Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям топливных баков (ТБ), устанавливаемых на транспортные средства.
Известно устройство ТБ, например, по а.с. СССР N 1207822 (кл. МКИ B 60 K 15/02), содержащее герметичный металлический корпус с функциональными патрубками (для заливки топлива, воздухоотводящие). Указанные патрубки приварены к корпусу с помощью сварки.
Недостатком указанного устройства является низкая коррозийная стойкость металла в соединении патрубков и стенки ТБ в связи с малым зазором, который получается после сварки между стенкой патрубка и стенкой ТБ, что создает условия для задерживания в этом зазоре агрессивной среды (воды, атмосферных агрессивных веществ). Это приводит к окислению металла в этом месте и потере герметичности.
В устройстве по заявке Японии N 62-61455 (кл. МКИ B 60 K 15/02) на заливной горловине ТБ имеется отбортовка для улучшения приварки патрубка.
Недостатком этого устройства является еще большее, чем в предыдущем случае, воздействие агрессивной среды на соединение патрубка и заливной горловины в зазоре, который всегда присутствует, в связи с тем, что отбортовка на заливной горловине и патрубок в месте их соприкосновения имеют цилиндрическую форму. Это способствует проникновению большего количества агрессивной среды в зазор, из-за увеличенной площади контакта патрубка и заливной горловины, что также приведет к коррозии в этом месте.
Прототипом является ТБ авт. ВАЗ 2108 (см. Цветной иллюстрированный альбом. ВАЗ 2108, 2109 и их модификации. Устройство и эксплуатация. - М.: Третий Рим. 1996, с. 22, 23). Указанный ТБ содержит металлический корпус (из освинцованной стали) с отверстиями, имеющими отбортовки, и установленными в них функциональными патрубками (для заливки топлива, воздухоотводящие патрубки), при этом патрубки крепятся к корпусу с помощью пайки.
Недостатком этого устройства является также низкая коррозийная стойкость соединения корпуса ТБ и патрубков, так как отбортовки выполнены внутрь корпуса и агрессивная среда, которая имеется внутри ТБ (вода, спирт - эти вещества присутствуют в бензине) попадает в соединение между отбортовкой отверстий ТБ и патрубками, между которыми всегда есть зазор. Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что допустимый, по условиям техпроцесса, указанный зазор при пайке патрубков меньше, чем при сварке, что способствует проникновению и удержанию агрессивной среды в этом зазоре дольше, что уменьшает коррозийную стойкость соединения патрубков с корпусом ТБ и повышает пожароопасность ТБ в эксплуатации.
Решение технической задачи направлено на повышение коррозийной стойкости топливного бака.
Сущность изобретения заключается в том, что в известном топливном баке транспортного средства, содержащем герметичный металлический корпус с антикоррозионным гальваническим покрытием и с имеющими отбортовки отверстиями, в которые соосно с зазором установлены имеющие стенки и торцы функциональные патрубки, которые закреплены в корпусе с помощью сварки или пайки, край стенки функционального патрубка в районе по меньшей мере одного из его торцов загнут внутрь этого патрубка по контуру, образуя фаску.
Изобретение поясняется графически:
на фиг. 1 изображен топливный бак;
на фиг. 2 изображено сечение А-А на фиг. 1;
на фиг. 3 изображен патрубок, приваренный к корпусу топливного бака традиционным образом;
на фиг. 4 показан патрубок, соединенный с корпусом ТБ с помощью пайки.
Топливный бак (см. фиг. 1 и 2) содержит металлический корпус 1, состоящий из двух половинок, верхней 2 и нижней 3, герметично сваренных между собой по фланцу 4. На верхней половинке 2 выполнены отверстия 5 и 6 с отбортовкой 7 по контуру. В отверстия 5 и 6 вставлены патрубки, соответственно для топлива 8 и воздухоотводящий 9, которые приварены по контуру отбортовки 7 сваркой 10. По меньшей мере один из краев стенки патрубков 8 и 9 в районе их торцов загнут внутрь соответствующего патрубка по контуру, образуя фаску 11. Между фаской 11 и отбортовкой 7 образуется продуваемая зона 12. Зона 13 (см. фиг. 3) образуется при традиционной конструкции и технологии приварки патрубков 8 и 9 к корпусу 1 ТБ.
Топливный бак работает следующим образом.
Для работы транспортного средства в металлический корпус 1 через патрубок 8 заливается жидкое топливо, при этом одновременно через патрубок 9 выходит воздух в окружающую среду для обеспечения заполняемости топливом корпуса 1. Герметичность корпуса 1 обеспечивается сварными соединениями 4, 10. На патрубках 8 и 9, по меньшей мере на одном из их торцов, выполнен загиб 11 в виде фаски, который совместно с отбортовкой 7 отверстий 5 и 6 создает зону 12. В зоне 12 скапливается агрессивная среда в виде водоспиртовой пленки и других веществ, но благодаря достаточно большому расстоянию между фаской 11 и отбортовкой 7 происходит самоочищение зоны 12 ввиду ее доступности к проникновению жидкого топлива и воздуха при движении последних внутри корпуса 1 ТБ. Этого не происходит в случае приварки патрубков без фаски 11 к отбортовке 7 (см. фиг. 3), т.е. в случаях применения известной технологии сварки, где требуется зазор между патрубком и отбортовкой 0,2 мм мах. Агрессивная среда накапливается в малом зазоре 13, т.к. самоочищение недостаточно, воздействует на сварочное соединение и корпус 1 ТБ, которые корродируют, приводя к потере герметичности ТБ. Все это корродирование происходит в меньшей степени, если на концах патрубков 8 и 9 выполнить фаски 11, чем и достигается положительный эффект.
На фиг.4 показана конструкция соединения с помощью пайки патрубка с корпусом ТБ, имеющим отбортовку отверстий, направленную внутрь ТБ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОПЛИВНЫЙ БАК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2243108C1 |
ЗАЛИВНАЯ ГОРЛОВИНА НАЛИВНОЙ ТРУБЫ ТОПЛИВНОГО БАКА | 1999 |
|
RU2166436C2 |
МЕРНИК ДЛЯ ЖИДКОСТИ | 2002 |
|
RU2210746C1 |
ТОПЛИВНЫЙ БАК | 2022 |
|
RU2783012C1 |
Устройство для предотвращения или ограничения разлива жидкости из повреждённой ёмкости (варианты) | 2016 |
|
RU2632244C1 |
ТОПЛИВНЫЙ БАК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2232084C1 |
Топливный бак транспортного средства | 1978 |
|
SU770861A1 |
УЗЕЛ ЛЮКА ДЛЯ ГОРЛОВИНЫ ТОПЛИВНОГО БАКА В КРЫЛЕ КУЗОВА | 2003 |
|
RU2243105C1 |
ТОПЛИВНЫЙ БАК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2099205C1 |
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2008 |
|
RU2375254C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается создания конструкций топливных баков транспортных средств. Топливный бак транспортного средства содержит герметичный металлический корпус с антикоррозионным гальваническим покрытием. Топливный бак имеет отверстия с отбортовками. Функциональные патрубки установлены в этих отверстиях соосно с зазором. Функциональные патрубки имеют стенки и торцы. Эти патрубки закреплены в корпусе посредством сварки или пайки. Край стенки функционального патрубка в районе по меньшей мере одного из его торцов загнут внутрь этого патрубка по контуру, образуя фаску. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении долговечности конструкции топливного бака транспортного средства. 4 ил.
Топливный бак транспортного средства, содержащий герметичный металлический корпус с антикоррозионным гальваническим покрытием и с имеющими отбортовки отверстиями, в которых соосно с зазором установлены имеющие стенки и торцы функциональные патрубки, которые закреплены в корпусе с помощью сварки или пайки, отличающийся тем, что край стенки функционального патрубка в районе по меньшей мере одного из его торцов загнут внутрь этого патрубка по контуру, образуя фаску.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Цветной иллюстрированный альбом | |||
Контрольное приспособление к автоматам для продажи различных предметов | 1925 |
|
SU2108A1 |
Устройство и эксплуатация | |||
- М.: Третий Рим, 1996, с | |||
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Комбинированный бак транспортного средства | 1984 |
|
SU1207822A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
ТОПЛИВНЫЙ БАК МАЛОТОННАЖНОГО АВТОМОБИЛЯ | 1995 |
|
RU2087335C1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СЛИТКОВ ИЗ ЭЛЕКТРОКОРУНДОВЫХ МАТЕРИАЛОВ | 1995 |
|
RU2078641C1 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
US 4449723 A, 22.05.84. |
Авторы
Даты
2000-05-27—Публикация
1998-05-12—Подача