ТОПЛИВНЫЙ БАК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2000 года по МПК B60K15/03 B60K15/35 B60K15/04 

Описание патента на изобретение RU2149766C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям топливных баков (ТБ), устанавливаемых на транспортные средства.

Известно устройство ТБ, например, по а.с. СССР N 1207822 (кл. МКИ B 60 K 15/02), содержащее герметичный металлический корпус с функциональными патрубками (для заливки топлива, воздухоотводящие). Указанные патрубки приварены к корпусу с помощью сварки.

Недостатком указанного устройства является низкая коррозийная стойкость металла в соединении патрубков и стенки ТБ в связи с малым зазором, который получается после сварки между стенкой патрубка и стенкой ТБ, что создает условия для задерживания в этом зазоре агрессивной среды (воды, атмосферных агрессивных веществ). Это приводит к окислению металла в этом месте и потере герметичности.

В устройстве по заявке Японии N 62-61455 (кл. МКИ B 60 K 15/02) на заливной горловине ТБ имеется отбортовка для улучшения приварки патрубка.

Недостатком этого устройства является еще большее, чем в предыдущем случае, воздействие агрессивной среды на соединение патрубка и заливной горловины в зазоре, который всегда присутствует, в связи с тем, что отбортовка на заливной горловине и патрубок в месте их соприкосновения имеют цилиндрическую форму. Это способствует проникновению большего количества агрессивной среды в зазор, из-за увеличенной площади контакта патрубка и заливной горловины, что также приведет к коррозии в этом месте.

Прототипом является ТБ авт. ВАЗ 2108 (см. Цветной иллюстрированный альбом. ВАЗ 2108, 2109 и их модификации. Устройство и эксплуатация. - М.: Третий Рим. 1996, с. 22, 23). Указанный ТБ содержит металлический корпус (из освинцованной стали) с отверстиями, имеющими отбортовки, и установленными в них функциональными патрубками (для заливки топлива, воздухоотводящие патрубки), при этом патрубки крепятся к корпусу с помощью пайки.

Недостатком этого устройства является также низкая коррозийная стойкость соединения корпуса ТБ и патрубков, так как отбортовки выполнены внутрь корпуса и агрессивная среда, которая имеется внутри ТБ (вода, спирт - эти вещества присутствуют в бензине) попадает в соединение между отбортовкой отверстий ТБ и патрубками, между которыми всегда есть зазор. Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что допустимый, по условиям техпроцесса, указанный зазор при пайке патрубков меньше, чем при сварке, что способствует проникновению и удержанию агрессивной среды в этом зазоре дольше, что уменьшает коррозийную стойкость соединения патрубков с корпусом ТБ и повышает пожароопасность ТБ в эксплуатации.

Решение технической задачи направлено на повышение коррозийной стойкости топливного бака.

Сущность изобретения заключается в том, что в известном топливном баке транспортного средства, содержащем герметичный металлический корпус с антикоррозионным гальваническим покрытием и с имеющими отбортовки отверстиями, в которые соосно с зазором установлены имеющие стенки и торцы функциональные патрубки, которые закреплены в корпусе с помощью сварки или пайки, край стенки функционального патрубка в районе по меньшей мере одного из его торцов загнут внутрь этого патрубка по контуру, образуя фаску.

Изобретение поясняется графически:
на фиг. 1 изображен топливный бак;
на фиг. 2 изображено сечение А-А на фиг. 1;
на фиг. 3 изображен патрубок, приваренный к корпусу топливного бака традиционным образом;
на фиг. 4 показан патрубок, соединенный с корпусом ТБ с помощью пайки.

Топливный бак (см. фиг. 1 и 2) содержит металлический корпус 1, состоящий из двух половинок, верхней 2 и нижней 3, герметично сваренных между собой по фланцу 4. На верхней половинке 2 выполнены отверстия 5 и 6 с отбортовкой 7 по контуру. В отверстия 5 и 6 вставлены патрубки, соответственно для топлива 8 и воздухоотводящий 9, которые приварены по контуру отбортовки 7 сваркой 10. По меньшей мере один из краев стенки патрубков 8 и 9 в районе их торцов загнут внутрь соответствующего патрубка по контуру, образуя фаску 11. Между фаской 11 и отбортовкой 7 образуется продуваемая зона 12. Зона 13 (см. фиг. 3) образуется при традиционной конструкции и технологии приварки патрубков 8 и 9 к корпусу 1 ТБ.

Топливный бак работает следующим образом.

Для работы транспортного средства в металлический корпус 1 через патрубок 8 заливается жидкое топливо, при этом одновременно через патрубок 9 выходит воздух в окружающую среду для обеспечения заполняемости топливом корпуса 1. Герметичность корпуса 1 обеспечивается сварными соединениями 4, 10. На патрубках 8 и 9, по меньшей мере на одном из их торцов, выполнен загиб 11 в виде фаски, который совместно с отбортовкой 7 отверстий 5 и 6 создает зону 12. В зоне 12 скапливается агрессивная среда в виде водоспиртовой пленки и других веществ, но благодаря достаточно большому расстоянию между фаской 11 и отбортовкой 7 происходит самоочищение зоны 12 ввиду ее доступности к проникновению жидкого топлива и воздуха при движении последних внутри корпуса 1 ТБ. Этого не происходит в случае приварки патрубков без фаски 11 к отбортовке 7 (см. фиг. 3), т.е. в случаях применения известной технологии сварки, где требуется зазор между патрубком и отбортовкой 0,2 мм мах. Агрессивная среда накапливается в малом зазоре 13, т.к. самоочищение недостаточно, воздействует на сварочное соединение и корпус 1 ТБ, которые корродируют, приводя к потере герметичности ТБ. Все это корродирование происходит в меньшей степени, если на концах патрубков 8 и 9 выполнить фаски 11, чем и достигается положительный эффект.

На фиг.4 показана конструкция соединения с помощью пайки патрубка с корпусом ТБ, имеющим отбортовку отверстий, направленную внутрь ТБ.

Похожие патенты RU2149766C1

название год авторы номер документа
ТОПЛИВНЫЙ БАК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Лысенко Е.В.
  • Шепилов Ю.Н.
  • Золотенков Н.А.
  • Короляк В.Р.
  • Доманский В.И.
  • Лесничий П.А.
  • Ковалёва О.Н.
RU2243108C1
ЗАЛИВНАЯ ГОРЛОВИНА НАЛИВНОЙ ТРУБЫ ТОПЛИВНОГО БАКА 1999
  • Иванова Л.С.
  • Иванова И.С.
  • Шумилов С.В.
  • Лысенко Е.В.
RU2166436C2
МЕРНИК ДЛЯ ЖИДКОСТИ 2002
  • Харченко В.П.
RU2210746C1
ТОПЛИВНЫЙ БАК 2022
  • Анохин Дмитрий Юрьевич
RU2783012C1
Устройство для предотвращения или ограничения разлива жидкости из повреждённой ёмкости (варианты) 2016
  • Бармин Константин Евгеньевич
  • Деребенко Егор Васильевич
  • Зудов Сергей Павлович
  • Копытов Алексей Борисович
  • Терликов Андрей Леонидович
RU2632244C1
ТОПЛИВНЫЙ БАК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Куколев П.В.
  • Лошкарев В.А.
RU2232084C1
Топливный бак транспортного средства 1978
  • Егоров Никтополион Александрович
  • Нифонтов Вилли Осипович
  • Отлетов Анатолий Иванович
  • Чугунов Владимир Александрович
  • Эсманский Рустам Кимович
SU770861A1
УЗЕЛ ЛЮКА ДЛЯ ГОРЛОВИНЫ ТОПЛИВНОГО БАКА В КРЫЛЕ КУЗОВА 2003
  • Лукьянов В.В.
  • Лихачёв В.Н.
  • Петрянин А.Г.
RU2243105C1
ТОПЛИВНЫЙ БАК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Фалкон В.И.
  • Осипов А.Ф.
  • Григорьев Ю.М.
  • Лысенко Е.В.
  • Рузаев Д.Г.
RU2099205C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2008
  • Дмитриев Альберт Иванович
  • Зайцев Евгений Викторович
  • Закота Анатолий Иванович
  • Карпов Сергей Иванович
  • Кликодуев Николай Григорьевич
  • Кучеренко Юрий Стефанович
  • Мищенко Анатолий Петрович
  • Пашков Анатолий Николаевич
RU2375254C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 149 766 C1

Реферат патента 2000 года ТОПЛИВНЫЙ БАК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается создания конструкций топливных баков транспортных средств. Топливный бак транспортного средства содержит герметичный металлический корпус с антикоррозионным гальваническим покрытием. Топливный бак имеет отверстия с отбортовками. Функциональные патрубки установлены в этих отверстиях соосно с зазором. Функциональные патрубки имеют стенки и торцы. Эти патрубки закреплены в корпусе посредством сварки или пайки. Край стенки функционального патрубка в районе по меньшей мере одного из его торцов загнут внутрь этого патрубка по контуру, образуя фаску. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении долговечности конструкции топливного бака транспортного средства. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 149 766 C1

Топливный бак транспортного средства, содержащий герметичный металлический корпус с антикоррозионным гальваническим покрытием и с имеющими отбортовки отверстиями, в которых соосно с зазором установлены имеющие стенки и торцы функциональные патрубки, которые закреплены в корпусе с помощью сварки или пайки, отличающийся тем, что край стенки функционального патрубка в районе по меньшей мере одного из его торцов загнут внутрь этого патрубка по контуру, образуя фаску.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2149766C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Цветной иллюстрированный альбом
Контрольное приспособление к автоматам для продажи различных предметов 1925
  • Зиновьев В.А.
SU2108A1
Устройство и эксплуатация
- М.: Третий Рим, 1996, с
Машина для добывания торфа и т.п. 1922
  • Панкратов(-А?) В.И.
  • Панкратов(-А?) И.И.
  • Панкратов(-А?) И.С.
SU22A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Комбинированный бак транспортного средства 1984
  • Смирнов Виктор Борисович
  • Аристова Ольга Петровна
  • Панасюк Виталий Петрович
  • Храмов Юрий Григорьевич
SU1207822A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
ТОПЛИВНЫЙ БАК МАЛОТОННАЖНОГО АВТОМОБИЛЯ 1995
  • Куколев П.В.
  • Белова И.В.
  • Шабанова Р.Ф.
RU2087335C1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СЛИТКОВ ИЗ ЭЛЕКТРОКОРУНДОВЫХ МАТЕРИАЛОВ 1995
  • Зубов Альберт Сергеевич
  • Фисенко Борис Лаврентьевич
RU2078641C1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
US 4449723 A, 22.05.84.

RU 2 149 766 C1

Авторы

Лысенко Е.В.

Филько Ю.Е.

Чернышев А.Н.

Шаповалов С.В.

Даты

2000-05-27Публикация

1998-05-12Подача