УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2000 года по МПК F02N17/04 F01M5/02 

Описание патента на изобретение RU2151906C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, в частности, в системе предпускового разогрева моторного масла двигателя внутреннего сгорания.

Известны устройства, содержащие пусковой двигатель с приводным масляным насосом, подключенные к последнему, всасывающий и нагнетающий маслопроводы с выходом в масляный поддон основного двигателя и дроссель, установленный в нагнетающем маслопроводе (А.С. СССР N 250605 от 1967 г., кл. F 01 М 5/02).

Недостатком этого устройства является то, что при отрицательной температуре окружающего воздуха пуск масляного насоса в начальный момент затруднен из-за высокой вязкости холодного масла, вызывающей значительное сопротивление во всасывающем маслопроводе.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является устройство (А. С. СССР N 1693947 от 1989 г., МКИ F 02 N 17/04, F 01 М 5/02), состоящее из масляного насоса, имеющего привод от пускового двигателя, всасывающего и нагнетающего маслопроводов, имеющих выход в масляный поддон основного двигателя, регулируемого дросселя, установленного в нагнетающем маслопроводе, полого кожуха, размещенного в масляном поддоне, выполненного из металла с высоким коэффициентом линейного расширения, сообщающего между собой всасывающий и нагнетающий маслопроводы и снабженного торцовыми стенками, жестко связанными между собой, а на боковой поверхности кожуха выполнены прорези, и крана, соединяющего нагнетающий и подводящий маслопроводы.

Недостатки прототипа заключаются в том, что нагрев масла с помощью только прокачки его через дроссель требует значительного времени; полый кожух, размещенный в поддоне основного двигателя, аккумулирует на себя часть тепла разогреваемого масла, что увеличивает время его разогрева; в устройстве отсутствуют органы контроля и сигнализации за процессом нагрева масла; для соединения нагнетающего и подводящего маслопроводов используется механический кран, что связано с необходимостью использования человека.

Задачей предлагаемого решения является уменьшение времени разогрева масла и автоматизация процесса разогрева масла.

Поставленная задача достигается тем, что устройство для облегчения пуска ДВС, содержащее масляный насос, имеющий привод от пускового двигателя, всасывающий и нагнетающий маслопроводы, имеющие выходы в масляный поддон, регулируемый дроссель, установленный в нагнетающем маслопроводе, и переключатель, соединяющий нагнетающий и подводящий маслопроводы, дополнительно снабжено блоком управления и индикации, тепловым аккумулятором и двумя температурными датчиками, установленными во всасывающем маслопроводе, причем один температурный датчик размещен в начале, другой в конце всасывающего маслопровода, а переключатель выполнен в виде электромагнитного клапана.

Применение блока управления и индикации позволяет осуществлять контроль за работой устройства, за температурой разогреваемого масла, за процессами зарядки и разрядки теплового аккумулятора и завершать процесс разогрева масла путем автоматического переключения электромагнитного клапана.

Установка во всасывающем маслопроводе теплового аккумулятора позволяет осуществлять дополнительный разогрев прокачиваемого через него масла за счет утилизированной теплоты масла, накопленной при работе основного двигателя. Кроме того, это позволяет создать условия принудительного всасывания холодного масла из масляного поддона в тепловой аккумулятор за счет разности температур, а значит вязкости масла на входе и выходе из него, так как масляный насос будет легко выкачивать теплое (маловязкое) масло из теплового аккумулятора, то в нем будет возникать разрежение, которое обеспечит принудительное всасывание менее вязкого холодного масла в тепловой аккумулятор.

Установка в начале и в конце всасывающего маслопровода температурных датчиков позволяет осуществлять контроль за температурой масла на выходе из масляного поддона основного двигателя, а также контролировать процессы зарядки и разрядки теплового аккумулятора за счет разности температур, фиксируемых ими.

Применение в нагнетающем маслопроводе электромагнитного клапана позволяет автоматизировать процесс соединения нагнетающего маслопровода с подводящим маслопроводом смазочной системы основного двигателя при завершении разогрева масла в устройстве.

Сопоставимый анализ с прототипом показывает, что заявленное устройство отличается от известного, описанного в прототипе вышеуказанными признаками.

В этом случае можно говорить о соответствии заявленного устройства критерию изобретения "новизна", так как в такой совокупности отличительных признаков оно неизвестно. Именно эта совокупность признаков придает устройству не известные ранее новые свойства.

На чертеже представлен общий вид устройства для облегчения пуска ДВС.

Устройство состоит из пускового двигателя 1 с приводным масляным насосом 2, всасывающего 3 и нагнетающего 4 маслопроводов, подключенных к масляному насосу 2 и имеющих выход в масляный поддон 5 основного двигателя 6, регулируемого дросселя 7, установленного в нагнетающем маслопроводе 4, электромагнитного клапана 8, соединяющего нагнетающий маслопровод 4 с подводящим маслопроводом 9, теплового аккумулятора 10, температурного датчика 11, установленного в начале всасывающего маслопровода 3, а также температурного датчика 12, установленного на конце всасывающего маслопровода 3 и блока управления и индикации 13.

Устройство работает следующим образом:
При работе основного двигателя 6 тепловой аккумулятор 10 запасает тепло горячего моторного масла и обеспечивает его хранение до следующего пуска.

В исходном положении электромагнитный клапан 8 закрыт и нагнетающий маслопровод 4 соединен с масляным поддоном 5. Таким образом образуется круг циркуляции масла: масляный поддон 5 - всасывающий маслопровод 3 - масляный насос 2 - нагнетающий маслопровод 4. Тепловой аккумулятор 10 заполнен маслом с температурой 60...80oC, что значительно выше температуры масла в поддоне 5, а следовательно, масло имеет меньшую вязкость и лучшую прокачиваемость.

Для подогрева масла в поддоне 5 основного двигателя 6 запускается пусковой двигатель 1, приводящий во вращение масляный насос 2. Наличие в тепловом аккумуляторе 10 теплого масла приводит к снижению сопротивления подачи масла из всасывающего маслопровода 3 в масляный насос 2. Масляный насос 2 без нагрузки начинает принудительно прокачивать масло через нагнетающий маслопровод 4 и регулируемый дроссель 7 обратно в масляный поддон 5. При этом из-за того, что поступающее в тепловой аккумулятор 10 из поддона 5 масло более холодное, а значит более вязкое, в тепловом аккумуляторе 10 будет создаваться разрежение, которое позволяет обеспечивать необходимую принудительную подачу масла из поддона 5 в тепловой аккумулятор 10. С момента поступления масла в тепловой аккумулятор 10 оно начинает разогреваться и на выходе из него имеет более высокую температуру и пониженную вязкость. Это будет продолжаться в течение 5...7 минут, пока не разрядиться тепловой аккумулятор 10, что будет контролироваться температурными датчиками 11 и 12. С выравниванием температур масла на входе и выходе из теплового аккумулятора 10 на блоке управления и
индикации 13 сработает сигнал окончания разрядки теплового аккумулятора 10. Времени разрядки теплового аккумулятора 10 будет достаточно для многократного прохождения масла по кругу циркуляции. Кроме этого, масло разогревается при его прокачивании через регулируемый дроссель 7 за счет внутреннего трения. При необходимости дальнейшего разогрева масла производится продолжение прокачивания масла через регулируемый дроссель 7, но с постепенным уменьшением дроссельного отверстия (на чертеже не показано) до минимальной величины. При достижении маслом необходимой температуры блок управления и индикации 13 автоматически по сигналу температурного датчика 11 открывает электромагнитный клапан 8 и масло по подводящему маслопроводу 9 поступает в смазочную систему основного двигателя 6, что снижает сопротивление прокручиванию коленчатого вала двигателя 6. При работе основного двигателя 6 начнется процесс зарядки теплового аккумулятора 10 и, как только показания с датчиков 11 и 12 сравняются на блоке управления и индикации 13, сработает сигнал, указывающий о завершении зарядки теплового аккумулятора 10 и его готовности к работе при следующем пуске двигателя 6.

Таким образом, описанное выше устройство для облегчения пуска ДВС имеет новые конструктивные особенности. Эти особенности состоят в том, что применение блока управления и индикации позволяет осуществлять контроль за работой устройства, за процессами зарядки и разрядки теплового аккумулятора и автоматическим переключением электромагнитного клапана при завершении процесса разогрева масла; установка во всасывающем маслопроводе теплового аккумулятора позволяет осуществлять дополнительный разогрев прокачиваемого через него масла, а также создает условия принудительного всасывания холодного масла из масляного поддона в тепловой аккумулятор за счет разности температур и коэффициентов вязкости масла на входе и выходе из теплового аккумулятора; в начале и в конце всасывающего маслопровода установлены температурные датчики, которые позволяют осуществлять контроль за температурой масла на выходе из масляного поддона основного двигателя, а также контролировать процессы разрядки и зарядки теплового аккумулятора; применение в нагнетающем маслопроводе электромагнитного клапана позволяет автоматизировать процесс соединения нагнетающего маслопровода с подводящим маслопроводом смазочной системы основного двигателя при завершении разогрева масла в устройстве. Перечисленная совокупность новых признаков позволяет достигнуть поставленной задачи, а именно сократить время разогрева моторного масла и автоматизировать вышеуказанный процесс.

Корпус теплового аккумулятора реализуется, например, из металла с установкой между ним и теплоаккумулирующим материалом, в качестве которого может быть использован Na2 HPO4 -12H2O, термоизоляции. В качестве температурных датчиков могут быть использованы электрические термоимпульсные термометры.

Похожие патенты RU2151906C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ОБЛЕГЧЕНИЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Ильчук И.А.
  • Суркин В.И.
  • Мартынов А.Н.
  • Щелконогов Е.С.
  • Яковлев А.С.
RU2200872C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА МАСЛА 2003
  • Полухин М.В.
  • Подкопаев Е.Н.
RU2248454C1
ДИЗЕЛЬ С ПУСКОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Мицын Г.П.
  • Лазарев Е.А.
  • Лаврик А.Н.
  • Шишков В.В.
  • Яковлев А.М.
RU2208698C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2020
  • Шабалин Денис Викторович
  • Терзи Дмитрий Владимирович
  • Алтухов Яков Вячеславович
  • Курманов Рамил Султангареевич
  • Козлов Андрей Александрович
  • Шудыкин Александр Сергеевич
  • Цветков Иван Валерьевич
  • Агафонов Денис Сергеевич
  • Грязнов Алексей Сергеевич
  • Бадасян Артур Арманович
  • Монахов Михаил Михайлович
  • Кораблев Александр Романович
  • Тюкин Александр Сергеевич
  • Горшков Николай Валерьевич
  • Айтманов Самат Сулейменович
  • Чупин Александр Владимирович
  • Триппель Герман Яковлевич
  • Росолов Михаил Николаевич
  • Савочкин Дмитрий Олегович
RU2755235C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Жданов Андрей Геннадьевич
  • Малышев Валерий Петрович
RU2514798C2
ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ДЛЯ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВС 2003
  • Салмин Владимир Васильевич
  • Халитов Рамиль Хамзеевич
  • Николаенко Анатолий Владимирович
RU2287711C2
Способ комплексной утилизации энергии выхлопных газов в моторно-трансмиссионных установках самоходных машин и система для его реализации 2022
  • Крохта Геннадий Михайлович
  • Усатых Николай Александрович
  • Хомченко Егор Николаевич
  • Иванников Алексей Борисович
RU2803593C1
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Чечулин Анатолий Юрьевич
  • Салихов Рафаэль Ильнурович
RU2415281C2
СИСТЕМА ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ НА ОСНОВЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ЭЛЕКТРОНАГРЕВАТЕЛЕЙ 2019
  • Ягубов Виктор Сахибович
  • Щегольков Александр Викторович
RU2718556C1
Система смазки двигателя внутреннего сгорания 2022
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Калимуллин Руслан Флюрович
  • Денисов Александр Сергеевич
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Шерстнев Николай Александрович
  • Темерсултанов Тухан Сайдахмедович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Пеньков Евгений Александрович
  • Галиев Радик Мирзашаехович
RU2796181C1

Реферат патента 2000 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, в частности, в системе предпускового разогрева моторного масла ДВС. Устройство для облегчения пуска ДВС состоит из пускового двигателя с приводным масляным насосом, всасывающего и нагнетающего маслопроводов, подключенных к масляному насосу и имеющих выход в масляный поддон основного двигателя, регулируемого дросселя, установленного в нагнетающем маслопроводе, электромагнитного клапана, соединяющего нагнетающий маслопровод с подводящим маслопроводом, теплового аккумулятора, температурного датчика, установленного в начале всасывающего маслопровода, а также температурного датчика, установленного на конце всасывающего маслопровода, и блока управления и индикации. Изобретение обеспечивает уменьшение времени разогрева масла и автоматизацию этого процесса. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 151 906 C1

1. Устройство для облегчения пуска ДВС, содержащее масляный насос, имеющий привод от пускового двигателя, всасывающий и нагнетающий маслопроводы, имеющие выход в масляный поддон, регулируемый дроссель, установленный в нагнетающем маслопроводе, и переключатель, соединяющий нагнетающий и подводящий маслопроводы, отличающееся тем, что оно снабжено блоком управления и индикации, во всасывающем маслопроводе установлены тепловой аккумулятор и два температурных датчика, а переключатель выполнен в виде электромагнитного клапана. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что один температурный датчик размещен в начале, а другой в конце всасывающего маслопровода.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2151906C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
SU 1693947 A1, 10.01.1996
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Устройство для периодического прогрева при низкой температуре двигателей внутреннего горения дежурных автомашин 1934
  • Ковригин М.П.
SU49080A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Устройство для облегчения запуска двигатель-генератора 1976
  • Ащеулов Игорь Фролович
  • Герасимов Мирослав Владимирович
  • Калашников Михаил Григорьевич
SU595527A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
EP 0644330 A2, 22.03.1995
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов 1917
  • Латышев И.И.
SU97A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АЛКИЛ-ТРЕТ-АЛКИЛОВЫХ ЭФИРОВ ИЛИ ЭФИРСОДЕРЖАЩИХ СМЕСЕЙ 1995
  • Павлов С.Ю.
  • Чуркин В.Н.
  • Горшков В.А.
  • Бубенков В.П.
  • Павлов О.С.
  • Шляпников А.М.
RU2100342C1
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
СПОСОБ КРАШЕНИЯ ТРИАЦЕТАТЦЕЛЛЮЛОЗНЫХ ВОЛОКОН 2007
  • Полищук Борис Овсеевич
  • Полищук Лариса Борисовна
  • Шевелева Надежда Павловна
  • Мезина Татьяна Владимировна
  • Быкова Светлана Петровна
RU2353723C1
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
ФОКУСИРУЮЩИЙ АКУСТИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 1995
  • Преображенский М.Н.
  • Киргетов В.П.
  • Васильчиков С.В.
RU2091185C1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Устройство контроля целостности рельса 2016
  • Гимаев Сергей Рафаилович
  • Малыгин Евгений Алексеевич
  • Пуговкин Евгений Васильевич
RU2629730C1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ 1992
  • Диаб Мохамед К.
  • Киани-Азарбай-Джани Эсмайэл
RU2144211C1
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба 1920
  • Богач Б.И.
SU11A1
Способ определения гистерезисной кривой в ферромагнитных материалах 1958
  • Молотков В.И.
SU123620A2

RU 2 151 906 C1

Авторы

Ильчук И.А.

Бахтизин Р.Р.

Алфимов Д.Ю.

Щелконогов Е.С.

Грехов О.И.

Даты

2000-06-27Публикация

1998-11-05Подача