Изобретение относится к области мостостроения, в частности к арочным мостам и способам их возведения.
Известен арочный мост и способ его возведения (1), включающий монтаж затяжки, установку арочных кружал, сборку и бетонирование на них арок. Однако монтаж затяжек и кружал значительно усложняет и удорожает возведение такого моста.
Известен способ монтажа и выравнивания концов консолей блоков моста (2). Он предусматривает монтаж блоков моста с подмостей гидродомкратами, выравнивание концов консолей посредством гидродомкратов и вспомогательных металлических балок, соединение их концов на клей и бетон с последующей выдержкой до полимеризации последних и демонтаж вспомогательных балок. Такой метод также достаточно сложен, а, кроме того, последующий монтаж элементов моста невозможен до окончания полимеризации связующих его элементов.
Наиболее близким по техническому решению к заявляемому объекту является арочный мост с ездой поверху (3). Он содержит фундамент, сводное строение из блоков полуарок или плит, соединяемых сваркой закладных деталей, и надсводное строение в виде грунтовой засыпки. Арки заделываются в фундамент и омоноличиваются.
Недостатком прототипа является необходимость установки подмостей или кружал или наличие нескольких кранов, необходимых для монтажа полуарок и соединения их в сводное строение, ввиду отсутствия в конструкции моста элементов, фиксирующих проектное положение полуарок.
Целью изобретения является снижение трудоемкости и повышение точности монтажа арочного моста.
Эта цель достигается за счет того, что в арочном мосту с ездой поверху, включающем фундамент, сводное строение, состоящее из блоков полуарок с элементами их крепления на фундаменте и закладными деталями, надсводное строение в виде щековых стенок и грунтовой засыпки, согласно изобретению, каждый блок полуарок выполнен с возможностью его поворота и фиксации при монтаже относительно фундамента, причем фундамент снабжен упором, а взаимодействующая с ним нижняя внутренняя грань полуарки имеет форму цилиндрической поверхности, при этом в замковой части полуарок предусмотрен монтажный зазор, а концы полуарок в замковой части неподвижно взаимосвязаны между собой.
Элементы фиксации и крепления блоков полуарок на фундаменте могут быть выполнены в виде болтового соединения пяты полуарки и кронштейна фундамента с последующим омоноличиванием их бетоном.
Расположенный на фундаменте упор, взаимодействующий с цилиндрической поверхностью внутренней грани блока полуарки, может быть выполнен в виде двух взаимоперпендикулярных заанкеренных стальных пластин.
Цилиндрическая поверхность нижней внутренней грани блока полуарки может быть образована стальной закладной деталью, связанной с рабочей арматурой полуарки.
Целесообразно, чтобы величина монтажного зазора "В" в замковой части полуарок составляла В = (100 - 300) мм.
Предпочтительно, чтобы концы блоков полуарок в замковой части были снабжены П-образными закладными стальными деталями, обращенными наружу закрытой стороной, и были связаны с рабочей арматурой блока полуарки.
Неподвижная взаимосвязь концов блоков полуарок в замковой части может быть осуществлена вертикальными стальными ребрами, соединяющими П-образные детали посредством, например, сварки, а также верхними и нижними горизонтальными стальными листами, прикрепленными к П-образным деталям, например сваркой, и стальными накладками на фасадных сторонах арки.
Закладные детали для взаимосвязи блоков полуарок, расположенные на боковых сторонах каждого блока полуарки у верхнего и нижнего его краев по оси поперечных ребер, могут быть утоплены заподлицо с боковой поверхностью блока и фаской на внутренней грани блока, при этом на внешней грани каждой закладной детали выполнены фаски под сварку.
Кроме того, изобретением предусмотрен способ возведения арочного моста с ездой поверху, включающий возведение фундаментов, монтаж сводного строения, состоящего из блоков полуарок с элементами их крепления на фундаменте и закладными деталями, надсводного строения, состоящего из щековых стенок и грунтовой засыпки, согласно способу перед осуществлением окончательной взаимосвязи блоков полуарок с фундаментом производят сведение их концов в замковой части до проектной величины путем поворота блока полуарки на цилиндрической поверхности ее нижней грани и последующей фиксацией посредством болтового соединения пяты полуарки с кронштейном фундамента, выравнивание концов блоков полуарок в замковой части подвесной монтажной траверсой и осуществляют неподвижную взаимосвязь концов блоков полуарок замковой части.
Целесообразно перед выравниванием концов блоков полуарок в замковой части произвести укладку стальных листов по верхнему поясу траверсы, сбоку траверсы и технологических шайб в замковой части арки, стягивание их болтовым соединением и осуществить неподвижную взаимосвязь концов блоков полуарок, приваркой к ним стальных листов, размещенных на траверсе.
Неподвижная взаимосвязь концов блоков полуарок в замковой части может быть произведена приваркой к ним стальных вертикальных ребер и стальных накладок на фасадных сторонах арки.
Предпочтительно выравнивание концов блоков полуарок в замковой части производить на трех парах блоков с последующей перестановкой траверсы и шайб.
Кроме того, после осуществления взаимосвязи концов блоков полуарок необходимо демонтировать траверсу, а пространство между концами полуарок заполнить бетоном.
Вместе с тем, окончательную взаимосвязь концов блоков полуарок следует произвести приваркой к ним по верхнему поясу горизонтальных стальных листов.
Взаимосвязь блоков полуарок по боковым сторонам может быть осуществлена сваркой между собой закладных деталей, расположенных на боковых сторонах каждого блока соосно с поперечными ребрами, по нижним торцам и выполненным для этого фаскам на закладных деталях.
Целесообразно окончательную взаимосвязь блоков полуарок с фундаментом осуществлять омоноличиванием болтового соединения пяты полуарки с кронштейном фундамента и внутренней грани полуарки в виде цилиндрической поверхности с взаимодействующим с ней упором.
Фиг. 1. Общий вид моста.
Фиг 2. Выносной элемент 1 с фиг. 1.
Фиг. 3. Замковая часть блоков полуарок после их сведения.
Фиг. 4. Сечение замковой части блоков полуарок в полностью смонтированном мосту.
Фиг. 5. Замковая часть блоков полуарок с установленной траверсой.
Фиг. 6. Общий вид траверсы (уменьшено).
Фиг. 7. Сечение А-А с фиг. 1 (увеличено, повернуто).
Арочный мост с ездой поверху (фиг. 1) содержит свайный фундамент 1, сводное строение 2, состоящее из блоков полуарок 3, надсводное строение, включающее щековые стенки 4 и грунтовую засыпку 5.
Фундамент каждого блока полуарки снабжен закладным кронштейном 6 (фиг. 2), на фланце 7 которого выполнены крепежные отверстия (не показано) под болтовое соединение 8 с пятой блока полуарки. За одно целое с заанкеренным кронштейном выполнен упор 9, состоящий из двух взаимоперпендикулярных пластин.
У каждого блока полуарки нижняя внутренняя грань пяты имеет форму цилиндрической поверхности, образованной стальной закладной деталью 10, связанной с рабочей арматурой 11 блока полуарки и взаимодействующей с упором 9 на фундаменте. Цилиндрическая поверхность нижней грани блока позволяет поворачивать блок полуарки на необходимый угол при его монтаже. Фиксация и крепление блока полуарки на фундаменте осуществляется болтовым соединением 8 с последующим омоноличиванием этого узла бетоном 12.
Конец каждого блока полуарки в замковой части снабжен П-образной стальной закладной деталью 13 (фиг. 3), обращенной наружу закрытой стороной и взаимосвязанной с рабочей арматурой 11 блока полуарки. Для обеспечения монтажа блоков полуарок между противоположно установленными блоками в замковой части предусмотрен монтажный зазор "В" в пределах В = (100 - 300) мм. Неподвижная взаимосвязь концов блоков полуарок в замковой части (фиг. 4) осуществлена приваркой к ним нижних 14 и верхних 15 стальных листов, а также приваркой стальных ребер 16 между ними и стальных накладок 17 (фиг. 1) на фасадных сторонах арки. Кроме того, для обеспечения жесткой связи между блоками полуарок они снабжены закладными деталями 18, расположенными на боковых сторонах у верхнего и нижнего краев соосно с поперечными ребрами 19 (фиг. 7). Закладные детали утоплены заподлицо с поверхностью блока полуарки и фаской 20 на внутренней грани блока, а на внешних гранях закладных деталей выполнены фаски 21 под сварку. За счет этого над поверхностью арочного свода не выступают никакие элементы. Что придает конструкции моста более эстетичный вид.
Арочный мост с ездой поверху возводится в следующей последовательности.
Монтаж моста производят с помощью одного автокрана. Возводят фундаменты. Производят установку на фундаменты первых трех пар противоположных блоков полуарок 3. При этом вначале опирают полуарку цилиндрической поверхностью закладной детали 10 в упор 9 на фундаменте 1 и, поворачивая ее на цилиндрической поверхности, заводят шпильки блока полуарки в отверстия на кронштейне 6, или совмещают крепежные отверстия, если они выполнены вместо шпилек. Устанавливают в них болты болтового соединения 8, закручивают гайки и таким образом поочередно закрепляют каждый блок полуарки в отдельности. При монтаже полуарок выдерживают в замковой части зазор в пределах В = (100 - 300) мм.
Производят укладку технологических шайб 22 по верхнему поясу замковой части блоков полуарок и укладку стальных листов 14 по верхнему поясу траверсы 23 (фиг. 5, 6). Поднимают траверсу на тросах 24 в монтажном зазоре между концами блоков полуарок в замковой части, надевают на болты или шпильки 25 траверсы технологические шайбы 22 и закручивают гайки 26 до полного или проектного стягивания концов блоков полуарок в пределах ± 50 мм. Осуществляют неподвижную взаимосвязь концов блоков полуарок к П-образным деталям 13 нижних стальных листов 14 и вертикальных стальных ребер 16. Опускают траверсу и производят монтаж следующих двух пар блоков полуарок, перемещают на них траверсу и повторяют операции по выравниванию и осуществлению взаимосвязи концов блоков полуарок до полного окончания монтажа сводного строения. Приваривают стальные накладки 17 на фасадных сторонах арки, заполняют бетоном зазор в замковой части блоков полуарок и приваривают верхние стальные листы 15.
Осуществляют жесткую связь блоков полуарок за счет сварки 27 между собой закладных деталей 18 (фиг. 7), расположенных на боковых стенках блоков, по нижним граням, в которых специально для этого сняты фаски 21, и омоноличивают узел крепления в пяте блоков полуарок на фундаменте, включая кронштейн 6 и цилиндрическое поверхность закладной детали 10.
Арочные мосты такой конструкции и способ их возведения могут найти широкое применение при возведении путепроводов и мостов на малых и средних реках.
Источники информации:
1. А.С. 1404570.
2. П.М. Саламахин "Мосты и сооружения на дорогах" ч. 2, М.: "Транспорт", 1991, стр. 306-307, рис. 36.3.
3. М.Е. Гибшман "Проектирование транспортных сооружений", М.: "Транспорт", 1988, стр. 120-121, рис. 5.7.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АРОЧНЫЙ МОСТ С ЕЗДОЙ ПОВЕРХУ | 2000 |
|
RU2167975C1 |
МОСТ И СПОСОБ ЕГО СООРУЖЕНИЯ | 2004 |
|
RU2257442C1 |
АРОЧНЫЙ ЗАСЫПНОЙ МОСТ | 1997 |
|
RU2107770C1 |
АРОЧНЫЙ ЗАСЫПНОЙ МОСТ | 2003 |
|
RU2236498C1 |
СПОСОБ ОБЪЕДИНЕНИЯ БЛОКОВ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ | 2004 |
|
RU2284388C2 |
Способ монтажа арочного моста с ездой поверху | 1976 |
|
SU639989A1 |
СПОСОБ МОНТАЖА СВОДА АРКИ | 2013 |
|
RU2541010C1 |
ГРУНТОЗАСЫПНОЙ МОСТ | 2023 |
|
RU2822619C1 |
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ БАЛОЧНОГО МОСТА | 2005 |
|
RU2302491C1 |
Способ переброски большепролетных трубопроводов доставки пароводяной смеси над каньоном, расположенным в сейсмоактивной зоне | 2023 |
|
RU2815705C1 |
Изобретение относится к мостостроению, в частности к арочным мостам и способам их возведения. Арочный мост с ездой поверху включает фундамент, сводное строение, состоящее из блоков полуарок с элементами крепления их на фундаменте и закладными деталями, надсводное строение в виде щековых стенок и грунтовой засыпки. Новым является то, что каждый блок полуарок выполнен с возможностью его поворота и фиксации при монтаже относительно фундамента, причем фундамент снабжен упором, а взаимодействующая с ним внутренняя нижняя грань блока полуарки имеет форму цилиндрической поверхности, при этом в замковой части полуарок предусмотрен монтажный зазор, а концы полуарок в замковой части неподвижно взаимосвязаны между собой. Новым в способе возведения арочного моста является то, что перед осуществлением окончательной взаимосвязи блоков полуарок с фундаментом производят сведение их концов в замковой части до проектной величины путем поворота блока полуарки на цилиндрической поверхности ее нижней грани и последующей фиксацией посредством болтового соединения пяты полуарки с кронштейном фундамента, выравнивание концов блоков полуарок в замковой части подвесной монтажной траверсы и осуществляют неподвижную взаимосвязь концов блоков полуарок замковой части. Технический результат, достигаемый изобретением, состоит в снижении трудоемкости и повышении точности монтажа арочного моста. 2 с. и 15 з.п.ф-лы, 7 ил.
ГИБШМАН М.Е., Проектирование транспортных сооружений | |||
- М.: Транспорт, 1988, с.120-121, рис.5.7 | |||
АРОЧНЫЙ ЗАСЫПНОЙ МОСТ | 1997 |
|
RU2107770C1 |
Арочный мост | 1989 |
|
SU1758137A1 |
Мост | 1980 |
|
SU859527A1 |
Арочный мост | 1951 |
|
SU93239A1 |
Сталежелезобетонное пролетное строение моста | 1982 |
|
SU1020484A1 |
DE 3016057 A1, 30.09.1982 | |||
DE 3520420 A1, 11.12.1986 | |||
Гидроциклон для классификации суспензий | 1949 |
|
SU89861A1 |
Устройство для получения шариков из термопластичных материалов | 1977 |
|
SU645944A2 |
Роторная пленочная колонна | 1976 |
|
SU671053A1 |
Способ диагностирования электрической машины | 1981 |
|
SU1000949A1 |
US 4587684 A, 23.05.1986 | |||
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ НАГНЕТАНИЯ ОКИСЛИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДЗЕМНОЙ ГАЗИФИКАЦИИ УГЛЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ | 2016 |
|
RU2706498C1 |
САЛАМАХИН П.М | |||
Мосты и сооружения на дорогах | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
- М.: Транспорт, 1991, с.306-307, рис.36.3. |
Авторы
Даты
2001-07-27—Публикация
2000-07-04—Подача