СПОСОБ ОЧИСТКИ КРЕКИНГ-БЕНЗИНА Российский патент 2004 года по МПК C10G45/08 

Описание патента на изобретение RU2241019C1

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано при очистке крекинг-бензинов от сернистых и непредельных соединений.

Известен способ очистки бензинов вторичного происхождения путем гндрирования в чистом виде на специализированной установке при температуре 350-420°С, давлении 2-7 МПа (Черножуков Н.И. Технология переработки нефти и газа. Ч.3. - М., 1966, с.256-267). Недостатком способа является отложение большого количества смолистых веществ на стенках аппаратуры.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ очистки крекинг-бензина от сернистых и непредельных соединений путем гидрирования смеси крекинг-бензина с дизельным топливом или вакуумным газойлем в соотношении 3:7 на алюмокобальтмолибденовом катализаторе при температуре 360-400°С, давлении 3-5 МПа с последующим выделением целевого продукта известным способом (Авторское свидетельство СССР №336994, кл. C 10 G 23/00, 1969 /прототип/). Недостатком известного способа является высокое содержание серы и непредельных соединений в гидроочищенном крекинг-бензине - целевом продукте.

Технической задачей изобретения является повышение качества целевого продукта за счет снижения содержания серы и непредельных соединений.

Сущность изобретения заключается в том, что в известном способе очистки крекинг-бензина от сернистых и непредельных соединений путем гидрирования смеси крекинг-бензина с дизельным топливом или вакуумным газойлем в соотношении 3:7 на катализаторе при повышенных температуре и давлении с последующим выделением целевого продукта известным способом согласно изобретению гидрирование проводят на катализаторе, содержащем 15-19 мас.% трехокиси вольфрама и 1-5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 240-340°С и давлении 2,8-4 МПа.

Способ проводят следующим образом. Смесь крекинг-бензина (фр. н.к. -200°С) процессов термического крекинга и коксования тяжелых остатков сернистых и высокосернистых нефтей с дизельным топливом (фр. 200-350°С) или вакуумным газойлем (фр. 248-475°С) в соотношении 3:7 подвергают гидрированию на катализаторе, содержащем 15-19 мас.% трехокиси волтфрама и 1-5 мac.% двуокиси никеля на окиси алюминия при температуре 240-340°С и давлении 2,8-4 МПа, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1, соотношении водородсодержащего газа к сырью 500 нм33. Продукт гидрирования (гидрогенизат) подвергают ректификации с получением целевого продукта - гидроочищенного крекинг-бензина (фр. н.к. -180°С) с октановым числом 55 по моторному методу без ТЭС, который подвергают каталитическому риформингу на полиметаллическом катализаторе с получением 84 мас.% товарного бензина с октановым числом 85 по моторному методу без ТЭС. Тяжелые фракции гидрогенизата в зависимости от пределов выкипания используют как товарный продукт - дизельное топливо или как сырье установки каталитического крекинга - вакуумный газойль.

Содержание серы и непредельных соединений в целевом продукте составляет 0,01-0,02 мас.% и 0,2-0,4 мас.% соответственно против 0,1-0,15 мac.% и 1,5-2 мас.% (известный способ).

Отличительный признак способа заключается в гидрировании смеси кpeкинг-бензина с дизельным топливом или вакуумным газойлем в соотношении 3:7 на катализаторе, содержащем 15-19 мас.% трехокиси вольфрама и 1-5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 240-340°С и давлении 2,8-4 МПа.

Примеры осуществления заявленного изобретения

Пример 1. Смесь крекинг-бензина (фр. н.к. -200°С) процессов термического крекинга и кокосования тяжелых остатков сернистых и высокосернистых нефтей с дизельным топливом (фр. 200-350°С) в соотношении 3:7 подвергают гидрированию на катализаторе, содержанием 15 мас.% трехокиси вольфрама и 5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 240°C и давлении 2,8 МПа, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1, соотношении водородсодержащего газа к сырью 500 нм33. Продукт гидрирования (гидрогенизат) подвергают ректификации с получением целевого продукта - гидроочищенного крекинг-бензина (фр. н.к. -180°C) с октановым числом 55 по моторному методу без ТЭС, который подвергают каталитическому риформингу на полиметаллическом катализаторе с получением 84 мас.% товарного бензина с октановым числом 85 по моторному методу без ТЭС. Тяжелую фракцию гидрогенизата используют как товарный продукт - дизельное топливо, который содержит не более 0,2 мас.% серы и имеет цетановое число 48.

Содержание серы и непредельных соединений в целевом продукте составляет 0,01 и 0,2 мас.% соответственно против 0,1-0,15 и 1,5-2 мас.% (известный способ).

Данные качества исходного сырья и полученных продуктов приведены в таблице 1. В последующих примерах используют крекинг-бензин процессов термического крекинга н коксования тяжелых остатков сернистых и высокосернистых нефтей, дизельное топливо и вакуумный газойль, качество которых приведено в таблице 1.

Для гидрирования смеси крекинг-бензина (фр. н.к. -200°С) процессов термического крекинга и коксования тяжелых остатков сернистых и высокосернистых нефтей с дизельным топливом (фр. 200-350°С) или вакуумным газойлем (фр. 248-475°С) в соотношении 3:7 используют указанный катализатор, содержащий трехокись вольфрама и двуокись никеля на окиси алюминия.

Пример 2. Смесь крекинг-бензина (фр. н.к. -200°С) процессов термического крекинга и коксования тяжелых остатков сернистых и высокосернистых нефтей с вакуумным газойлем (фр. 248-475°С) в соотношении 3:7, содержащую 2,7 мас.% серы и 14 мас.% непредельных соединений, подвергают гидрированию на катализаторе, содержащем 19 мас.% трехокиси вольфрама и 1 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 340°С и давлении 4 МПа, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1, соотношении водородсодержащего газа к сырью 500 нм33. Продукт гидрирования подвергают ректификации с получением целевого продукта - гидроочищенного крекинг-бензина (фр. н.к. -180°С) с октановым числом 55 по моторному методу без ТЭС, который подвергают каталитическому риформингу на полиметаллическом катализаторе с получением 84 мас.% товарного бензина с октановым числом 85 по моторному методу без ТЭС. Тяжелую фракцию гидрогенизата - вакуумный газойль - используют как сырье установки каталитического крекинга, при этом получают бензин каталитического крекинга с октановым числом 79 по моторному методу без ТЭС.

Содержание серы в вакуумном газойле не превышает 0,35 мас.%.

Содержание серы и непредельных соединений в целевом продукте составляют 0,02 и 0.4 мас.% соответственно против 0,1-0,15 и 1,5-2 мас.% (известный способ).

В последующих примерах используют смесь исходных крекинг-бензина и дизельного топлива или смесь исходных крекинг-бензина и вакуумного газойля, качество которых приведено в примерах 1 и 2.

Пример 3. Смесь крекинг-бензина (фр. н.к. -200°С) процессов термического крекинга и коксования тяжелых остатков сернистых и высокосернистых нефтей с дизельным топливом (фр. 200-350°С) в соотношении 3:7 подвергают гидрированию на катализаторе, содержанием 17 мас.% трехокиси вольфрама и 3 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 300°С и давлении 3,4 МПа, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1, соотношении водородсодержащего газа к сырью 500 нм33. Продукт гидрирования подвергают ректификации с получением целевого продукта - гидроочищенного крекинг-бензина (фр. н.к. -180°С) с октановым числом 55 по моторному методу без ТЭС, который подвергают каталитическому риформингу на полиметаллическом катализаторе с получением 84 мас.% товарного бензина с октановым числом 85 по моторному методу без ТЭС. Тяжелую фракцию гидрогенизата используют как товарный продукт - дизельное топливо, который содержит не более 0,2 мас.% серы и имеет цетановое число 48.

Содержание серы и непредельных соединений в целевом продукте составляет 0,015 и 0,3 мас.% соответственно против 0,1-0,15 и 1,5-2 мас.% (известный способ).

Пример 4. Смесь крекинг-бензина (фр. н.к. -200°С) процессов термического крекинга и коксования тяжелых остатков сернистых и высокосернистых нефтей с вакуумным газойлем (фр. 248-475°С) в соотношении 3:7 подвергают гидрированию на катализаторе, содержащем 18 мас.% трехокиси вольфрама и 2,5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 310°С и давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1, соотношении водородсодержащего газа к сырью 500 нм33. Продукт гидрирования подвергают ректификации с получением целевого продукта - гидроочищенного крекинг-бензина (фр. н.к. -180°С) с октановым числом 55 по моторному методу без ТЭС, который подвергают каталитическому риформингу на полиметаллическом катализаторе с получением 84 мас.% товарного бензина с октановым числом 85 по моторному методу без ТЭС. Тяжелую фракцию гидрогенизата - вакуумный газойль используют как сырье установки каталитического крекинга, при этом получают бензин каталитического крекинга с октановым числом 79 по моторному методу без ТЭС. Содержание серы в вакуумном газойле не превышает 0,35 мас.%.

Содержание серы и непредельных соединений в целевом продукте составляет 0,018 и 0,35 мас.% соответственно против 0,1-0,15 и 1,5-2 мас.% (известный способ).

Пример 5. Смесь крекинг-бензина (фр. н.к. -200°С) процессов термического крекинга и коксования тяжелых остатков сернистых и высокосернистых нефтей с дизельным топливом (фр. 200-350°С) в соотношении 3:7 подвергают гидрированию на катализаторе с содержанием 22 мас.% трехокиси вольфрама и 0,2 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 120°С и давлении 0,8 МПа, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1, соотношении водородсодержащего газа к сырью 500 нм33. Продукт гидрирования подвергают ректификации с получением целевого продукта - гидроочищенного крекинг-бензина (фр. н.к. -180°С) с октановым числом 54 по моторному методу без ТЭС, который подвергают каталитическому риформингу на полиметаллическом катализаторе с получением 85,3 мас.% товарного бензина с октановым числом 82 по моторному методу без ТЭС. Тяжелую фракцию гидрогенизата используют как компонент товарного продукта - дизельного топлива, который содержит 0,25 мас.% серы и имеет цетановое число 46.

Содержание серы и непредельных соединений в целевом продукте составляет 0,3 и 2,6 мас.% соответственно против 0,1-0,15 и 1,5-2 мас.% (известный способ).

Пример 6. Смесь крекинг-бензина (фр. н.к. -200°С) процессов термического крекинга и коксования тяжелых остатков сернистых и высокосернистых нефтей с вакуумным газойлем (фр.248-475°С) в соотношении 3:7 подвергают гидрированию на катализаторе, содержащем 8 мас.% трехокиси вольфрама и 8 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 440°С и давлении 6 МПа, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1, соотношении водородсодержащего газа к сырью 500 нм33. Продукт гидрирования подвергают ректификации с получением целевого продукта - гидроочищенного крекинг-бензина (фр. н.к. -180°C) с октановым числом 54,5 по моторному методу без ТЭС, который подвергают каталитическому риформингу на полиметаллическом катализаторе с получением 84,8 мас.% товарного бензина с октановым числом 83 по моторному методу без ТЭС. Тяжелую фракцию гидрогенизата используют как сырье установки каталитического крекинга, при этом получают бензин каталитического крекинга с октановым числом 78 пунктов по моторному методу без ТЭС. Содержание серы в вакуумном газойле составляет 0,55 мас.%.

Содержание серы и непредельных соединений в целевом продукте составляет 0,39 и 3,5 мас.% соответственно против 0,1-0,15 и 1,5-2 мас.% (известный способ).

В таблице 2 сведены данные по условиям гидрирования смеси крекинг-бензина (фр. н.к. -200°С) процессов термического крекинга и коксования тяжелых остатков сернистых и высокосернистых нефтей с дизельным топливом (фр. 200-350°С) или с вакуумным газойлем (фр. 248-475°С) в соотношении 3:7 с катализатором и данные по качеству целевого продукта и бензина каталитического риформинга; там же приведены характеристики известного способа.

Из приведенных в таблице 2 данных видно, что предлагаемый способ позволяет повысить качество целевого продукта за счет снижения содержания серы и непредельных соединений.

Предлагаемое изобретение может быть использовано на нефтеперерабатывающих заводах топливного направления для очистки крекинг-бензина от сернистых и непредельных соединений.

Дополнительным преимуществом предлагаемого способа по сравнению с известным способом является увеличение выхода товарного бензина каталитического риформинга с октановым числом 85 пунктов по моторному методу без ТЭС на 4 мас.% за счет снижения серы и непредельных соединений в гидроочищенном крекинг-бензине и на этой основе возможности применения полиметаллического катализатора взамен АП-64 (известный способ) при риформинге фр. н.к. -180°С гидрогенизата.

Похожие патенты RU2241019C1

название год авторы номер документа
Способ очистки крекинг-бензина 1969
  • Хурамшин Т.З.
  • Гермаш В.М.
  • Смирнов Н.П.
  • Рисов Б.Я.
  • Теляшев Г.Г.
  • Герштейн И.А.
  • Сыч Ю.И.
  • Берг Г.А.
  • Хабибуллин С.Г.
  • Кулинич Г.М.
  • Кириллов Т.С.
  • Скундина Л.Я.
SU336994A1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ДИСТИЛЛЯТОВ ВТОРИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 1998
  • Баженов В.П.
  • Сухарев В.П.
  • Шуверов В.М.
  • Веселкин В.А.
  • Лихачев А.И.
  • Крылов В.А.
  • Аликин А.Г.
RU2135548C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2002
  • Хавкин В.А.
  • Каминский Э.Ф.
  • Гуляева Л.А.
  • Кастерин В.Н.
  • Киселев В.А.
  • А.И.
  • Моисеев В.М.
  • Сидоров И.Е.
  • Томин В.П.
  • Зеленцов Ю.Н.
  • Левина Л.А.
  • Кращук С.Г.
RU2232183C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ГАЗОВЫХ КОНДЕНСАТОВ 1996
  • Вольцов А.А.
  • Хабибуллин С.Г.
  • Комаров А.Н.
  • Шакун А.Н.
  • Усманов Р.М.
RU2145337C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2008
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Лядин Николай Михайлович
  • Пушкарев Юрий Николаевич
  • Барков Вадим Игоревич
RU2378322C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2015
  • Попов Юрий Валентинович
  • Белов Олег Александрович
  • Товышев Павел Александрович
RU2569686C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ БЕНЗИНОВ ТЕРМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 1993
  • Минскер К.С.
  • Иванова С.Р.
  • Вашкевич Н.В.
  • Латыпова Ф.М.
  • Голдштейн Ю.М.
  • Пилипенко И.Б.
RU2064963C1
СПОСОБ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ВТОРИЧНЫХ БЕНЗИНОВ 1995
  • Еркин Владимир Никифорович[Ru]
  • Мелик-Ахназаров Талят-Хорсов[Ru]
  • Токарев Юрий Илларионович[Ru]
  • Ливенцев Валерий Тихонович[Kz]
  • Вайнбендер Владимир Рейнгольдович[Kz]
  • Бронников Владимир Николаевич[Kz]
RU2089590C1
СПОСОБ КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА 1969
SU234587A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА 2008
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Лядин Николай Михайлович
  • Пушкарев Юрий Николаевич
  • Барков Вадим Игоревич
RU2389755C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ОЧИСТКИ КРЕКИНГ-БЕНЗИНА

Использование: нефтехимия и нефтепереработка. Сущность: смесь крекинг-бензина с дизельным топливом или вакуумным газойлем (фр. 248-475°С) в соотношении 3:7 подвергают гидрированию на катализаторе, содержащем 15-19 мас.% трехокиси вольфрама и 1-5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 240-340°С и давлении 2,8-4 МПа. Технический результат: повышение качества целевого продукта - крекинг-бензина - за счет снижения содержания серы и непредельных соединений. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 241 019 C1

Способ очистки крекинг-бензина от сернистых и непредельных соединений путем гидрирования смеси крекинг-бензина с дизельным топливом или вакуумным газойлем в соотношении 3:7 на катализаторе при повышенных температуре и давлении с последующим выделением целевого продукта известным способом, отличающийся тем, что гидрирование проводят на катализаторе, содержащем 15-19 мас.% трехокиси вольфрама и 1-5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 240-340°С и давлении 2,8-4 МПа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2241019C1

Способ очистки крекинг-бензина 1969
  • Хурамшин Т.З.
  • Гермаш В.М.
  • Смирнов Н.П.
  • Рисов Б.Я.
  • Теляшев Г.Г.
  • Герштейн И.А.
  • Сыч Ю.И.
  • Берг Г.А.
  • Хабибуллин С.Г.
  • Кулинич Г.М.
  • Кириллов Т.С.
  • Скундина Л.Я.
SU336994A1
Способ очистки крекинг-бензина 1988
  • Берг Генрих Артурович
  • Глозман Аркадий Борисович
  • Калинчева Лариса Алексеевна
  • Вольфсон Самуил Абрамович
  • Степанова Гертруда Георгиевна
  • Вайнбендер Владимир Рейнгольдович
SU1549986A1
СПОСОБ ГИДРООЧИСТКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ 1997
  • Гимбутас Альбертас
  • Ранько Петр Тимофеевич
  • Василавичюс Виктор Стасевич
  • Барильчук Михаил Васильевич
  • Осипов Л.Н.(Ru)
  • Виноградова Н.Я.(Ru)
  • Черняк А.Я.(Ru)
  • Курганов В.М.(Ru)
  • Рушкис Кястутис
RU2114897C1
СПОСОБ КАТАЛИТИЧЕСКОГО ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ПРОДУКТОВ ТЕРМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 1998
  • Логинова А.Н.
  • Шарихина М.А.
  • Томина Н.Н.
  • Шафранский Е.Л.
  • Олтырев А.Г.
  • Власов В.Г.
  • Китова М.В.
RU2147597C1
US 3442792 A, 06.05.1969.

RU 2 241 019 C1

Авторы

Абдульминев К.Г.

Ахметов А.Ф.

Федоринов И.А.

Валявин Г.Г.

Морошкин Ю.Г.

Даты

2004-11-27Публикация

2003-07-03Подача