(54) КАРЕТОЧНЫЙ УЗЕЛ ПЕДАЛЬНОГО Изобретение относится к производству велосипедов и может быть использовано на велосипедах любой возрастной группы. Преимущественная область применения - десткие двух-, трехколесные и комбинированные велосипеды с цепным приводом на приводное колесо велосипеда. Известны каретки велосипедов с неразъемными шатунами, состоящие из корпуса с выемками, вала-щатуна с педальными осями, ведущей звездочки, крепящих деталей и вкладышей, помещенных в проточке вала-щатуна и закрепленных на нем от проворачивания фиксатором. С целью обеспечения регулировки зазора в подшипниках каретка снабжена резьбовой втулкой с конусом {. Основными недостатками таких кареточных узлов являются их значительная материалоемкость и трудоемкость изготовления. Применение их для детских велосипедов сдерживается сложностью конструкции и значительной себестоимостью изготовления. Известен также кареточный узел педального привода велосипеда, содержащий корПРИВОДА ВЕЛОСИПЕДА пус, жестко соединенный с рамой велосипеда, расположенные в корпусе подшипники скольжения, выполненные разъемными в осевой плоскости и охватывающие ось кареточного узла, выполненную за одно целое с шатунами, и ведущую звездочку привода 2. Однако указанный кареточный узел с разъемными подшипниками скольжения обладает рядом недостатков. При монтаже цельного кривощипа в корпус необходимо соверщать сложные криволинейные движения по его вводу. Кроме того, выступ на оси является односторонним и при любом зазоре во вращающемся соединении при работе кареточного узла торцовый контакт выступа с подшипником осуществляется не по всей плоскости и является колебательным с переменным перекосом оси, за счет чего наблюдается интенсивный износ кромок подшипника, контактирующих с выступом оси. По мере износа увеличиваются осевой и кольцевой люфты и, в конечном итоге, кареточный узел быстро выходит из строя. Разъемный подшипник не регулируется по мере износа, а одностороннее усилие от пружинного кольца только усугубляет большой износ подшипников в этом месте, что ведет к перекосу оси и более интенсивному износу подшипников. Цель изобретения - увеличение срока службы за счет обеспечения возможности регулировки подшипников и упрош.ение монтажа. Указанная цель достигается тем, что в кареточном узле педального привода велосипеда, содержашем корпус, жестко соединенный с рамой велосипеда, расположенные в корпусе подшипники скольжения, выполненные разъемными в осевой плоскости и охватывающие ось кареточного узла, выполненную за одно целое с шатунами, и ведушую звездочку привода, корпус выполнен в виде хомута, а подшипники скольжения зафиксированы с одной стороны жестко закрепленными на оси распорными втулками, а с другой - отбортованными вкладышами, причем на нижнем вкладыше выполнена выемка для центрации соединительным устройством. Кроме того подшипники выполнены в виде двух идентичных частей, установленных по плоскостям прилегания с зазором и имеющих отверстие и шип. На фиг. 1 изображен кареточный узел в сборе, продольный разрез; на фиг. 2 - частичный ступенчатый поперечный разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1. Кареточный узел педального привода велосипеда состоит из корпуса 1, который жестко соединен с рамой 2 велосипеда. В корпусе расположены подшипники 3 скольжения, изготовленные, например, из пластмассы и выполненные разъемными в осевой плоскости. Через них проходит ось 4 кареточного узла, выполненная за одно целое с шатунами 5 и осями б педалей и представляющая собой неразъемный коленчатый вал. Части подшипников скольжения зафиксированы во избежание перемещений с одной стороны распорными втулками 7, закрепленными на оси жестко любым способом, например сваркой, а с другой стороны - верхним 8 и нижним 9 вкладышами, имеющими отбортованные с обеих сторон края 10. На нижнем вкладыше имеется выемка 11 для соединительного болта 12 с гайкой 13 и шайбой 14, обеспечивающего соединение, центрацию и предотврашение перемещения подшипников вместе с вкладышами как в осевом направлении, так и вокруг оси при ее вращении. На оси кареточного узла на жестко закрепленной втулке 15 установлена с помощью заклепок 16 ведущая: звездочка 17 привода велосипеда. В корпусе имеется постоянный зазор 18, который принимается больше диаметра шатуна. Подшипники скольжения выполнены в виде двух идентичных частей, установленных в осевом направлении по плоскостям прилегания с зазором 19, а на каждой из частей для центрации имеется глухое отверстие 20 и щип 21. Кареточный узел педального привода велосипеда работает путем вращения оси 4 в разъемных подшипниках 3 через шатуны 5 и оси 6 педалей. С оси 4 крутящий момент через жестко закрепленную втулку 15 заклепки 16 передается на звездочку 17 привода велосипеда. Разъемные подшипники 3 при вращении оси 4 удерживаются от осевого смещения с одной стороны торцовыми поверхностями втулок 7, а с другой стороны отбортованными краями 10 верхнего 8 и нижнего 9 вкладыщей. Центрация кареточного узла и постоянное расположение звездочки 17 относительно оси симметрии велосипеда обеспечивается соединительным болтом 12 с гайкой 13 и щайбой 14 через выемку 11 во вкладыше 9. Сборка кареточного узла состоит из установки на оси 4 с закрепленными на ней жестко втулками 7 и 15 ведущей звездочки 17, правой и левой педалей на осях 6, сборки частей подщипников 3 и верхних 8 и нижних 9 вкладышей. В таком состоянии карточный узел вводится в горизонтальном положении в корпус 1, при этом шатун 5 в вертикальном положении свободно проходит через зазор 18. После этого вставляется соединительный болт 12 и закрепляется через шайбу 14 с помощью гайки 13. По мере затягивания гайки 13 стягивается корпус 1 и выбираются все зазоры, при этом Щипы 21 половин подщипников 3 входят в отверстия 20. Зазор 19 по плоскостям прилегания идентичных верхних и нижних частей подщипников 3 и между шипами 21 и отверстиями 20 обеспечивается конструктивно. Затяжку болта 12 регулируют таким образом, чтобы обеспечить свободное вращение оси 4 в подшипниках 3. По мере износа частей подщипников 3 производят дополнительную подтяжку гайки 13 болта 12, чем устраняется образовавщийся люфт. Верхний вкладыщ 8 и подщипники 3 от вращения удерживаются силами прижатия и трения. Точность и качество сборки обеспечивается точностью изготовления деталей в пресс-формах, штампах и кондукторах. Использование предлагаемого кареточного узла позволяет облегчить его монтаж, а также увеличить срок службы за счет обеспечения возможности регулировки подщипников у потребителей по мере износа. Формула изобретения 1. Кареточный узел педального привода велосипеда, содержащий корпус, жестко сое
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАРЕТОЧНЫЙ УЗЕЛ ПЕДАЛЬНОГО ПРИВОДА ВЕЛОСИПЕДА | 1966 |
|
SU180100A1 |
Кареточный узел педального привода велосипеда | 1980 |
|
SU927624A1 |
Кареточный узел педального привода велосипеда | 1985 |
|
SU1318476A1 |
КАРЕТОЧНЫЙ УЗЕЛ ВЕЛОСИПЕДА | 2002 |
|
RU2241629C2 |
Кареточный узел педального привода велосипеда | 1986 |
|
SU1384462A1 |
Каретка велосипеда | 1990 |
|
SU1782857A1 |
Кареточный узел педального привода велосипеда | 1989 |
|
SU1740237A1 |
Кареточный узел педального привода велосипеда | 1988 |
|
SU1650513A1 |
Кареточный узел педального привода велосипеда | 1981 |
|
SU958204A2 |
ВЕЛОСИПЕД "МАКСИ-6" | 1993 |
|
RU2096236C1 |
Авторы
Даты
1982-05-30—Публикация
1980-11-13—Подача