СТАЛЬ ОБОДНАЯ Российский патент 2003 года по МПК C22C38/00 

Описание патента на изобретение RU2208061C1

Изобретение относится к металлургии, в частности к стали, предназначенной для изготовления ободов колес автомобилей.

Известна сталь, содержащая [1], мас.%:
Углерод - <0,10-0,20
Кремний - 0,17-0,33
Марганец - 0,35-0,65
Хром - <0,30
Никель - <0,30
Железо - Остальное
(Автомобильные конструкционные стали /Справочник под редакцией Гуляева и др. ГНТИ Машиностроительной литературы., М., 1951, с. 32.)
Недостатком указанной стали является относительно высокое содержание кремния, который при кристаллизации по границам зерен образует неметаллические включения, что при прокатке стали снижает ее механические свойства, в частности относительное удлинение.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является сталь, содержащая, мас.%:
Углерод - 0,12-0,17
Кремний - <0,07
Марганец - <0,40
Хром - <0,25
Никель - <0,25
Алюминий - <0,05
Железо - Остальное
(Прокат горячекатаный для изготовления автоободов грузовых автомобилей из ободной стали. Технические условия ТУ 14-115-67-00, Чусовской метзавод, 25.02.2000).

Недостатком указанной стали является повышенный брак в процессе штамповки по трещинам. При этом отношение предела текучести к пределу прочности составляет 0,8 (показатель штампуемости).

Задачей изобретения является создание стали, обладающей повышенными механическими свойствами, для изготовления ободов колес автомобилей.

Ожидаемый технический результат: получение стали, обладающей пределом прочности 32-37 кг/мм2, относительным удлинением не менее 32% и показателем штампуемости не более 0,7.

Технический результат достигается тем, что известная сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, никель, алюминий и железо, отличается тем, что она дополнительно содержит азот и ванадий при следующих соотношениях компонентов, мас.%:
Углерод - 0,07 - 0,15
Марганец - 0,30 - 0,70
Хром - <0,25
Никель - <0,25
Кремний - <0,07
Азот - 0,005 - 0,025
Алюминий - 0,01 - 0,05
Ванадий - 0,01 - 0,05
Железо - Остальное
Содержание углерода в предлагаемой стали менее 0,07 мас.% ведет к снижению прочности, а выше 0,15 мас.% - к снижению пластичности.

Содержание марганца менее 0,3 мас.% ведет к снижению прочности и износостойкости, а выше 0,7 мас.% - к снижению пластичности и повышению себестоимости производства предлагаемой стали.

Содержание кремния, никеля и хрома в предлагаемой стали принято равным в прототипе.

Содержание алюминия менее 0,01 мас.% ведет к неполному связыванию азота при кристаллизации, а выше 0,05 мас.% - к возможности образования строчечных неметаллических включений и повышению себестоимости производства предлагаемой стали.

Дополнительный ввод в заявляемую сталь азота и ванадия в предлагаемых пределах в совокупности с алюминием и углеродом обеспечивает повышение механических свойств за счет образования нитридов и карбонитридов, обеспечивающих формирование мелкодисперсной структуры независимо от технологии горячей механической обработки.

Наиболее эффективным является содержание азота в пределах 0,005-0,025 мас. %. Снижение содержания азота ниже 0,005 мас.% не обеспечивает необходимого уровня свойств. Повышение содержания азота выше 0,025 мас.% приводит к снижению пластических свойств стали в результате переупрочнения металла и увеличению склонности его к старению.

Оптимальное содержание ванадия в стали 0,01-0,05 мас.%. При уменьшении его содержания ниже 0,01 мас.% установлено понижение уровня механических свойств заявляемой стали. Содержание ванадия свыше 0,05 мас.% не приводит к повышению пластических свойств, но ведет к существенному повышению себестоимости производства предлагаемой стали.

Выплавку металла проводили в 250 т мартеновской печи. При раскислении стали полностью исключались кремнийсодержащие сплавы.

Предварительное раскисление проводили в печи. Глубокое и экономически эффективное раскисление достигается за счет использования растворенного в металле углерода, что реализовали одновременным вводом алюминия (из расчета 200-500 г/т), находящегося в погружном контейнере, и 73% кускового азотированного ферромарганца (из расчета требуемого содержания марганца и азота в стали).

Окончательное раскисление и легирование стали ванадием и алюминием осуществляли в ковше присадкой ванадийсодержащего шлака и алюминия (из расчета требуемого их содержания в готовом прокате).

После разливки металл прокатали в спецпрофиль на стане "550" и получили сталь следующего состава: Углерод 0,12, Марганец 0,40, Хром 0,10, Никель 0,08, Кремний 0,06, Азот 0,01, Алюминий 0,02, Ванадий 0,02, Железо - остальное. Затем провели механические испытания, выполненные в соответствии с требованиями ГОСТа, результаты приведены в таблице, которые сравнили с характеристиками стали прототипа, имеющей следующий состав: Углерод 0,15, Марганец 0,36, Хром 0,10, Никель 0,07, Кремний 0,06, Алюминий 0,023, Железо - остальное.

Из таблицы следует, что предлагаемая сталь в сравнении с известной обладает более высокими механическими свойствами, в частности в 1,2 раза более высокой прочностью, в 1,27 раза более высокой пластичностью, что позволяет использовать ее для изготовления ободов колес автомобилей.

Похожие патенты RU2208061C1

название год авторы номер документа
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 1999
  • Могильный В.В.
  • Пятайкин Е.М.
  • Козырев Н.А.
  • Царев В.Ф.
  • Константинов А.П.
RU2197553C2
СТАЛЬ 1997
  • Пятайкин Е.М.
  • Дементьев В.П.
  • Ворожищев В.И.
  • Козырев Н.А.
  • Демидова Н.Ф.
  • Захарова Т.П.
  • Тиммерман Н.Н.
  • Данилов А.П.
  • Константинов А.П.
RU2160322C2
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2010
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Волков Константин Владимирович
  • Кузнецов Евгений Павлович
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Могильный Виктор Васильвич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
RU2449045C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Степашин Андрей Михайлович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Никулина Алевтина Леонидовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
RU2410462C1
КОНСТРУКЦИОННАЯ ЛЕГИРОВАННАЯ СТАЛЬ С ПОВЫШЕННОЙ ПРОЧНОСТЬЮ И СПОСОБ ТЕРМОУПРОЧНЕНИЯ ГОРЯЧЕКАТАНОГО ПРОКАТА 2013
  • Волосков Александр Дмитриевич
RU2541255C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ТОЛСТОЛИСТОВОЙ ТРУБНОЙ СТАЛИ 2015
  • Салганик Виктор Матвеевич
  • Чикишев Денис Николаевич
  • Пустовойтов Денис Олегович
  • Стеканов Павел Александрович
RU2583973C1
СТАЛЬ 2008
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Годик Леонид Александрович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
RU2364657C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Степашин Андрей Михайлович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Атконова Ольга Петровна
RU2415195C1
СТАЛЬ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Атконова Ольга Петровна
RU2425169C2
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ВЫСОКОПРОЧНОЙ ЛИСТОВОЙ СТАЛИ 2015
  • Полецков Павел Петрович
  • Гущина Марина Сергеевна
  • Бережная Галина Андреевна
  • Алексеев Даниил Юрьевич
RU2599654C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 208 061 C1

Реферат патента 2003 года СТАЛЬ ОБОДНАЯ

Изобретение относится к металлургии, в частности к стали, предназначенной для изготовления ободов колес автомобилей. Сущность: сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, никель, алюминий и железо, по изобретению дополнительно содержит азот, и ванадий при следующих соотношениях компонентов, мас.%: С - 0,07-0,15; Si <0,07; Mn - 0,30-0,70; Al - 0,01-0,05; Ni<0,25; [N] - 0,005-0,025; Gr<0,25; V - 0,01-0,05 и Fe - остальное. Сталь обладает хорошим сочетанием прочности с высокой пластичностью, что позволяет использовать ее для изготовления ободов колес автомобилей. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 208 061 C1

Конструкционная сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, никель, алюминий и железо, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит азот и ванадий при следующих соотношениях компонентов, мас.%:
Углерод - 0,07-0,15
Марганец - 0,30-0,70
Хром - <0,25
Никель - <0,25
Кремний - <0,07
Азот - 0,005-0,025
Алюминий - 0,01-0,05
Ванадий - 0,01-0,05
Железо - Остальноее

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2208061C1

Прокат горячекатаный для изготовления автоободов грузовых автомобилей из ободной стали
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью 1916
  • Драго С.И.
SU14A1
- Чусовской метзавод, опубл
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта 1923
  • Мадьяров А.
  • Туганов Т.
SU25A1
Автомобильные конструкционные стали
Справочник/Под редакцией А.Л
Гуляева и др
- М.: ГНТИ машиностроительной литературы, 1951, с.32
RU 93002465 А, 10.05.1995
СТАЛЬ 1991
  • Юханов В.А.
  • Просвирин К.В.
  • Туляков Г.А.
  • Звездин Ю.И.
  • Монина В.Я.
  • Стоналова И.А.
  • Дуб В.С.
  • Носов С.И.
  • Лебедев В.В.
  • Соболев Ю.В.
  • Сулягин В.Р.
  • Ильин Ю.В.
  • Ривкин С.И.
  • Ходасевич А.А.
  • Сандомирский М.М.
  • Грибанов А.В.
  • Драгунов Ю.Г.
  • Федоров В.Г.
RU2016132C1
НЕРЖАВЕЮЩАЯ СТАЛЬ 1992
  • Полинец В.А.
  • Попов Э.Н.
  • Романов А.К.
  • Новикова Т.В.
  • Чернышов Е.Я.
  • Балдин В.С.
  • Мельников Ю.Я.
  • Никитин В.П.
  • Мокров Е.В.
  • Прокудин В.А.
  • Мирзоян А.Х.
RU2017856C1
ВЫСОКОПРОЧНАЯ СТАЛЬ ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ, ИМЕЮЩАЯ НИЗКИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ТЕКУЧЕСТИ И ПОВЫШЕННУЮ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНУЮ ВЯЗКОСТЬ 1996
  • Хироси Тамехиро
  • Хитоси Асахи
  • Такуя Хара
  • Йосио Терада
RU2136776C1

RU 2 208 061 C1

Авторы

Карпов А.А.

Васин Е.А.

Зеленов В.Н.

Решетников В.А.

Ивин О.В.

Сазухин А.И.

Губанов В.Е.

Щербаков С.А.

Наумов Н.В.

Криночкин Э.В.

Цикарев Ю.М.

Александров Б.Л.

Шелковников В.П.

Даты

2003-07-10Публикация

2002-06-04Подача