РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА Российский патент 2000 года по МПК F04D29/22 

Описание патента на изобретение RU2154197C2

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в конструкциях насосов для перекачки жидкостей.

Известно цельнолитое рабочее колесо центробежного насоса с лопастями, поверхности двоякой кривизны которых обеспечивают снижение гидродинамических потерь (Ломакин А. А.Центробежные и осевые насосы. Москва. Машиностроение, 1966, с. 98-99). Недостатками такого колеса, в особенности в малогабаритных насосах, являются пониженная экономичность вследствие повышенной толщины лопастей и невысокой чистоты поверхностей, обусловленных литейными ограничениями, а также невозможность использования более прочных материалов в местах наибольшего коррозионно-абразивного износа колес - входных и выходных частей лопастей.

Указанного недостатка лишено рабочее колесо центробежного насоса по авторскому свидетельству СССР N 802636, кл. F 04 D 29/22, 07.02.81. Однако и это колесо обладает рядом недостатков. К ним относятся повышенная трудоемкость изготовления из-за дополнительных операций приварки лопастей к кольцам и затрат на изготовление дополнительных деталей-колец, а также из-за необходимости зачистки швов после сварки. Кроме того, вынужденное стеснение потока из-за увеличенной толщины лопастей с отверстиями для соединительных болтов повышает гидродинамические потери.

Известно также рабочее колесо центробежного насоса, содержащее пространственные лопасти и диски, жестко соединенные между собой с помощью хвостовиков лопастей, входящих в тела дисков (заявка ЕПВ N 0715081, кл. F 04 D 29/28, 05.06.96).

Данная конструкция является наиболее близкой к изобретению по решаемой задаче и достигаемому техническому результату. Однако она также имеет ряд несовершенств, а именно: выполнение лопастей цилиндрическими, цилиндрических хвостовиков с У-образными вырезами в торцах для расклепывания, а ведущего диска плоским.

Простая цилиндрическая форма лопастей и хвостовиков, обусловленная технологией изготовления, снижает экономичность центробежной машины из-за повышенных гидродинамических потерь.

Кроме того, технология изготовления склепанного рабочего колеса с цилиндрическими лопастями и хвостовиком непригодна для изготовления рабочих колес с пространственными лопастями. Цилиндрическая форма хвостовиков при появлении зазора между ними и дисками во время эксплуатации вызывает отделение дисков от лопастей, что приводит к снижению надежности конструкции.

Таким образом, указанное несовершенство известной конструкции приводит к снижению надежности и экономичности насоса в целом при повышенных гидродинамических потерях.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение надежности и экономичности насоса в целом при снижении гидродинамических потерь. Этот технический результат достигается тем, что в рабочем колесе центробежного насоса, содержащем пространственные рабочие лопасти и диски, жестко соединенные между собой с помощью хвостовиков лопастей, входящих в тела дисков, хвостовики выполнены в форме ласточника хвоста, а их поверхности - в виде линейчатых поверхностей, образованных скрещивающимися и пересекающимися вне лопастей прямыми.

При этом для сохранения хвостовиков при заливки горячим расплавом пространственные рабочие лопасти с хвостовиками выполнены из материала, имеющего более высокую температуру плавления, чем материал остальных частей рабочего колеса.

Предлагаемое рабочее колесо имеет следующие преимущества:
- большую жесткость и надежность конструкции из-за неразборности соединения лопастей и дисков, даже при частичных повреждениях,
- технологичность и меньшую трудоемкость изготовления вследствие исключения операций подготовки, расклепывания, сварки (в особенности внутри каналов) и зачистки швов,
- малые гидродинамические потери из-за возможности получения высокого класса обтекаемых пространственных поверхностей, отсутствия сварных швов, уступов и зазоров в проточной части колеса.

На чертеже изображено рабочее колесо центробежного насоса, продольный разрез.

Колесо содержит пространственные рабочие лопасти 1 из листового материала с хвостовиками 2 (необтекаемыми частями лопастей, примыкающими к боковым краям) в форме ласточкина хвоста, поверхности которых представляют собой части линейчатых поверхностей, образованных скрещивающимися или пересекающими прямыми. Хвостовики 2 утоплены в тела покрывного и ведущего дисков 3, 4 без зазоров, жестко соединяя лопасти 1 и диски 3, 4 между собой и образуя неразборную конструкцию колеса.

При работе такого рабочего колеса в составе центробежного насоса рабочие лопасти 1 захватывают жидкость и выбрасывают в отвод (на чертеже не показан). Гладкие рабочие поверхности, отсутствие сварных швов и уступов, пространственная форма тонких лопастей 1 обеспечивают малые гидродинамические потери и высокую экономичность насоса. При эксплуатации насоса вследствие наличия в жидкости взвешенных твердых частиц, местной кавитации и химической активности жидкости со временем возникают износ и коррозия обтекаемых поверхностей. Однако пространственная форма поверхностей хвостовиков 2 и их форма в виде ласточкина хвоста препятствуют разъединению лопастей 1 и дисков 3, 4 даже при существенных повреждениях и зазорах. Вместе с тем, общие линейчатые поверхности хвостовиков 2 и лопастей 1 позволяют формирование их на более дешевом гибочном оборудовании по сравнению с оборудованием для штамповки с вытяжкой деталей произвольной формы.

По описанному выше конструктивному решению в традиционном литейном производстве в обычной форме было отлито рабочее колесо. Единый стержень рабочих каналов колеса с выступающими хвостовиками лопастей изготавливался отдельно. Лопасти с хвостовиками вырубались из листа, имеющего более высокую температуру плавления, чем остальные части рабочего колеса, и получали пространственную форму на гибочном оборудовании. Трудоемкость изготовления была близка к трудоемкости цельнолитого колеса и существенно ниже трудоемкости изготовления сварного или склепанного колеса вследствие исключения операций склепывания, подготовки, сварки, зачистки и контроля швов. Изготовленное рабочее колесо прошло промышленные испытания в составе серийного насосного агрегата К80-65-160C в тепловой сети MГП "Мостеплоэнерго". Установка предложенного колеса вместо серийного обеспечила согласно акту испытаний 15-процентную экономию энергии. Учитывая широкую распространенность этого типа насоса в коммунальном хозяйстве, использование такого рабочего колеса в новых насосах и при ремонте старых обеспечивает большое энергосбережение в городских системах жизнеобеспечения.

Похожие патенты RU2154197C2

название год авторы номер документа
РАБОЧИЙ ОРГАН ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 2001
  • Байбиков А.С.
RU2205982C2
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ПОГРУЖНОЙ НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 1992
  • Байбиков А.С.
  • Герасимов Б.И.
RU2030641C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС 1992
  • Байбиков Александр Сергеевич
  • Любин Яков Львович
  • Нарейко Валентин Михайлович
RU2050475C1
Центробежный насос 1980
  • Байбиков Александр Сергеевич
SU1008491A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 2004
  • Герасимов Владимир Сергеевич
  • Еремин Валерий Юрьевич
  • Казанцев Родион Петрович
  • Никифоров Сергей Аркадьевич
  • Орлов Дмитрий Владимирович
  • Паутов Юрий Михайлович
  • Посашков Сергей Григорьевич
RU2274509C2
Центробежный насос для перекачки структурированных жидкостей и газожидкостных смесей 1989
  • Байбиков Александр Сергеевич
  • Герасимов Борис Иванович
  • Клюжин Евгений Александрович
SU1642076A1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ВОЗОБНОВЛЯЕМОГО ПОЛУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ЧИСТОЙ ВОДЫ 2009
  • Байбиков Александр Сергеевич
RU2407914C1
Центробежный насос 1978
  • Байбиков Александр Сергеевич
  • Рихтер Вилен Павлович
SU941687A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВАЛА РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), ВАЛ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2573413C2
НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ ОСЕВОГО ГИДРАВЛИЧЕСКОГО НАСОСА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2004
  • Гольдфарб Александр Иосифович
  • Помысов Андрей Ананиевич
  • Сабышев Александр Сергеевич
  • Тупицын Виктор Александрович
  • Явиц Семен Нохимович
RU2267655C1

Реферат патента 2000 года РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА

Изобретение относится к гидромашиностроению. Рабочее колесо центробежного насоса содержит диски и пространственные рабочие лопасти, жестко соединенные между собой с помощью хвостовиков лопастей, входящих в тело дисков. Поверхности пространственных рабочих лопастей и хвостовиков выполнены в виде линейчатых поверхностей, образованных скрещивающимися и пересекающимися вне лопастей прямыми, а хвостовики выполнены в форме ласточкина хвоста. Эти хвостовики заливаются горячим расплавом, образующим диски при отливке рабочих колес, образуя соединение, обеспечивающее неразборность даже при местных повреждениях колеса. Предпочтительно, чтобы температура плавления материала лопастей была выше температуры плавления материала дисков рабочего колеса. Использование изобретения позволяет повысить надежность и экономичность насоса за счет снижения гидродинамических потерь. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 154 197 C2

1. Рабочее колесо центробежного насоса, содержащее пространственные лопасти и диски, жестко соединенные между собой с помощью хвостовиков лопастей, входящих в тела дисков, отличающееся тем, что хвостовики выполнены в форме ласточкина хвоста, а их поверхности - в виде линейчатых поверхностей, образованных скрещивающимися и пересекающимися вне лопастей прямыми. 2. Рабочее колесо по п.1, отличающееся тем, что пространственные рабочие лопасти с хвостовиками выполнены из материала, имеющего более высокую температуру плавления, чем материал остальных частей рабочего колеса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2154197C2

Сушилка для табачных листьев 1977
  • Григорян Шаварш Мацакович
  • Явруян Вардан Никогосович
  • Аветисян Роберт Давидович
  • Нуриджанян Марат Артаваздович
  • Давтян Владимир Мартиросович
  • Арзрумцян Семик Геворкович
  • Мкртчян Вардан Суренович
  • Петросян Ашот Закарович
SU715081A1
Механизм для сообщения валу качательных движений около его оси 1927
  • Березовский Н.С.
  • Газиянц С.Н.
SU6852A1
SU 1550227 A2, 15.03.1990
Приспособление для автоматического опускания или подъема задвижки в борове (шибера) при открывании или закрывании топочной дверцы 1925
  • Ирин П.С.
SU3467A1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ 0
SU407078A1
RU 94020619 A1, 20.01.1996
US 5558499 A, 24.09.1996
0
SU153221A1
2-(6-АРИЛ-4-АРОИЛ-3-МЕТИЛ-1-ФЕНИЛ-1Н-ПИРАЗОЛО[3,4-b]ПИРИДИН-5-ИЛ)-2-ОКСО-N-АРИЛАЦЕТАМИДЫ И СПОСОБ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ 2012
  • Силайчев Павел Сергеевич
  • Масливец Андрей Николаевич
  • Махмудов Рамиз Рагибович
RU2501800C2

RU 2 154 197 C2

Авторы

Байбиков А.С.

Клюжин Е.А.

Даты

2000-08-10Публикация

1998-11-13Подача