Изобретение относится к двигателестроению, а именно к шатунам двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Известен шатун, содержащий стержень, разъемную кривошипную (РКГ) и неразъемную (НГ) головку шатуна, крышку [1].
Недостаток его - большой вес.
Известен шатун ДВС, содержащий стержень с НГ и РКГ и разъемный вкладыш, размещенный на постели в отверстии РКГ и закрепленный в ней посредством крышки кривошипной головки и болтов [2].
Недостаток этого шатуна - большой вес.
Техническое решение, на которое направлено предложение, - снижение веса шатуна за счет изменения конструкции и использования неметаллического и легкого материала. Для этого предлагается шатун ДВС, содержащий основной стержень с РКГ и НГ, крышку на РКГ, с ней соединенную, шатун снабжен дополнительным стержнем и прокладкой, расположенной между основным и дополнительным стержнями, а также четырьмя растяжками, перекинутыми через НГ и закрепленными на катушках, между каждой парой этих растяжек расположены прокладки, при этом крышка выполнена разъемной и установлена на пальцах с запрессованными катушками.
Предложение поясняется чертежом, на котором показан шатун ДВС.
Шатун содержит основной 4 и дополнительный 14 стержни прямоугольного сечения, НГ 1 и РКГ 2, разъемную крышку 10, скрепляемую болтом 11 и гайкой 12, установленную на пальцах 8 с запрессованными катушками 9, четыре растяжки 3 и 6, перекинутые через НГ 1 и закрепленные на катушках 9. Между основным 4 и дополнительным 14 стержнями расположена первая прокладка 5 из пенопласта, а между растяжками 3 и 6 - вторая и третья прокладки 13 и 7 из пенопласта.
НГ 1 и РКГ 2 могут быть выполнены из композита с матрицей из магнийлитиевого сплава или алюминийлитиевого сплава с плазменным напылением поверхности трения, оба стержня 4 и 14 - из бороволокнита, пальцы 8, катушки 9, крышка 10, болт 11, гайка 12 с шлицами - из титанового сплава, растяжки 3 и 6 - из эпоксидного волокнита с арамидными волокнами (кевлар).
НГ 1, верхние части стержней 4 и 14, РКГ 2, первая прокладка 5, растяжки 3 и 6, вторая и третья прокладки 13 и 7 склеены, например, эпоксидным клеем.
Изготовление и сборка шатуна осуществляются следующим образом.
К первой прокладке 5 эпоксидной смолой приклеиваются оба стержня 4 и 14. Затем сверху этой сборки приклеиваются НГ 1, а снизу - РКГ 2. Прокладки 7 и 13 формируются на оправке из двух технологических стержней (не показаны), на которые насажены две катушки 9. Нить из эпоксидного волокнита, пропитанная эпоксидной смолой, наматывается таким образом, что на одной катушке 9 нить располагается по часовой стрелке, а на другой катушке 9 - против часовой. Далее обе катушки 9 снимаются с технологических стержней и вставляются между отверстиями крышки 10 под пальцы 8, после чего в катушки 9 запрессовывают оба пальца 8. Затем растяжки 3 и 6 закрепляются на НГ 1 эпоксидным клеем. Обе части крышки 10 стягиваются болтом 11 до отверждения смолы на растяжках 3 и 6 для создания предварительно напряженной конструкции. При технологическом стягивании крышки 10 болтом 11 в отверстие РКГ 2 вставляется стержень (не показан). Это стягивание выполняется при предварительном отверждении смолы в неразъемной полусборке шатуна, включающей в себя РКГ 2 и НГ 1, оба стержня 4 и 14, первую прокладку 5.
После сжатия обеих частей крышки 10 болтом 11 в щель неотвержденных растяжек 3 и 6 вставляются прокладки 7 и 13, которые приклеиваются эпоксидной смолой к ним. Узкие части щели между прокладками 7 и 13 заполняются эпоксидной смолой с коротковолоконным наполнителем.
НГ 1 и РКГ 2 приклеены к стержням 4 и 14.
Литература
1. Патент РФ N 2109994, МПК F 16 C 7/00, 1998.
2. Патент РФ N 2085769, МПК F 16 C 7/00, 1997 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шатунно-кривошипный узел двигателя внутреннего сгорания и способ его сборки | 1989 |
|
SU1716209A1 |
Шатун быстроходного двигателя внутреннего сгорания | 1980 |
|
SU998778A1 |
ШАТУН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2002 |
|
RU2243431C2 |
Шатун двигателя внутреннего сгорания со спаренными цилиндрами | 1977 |
|
SU657189A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
Соединение главного и прицепного шатунов | 1989 |
|
SU1691603A1 |
Прицепной шатун | 1977 |
|
SU652376A1 |
РАЗЪЕМНЫЙ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ | 1996 |
|
RU2128791C1 |
Установка для вибрационных испытаний двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1672259A1 |
Шатун | 1990 |
|
SU1793120A1 |
Изобретение относится к двигателестроению. Предлагается шатун двигателя внутреннего сгорания, содержащий основной стержень с разъемной кривошипной головкой и неразъемной головкой, крышку на разъемной кривошипной головке, с ней соединенную. При этом шатун снабжен дополнительным стержнем и прокладкой, расположенной между основным и дополнительным стержнями, а также четырьмя растяжками, перекинутыми через неразъемную головку и закрепленными на катушках. Между каждой парой этих растяжек расположены прокладки, при этом крышка выполнена разъемной и установлена на пальцах с запрессованными катушками. Технический результат - снижение веса шатуна за счет изменения конструкции и использования неметаллических и легких материалов. 1 ил.
Шатун двигателя внутреннего сгорания, содержащий основной стержень с разъемной кривошипной головкой и неразъемной головкой, крышку на разъемной кривошипной головке, с ней соединенную, отличающийся тем, что шатун снабжен дополнительным стержнем и прокладкой, расположенной между основным и дополнительным стержнями, а также четырьмя растяжками, перекинутыми через неразъемную головку и закрепленными на катушках, между каждой парой этих растяжек расположены прокладки, при этом крышка выполнена разъемной и установлена на пальцах с запрессованными катушками.
ШАТУН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1990 |
|
RU2085769C1 |
СОСТАВНОЕ ГЕРМЕТИЧНОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 1996 |
|
RU2118682C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТОКАРНЫХ СТАНКОВ ПО ПАРАМЕТРАМ ТОЧНОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1997 |
|
RU2123923C1 |
DE 3204093 A, 25.08.1983 | |||
Врубово-отбойный погрузочный комбайн | 1937 |
|
SU68424A1 |
ГАЗОГОРЕЛОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2000 |
|
RU2170880C1 |
КЕРАМИЧЕСКАЯ ГАЗОВАЯ ГОРЕЛКА | 2000 |
|
RU2170881C1 |
ДВУХКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕСТАЦИОНАРНЫМ ОБЪЕКТОМ | 2000 |
|
RU2171489C1 |
US 4541304, 17.09.1985 | |||
Делительная машина для одновременного нанесения рисок на цилиндрические и конические изделия | 1932 |
|
SU32162A1 |
Авторы
Даты
2001-07-10—Публикация
2000-01-10—Подача