Изобретение относится к технологии производства и ремонта тонкостенных металлических или полимерных конструкций, преимущественно листов или монолитных панелей с односторонним подходом, например листовых деталей автомобилей или самолетов.
Известен способ ремонта стенок контейнеров, представляющих собой трехслойную конструкцию с оболочками из листового стеклопластика и средней частью из древесины (патент ФРГ 2758892, кл. В 32 В 35/00, опубликован 05.07.1979).
В соответствии с этим способом из дефектной оболочки вырезается поврежденный материал в виде прямоугольника со скосами по краям. В образовавшееся углубление, дном которого является деревянная часть стенки, заливается заподлицо с наружной поверхностью стеклопластиковой оболочки жидким эпоксидным клеем холодного отверждения. Ремонт листовых деталей автомобилей или самолетов с односторонним подходом способом заливки жидким клеем дефектного участка невозможен ввиду отсутствия опоры с обратной стороны конструкции.
Известен и другой способ ремонта тонкостенных конструкций, при котором определяют границы зоны повреждения, вырезают поврежденную зону, изготавливают компенсирующую заплату из нескольких слоев препрега и смеси жидкого клея с наполнителем, размер каждого последующего слоя заплаты, кроме первого, выбирают больше предыдущего на величину нахлеста и заливают поврежденную зону эпоксидным клеем (патент США 3814645, кл. В 32 В 35/00, опубликован 04.06.1974).
Технический результат настоящего изобретения состоит в том, чтобы избежать упомянутого недостатка и создать такую технологию, которая при относительной простоте реализации обеспечила бы эффективный ремонт дефектов любых размеров на указанных конструкциях.
Технический результат достигается за счет того, что в способе ремонта тонкостенных конструкций, при котором определяют границы зоны повреждения, вырезают поврежденную зону, изготавливают компенсирующую заплату из нескольких слоев препрега и размер каждого последующего слоя, кроме первого, выбирают больше предыдущего на величину нахлеста и заливают поврежденную зону эпоксидным клеем, согласно изобретению из первого слоя препрега образуют дно поврежденной зоны и частично его вдавливают внутрь конструкции, заполняют полость дефекта смесью жидкого эпоксидного клея с наполнителем, укладывают другие слои поверх смеси клея с наполнителем и образуют компенсирующую заплату.
Способ ремонта тонкостенных конструкций позволяет после демонтажа и вывода из строя объекта осуществлять ремонт известными средствами с использованием простой оснастки. Способ обеспечивает высокоточный подбор слоев препрега и оптимальные прочностные и аэродинамические характеристики отремонтированного участка поверхности объекта.
Более подробно ремонт поврежденной поверхности показан на чертежах, где:
на фиг. 1 показан дефект размером D, контуры вырезки дефекта, выкладки первого слоя препрега и выкладки заплаты;
на фиг.2 - вклеивание в отверстие первого слоя препрега;
на фиг.3 - укладка на первый слой препрега смеси клея с наполнителем;
на фиг.4 - выкладка в зоне ремонта заплаты из препрега;
на фиг.5 - вид (сечение) зоны ремонта после формования заплаты.
Способ осуществляется следующим образом. Определяют границы 1 зоны повреждения конструкции 2. Вырезают поврежденную зону. Подготавливают поверхность поврежденной зоны по контуру для выкладки заплаты. Наносят по контуру 3 слой клея и укладывают поверх клея первый слой препрега 4, образуя из него дно поврежденной зоны, и частично его вдавливают внутрь конструкции с образованием небольшой лунки 5, при этом препрег частично сползает с краев ремонтируемого контура поврежденной зоны. Собирают вне зоны ремонта компенсирующую заплату 6 из нескольких слоев препрега. Размер каждого последующего слоя заплаты 3, кроме первого, выбирают больше предыдущего на величину нахлеста Δ, равного
Δ=(20-30)Тс/n,
где Тc - толщина ремонтируемой стенки конструкции;
n - количество слоев препрега, составляющих компенсирующую заплату.
Количество слоев препрега определяют из соотношения
n=1,2 Tc/tm,
где tm - толщина монослоя ткани, являющейся основой препрега.
Приготавливают смесь клея с наполнителем и заполняют смесью образованную лунку таким образом, чтобы сгусток клея 7 с наполнителем выступал над поверхностью поврежденной зоны. Укладывают собранную заплату 6 поверх сгустка 7 и проводят формование заплаты под давлением с образованием компенсирующей заплаты. При выкладке первого слоя заплаты 6 она должна иметь припуск не менее D/2, где D - размер дефекта и контур выкладки заплаты 6 должен быть больше контура выкладки первого слоя.
Реализация заявленного способа позволяет производить ремонт дефектов тонкостенных конструкций с высокой эффективностью.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕМОНТА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ С ОДНОСТОРОННИМ ДОСТУПОМ К ЗОНЕ РЕМОНТА | 2019 |
|
RU2723868C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2000 |
|
RU2176954C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ДЛИННОМЕРНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ НЕГЕРМЕТИЧНЫХ КРУПНОГАБАРИТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2021 |
|
RU2756744C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ДЕТАЛЕЙ С ТРЕЩИНАМИ И ПРОБОИНАМИ | 2009 |
|
RU2421314C1 |
Способ ремонта изделий из полимерных композиционных материалов | 2020 |
|
RU2740214C1 |
Способ ремонта изделий из полимерных композиционных материалов | 2021 |
|
RU2793585C1 |
Способ клеевого ремонта аэродинамических поверхностей воздушных судов | 2020 |
|
RU2754706C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ТЕПЛОНАГРУЖЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ | 2014 |
|
RU2588980C1 |
Способ ремонта крупногабаритных сотовых негерметичных конструкций из композиционных материалов | 2023 |
|
RU2815201C1 |
Способ ремонта обетонированного участка подводного трубопровода и устройство для его осуществления | 2015 |
|
RU2619954C1 |
Изобретение относится к технологии производства и ремонта тонкостенных металлических или полимерных конструкций, преимущественно листов или монолитных панелей с односторонним подходом, например листовых деталей автомобилей или самолетов. В способе ремонта тонкостенных конструкций определяют границы зоны повреждения, вырезают поврежденную зону. Изготавливают компенсирующую заплату из нескольких слоев препрега и смеси жидкого клея с наполнителем. Размер каждого последующего слоя, кроме первого, выбирают больше предыдущего на величину нахлеста и заливают поврежденную зону эпоксидным клеем. Из первого слоя препрега образуют дно поврежденной зоны и частично его вдавливают внутрь конструкции. Заполняют полость дефекта смесью жидкого эпоксидного клея с наполнителем. Укладывают другие слои поверх смеси клея с наполнителем и образуют компенсирующую заплату. Реализация заявленного способа ремонта тонкостенных изделий позволяет производить ремонт дефектов любых размеров с высокой эффективностью. 5 ил.
Способ ремонта тонкостенных конструкций, при котором определяют границы зоны повреждения, вырезают поврежденную зону, изготавливают компенсирующую заплату из нескольких слоев препрега и смеси жидкого клея с наполнителем, размер каждого последующего слоя, кроме первого, выбирают больше предыдущего на величину нахлеста и заливают поврежденную зону эпоксидным клеем, отличающийся тем, что из первого слоя препрега образуют дно поврежденной зоны и частично его вдавливают внутрь конструкции, заполняют полость дефекта смесью жидкого эпоксидного клея с наполнителем, укладывают другие слои поверх смеси клея с наполнителем и образуют компенсирующую заплату.
US 3814645 A, 04.06.1974 | |||
СПОСОБ РЕМОНТА ВЫСОКОНАГРУЖЕННЫХ ТРЕХСЛОЙНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 1992 |
|
RU2039655C1 |
US 3887413 A, 03.06.1975 | |||
US 4086113 A, 25.04.1978. |
Авторы
Даты
2002-04-10—Публикация
2000-06-26—Подача