св. СССР N 398300, кл. B 21 B 27/10, 1972 - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ВАЛКОВ | 1996 |
|
RU2094142C1 |
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ВАЛКОВ НЕПРЕРЫВНОГО СТАНА КВАРТО | 2000 |
|
RU2177845C1 |
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ВАЛКОВ | 1997 |
|
RU2109584C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ВАЛКОВ ЛИСТОПРОКАТНОЙ КЛЕТИ КВАРТО | 1999 |
|
RU2147945C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПОРНОГО ПРОКАТНОГО ВАЛКА (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2093285C1 |
Валковый узел прокатной клети кварто | 1990 |
|
SU1733136A1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛОС | 2001 |
|
RU2210446C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ВАЛКОВ СТАНОВ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ | 1994 |
|
RU2081923C1 |
УЗЕЛ ВАЛКОВ ПРОКАТНОЙ КЛЕТИ ЛИСТОВОГО СТАНА | 1998 |
|
RU2146973C1 |
ОПОРНЫЙ ПРОКАТНЫЙ ВАЛОК | 1995 |
|
RU2081716C1 |
Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано на реверсивных и нереверсивных станах кварто для горячей и холодной прокатки листовой стали. Способ охлаждения валков клети кварто включает подачу охлаждающей жидкости в зону контакта рабочего и опорного валков и ее разгон вдоль оси рабочего валка по спиральной канавке на поверхности опорного валка. С целью повышения равномерности охлаждения валков и качества прокатываемых полос разгон охлаждающей жидкости осуществляют от одного конца бочки рабочего валка к другому, при этом направление разгона охлаждающей жидкости на одном из рабочих валков противоположно направлению ее разгона на другом рабочем валке.
Способ охлаждения валков клети кварто путем подачи охлаждающей жидкости в зону контакта рабочего и опорного валков и ее разгон вдоль оси рабочего валка по спиральной канавке на поверхность опорного валка, отличающийся тем, что разгон охлаждающей жидкости осуществляют от одного конца бочки рабочего валка к другому, при этом направление разгона охлаждающей жидкости на одном из рабочих валков противоположно направлению ее разгона на другом рабочем валке.
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ И ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТИ ВАЛКОВ ПРИ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКЕ | 0 |
|
SU398300A1 |
Опорный валок | 1984 |
|
SU1245368A1 |
Пименов А.Ф | |||
Высокоточная прокатка тонких листов | |||
- М.: Металлургия, 1988, с.153 - 154 | |||
Способ охлаждения валков клети стана кварто | 1986 |
|
SU1388128A1 |
RU 96113850, 15.11.97 | |||
US 3605473, 18.03.66. |
Авторы
Даты
1999-06-10—Публикация
1998-03-23—Подача