СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТОЧНОСТИ ЮСТИРОВКИ ПРИЦЕЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ Российский патент 2002 года по МПК F41G3/32 

Описание патента на изобретение RU2187776C2

Изобретение относится к области испытаний и проверки средств прицеливания и наводки, в частности к оперативной юстировке прицельных систем летательного аппарата (ЛА).

Известен способ юстировки прицельных систем, основанный на анализе результатов боевого применения авиационных средств поражения (АСП) (Анализ результатов боевых применений ВВС. Выпуск 4738-Б. -М.: 1982). Сущность способа состоит в следующем. По результатам боевого применения вычисляют характеристики промахов АСП от цели (математическое ожидание, среднее квадратическое отклонение) и на основании этих характеристик судят о точности юстировки.

К недостаткам способа можно отнести большую трудоемкость и неоперативность, а также возникновение неопределенностей в принятии решения о точности юстировки прицельной системы вследствие того, что характеристики промахов обусловлены не только точностью весовых, баллистических и других свойств АСП, определяющих их техническое рассеивание, а также точностью пристрелки агрегатов подвески авиационного вооружения.

Известен способ юстировки прицельных систем при помощи специальной мишени (Технология проверки наводки агрегатов вооружения и юстировки прицельного комплекса без предварительной выставки самолета 32-36 в плоскость горизонта. ВВС. Выпуск 5349. -1985).

Сущность данного способа состоит в привязке связанной системы координат ЛА к мишени, установленной впереди ЛА, определении визуально по отчетному визиру (ОВ) рассогласования между перекрестием на мишени, индицирующим требуемое положение "нуля" неподвижной оси прицела.

К недостаткам способа можно отнести большое количество применяемых средств, а также высокие трудозатраты при проведении юстировки.

В качестве прототипа выбран способ контроля точности неподвижной оси прицела в вертикальной плоскости, изложенный в (Описание изобретения к патенту Российской Федерации RU 2102685 C1).

Сущность данного способа заключается в привязке во время полета связанной системы координат ЛА к мишени, находящейся на земле, и выполнении маневром ЛА слежения за ней с фиксированным углом прицеливания. Погрешность юстировки Δϕ определяют по формуле
Δϕ = ϕфв

*в
, (1)
как разность между фиксированным углом прицеливания - нулем неподвижной оси ϕфв
и расчетным углом прицеливания ϕ*в
, определяемым на Земле по материалам средств объективного контроля с использованием аналитической зависимости

где ϑ0 - угол тангажа ЛА в момент привязки к мишени;
ϑ - текущий угол тангажа ЛА;
αат - угол атаки ЛА;
D0 - начальная дальность до мишени,
D - текущая дальность до мишени;
ϕ*в
- расчетный угол прицеливания.

Недостатком данного способа является невысокая точность контроля юстировки вследствие использования в (2) значения угла атаки αат, определяемого по данным бортовых регистраторов. Известно, что порядок случайных ошибок измерения угла атаки бортовыми датчиками типа ДУА соизмерим с порядком систематических погрешностей юстировки прицела. (См. Математическое моделирование авиационных комплексов. Сборник статей/Под ред. М.И. Ништа. 1989 г.)
Техническим результатом предлагаемого способа является повышение точности контроля юстировки.

Сущность предлагаемого способа контроля точности юстировки неподвижной оси прицела в вертикальной плоскости заключается в том, что привязку связанной системы координат летательного аппарата ЛА к установленной впереди него мишени производят во время полета, после чего осуществляют слежение за мишенью маневров ЛА с фиксированным углом прицеливания. Рассогласование Δϕ между перекрестием, индицирующим требуемое положение нуля неподвижной оси прицела на мишени и истинным положением нуля неподвижной оси прицела (погрешность юстировки) определяют как разность (1) между фиксированным углом прицеливания ϕфв

- нулем неподвижной оси и расчетным углом прицеливания ϕ*в
, определяемым на земле по материалам средств объективного контроля с использованием зависимости (2), а значение угла атаки определяют по аналитической зависимости

где G -вес ЛА;
S - площадь крыла ЛА;
Cαу
- производная коэффициента подъемной силы по углу атаки в связанной системе координат;
q - скоростной напор воздушного потока;
ny - значение вертикальной перегрузки.

Сущность способа поясняется следующими рассуждениями. Для определения угла атаки αат по выражению (3) достаточно данных, фиксируемых средствами объективного контроля, а также приводимых в техническом описании ЛА. В частности, вес ЛА определяют как сумму
G=G0+Gm+Gn, (4)
где G0 - вес ЛА без топлива и подвесок, указанный в его техническом описании (ТО);
Gn - вес подвесок, определяют в соответствии с полетным заданием;
Gm=G-Gmp - текущий вес топлива;
Gmo - вес заправленного топлива, определяют в соответствии с полетным заданием,
G - вес топлива, израсходованного за время полета, определяют по формуле

как сумму N расходов топлива на различных режимах работы двигателя ЛА в течение полета до момента привязки к мишени;
Gmnpi=Gmnpi (nnp) - приведенный расход топлива, определяют в зависимости от величины nnp по графику в ТО ЛА,
n - приведенная частота вращения ротора двигателя ЛА, определяют по формуле

n - частота вращения ротора двигателя, регистрируется СОК;
T0= 288K - абсолютная температура воздуха на уровне моря в стандартных атмосферных условиях;
T*1= TН(1+0.2М2) - температура заторможенного потока воздуха на входе в двигатель;
TH= 288.9-0.006328Hист - температура окружающего воздуха на данной высоте;
P*1=PНσвх(Mист) (1+0.2Мист2)3.5 - давление заторможенного потока воздуха на входе в двигатель;
РН= Р0(1Нист/44308)5.2553 - давление окружающего воздуха на данной высоте;
Р0= 760 мм рт.ст - давление воздуха на уровне моря в стандартных атмосферных условиях;
σвх(Mист) - стандартный коэффициент восстановления полного давления, график зависимости которого от числа Маха приводится в литературе (Применение информации бортовых регистраторов для анализа режимов и динамики полета самолетов при расследовании летных происшествий и предпосылок к ним. Методическое пособие. Выпуск 5567. -1987);
Мист=М+δMa - истинное значение числа Маха;
М - значение числа Маха, регистрируемое СОК;
δMa(MI,II,III) - аэродинамическая поправка показаний датчика приемника воздушного давления (ПВД) для ПВД с одной, двумя или тремя камерами статического давления, номограммы определения которого приводятся в литературе (Применение информации бортовых регистраторов для анализа режимов и динамики полета самолетов при расследовании летных происшествий и предпосылок к ним. Методическое пособие. Выпуск 5667. -1987);
Hист = H+δHзап+δHa - барометрическая высота;
Н - высота полета, регистрируется СОК,
δHзап - поправка на запаздывание, определяют по формуле

где δPзап(H, Vy) - поправка на запаздывание давления, определяют по номограмме в литературе (Применение информации бортовых регистраторов для анализа режимов и динамики полета самолетов при расследовании летных происшествий и предпосылок к ним. Методическое пособие. Выпуск 5667. -1987),
Vy - вертикальная составляющая скорости ЛА, регистрируется СОК,
δHa(δMa, M, H) - аэродинамическая поправка, определяют по номограмме в литературе (Применение информации бортовых регистраторов для анализа режимов и динамики полета самолетов при расследовании летных происшествий и предпосылок к ним. Методическое пособие. Выпуск 5667. -1987).

Площадь крыла ЛАS приводится в ТО ЛА.

Производная коэффициента подъемной силы по углу атаки в связанной системе координат Cαy

(Mист) - приводится в ТО ЛА.

Скоростной напор воздушного потока q определяют по формуле

где ρH = 1.225(0.9985 - 0.092Hг + 0.00278 Hг2 - 0.00002 Hг3 - 0.0000002Hг4) - плотность воздуха на данной высоте;
Нг=1-0,0001Нист - геопотециальная высота;
истинное значение скорости полета ЛА.

Значение вертикальной перегрузки ny регистрируется СОК.

С учетом приведенных выше формул выражение для определения угла атаки примет вид, представленный в конце описания.

Похожие патенты RU2187776C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТОЧНОСТИ ЮСТИРОВКИ ПРИЦЕЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ 2000
  • Зырянов Ю.Т.
  • Морозов В.В.
RU2183312C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТОЧНОСТИ ЮСТИРОВКИ НЕПОДВИЖНОЙ ОСИ ПРИЦЕЛА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ 1994
  • Зырянов Юрий Трифонович
  • Шелковский Вячеслав Владимирович
  • Шатунов Сергей Иванович
RU2102685C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ДАЛЬНОСТИ ЦЕЛИ ПО ИЗЛУЧЕНИЮ СКАНИРУЮЩЕЙ БОРТОВОЙ РЛС 2001
  • Гладков В.Е.
RU2217772C2
СПОСОБ ПОЛУПАССИВНОГО САМОНАВЕДЕНИЯ УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ КЛАССА "ВОЗДУХ - ВОЗДУХ" С РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ 2000
  • Павлов В.И.
  • Маштак А.А.
  • Зайцев Д.В.
RU2181869C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО ПОРТРЕТА ЗЕМНОЙ ИЛИ МОРСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ В ДВУХЧАСТОТНОЙ ЦИФРОВОЙ РСА 1999
  • Очеповский А.В.
  • Подгрудков Д.В.
  • Топников А.И.
RU2166774C2
АВИАЦИОННАЯ БОМБА С КОРРЕКТИРУЕМЫМИ АЭРОДИНАМИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ 2003
  • Назаров С.П.
  • Писковацкий А.А.
  • Сизых В.Н.
  • Чернов В.Ф.
RU2265792C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ К АВИАЦИОННОЙ КАССЕТНОЙ УСТАНОВКЕ 2001
  • Милосердов В.П.
  • Лобанов С.М.
  • Мозенков А.С.
  • Чередниченко Ю.Н.
RU2219105C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ДАЛЬНОСТИ ЦЕЛИ ПО ИЗЛУЧЕНИЮ СКАНИРУЮЩЕЙ РЛС 1999
  • Гладков В.Е.
RU2166199C2
КОМБИНИРОВАННОЕ УСТРОЙСТВО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ 1998
  • Разумов В.В.
  • Супружников А.В.
  • Глушенков В.И.
RU2163033C2
УСТРОЙСТВО СЛЕЖЕНИЯ ЗА КООРДИНАТАМИ ЦЕЛИ 2000
  • Данилов С.Н.
  • Панасюк Ю.Н.
  • Тарасов Д.М.
RU2189056C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 187 776 C2

Реферат патента 2002 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТОЧНОСТИ ЮСТИРОВКИ ПРИЦЕЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Изобретение относится к области испытаний и проверки средств прицеливания и наводки, в частности к оперативной юстировке прицельных систем летательного аппарата (ЛА). Техническим результатом предлагаемого способа является повышение точности контроля юстировки. Сущность изобретения заключается в привязке во время полета связанной системы координат ЛА к мишени, находящейся на Земле, и выполнении маневром ЛА слежения за ней с фиксированным углом прицеливания. Определение погрешности юстировки Δϕ производят по формуле
Δϕ = ϕфв

*в

как разность между фиксированным углом прицеливания - нулем неподвижной оси ϕфв
- и расчетным углом прицеливания ϕ*в
, определяемым на Земле по материалам средств объективного контроля с использованием аналитической зависимости.

Формула изобретения RU 2 187 776 C2

Способ контроля точности юстировки неподвижной оси прицела в вертикальной плоскости, заключающийся в привязке во время полета связанной системы координат летательного аппарата (ЛА) к мишени, находящейся на Земле, осуществлении слежения за мишенью маневром летательного аппарата с фиксированным углом прицеливания и определении погрешности юстировки как разности между фиксированным углом прицеливания - нулем неподвижной оси - и расчетным углом прицеливания, определяемым на Земле по данным средств объективного контроля с использованием аналитической зависимости

где ϑ - текущий угол тангажа ЛА;
ϑ0 - угол тангажа ЛА в момент привязки к мишени;
ϕ*в

- расчетный угол прицеливания;
αаm - угол атаки ЛА;
D -текущая дальность до мишени;
D0 - начальная дальность до мишени,
отличающийся тем, что значение угла атаки αаm определяется по формуле

где G - вес ЛА;
S- площадь поверхности крыла;
Cαу
- производная коэффициента подъемной силы по углу атаки в связанной системе координат;
q - скоростной напор воздушного потока;
ny - значение вертикальной перегрузки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2187776C2

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТОЧНОСТИ ЮСТИРОВКИ НЕПОДВИЖНОЙ ОСИ ПРИЦЕЛА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ 1994
  • Зырянов Юрий Трифонович
  • Шелковский Вячеслав Владимирович
  • Шатунов Сергей Иванович
RU2102685C1
US 4020739, 03.05.1997
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ З-ОБРАЗНОГО ОДНОРЯДНОГО КИШЕЧНОГО ШВА 2019
  • Быстров Сергей Александрович
  • Личман Леонид Андреевич
  • Каторкин Сергей Евгеньевич
  • Лисин Олег Евгеньевич
RU2727755C1
Способ образования коричневых окрасок на волокне из кашу кубической и подобных производных кашевого ряда 1922
  • Вознесенский Н.Н.
SU32A1
ВВС
Коловратный двигатель внутреннего горения 1925
  • Довженко А.П.
  • Цыбаненко И.И.
SU5349A1
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1985A1

RU 2 187 776 C2

Авторы

Зырянов Ю.Т.

Морозов В.В.

Даты

2002-08-20Публикация

2000-01-31Подача