Изобретение относится к приборам для гравиинерциальных измерений.
Известно устройство для измерения на подвижном основании ускорения силы тяжести гравиметром, установленным на гидростабилизированной платформе (1).
Недостатком этого устройства является низкая точность гравиметра из-за влияния ускорения движения объекта (9,81 мГл при j - 20 см/с2).
Наиболее близким к изобретению является аэрогравиметрический комплекс (2). Недостатком такого устройства является необходимость включения в комплекс, помимо гравиметра, инерциальной навигационной системы и спутниковой системы навигации, несколько измерителей высоты и вертикальной скорости полета высокой точности. При этом, однако, точность гравиинерциальных измерений не превышает 0,5 - 1мГл на подвижном основании, т.к. содержит достаточно большую методическую ошибку измерения.
Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении точности гравиинерциальных измерений на подвижном основании.
Указанная задача решается за счет того, что в известное устройство, содержащее гравиметр, инерциальную навигационную систему (ИНС) или только ИНС, спутниковую систему навигации, высотомер и вычислитель, работающих в диалоговом режиме, дополнительно введены вторая инерциальная навигационная система, удаленная от первой инерциальной системы вдоль продольной оси вертолета, ИНС могут содержать гравиметры, а вычислитель может содержать бинарный фильтр для оценки гравиинерциальных измерений и может быть подсоединен к блоку точного висения вертолета, радиомодемному блоку и иметь накопитель информации. Радиомодемный блок служит для передачи гравиинерциальных измерений в наземный комплекс создания гравиметрических карт.
Кроме того, вычислитель может содержать фильтр Калмана для оценки ошибок первой и второй инерциальных систем с использованием спутниковой системы навигации и одновременно бинарный фильтр оценки гравиинерциальных измерений.
На чертеже схематически показан предлагаемый гравиметрический комплекс.
Комплекс содержит две разобщенные инерциальные навигационные системы 1 и 2, каждая из которых может иметь гравиметры 3 и 4 и следящие системы 5 и 6 для обработки гравиметров в направлении вертикали.
На первый 7 и второй 8 входы вычислителя 9 подаются с выходов гравиметров 3 и 4 или ИНС. Одновременно, соответственно, выходы с первой и второй инерциальных систем по скорости 10 и 11, а также по вертикали 12 и 13 подаются на входы сумматоров 14 и 15, с выхода которых разностные сигналы по скорости 16 и по вертикали 17 поступают на входы 18 и 19 вычислителя 9, на 20 и 21 входы которого поступают сигналы с выхода системы спутниковой навигации 23 и высотомера 24. В вычислителе 9 функционируют фильтры 25 Калмана и бинарный фильтр 26. С выхода фильтра 25 Калмана, соответственно, оценки ошибок по скорости 27 и 28 и вертикали 29 и 30 поступают на первую ИНС 1 и вторую ИНС 2 для компенсации ошибок. С выходов бинарного фильтра 26 в блоке 9 оценки гравиинерциальных измерений 31 и 32 подаются на входы блока системы стабилизации висения вертолета 33, а также на радиомодемный блок 34 для передачи их на наземный комплекс создания гравиметрических карт 35.
Гравиизмерительный комплекс работает следующим образом.
После включения обычного режима выставки инерциальных навигационных систем 1 и 2, с помощью следящих систем 5 и 6, гравиметры 3 и 4 устанавливаются по вертикали в направлении ускорения силы тяжести, при этом физически гравиметры 3 и 4 находятся на удалении L друг от друга. Подключение гравиметров 3 и 4 к входам 7 и 8 вычислителя 9 вызывает гравитационный режим работы фильтров Калмана 25, обеспечивающий, соответственно, демпфирование ошибок первой 1 и второй 2 ИНС по скорости и вертикали. Одновременно подключаются спутниковая система навигации 23 и высотомер 24 к входам 20 и 21 вычислителя 9, которые вызывают координатный режим работы фильтра Калмана 25 для прецизиционной оценки и коррекции ошибки инерциальных навигационных систем 1 и 2 по скорости, вертикали и высоте полета, а также оценивания и компенсаций их инструментальных погрешностей (акселерометров и гироскопов). На этом режим прецизионной (точной) коррекции инерциальных навигационных систем 1 и 2 заканчивается, вступает в работу бинарный фильтр 26, имеющий следующие два режимы работы: гравитационный и гравиинерциальный. В результате достигается поставленная цель - повышение точности гравиинерциальных измерений на подвижном основании.
В самом деле, для гравитационного режима бинарного фильтра 26 уравнения гравиметров 3 и 4 можем записать в виде
где W - горизонтальное ускорение вертолета;
V - скорость вертолета относительно Земли;
Ω - условная скорость вращения Земли;
H - вертикальное ускорение вертолета;
ϕ - широта места;
R - модуль радиуса вектора центра масс вертолета;
αX, αX+L - ошибки вертикали, соответственно в точках X и X+L;
L - расстояние между гравиметрами 3 и 4;
X - место расположения гравиметра 3 относительно центра масс вертолета (x=0);
nZ(X, nZ(X+L) - показания гравиметров, соответственно, в точках X и X+L;
ΔGX(H), ΔGX+L(H) - аномальная часть производной гравитационного потенциала, соответственно, для центра масс вертолета и на удалении L от центра масс вертолета;
Gx(H) - нормальная первой часть производной гравитационного потенциала - ускорение силы тяжести для центра масс вертолета на поверхности эллипсоида;
GX+L(H) - нормальная часть первой производной гравитационного потенциала - ускорение силы тяжести удаленной на L от центра масс вертолета;
Анализ уравнений 1 и 2 показывает, что погрешность гравитационных измерений в значительной степени определяется ошибками траекторных измерений центров масс вертолета, т.е. вертикального ускорения (H), широты места (φ), горизонтальной скорости полета (V) и вертикали (α). Положив δV = = 0,05 м/с, V = 100-150 км/ч, δϕ = 1 угл.сек из (1), суммарная ошибка гравиинерциальных измерений, только для погрешностей δV и δϕ, составит не менее 0,4-0,5 мГл.
Таким образом, в одинарном гравитационном комплексе, если широта известна с точностью до 30 м, а линейная скорость до 5 см/с, ошибка гравиметра составит не менее 0,4-0,5 мГл.
В предлагаемом бинарном гравитационном комплексе уравнение фильтра, на основании разности уравнений (1) и (2), примет вид
где δΔG(H) = ΔGX+L(H)-ΔGX(H);
δn = nX+L-nX;
δG(H) = GX+L(H)-GX(H).
После преобразований в (3), в первом приближении, уравнение бинарного гравитационного комплекса можем получить
Сравнительный анализ уравнений (1) и (4) показывает, что погрешность гравитационных измерений в бинарном гравитационном комплексе из-за ошибки траекторного измерения существенно снижена и, главное, нет составляющей вертикального ускорения, которая приводила к необходимости иметь в комплексе высотомер и измеритель вертикальной скорости весьма высокой точности.
В таблице приведена сравнительная оценка ошибок из-за погрешности траекторных измерений для V = 30 м/с;
δV = 5•10-2; δϕ = 5•10-6; L = 10 м.
На основании данных, приведенных в таблице, ошибками в траекторных измерении в бинарном гравитационном комплексе можно пренебречь, при этом соотношение (4) примет вид
δΔG(H) ≅ -δn.
Аппроксимируя выражение δΔG(H) в (5) для x = Vt, запишем
На основании (5) и (6) имеем
, (7)
где δn - разность показаний гравиметров, расположенных в точках X + L и X;
градиент аномальной части ΔG(H).
Из (7) следует, что чем больше L/V, тем чувствительность к выше.
Уравнения ошибок для бинарного гравитационного комплекса составим на основании разностных сигналов по скорости и вертикали от инерциальных систем 1 и 2, расположенных на расстоянии L друг от друга.
Уравнения ошибок для одноконтурных идеальных (прецизионных) инерциальных навигационных систем 1 и 2 имеют вид
где ΔV1,2 - погрешность определения скорости первой и второй ИНС;
β1,2/- погрешность определения вертикали первой и второй ИНС
На основании (8) уравнение для бинарного гравитационного фильтра 26 будет иметь вид
где δV = ΔV2-ΔV1;
δβ = β2-β1.
Аппроксимируя в (9) ΔG(x+L)-ΔG(x) для x = Vt, получим
При этом выражение (9) примет вид
Решая соотношение (10) в бинарном фильтре 26, получим для относительных переменных δV и δβ:
Из (11) следует, поскольку δV(t) и δβ(t) не входят показатели интегралов свертки, и то чем больше величина L/V, тем точнее могут быть определены интегралы свертки и, следовательно, выше точность гравиинерционных измерений на подвижном основании.
Из (11), в первом приближении, имеем
где L/V - коэффициент, представляющий собой период задержки времени, необходимый для перемещения второй ИНС на точку на земной поверхности, в которой в настоящее время находится первая ИНС;
ΔG(t) - аномальная часть под действием силы тяжести.
Из (12) следует, что степень положительного влияния гравитационных измерений ΔG(t) бинарном фильтре 26 пропорциональна периоду времени задержки L/V, поэтому наиболее предпочтительным для гравиинерциального режима бинарного фильтра является использование медленно движущегося вертолета, т.е. режим висения вертолета, когда скорость перемещения центра масс вертолета V не превышает 0,1-0,2 м/с.
Поскольку из конструктивных соображений, на вертолете инерциальные навигационные системы 1 и 2 не могут быть разнесены на расстояние L более чем на 5-10 м, тогда для V = 0,1 м/с, коэффициент L/V будет равен 50 и 100 секундам. Это эквивалентно увеличению чувствительности слабых гравитационных сигналов в 50-100 раз.
Заметим, что согласно (12) при L=0 эффект гравиинерциальных измерений пропадает, что отражает сущность функционирования бинарных гравиинерциальных комплексов.
Заметим, что гравиинерциальный комплекс может работать без гравиметров, их роль выполняют инерциальные системы 1 и 2.
Следует также отметить, что с экономических позиций, на первый взгляд, предлагаемый бинарный гравиинерциальный комплекс примерно в два раза дороже обычного гравитационного комплекса.
Однако он быстро окупается за счет реализации гравитационных карт. Так, 1 км2 гравитационной карты с 1 мГл (обычный гравитационный комплекс) стоит 100 долларов США, а 1 км2 гравитационной карты с 0,1 мГл (предлагаемый бинарный гравиинерциальный комплекс) стоит не менее 1,5 тысячи долларов США.
Источники информации
1. Приборы для гравиинерционных измерений, изд. "НАУКА", М., 1978 г.
2. Патент РФ N 2090911, от 10.09.97 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НЕОРТОГОНАЛЬНЫЙ ГРАВИИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | 2001 |
|
RU2189617C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕМ ВЕРТОЛЕТА | 1999 |
|
RU2150137C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕМ ВЕРТОЛЕТА В РЕЖИМЕ ВИСЕНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2004 |
|
RU2244339C1 |
Астроинерциальная навигационная система с коррекцией по гравитационному полю Земли | 2023 |
|
RU2820600C1 |
АСТРОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА | 2014 |
|
RU2607197C2 |
АВТОНОМНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА | 2015 |
|
RU2629658C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ИНС ПО АНОМАЛИИ ГРАВИТАЦИОННОГО ПОЛЯ ЗЕМЛИ | 1985 |
|
SU1840368A1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ БАРОИНЕРЦИАЛЬНОЙ ВЫСОТЫ И ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ | 2019 |
|
RU2713583C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСКОРЕНИЯ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ НА ДВИЖУЩЕМСЯ ОБЪЕКТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2324207C1 |
КОМПЛЕКС БОРТОВЫХ ТРАЕКТОРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ | 1995 |
|
RU2116666C1 |
Использование: приборы для гравиизмерений. Сущность: две инерциальные навигационные системы (ИНС) выходами соединены с входами вычислителя, который другими входами соединен с системой спутниковой навигации и высотомером. В вычислителе функционируют фильтр Калмана и бинарный фильтр. С выхода фильтра оценки ошибок по скорости и вертикали поступают на ИНС для компенсации ошибок. Технический результат: повышение точности гравиинерциальных измерений на подвижном основании. 7 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.
АЭРОГРАВИМЕТРИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | 1996 |
|
RU2090911C1 |
US 4435981 A, 10.03.1984 | |||
US 4060718 A, 29.11.1977 | |||
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания | 1917 |
|
SU96A1 |
RU 2073210 C1, 10.02.1997. |
Авторы
Даты
2000-05-27—Публикация
1998-10-30—Подача