РОТОР ТУРБОМАШИНЫ Российский патент 2003 года по МПК F01D5/06 

Описание патента на изобретение RU2209985C1

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к роторам турбомашин.

Известен ротор компрессора высокого давления Д-30КУ, содержащий цельные промежуточные кольца, размещенные между дисками (См. Техническое описание М. , Машиностроение, 1975, с.37, рис.40-41). При сбросе режима холодный воздух, проходящий по тракту компрессора, охлаждает тонкостенные кольца быстрее, чем массивные диски. В связи с этим появляется зазор по диаметральной посадочной поверхности и торцам между кольцами и соседними дисками, что приводит к утечке воздуха из тракта внутрь ротора и разбалансировке ротора.

Наиболее близким по конструкции к заявляемому является ротор компрессора, содержащий диски с пазами и расположенные между ними промежуточные кольца с выступами. (См. патент РФ 2141035, МПК F 01 D 5/06).

Недостатками такой конструкции являются сложность выемки колец из зазора между дисками во время частичного ремонта компрессора, а также неопределенность положения колец в осевом направлении на переходных режимах работы компрессора и связанные с этим снижение ресурса компрессора и кпд (См. патент РФ 2141035, МПК F 01 D 5/06).

Технической задачей настоящего изобретения является повышение ресурса и КПД турбомашины, а также технологическое упрощение ее сборки-разборки.

Поставленная задача решается тем, что в роторе турбомашины, содержащем, по меньшей мере, два диска и промежуточное кольцо, снабженные парами сопрягаемых посадочных поверхностей, а также, по меньшей мере, одной парой сопрягаемых упорных торцовых поверхностей, одна из сопрягаемых посадочных поверхностей выполнена конической, расширяющейся в направлении поджатия упорной торцовой поверхности промежуточного кольца к упорной торцовой поверхности диска.

Кроме того, в роторе турбомашины сопрягаемая посадочная поверхность, находящаяся в паре с конической сопрягаемой посадочной поверхностью, также может быть выполнена конической, а кроме того, одна из сопрягаемых поверхностей другой пары тоже может быть выполнена конической.

Вместе тем для баланса напряжений и усилий обе сопрягаемые посадочные поверхности другой пары также могут быть выполнены коническими.

При этом пары сопрягаемых посадочных поверхностей могут быть образованы поверхностями выступов или пазов, которыми снабжены диски и/или промежуточные кольца.

Сопрягаемыми поверхностями являются поверхности, которые при работе устройства соприкасаются (обладают возможностью соприкосновения, контакта) между собой. При этом в окружном направлении для каждой пары сопрягаемых поверхностей должна существовать, по меньшей мере, одна непрерывная и замкнутая в окружном направлении линия их соприкосновения (последовательность точек контакта). Этим обеспечивается газоплотность соединения (контакта), необходимая для исключения перетекания рабочей среды между ступенями. Газоплотность - способность какого-либо соединения препятствовать прохождению газа через него.

Выполнение конической одной из сопрягаемых посадочных поверхностей при вращении ротора обеспечивает постоянную осевую фиксацию промежуточного кольца.

Возникающая в поле центробежных сил осевая составляющая обеспечивает поджатие упорной торцовой поверхности промежуточного кольца к упорной торцовой поверхности диска. При этом разница температур промежуточного кольца и дисков на различных режимах работы турбомашины не нарушает центровку промежуточного кольца и герметичность стыков, что повышает ресурс турбомашины и кпд. Кроме этого, выполнение одной из сопрягаемых посадочных поверхностей конической, расширяющейся в направлении поджатия упорной поверхности промежуточного кольца к упорной торцовой поверхности диска обеспечивает простоту установки и выемки колец во время сборки-разборки ротора.

Предлагаемая конструкция ротора турбомашины иллюстрируется фиг.1,2, на которых представлен пример конкретного выполнения, когда пары сопрягаемых посадочных поверхностей выполнены в виде пазов на дисках и выступов на промежуточном кольце.

На фиг.1 показан общий вид ротора компрессора.

На фиг.2 - элемент Б на общем виде.

На фиг. 1,2 приняты следующие обозначения элементов, входящих в состав ротора: диски 1 с выступами 2,3, пары сопрягаемых поверхностей 4 и 5, 6 и 7, промежуточное кольцо 8 с выступами 9, 10, пара сопрягаемых упорных торцовых поверхностей 11,12, поперечный разрез 13.

Ротор турбомашины содержит диски 1 с выполненными в них пазами, имеющими выступы 2, 3 с сопрягаемыми посадочными поверхностями 4 и 6 и упорной торцовой поверхностью 12. Промежуточное кольцо 8 содержит выступы 9, 10, упорную торцовую поверхность 11 промежуточного кольца 8 и поперечный разрез 13.

Сопрягаемая посадочная поверхность 4 выполнена конической, расширяющейся в направлении поджатия упорной торцовой поверхности 11 промежуточного кольца 8 к упорной торцовой поверхности 12 диска 1.

Сопрягаемая посадочная поверхность 5 , находящаяся в паре с конической сопрягаемой посадочной поверхностью 4, также выполнена конической.

Обе сопрягаемые посадочные поверхности 6 и 7 другой пары также выполнены коническими для обеспечения баланса напряжений и усилий в конструкции.

На фиг.1 показано также положение С промежуточного кольца при его выемке или установке в ротор турбомашины. На фиг.2 обозначены углы А и В наклона образующих конических сопрягаемых посадочных поверхностей к оси вращения ротора.

Образующие сопрягаемых посадочных поверхностей 4 и 5 промежуточного кольца 8 и диска 1 расположены под углом А к оси вращения ротора, а образующие сопрягаемых посадочных поверхностей 6 и 7 - под углом В. В описываемом примере угол А больше угла В. При этом меньший угол В может составлять менее 15o и даже быть отрицательным, а больший угол А - более 25o. Выступ 10 промежуточного кольца 8 снабжен упорной торцовой поверхностью 11, сопряженной с упорной торцовой поверхностью 12 диска 1.

Во время вращения ротора на промежуточное кольцо 8 воздействует центробежная сила, одна из составляющих которой поджимает упорную торцовую поверхность 11 к упорной торцовой поверхности 12, способствуя повышению плотности указанного соединения. Это достигается благодаря выполнению сопрягаемых посадочных поверхностей 4 и 5 коническими, расширяющимися в направлении поджатия упорной торцовой поверхности 11 промежуточного кольца 8 к упорной торцовой поверхности 12 диска 1. При этом разница температур промежуточного кольца 8 и дисков 1 на различных режимах работы не нарушает центровку промежуточного кольца 8 и герметичность стыков по торцовой поверхности. Такая конструкция ротора обеспечивает герметичность стыков и устраняет перетекание воздуха, а значит, повышает КПД турбомашины. Устранение возможности нарушения центровки промежуточного кольца 8 обеспечивает также стабильность КПД и повышает ресурс компрессора. Кроме этого, благодаря тому, что образующие конических посадочных поверхностей пазов дисков и выступов промежуточных колец расположены под разными углами к оси ротора (далее - углами наклона), упрощается установка и выемка промежуточных колец во время сборки-разборки ротора. Так, сдвиг промежуточного кольца в сторону выступа, имеющего больший угол наклона посадочной поверхности, обеспечивает переход промежуточного кольца на меньший диаметр, выход из зацепления с диском выступа с меньшим углом наклона и последующим разворотом кольца вокруг выступа с большим углом.

Похожие патенты RU2209985C1

название год авторы номер документа
СТАТОР ТУРБОМАШИНЫ 2001
  • Беляев В.Е.
  • Косой А.С.
RU2205276C1
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Бесчастных Владимир Николаевич
RU2301360C1
НЕСУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2001
  • Елисеев Ю.С.
  • Беляев В.Е.
  • Косой А.С.
  • Петров Евгений Владимирович
RU2209318C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ КОНТАКТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ НА СОПРЯЖЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ ДЕТАЛЕЙ 2006
  • Петухов Андрей Александрович
RU2319593C2
СПОСОБ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ МЕЖВАЛЬНЫХ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ДВУХВАЛЬНЫХ ТУРБОМАШИН И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2001
  • Яковлев В.Е.
  • Максимов В.П.
RU2200942C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИН 2001
  • Мошкин Ю.Б.
  • Елисеев Ю.С.
  • Поклад В.А.
  • Гейкин В.А.
  • Редчиц В.В.
RU2185945C1
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕМОНТИРУЕМЫХ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИН 2001
  • Кузьмин А.С.
RU2189894C1
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСЕВЫХ СИЛ НА РАДИАЛЬНО-УПОРНОМ ПОДШИПНИКЕ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2011
  • Петров Николай Иванович
  • Марков Сергей Александрович
  • Зверев Виктор Филимонович
RU2474710C1
МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР 2002
  • Жук М.В.
  • Матренин А.В.
  • Антипин В.В.
RU2212567C1
ЩЕТОЧНОЕ УПЛОТНЕНИЕ 2005
  • Гейкин Валерий Александрович
  • Граф Владимир Алексеевич
  • Михайлов Анатолий Викторович
RU2293894C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 209 985 C1

Реферат патента 2003 года РОТОР ТУРБОМАШИНЫ

Ротор турбомашины содержит, по меньшей мере, два диска и промежуточное кольцо, снабженные парами сопрягаемых посадочных поверхностей, а также, по меньшей мере, одной парой сопрягаемых упорных торцовых поверхностей. Одна из сопрягаемых посадочных поверхностей выполнена конической, расширяющейся в направлении поджатия упорной торцовой поверхности промежуточного кольца к упорной торцовой поверхности диска. Сопрягаемая посадочная поверхность, находящаяся в паре с конической сопрягаемой посадочной поверхностью, может быть также выполнена конической. Одна из сопрягаемых посадочных поверхностей другой пары может быть также выполнена конической. Обе сопрягаемые посадочные поверхности другой пары могут быть выполнены коническими. Пары сопрягаемых посадочных поверхностей могут быть образованы поверхностями выступов или пазов, которыми снабжены диски и/или промежуточные кольца. Изобретение позволяет повысить ресурс и кпд турбомашины, а также упростить ее сборку-разборку. 4 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 209 985 C1

1. Ротор турбомашины, содержащий, по меньшей мере, два диска и промежуточное кольцо, снабженные парами сопрягаемых посадочных поверхностей, а также, по меньшей мере, одной парой сопрягаемых упорных торцовых поверхностей, отличающийся тем, что одна из сопрягаемых посадочных поверхностей выполнена конической, расширяющейся в направлении поджатия упорной торцовой поверхности промежуточного кольца к упорной торцовой поверхности диска. 2. Ротор турбомашины по п. 1, отличающийся тем, что сопрягаемая посадочная поверхность, находящаяся в паре с конической сопрягаемой посадочной поверхностью, также выполнена конической. 3. Ротор по п. 2, отличающийся тем, что одна из сопрягаемых посадочных поверхностей другой пары также выполнена конической. 4. Ротор по п. 3, отличающийся тем, что обе сопрягаемые посадочные поверхности другой пары выполнены коническими. 5. Ротор по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что пары сопрягаемых посадочных поверхностей образованы поверхностями выступов или пазов, которыми снабжены диски и/или промежуточные кольца.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2209985C1

РОТОР КОМПРЕССОРА 1997
  • Тункин А.И.
  • Пыхтин Ю.А.
  • Аликин Н.А.
RU2141035C1
РОТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 1982
  • Москаленко Н.И.
  • Морозов А.А.
  • Слюсарев Ю.Е.
SU1056684A1
0
SU172160A1
Ротор турбомашины 1979
  • Балашов Юрий Аркадьевич
  • Бодров Игорь Семенович
  • Резниченко Владимир Яковлевич
  • Уфлянд Григорий Беркович
SU850871A1
Устройство для охлаждения водою паров жидкостей, кипящих выше воды, в применении к разделению смесей жидкостей при перегонке с дефлегматором 1915
  • Круповес М.О.
SU59A1
Шлифовальный круг 1984
  • Кумыш Юрий Яковлевич
SU1194663A1

RU 2 209 985 C1

Авторы

Елисеев Ю.С.

Беляев В.Е.

Косой А.С.

Даты

2003-08-10Публикация

2002-01-24Подача