ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2003 года по МПК F16C17/00 F16C33/04 B22D19/08 

Описание патента на изобретение RU2207453C2

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения.

Известен подшипник скольжения, содержащий втулку, на внутренней поверхности которой нанесена антифрикционная полимерная пленка (А.В. Чичинадзе. Полимеры в узлах трения машин и приборов. Машиностроение М., 1980, с. 40-41).

Недостатком этого подшипника скольжения является то, что получение антифрикционной полимерной пленки производят путем напыления, из-за чего прочность сцепления пленки со втулкой невысока, поэтому снижается надежность работы подшипника.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является подшипник скольжения, включающий втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная, за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде "ласточкиного хвоста" на глубину, превышающую толщину антифрикционной полимерной пленки (патент RU 2047014, 27.10.1995, кл. F 16 С 33/08).

Однако, в связи с тем, что при длительной эксплуатации полимерная пленка теряет прочностные свойства, узел крепления антифрикционной полимерной пленки разрушается, особенно при динамических нагрузках и температурных колебаниях.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности подшипника скольжения.

Решение указанной задачи достигается тем, что согласно изобретению оставшаяся часть объема канавки после размещения в ней полимерной пленки заполнена отвержденной полимерной композицией, причем в полимерной композиции расположен распорный элемент, выполненный в виде предварительно сжатого металлического разрезного кольца.

Размещение распорного элемента в полимерной композиции повышает надежность крепления пленки независимо от старения полимерной композиции при длительной эксплуатации. Использование в качестве распорного элемента предварительно сжатого металлического разрезного кольца повышает долговечность узла крепления антифрикционной полимерной пленки в канавке за счет более высокой прочности металла по сравнению с прочностью полимерной композиции. Предварительное сжатие разрезного кольца обеспечивает необходимое усилие для крепления пленки к несущей поверхности даже после разрушения полимерной композиции.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид подшипника скольжения с разрезом; на фиг.2 - узел I на фиг.1, вид канавки, заполненной полимерной пленкой, композицией и распорным элементом.

Подшипник скольжения включает втулку 1 и антифрикционную полимерную пленку 2, например, из фторопласта с наполнителем из дисульфида молибдена или графита. При выборе материала втулки 1 можно использовать как металлы, так и полимерные композиции. На внутренней поверхности втулки 1 нарезаны кольцевые канавки 3 с поперечным профилем в виде "ласточкиного хвоста" на глубину (Н), превышающую толщину (S) антифрикционной полимерной пленки 2 (см. фиг. 2). На внутренней поверхности втулки 1 и в кольцевых канавках 3 размещена антифрикционная полимерная пленка 2. Оставшаяся часть объема канавки 3 заполнена отвержденной полимерной композицией 4 (например, эпоксидной смолой с наполнителями в виде графита, дисульфида молибдена). В полимерной композиции 4 расположен распорный элемент в виде металлического разрезного кольца 5, который находится в напряженном состоянии (сжатии).

При эксплуатации подшипника скольжения распорный элемент надежно удерживает антифрикционную полимерную пленку 2 в канавке 3 за счет создания армирующего эффекта и упругих свойств разрезного кольца 5.

Таким образом повышается долговечность подшипника скольжения, так как исключается отслоение антифрикционной полимерной пленки от втулки, особенно при работе узлов трения с динамическими нагрузками и перепадами температур.

Похожие патенты RU2207453C2

название год авторы номер документа
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
  • Отмахов Д.В.
RU2208724C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2192962C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ИЗДЕЛИЙ 2001
  • Богачев А.П.
RU2185533C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2005
  • Богачев Анатолий Петрович
RU2292492C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2002
  • Богачев А.П.
RU2225543C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ИЗДЕЛИЙ 2001
  • Богачев А.П.
RU2208725C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ИЗДЕЛИЙ 2000
  • Богачев А.П.
  • Иванов В.А.
RU2167348C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2002
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Шамаев А.С.
  • Отмахов Д.В.
RU2222722C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2189904C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2200257C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 207 453 C2

Реферат патента 2003 года ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения. Подшипник скольжения включает втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная пленка за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде ласточкиного хвоста. При этом глубина канавок превышает толщину антифрикционной полимерной пленки, а оставшаяся часть объема канавки заполнена отвержденной полимерной композицией с размещенным в ней распорным элементом, удерживающим антифрикционную полимерную пленку. В качестве распорного элемента может быть выполнен в виде предварительно сжатого металлического разрезного кольца. Технический результат - повышение долговечности подшипников скольжения, исключение отслоения полимерной пленки от втулки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 207 453 C2

1. Подшипник скольжения, включающий втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная пленка за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде ласточкиного хвоста на глубину, превышающую толщину антифрикционной полимерной пленки, с заполнением оставшегося объема канавок полимерной композицией, отличающийся тем, что в полимерной композиции расположен распорный элемент. 2. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что распорный элемент выполнен в виде предварительно сжатого металлического разрезного кольца.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2207453C2

СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛИМЕРА НА МЕТАЛЛИЧЕСКОМ КОРПУСЕ ПОДШИПНИКА 1988
  • Терещенко А.В.
RU2047014C1
US 5356362, 16.02.1975
WO 8505674, 24.09.1987
FR 797483, 27.04.1936.

RU 2 207 453 C2

Авторы

Богачев А.П.

Даты

2003-06-27Публикация

2001-03-26Подача