СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА Российский патент 2003 года по МПК C10G59/02 C10G63/02 C10G69/08 C10G65/08 

Описание патента на изобретение RU2206600C1

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано при производстве высокооктановых бензинов.

Известен способ получения высокооктанового бензина путей риформинга прямогонных бензиновых фракций в присутствии алюмоплатинового катализатора. Процесс проводят при температуре 480-520oС и давлении до 4 МПа (Сулимов А.Д. Каталитический риформинг бензинов. - М.: Химия, 1973, с.87-90). Недостатком способа является низкое октановое число продукта риформинга.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа с последующим контактированием продуктов риформинга с алюмоникельмолибденовым катализатором при температуре 350-430oС и давлении 3-5 МПа (Авторское свидетельство СССР 681904, кл. С 10 G 39/00, 1978 /прототип/). Недостатком известного способа является высокое содержание ароматических углеводородов, в том числе наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола, в целевом продукте.

Технической задачей изобретения является повышение качества целевого продукта за счет снижения содержания ароматических углеводородов, в том числе наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола.

Сущность изобретения заключается в том, что в известном; способе получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа с последующим контактированием продуктов риформинга с алюмоникелевым катализатором, согласно изобретению контактирование проводят с катализатором, содержащим 15-19 мас.% трехокиси вольфрама и 1-5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180-280oС и давлении 3-4 МПа.

Способ проводят следующим образом. Прямогонную бензиновую фракцию 85-180oС подвергают риформированию в присутствии катализатора, содержащего 0,35 мас.% платины, 0.36 мас.% рения, 0,25 мас.% кадмия, 1 мас.% хлора и остальное окись алюминия, при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1, кратности циркуляции водородсодержащего газа (BCГ 1500 нм33. Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 15-19 мас.% трехокиси вольфрама и 1-5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180-280oС и давлении 2,8-4 МПа.

Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 40-45 мас. % против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом.

Отличительный признак способа заключается в контактировании продуктов риформинга с катализатором, содержащим 15-19 мас.% трехокиси вольфрама, 1-5 мас. % двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180-280oС и давлении 2,8-4 МПа.

Примеры осуществления заявленного изобретения.

Пример 1
Прямогонную бензиновую фракцию 85-180oС подвергают риформированию в присутствии катализатора, содержащего 0,35 мас.% платины, 0.36 мас.% рения, 0.25 мас.% кадмия, 1 мас.% хлора и остальное окись алюминия, при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч - кратности циркуляции ВСГ 1500 нм/м. Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 15 мас.% трехокиси вольфрама и 5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180oС и давлении 2,8 МПа.

Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 40 мас.% против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом.

Данные качества исходного сырья и полученных продуктов приведены в табл. 1. В последующих примерах используют прямогонную бензиновую фракцию 85-180oС и продукт риформинга, качество которых приведено в табл.1.

Для дополнительной обработки (контактирования) продукта риформинга используют указанный катализатор, содержащий трехокись вольфрама и двуокись никеля на окиси алюминия.

Пример 2
Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 19 мас.% трехокиси вольфрама и 1 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 280oС и давлении 4 МПа.

Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 45 мас.% против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом.

Пример 3
Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 17 мас.% трехокиси вольфрама и 3 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 230oС и давлении 3,4 МПа.

Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 42 мас.% против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом.

Пример 4
Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 22 мас.% трехокиси вольфрама и 0.2 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 120oС и давлении 0.8 МПа.

Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 55,8 мас.% против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе 1.8 мас.% наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом.

Пример 5
Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 8 мас.% трехокиси вольфрама и 8 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 380oС и давлении 6 МПа.

Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 60,2 мас.% против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе 2,5 мас.% наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом.

В таблице 2 сведены данные по условиям контактирования продукта риформинга с катализатором и данные по качеству целевого продукта. Там же приведены характеристики известного способа.

Из приведенных в таблице 2 данных видно, что предлагаемый способ позволяет повысить качество целевого продукта за счет снижения содержания ароматических углеводородов, в том числе наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола.

Предлагаемое изобретение может быть использовано на нефтеперерабатывающих заводах топливного направления для получения высокооктановых бензинов.

Дополнительными преимуществами предлагаемого способа по сравнению с известным способом являются:
повышение октанового числа целевого продукта на 0,4-0,9 пунктов за счет протекания реакции изомеризации парафиновых углеводородов нормального строения в присутствии предлагаемого катализатора;
увеличение выхода целевого продукта, то есть массы бензина, на 2,1-4,6 мас. % за счет химического присоединения водорода к молекулам ароматических углеводородов при гидрировании их в присутствии предлагаемого катализатора.

Похожие патенты RU2206600C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 2003
  • Абдульминев К.Г.
  • Ахметов А.Ф.
  • Абдульминев Р.К.
  • Федоринов И.А.
  • Абдульминев А.К.
  • Ахметов Ф.А.
RU2228948C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗОЛА И ТОЛУОЛА 2001
  • Абдульминев К.Г.
  • Ахметов А.Ф.
  • Ганцев В.А.
  • Сухоруков А.М.
  • Малинин П.А.
  • Абдульминев А.К.
  • Амирханов М.К.
RU2194740C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1998
  • Ахметов А.Ф.
  • Абдульминев К.Г.
  • Батырбаев Н.А.
  • Соловьев А.С.
RU2145627C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1997
  • Ахметов А.Ф.
  • Абдульминев К.Г.
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
  • Навалихин П.Г.
  • Салихов Р.Ф.
RU2131908C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 2004
  • Кондрашев Дмитрий Олегович
  • Ахметов Арслан Фаритович
RU2280063C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1998
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
  • Навалихин П.Г.
  • Салихов Р.Ф.
  • Теляшев Г.Г.
  • Ахметов А.Ф.
  • Абдульминев К.Г.
  • Махов А.Ф.
  • Мальцев А.П.
  • Емельянов В.Е.
  • Никитина Е.А.
RU2131909C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1999
  • Абдульминев К.Г.
  • Ахметов А.Ф.
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
RU2146275C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА 1997
  • Абдульминев К.Г.
  • Ахметов А.Ф.
RU2120467C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 2003
  • Абдульминев К.Г.
  • Ахметов А.Ф.
  • Ахметов Ф.А.
  • Касьянов А.А.
  • Соловьев А.С.
  • Федоринов И.А.
RU2240340C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ КРЕКИНГ-БЕНЗИНА 2003
  • Абдульминев К.Г.
  • Ахметов А.Ф.
  • Федоринов И.А.
  • Валявин Г.Г.
  • Морошкин Ю.Г.
RU2241019C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 206 600 C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА

Использование: изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано при производстве высокооктановых бензинов. Сущность: прямогонную бензиновую фракцию 85-180oС подвергают каталитическому риформированию при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1, кратности циркуляции водородсодержащего газа 1500 нм33. Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 15-19 мас.% трехокиси вольфрама и 1-5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180-280oС и давлении 2,8-4 МПа. Технический результат - повышение качества целевого продукта - высокооктанового бензина за счет снижения содержания ароматических углеводородов, в том числе наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 206 600 C1

Способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа с последующим контактированием продуктов риформинга с катализатором, отличающийся тем, что контактирование проводят с катализатором, содержащим 15-19 мас.% трехокиси вольфрама и 1-5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180-280oС и давлении 2,8-4 МПа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2206600C1

Способ получения высокооктанового бензина 1978
  • Танатаров М.А.
  • Ахметов А.Ф.
  • Киладзе Т.К.
SU681904A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1998
  • Ахметов А.Ф.
  • Абдульминев К.Г.
  • Батырбаев Н.А.
  • Соловьев А.С.
RU2145627C1
SU 1637312 А1, 10.12.1999
Дорожная спиртовая кухня 1918
  • Кузнецов В.Я.
SU98A1
US 4997543 А, 05.03.1991.

RU 2 206 600 C1

Авторы

Абдульминев К.Г.

Ахметов А.Ф.

Абдульминев Р.К.

Ахметов Ф.А.

Даты

2003-06-20Публикация

2001-11-19Подача