ШАТУН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2001 года по МПК F16C7/00 F16C7/02 

Описание патента на изобретение RU2170372C1

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к шатунам двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известен шатун, содержащий стержень, разъемную кривошипную (РКГ) и неразъемную (НГ) головку шатуна, крышку [1].

Недостаток его - большой вес.

Известен шатун ДВС, содержащий стержень с НГ и РКГ и разъемный вкладыш, размещенный на постели в отверстии РКГ и закрепленный в ней посредством крышки кривошипной головки и болтов [2].

Недостаток этого шатуна - большой вес.

Техническое решение, на которое направлено предложение, - снижение веса шатуна за счет изменения конструкции и использования неметаллического и легкого материала. Для этого предлагается шатун ДВС, содержащий основной стержень с РКГ и НГ, крышку на РКГ, с ней соединенную, шатун снабжен дополнительным стержнем и прокладкой, расположенной между основным и дополнительным стержнями, а также четырьмя растяжками, перекинутыми через НГ и закрепленными на катушках, между каждой парой этих растяжек расположены прокладки, при этом крышка выполнена разъемной и установлена на пальцах с запрессованными катушками.

Предложение поясняется чертежом, на котором показан шатун ДВС.

Шатун содержит основной 4 и дополнительный 14 стержни прямоугольного сечения, НГ 1 и РКГ 2, разъемную крышку 10, скрепляемую болтом 11 и гайкой 12, установленную на пальцах 8 с запрессованными катушками 9, четыре растяжки 3 и 6, перекинутые через НГ 1 и закрепленные на катушках 9. Между основным 4 и дополнительным 14 стержнями расположена первая прокладка 5 из пенопласта, а между растяжками 3 и 6 - вторая и третья прокладки 13 и 7 из пенопласта.

НГ 1 и РКГ 2 могут быть выполнены из композита с матрицей из магнийлитиевого сплава или алюминийлитиевого сплава с плазменным напылением поверхности трения, оба стержня 4 и 14 - из бороволокнита, пальцы 8, катушки 9, крышка 10, болт 11, гайка 12 с шлицами - из титанового сплава, растяжки 3 и 6 - из эпоксидного волокнита с арамидными волокнами (кевлар).

НГ 1, верхние части стержней 4 и 14, РКГ 2, первая прокладка 5, растяжки 3 и 6, вторая и третья прокладки 13 и 7 склеены, например, эпоксидным клеем.

Изготовление и сборка шатуна осуществляются следующим образом.

К первой прокладке 5 эпоксидной смолой приклеиваются оба стержня 4 и 14. Затем сверху этой сборки приклеиваются НГ 1, а снизу - РКГ 2. Прокладки 7 и 13 формируются на оправке из двух технологических стержней (не показаны), на которые насажены две катушки 9. Нить из эпоксидного волокнита, пропитанная эпоксидной смолой, наматывается таким образом, что на одной катушке 9 нить располагается по часовой стрелке, а на другой катушке 9 - против часовой. Далее обе катушки 9 снимаются с технологических стержней и вставляются между отверстиями крышки 10 под пальцы 8, после чего в катушки 9 запрессовывают оба пальца 8. Затем растяжки 3 и 6 закрепляются на НГ 1 эпоксидным клеем. Обе части крышки 10 стягиваются болтом 11 до отверждения смолы на растяжках 3 и 6 для создания предварительно напряженной конструкции. При технологическом стягивании крышки 10 болтом 11 в отверстие РКГ 2 вставляется стержень (не показан). Это стягивание выполняется при предварительном отверждении смолы в неразъемной полусборке шатуна, включающей в себя РКГ 2 и НГ 1, оба стержня 4 и 14, первую прокладку 5.

После сжатия обеих частей крышки 10 болтом 11 в щель неотвержденных растяжек 3 и 6 вставляются прокладки 7 и 13, которые приклеиваются эпоксидной смолой к ним. Узкие части щели между прокладками 7 и 13 заполняются эпоксидной смолой с коротковолоконным наполнителем.

НГ 1 и РКГ 2 приклеены к стержням 4 и 14.

Литература
1. Патент РФ N 2109994, МПК F 16 C 7/00, 1998.

2. Патент РФ N 2085769, МПК F 16 C 7/00, 1997 (прототип).

Похожие патенты RU2170372C1

название год авторы номер документа
Шатунно-кривошипный узел двигателя внутреннего сгорания и способ его сборки 1989
  • Бородастов Николай Иванович
SU1716209A1
Шатун быстроходного двигателя внутреннего сгорания 1980
  • Косырев Сергей Петрович
  • Пейштек Сергей Ангелярдович
SU998778A1
ШАТУН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Дюжаков В.Ф.
  • Миронычев М.А.
  • Голубцов В.В.
RU2243431C2
Шатун двигателя внутреннего сгорания со спаренными цилиндрами 1977
  • Кушуль Вениамин Моисеевич
  • Костин Анатолий Иванович
SU657189A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
Соединение главного и прицепного шатунов 1989
  • Зарайский Борис Евгеньевич
  • Кузнецов Лев Константинович
  • Окунев Анатолий Андреевич
  • Дашунин Николай Васильевич
SU1691603A1
Прицепной шатун 1977
  • Василевский Борис Игнатьевич
  • Изотов Анатолий Дмитриевич
  • Бондарчук Михаил Антонович
SU652376A1
РАЗЪЕМНЫЙ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ 1996
  • Гроздов Б.Н.
RU2128791C1
Установка для вибрационных испытаний двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Минасян Минас Арменакович
SU1672259A1
Шатун 1990
  • Мещеряков Аполлон Федорович
SU1793120A1

Реферат патента 2001 года ШАТУН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению. Предлагается шатун двигателя внутреннего сгорания, содержащий основной стержень с разъемной кривошипной головкой и неразъемной головкой, крышку на разъемной кривошипной головке, с ней соединенную. При этом шатун снабжен дополнительным стержнем и прокладкой, расположенной между основным и дополнительным стержнями, а также четырьмя растяжками, перекинутыми через неразъемную головку и закрепленными на катушках. Между каждой парой этих растяжек расположены прокладки, при этом крышка выполнена разъемной и установлена на пальцах с запрессованными катушками. Технический результат - снижение веса шатуна за счет изменения конструкции и использования неметаллических и легких материалов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 170 372 C1

Шатун двигателя внутреннего сгорания, содержащий основной стержень с разъемной кривошипной головкой и неразъемной головкой, крышку на разъемной кривошипной головке, с ней соединенную, отличающийся тем, что шатун снабжен дополнительным стержнем и прокладкой, расположенной между основным и дополнительным стержнями, а также четырьмя растяжками, перекинутыми через неразъемную головку и закрепленными на катушках, между каждой парой этих растяжек расположены прокладки, при этом крышка выполнена разъемной и установлена на пальцах с запрессованными катушками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2170372C1

ШАТУН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Ермолаев А.А.
  • Рукавишников Г.В.
RU2085769C1
СОСТАВНОЕ ГЕРМЕТИЧНОЕ УПЛОТНЕНИЕ 1996
  • Чернов Владимир Иванович
RU2118682C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТОКАРНЫХ СТАНКОВ ПО ПАРАМЕТРАМ ТОЧНОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Юркевич В.В.
RU2123923C1
DE 3204093 A, 25.08.1983
Врубово-отбойный погрузочный комбайн 1937
  • Лещенко И.С.
SU68424A1
ГАЗОГОРЕЛОЧНОЕ УСТРОЙСТВО 2000
  • Антохин А.В.
  • Романенко В.Н.
  • Селин Ф.И.
  • Еленевский В.В.
  • Грядунов В.М.
  • Исаев Ю.И.
RU2170880C1
КЕРАМИЧЕСКАЯ ГАЗОВАЯ ГОРЕЛКА 2000
  • Калугин Я.П.
  • Лобанов В.И.
  • Рудник В.М.
  • Прокофьев Б.Н.
  • Булатов Ю.П.
RU2170881C1
ДВУХКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕСТАЦИОНАРНЫМ ОБЪЕКТОМ 2000
  • Елсуков В.С.
  • Загороднюк В.Т.
  • Лачин В.И.
  • Пятина О.Н.
RU2171489C1
US 4541304, 17.09.1985
Делительная машина для одновременного нанесения рисок на цилиндрические и конические изделия 1932
  • Носков Б.С.
SU32162A1

RU 2 170 372 C1

Авторы

Календаров И.А.

Даты

2001-07-10Публикация

2000-01-10Подача