Изобретение относится к велостроению, а именно к кареточным узлам, и может быть использовано преимущественно на велосипедах любой возрастной группы в цепных педальных приводах на приводное колесо, а также в приводах других аналогичных транспортных средств.
Известны различные конструкции кареточных узлов педальных приводов велосипедов с неразъемными шатунами, состоящие, как правило, из корпуса, жестко соединенного с рамой велосипеда, в котором расположены тем или иным образом подшипники или скольжения, или качения, смонтированные на валу, выполненном за одно целое с шатунами и несущем в опорной неподвижной втулке ведущую звездочку привода. Для увеличения срока службы и надежности узла, упрощения его монтажа, он снабжен устройством регулировки зазоров в подшипниках, за счет модернизации конструкции которого обеспечивают снижение металлоемкости, повышение технологичности, расширение диапазона использования [1-5].
Таков, например, известный кареточный узел педального привода велосипеда, содержащий корпус, подшипники, каждый из которых размещен в корпусе между чашкой и конусом на валу кареточного узла, выполненном за одно целое с шатунами, и устройство регулировки зазора в подшипниках [3].
Устройство регулировки зазора в подшипниках выполнено в виде втулок и размещено в корпусе узла между указанными подшипниками, снабжено регулировочным винтом, на котором установлены конусные шайбы для взаимодействия с конусными поверхностями втулок, на внутренних поверхностях которых и поверхностях конусов выполнены выемки, а регулировочный винт размещен в установочном отверстии вала.
Недостатками такой конструкции кареточного узла являются большая металлоемкость, сложность и трудоемкость изготовления элементов сложной конфигурации.
Известен кареточный узел привода велосипеда, выбранный в качестве прототипа к предлагаемому, как наиболее близкое техническое решение [1]. Кареточный узел педального привода велосипеда содержит корпус с выемками, подшипники, каждый из которых закрыт кольцом-крышкой и размещен в корпусе между чашкой и конусом, установленным на валу кареточного узла, выполненном за одно целое с шатунами и несущем ведущую звездочку, и устройство регулирования зазора в подшипниках, представляющее собой установочные втулки, размещенные в проточках вала, и резьбовую втулку, зафиксированные на валу фиксатором, входящим в отверстие вала.
Недостатком прототипа является значительное количество крепежных и регулировочных деталей, что затрудняет сборку узла на конвейере при массовом производстве; сложность изготовления отдельных деталей и сложность сборки узла:
- используемые втулки, помещенные в проточках вала, выполнены в виде разрезных полуколец, поэтому при сборке узла необходим их попарный контроль;
- выполнение проточек на уже изогнутом вале-шатуне затруднено, а их предварительное изготовление перед гибом заготовки обусловливает появление ослабленных участков на прутке, которые во время гиба будут деформироваться, что приводит к снижению точности узла в зонах проточек;
- совместное применение установочной и резьбовой втулок приводит к увеличению диаметра подшипников узла и его корпуса, что увеличивает металлоемкость и габариты конструкции;
- при сборке узла для обеспечения установки вала-шатуна в корпус необходим увеличенный его внутренний диаметр, что увеличивает габариты узла в целом.
Задачей, стоящей перед изобретением, было повышение надежности конструкции, упрощение и удешевление процесса изготовления деталей кареточного узла и упрощение процесса сборки всего узла при массовом производстве велосипедов, привод которых содержит вал с неразъемными шатунами (вал-шатун).
Задача решается тем, что в кареточном узле привода велосипеда с неразъемными шатунами, содержащем корпус, подшипники, каждый из которых закрыт пылезащитным кольцом-крышкой и размещен в корпусе между чашкой и конусом, установленным посредством втулки на валу, выполненном за одно целое с шатунами и имеющем отверстие, и устройство регулировки, снабженное регулировочным винтом, согласно предложению, устройство регулировки выполнено в виде сблокированных, установленных на валу и размещенных в чашеобразном кожухе двух шайб, одна из которых является регулировочной посредством фиксации от осевого перемещения вдоль вала штифтом, проходящим через упомянутое отверстие и расположенным выступающими из вала концами в канавке, выполненной поперечно в регулировочной шайбе, при этом в регулировочной шайбе установлен регулировочный винт по оси симметрии, при этом на периферии одной половины шайбы и на периферии другой половины шайбы выполнены два упора, равноудаленных от винта и разнесенных по обе стороны от винта симметрично вышеупомянутой оси симметрии, по которой установлен винт, при этом винт и упоры образуют силовой треугольник, взаимодействующий с другой шайбой, прилегающей к пылезащитному кольцу-крышке подшипника, а в корпусе узла выполнен продольный паз.
Узел характеризуется тем, что втулки жестко закреплены на валу, а конусы скользяще посажены на них.
В заявляемом узле паз закрыт крышкой, и его длина выбрана равной расстоянию между чашками подшипников.
Целесообразно в таком кареточном узле пылезащитные кольца-крышки выполнять утопленными в чашке подшипников.
Целесообразно в таком узле упоры выполнять в виде пары дополнительных регулировочных винтов.
Упоры могут быть выполнены в виде пары выдавок.
Упоры могут быть выполнены в виде пары выступов, образованных на фигурном пружинном элементе, зафиксированном в отверстиях шайбы и симметрично разнесенных на ее периферии по обе стороны от винта.
Такое выполнение конструкции кареточного узла позволит облегчить как изготовление деталей, так и его монтаж за счет упрощения и уменьшения количества установочных элементов; объединения регулировочных деталей в единый, просто собираемый и легко настраиваемый блок, а также за счет облегчения операции установки вала-шатуна в корпусе, что обеспечено наличием глухого паза, выполненного при оптимальном соотношении размеров, подобранном опытным путем. Кроме того, такая конструкция более надежна, так как вал не имеет ослабленных участков, а все сборки узла закрыты пылегрязезащитными элементами; необходимая точность установки подшипников на валу и кареточного узла в целом обеспечены предлагаемым устройством регулировки и запрессовкой втулок на валу, позволяющими производить оптимальную затяжку и регулировку всего кареточного узла вращением винта, осуществляющего осевое перемещение наружной шайбы строго перпендикулярно оси вала, вследствие того, что взаимодействующая с ней регулировочная шайба, опирающаяся своей поперечной выемкой на штифт, являющийся осью симметрии упомянутой шайбы, и имеющая по периферии на одной половине регулировочный винт, а на другой противоположной половине два упора, образующих совместно с винтом и штифтом самоустанавливающуюся силовую схему осевого перемещения всего набора деталей кареточного узла, гарантирует требуемую регулировку люфтов.
Предложенная конструкция кареточного узла посредством устройства регулировки, выполненного в виде сблокированных шайб, снабженного силовым самоустанавливающимся “треугольником” и зафиксированного от осевого перемещения посредством штифта, обеспечивает регулировку люфтов, а также при необходимости возможность замены изношенных деталей. Кареточный узел прост и в изготовлении, надежен и экономичен.
Предлагаемый кареточный узел привода велосипеда поясняется чертежами, где на фиг.1 показан его общий вид, схематично, в разрезе; на фиг.2 - вид А на штифт, установленный в отверстии вала; на фиг.3 - разрез по Б-Б (на фиг.1) - вид на глухой паз; на фиг.4 - разрез по В-В (на фиг.1) - вид на прижимные выступы - схему силового треугольника на поверхности регулировочной шайбы; на фиг.5 - разрез по Г-Г (на фиг.4) - вид на пружину.
Кареточный узел педального цепного привода велосипеда с неразъемными шатунами содержит корпус 1, подшипники 2, каждый из которых закрыт пылезащитным кольцом-крышкой 3 и размещен в корпусе 1 между чашкой 4 и конусом 5, установленным посредством втулки 6 на валу 7, выполненном за одно целое с шатунами 8 (вал-шатун) и имеющем отверстие 9, устройство 10 регулировки, снабженное регулировочным винтом 11. Втулки 6 выполнены, например, сплошными и запрессованы на вал 7 до его гиба, а конусы 5 установлены на втулках 6 по скользящей посадке, что обеспечивает необходимую точность их установки относительно вала. Втулки 6 могут быть выполнены в виде разрезных колец, неподвижно установленных на валу. На валу 7 приварена ведущая звездочка 12, устройство 10 регулировки выполнено в виде сблокированных (посредством винта), установленных на валу 7 и размещенных в чашеобразном кожухе 13 двух шайб 14, 15, одна - 15 - из которых, является регулировочной посредством фиксации от осевого перемещения вдоль вала штифтом 16, проходящим через упомянутое отверстие 9 вала 7 и расположенным выступающими из вала концами в канавке 17, выполненной поперечно в регулировочной шайбе 15. В шайбе 15 установлен регулировочный винт 11 по оси симметрии на периферии одной половиной шайбы, а на другой, противоположной половине этой шайбы, по ее периферии выполнены два упора 18, размещенных равноудаленно от винта 11 и разнесенных по обе стороны от винта симметрично вышеупомянутой оси симметрии для образования совместно со штифтом 16 самоустанавливающейся силовой схемы осевого перемещения всего набора деталей кареточного узла, при этом, винт и упоры образуют силовой треугольник. В корпусе 1 узла снизу выполнен закрытый крышкой 19 продольный паз, длина которого выбрана равной расстоянию между чашками 4, а ширина - большей диаметра вала 7, что обеспечивает возможность монтажа конструкции как в производственных, так и в дорожных условиях. Пылезащитные кольца-крышки 3 подшипников 2 утоплены в чашке 4, что создает гарантированный установочный зазор и исключает попадание грязи на внутренние трущиеся поверхности узла.
Упоры 18 могут быть выполнены, например, в виде пары дополнительных регулировочных винтов, или в виде пары выдавок, или в виде пары поджимных выступов, образованных на фигурном пружинном элементе 20, например, скобе, зафиксированном в отверстиях шайбы 15 и симметрично разнесенных на периферии этой шайбы по обе стороны от оси винта, что упрощает изготовление и сборку узла, облегчает конструкцию, повышая ее надежность.
Кареточный узел привода велосипеда работает путем вращения вала 7 в подшипниках 2 от осей педалей (не пок.). С вала 7 крутящий момент передается на звездочку 12 привода велосипеда. Подшипники 2 удерживаются от осевого смещения устройством регулировки 11, 14, 15. Центрирование кареточного узла относительно рамы велосипеда и постоянное расположение звездочки относительно оси симметрии велосипеда обеспечивается перемещением фиксатора 11 и силового “треугольника”, предотвращающих перемещение подшипников как в осевом направлении, так и вокруг вала при его вращении.
Точность и качество сборки обеспечивается точностью изготовления деталей кареточного узла.
Предлагаемая конструкция может быть изготовлена на известном оборудовании с применением действующих технологий и стандартных деталей. Специальной оснастки и дорогостоящих материалов при производстве предлагаемого узла не требуется. Разработаны рабочие чертежи на представляемую данной заявкой конструкцию, изготовлен опытный образец и проводятся его испытания, подтверждающие, что конструкция кареточного узла, описанная выше, может найти применение как в новых изделиях велопромышленности - детских двух-, трехколесных, комбинированных велосипедах, взрослых моделях, так и при модернизации и ремонте действующего велосипедного парка или транспортных средств с аналогичным мускульным приводом, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию “промышленная применимость”.
Заявляемое техническое решение соответствует критерию “новизна”, так как имеет отличительные признаки от прототипа. Данное техническое решение соответствует и критерию “изобретательский уровень”, так как конструкция кареточного узла, выполненного как предложено в данном описании, превосходит по техническому результату аналогичные конструкции
Источники информации
1. А.с. СССР №362727, кл. В 62 М 1/02, з. 09.10.70, оп. 01.02.72. “Каретка велосипеда с неразъемными шатунами” (прототип).
2. А.с. СССР №931574, кл. В 62 М 3/00, з. 13.11.80., оп. 30.05.82. “Кареточный узел педального привода велосипеда” (аналог).
3. А.с. СССР №1092084, кл. В 62 М 3/00, з. 25.08.82., оп. 15.05.84. “Кареточный узел педального привода велосипеда” (аналог).
4. А.с. СССР №1684161, кл. В 62 М 1/00, з. 05.09.89., оп. 15.10.91. “Узел соединения педального вала с корпусом ступицы ведущего колеса велосипеда” (аналог).
5. Патент ГДР №2456229, кл. В 62 М 3/00, 1987 год, “Каретка велосипеда” (аналог).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Кареточный узел педального привода велосипеда | 1982 |
|
SU1092084A1 |
Кареточный узел педального привода велосипеда | 1980 |
|
SU931574A1 |
Каретка велосипеда | 1990 |
|
SU1782857A1 |
КАРЕТОЧНЫЙ УЗЕЛ ПЕДАЛЬНОГО ПРИВОДА ВЕЛОСИПЕДА | 1966 |
|
SU180100A1 |
Кареточный узел педального привода велосипеда | 1986 |
|
SU1384462A1 |
КАРЕТКА ВЕЛОСИПЕДА | 2011 |
|
RU2476345C2 |
Кареточный узел педального привода велосипеда | 1985 |
|
SU1318476A1 |
Кареточный узел педального привода велосипеда | 1980 |
|
SU927624A1 |
ВЕЛОСИПЕД "МАКСИ" | 1991 |
|
RU2050302C1 |
ВЕЛОСИПЕД (ВАРИАНТЫ), КОЛЕСО ВЕЛОСИПЕДА, ПРИВОД ВЕЛОСИПЕДА, РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЕЛОСИПЕДА, ПЕДАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЕЛОСИПЕДА И КОМПЛЕКТ, СОДЕРЖАЩИЙ ВЕЛОСИПЕД И ПРИЦЕП | 2007 |
|
RU2373101C2 |
Изобретение относится к регулировке подшипников каретки велосипеда. Регулировочная шайба (15) зафиксирована от осевого перемещения штифтом (9) и содержит регулировочный винт (11) и два упора, которые образуют силовой треугольник, взаимодействующий с другой шайбой (14). В свою очередь шайба (14) воздействует на пылезащитное кольцо-крышку (3) с подвижным конусом (5), который поджимает подшипники (2) к чашке (4). Предлагаемое техническое решение направлено на обеспечение надежности каретки. 7 з.п. ф-лы, 5 ил.
Д'ГЯ и г. Н. Ануфриков Центральное конструкторско-технологическое бю||0>&* >& ^^»' й-''i; лЬ^. ;•: .г;-:%-;' велостроенияI БИБЛИОТЕКА 1 | 0 |
|
SU362727A1 |
Кареточный узел педального привода велосипеда | 1982 |
|
SU1092084A1 |
Кареточный узел педального привода велосипеда | 1985 |
|
SU1318476A1 |
US 4563099, 07.01.1986. |
Авторы
Даты
2004-12-10—Публикация
2002-03-18—Подача