СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2004 года по МПК B21K1/18 

Описание патента на изобретение RU2239511C1

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при изготовлении широкой номенклатуры поршней двигателей внутреннего сгорания для автомобильного, железнодорожного и гусеничного транспорта, авиационной техники, морских и речных судов.

Поршень является одной из самых нагруженных деталей двигателя. Во время работы двигателя на дно купола поршня воздействует высокая температура, канавки под компрессионные кольца подвергаются большим ударным нагрузкам, а отверстие под палец - циклическим нагрузкам. Подавляющее большинство поршней двигателей внутреннего сгорания изготавливают из алюминиевых сплавов. В основном используются сложнолегированные силумины с содержанием кремния 11-35%, а также композиционные материалы на их основе с применением в качестве наполнителя введенных упрочняющих частиц SiC, Al2O3 и др. Наличие в сплаве упрочняющих частиц увеличивает жаропрочность материала, повышает сопротивление износу, но уменьшает его сопротивление усталостному разрушению и пластичность. Влияние этого фактора становится особенно заметным в крупногабаритных поршнях, используемых в железнодорожном транспорте и судостроении, где вопрос надежности и межремонтного срока службы становятся одними из основных. Поэтому в данном классе изделий уровень механических свойств поршневых материалов достигается легированием и структурой, в том числе размером и формой частиц кремния. В зависимости от технических и экономических требований, предъявляемых к поршню, выбирается конструкция и, что не менее важно, и способ его изготовления.

Известен способ изготовления поршней литьем (Ю.Я.Зильберг, К.М.Хрущева, Г.Б.Гершман. Алюминиевые сплавы в тракторостроении. - М.: Машиностроение, 1971, 174 с.). Данный способ имеет высокую производительность и низкую себестоимость, позволяет получать поршни сложной формы, а также поршни с армирующими элементами в виде кольцедержателей и накладок. Однако из-за низкого уровня механических свойств сплавов с литой структурой такие поршни применяют в двигателях с невысокими динамическими нагрузками.

Известен способ литья поршней для двигателей внутреннего сгорания и устройства для его осуществления, состоящий в том, что полость для отливки в форме ориентируют с верхним расположением отливки-поршня, время рабочего хода прессующего пуансона в силовом узле не больше 0,02 с, а заполнение ручья формы ведут металлом в твердо-жидком состоянии (Патент RU №2026769, 1995 г.). Этот способ более дорогой, но позволяет повысить механические свойства силуминов. Тем не менее, получаемая структура сплавов нестабильна и не достигается качества структуры прессованных материалов, что ограничивает использование данной технологии при изготовлении крупногабаритных поршней с высокими прочностными характеристиками.

Известен способ изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания, включающий получение заготовки, предварительную штамповку и окончательную штамповку в штампе, содержащем пуансон, соответствующий по форме конфигурации полости поршня (Патент RU №2063836, 1996 г.) - прототип. Недостатком данного способа является то, что при штамповке крупногабаритных поршней сохраняются зоны, имеющие структуру металла, близкую к литой, что обуславливает неоднородность механических свойств изделия, ограничивает характеристики особенно по усталостной прочности и износоустойчивости.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение механических свойств штамповок крупногабаритных поршней двигателей внутреннего сгорания.

Технический результат, достигаемый при осуществлении изобретения, заключается в получении однородной, мелкозернистой, деформированной структуры металла с заданным направлением расположения волокон во всем объеме получаемого изделия.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе изготовления крупногабаритных поршней двигателей внутреннего сгорания, включающем получение заготовки, предварительную штамповку и окончательную штамповку в штампе, содержащем пуансон, соответствующий по форме конфигурации полости поршня, перед предварительной штамповкой осуществляют протяжку свободной ковкой литой заготовки с коэффициентом вытяжки не менее 30% в размер, когда длина, по крайней мере, в два раза превышает диаметр, далее формируют ее в двойной усеченный конус, с углом конусности не менее 10° и осаживают в формовочном штампе, а после осадки формируют текстуру металла обратным прессованием со степенью деформации не менее 40%.

Исходной заготовкой для начальных процессов изготовления крупногабаритных поршней является механически обработанный литой слиток. Кристаллическое строение слитка неоднородно (кристаллы различной величины и форм). Кроме того, в нем имеется пористость, газовые пузыри и т.д. Протяжка свободной ковкой литой заготовки является наиболее эффективным способом получения мелкозернистую, направленную вдоль оси заготовки структуру металла. При этом происходит стабилизация механических свойств материала по всему объему заготовки, особенно в его торцевых областях, в которых при штамповочных операциях возможно сохранение литой структуры. Получение геометрических размеров протянутой заготовки, при которой ее длина в 2 или более раза превышает диаметр при условии что, коэффициент вытяжки не ниже 30%, гарантирует получение однородной, мелкозернистой, деформированной структуры по всему объему металла.

Следующая операция - осадка заготовки в конусных штампах, с углами конуса не менее 10°, позволяет обеспечить устойчивость заготовки (не происходит образование двойной бочки или зажима).

Последующая операция - осадка в формовочном штампе завершает деформационную подготовку структуры металла под штамповку изделия. Структура заготовки после ковки и двух осадок полностью теряет наследие литой структуры слитка.

Затем производиться формирование текстуры металла в штамповке дает направление течения металла, структура металла становится волокнистой, волокна направлены вдоль оси изделия и совпадают с вектором действия наибольших динамических рабочих напряжений и не перерезаются наружными поверхностями. Выполнение этих требований повышает прочность и увеличивает сопротивление истиранию детали. Волокна образуются в процессе обратного прессования, при котором практически отсутствуют тангенциальные напряжения в деформируемом металле, что не только предотвращает разрушение металла, но и не препятствует образованию волокон. При деформации более 40% наблюдается завязывание текстуры металла практически по всему объему штамповки.

Далее производят предварительную и окончательную штамповку.

На чертеже представлена технологическая схема производства крупногабаритных поршней двигателей внутреннего сгорания.

Пример конкретного выполнения.

Проводили штамповку поршней двигателей внутреннего сгорания тепловозного дизельного двигателя из алюминиевого сплава АК12, по следующей технологии:

1. Протягивание на молоте свободной ковкой обточенной литой заготовки размером ⊘170×320 мм на размер ⊘140×420 мм, температура нагрева металла 420-430°С, коэффициент вытяжки К=32,17%.

2. Осадка на конус, степень деформации ε=34,5%.

3. Осадка, степень деформации ε=30,9%.

4. Заготовительная штамповка с целью формирования текстуры металла, степень деформации ε=42,6%.

5. Предварительная штамповка, степень деформации ε=41,3%.

6. Окончательная штамповка, степень деформации ε=34,4%.

Все штамповочные операции выполнялись на вертикальном гидравлическом прессе усилием 2000 тс, при температуре нагрева металла 420-430°С, температура штампов при этом находится в пределах 390-410°С.

Для сравнения заявленного способа с наиболее близким аналогом проводили штамповку заготовок ⊘170×320мм, по следующей схеме:

осадка → предварительная штамповка → окончательная штамповка

Результаты проведенного эксперимента сведены в таблицу (механические свойства).

Данный способ позволяет изготовить крупногабаритные поршни двигателей внутреннего сгорания с повышенными механическими свойствами, стабильными во всем объеме получаемого изделия, при этом усталостная прочность в направлении действия осевых циклических нагрузок возрастает более чем на 5%, а относительное удлинение по хорде более чем в 1,5 раза.

Похожие патенты RU2239511C1

название год авторы номер документа
Способ производства поршней двигателей внутреннего сгорания из алюминиевых сплавов 2018
  • Денисов Максим Сергеевич
  • Коростелёв Владимир Фёдорович
  • Хромова Людмила Потаповна
RU2674543C1
Способ производства поршней двигателей внутреннего сгорания из алюминиевых сплавов с нирезистовой вставкой 2020
  • Денисов Максим Сергеевич
RU2773555C2
Способ изготовления поршня с нирезистовой вставкой методом изотермической штамповки и литьем под давлением 2023
  • Лебедев Роман Дмитриевич
RU2806416C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ ИЗ α+β-ТИТАНОВОГО СПЛАВА 2008
  • Каблов Евгений Николаевич
  • Моисеев Николай Валентинович
  • Разуваев Евгений Иванович
  • Пономаренко Дмитрий Алексеевич
  • Кучеряев Виктор Владимирович
  • Скляренко Валерий Георгиевич
RU2368700C1
СПЛАВ НА ОСНОВЕ МАГНИЯ И СПОСОБ ЕГО ОБРАБОТКИ В ЖИДКОМ, ТВЕРДОЖИДКОМ И ТВЕРДОМ СОСТОЯНИЯХ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ С ОДНОРОДНОЙ МЕЛКОЗЕРНИСТОЙ СТРУКТУРОЙ 2001
  • Щеголев В.И.
  • Елкин Ф.М.
  • Ларионов А.А.
  • Галанов А.И.
  • Татакин А.Н.
  • Бойцева В.Н.
RU2215057C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕФОРМИРОВАННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПСЕВДО-БЕТА-ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ 2010
  • Тетюхин Владислав Валентинович
  • Левин Игорь Васильевич
RU2441097C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОКОВОК ИЗ ЖАРОПРОЧНЫХ ГРАНУЛИРОВАННЫХ СПЛАВОВ 2014
  • Онищенко Анатолий Кондратьевич
  • Забельян Дмитрий Михайлович
  • Валиахметов Сергей Анатольевич
  • Фроленков Виталий Васильевич
RU2583564C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПРУТКОВ ИЗ ОРТО-СПЛАВОВ ТИТАНА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛОПАТОК КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2021
  • Онищенко Анатолий Кондратьевич
  • Барков Максим Геннадьевич
  • Джус Александр Сергеевич
  • Сивцова Марина Васильевна
RU2761398C1
СПОСОБ ШТАМПОВКИ ДИСКОВ 2023
  • Карягин Дмитрий Андреевич
  • Пчельников Алексей Викторович
  • Смирнов Максим Олегович
  • Солнцев Михаил Александрович
  • Филякова Виктория Александровна
RU2813160C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗАГОТОВОК ИЗ ЗАЭВТЕКТОИДНЫХ γ+α СПЛАВОВ 1999
  • Имаев Р.М.
  • Кайбышев О.А.
  • Салищев Г.А.
RU2164263C2

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении широкой номенклатуры поршней двигателей внутреннего сгорания. Литую заготовку протягивают свободной ковкой с коэффициентом вытяжки не менее 30% в размер, когда длина по меньшей мере в два раза превышает диаметр. Далее заготовку формируют в двойной усеченный конус с углом конусности не менее 10% и осаживают в формовочном штампе. После осадки обратным прессованием со степенью деформации не менее 40% формируют текстуру металла. В результате обеспечивается получение однородной мелкозернистой деформированной структуры металла с заданным направлением расположения волокон по всему объему полученного изделия. 1 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 239 511 C1

Способ изготовления крупногабаритных поршней двигателей внутреннего сгорания, включающий получение заготовки, предварительную штамповку и окончательную штамповку в штампе, содержащем пуансон, соответствующий по форме конфигурации полости поршня, отличающийся тем, что перед предварительной штамповкой осуществляют протяжку свободной ковкой литой заготовки с коэффициентом вытяжки не менее 30% в размер, когда длина по крайней мере в два раза превышает диаметр, далее формируют ее в двойной усеченный конус с углом конусности не менее 10° и осаживают в формовочном штампе, а после осадки формируют текстуру металла обратным прессованием со степенью деформации не менее 40%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2239511C1

RU 2063836 C1, 20.07.1996
Способ изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания 1987
  • Фоломеев Евгений Борисович
  • Нечаев Сергей Серафимович
  • Трифонов Вадим Геннадьевич
SU1473898A1
Способ изготовления поршней с износостойкими кольцевыми вставками 1985
  • Ковалев Валерий Дмитриевич
  • Бутов Владимир Иванович
  • Мурдасов Борис Александрович
  • Токарев Виктор Петрович
  • Сахновский Геннадий Захарович
  • Селезнев Сергей Сергеевич
  • Минейчев Александр Иванович
SU1255266A1
US 4887449 A, 19.12.1989
GB 1254884 A, 24.11.1971.

RU 2 239 511 C1

Авторы

Левин И.В.

Сухих А.Ю.

Шибанов А.С.

Оськин В.П.

Даты

2004-11-10Публикация

2003-04-24Подача