Группа изобретений относится к средствам для выполнения операций по взиманию штрафов в сфере безопасности дорожного движения.
Нынешнее состояние в Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения можно охарактеризовать следующими факторами:
- возросшее количество автотранспортных средств,
- дефицит дорог,
- плохое состояние и оснащение существующих дорог,
- относительное сокращение численности сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения Российской Федерации (ГИБДД РФ),
- недостаточное оснащение инспекторов техническими средствами.
В совокупности эти факторы дезорганизующе влияют на всех участников дорожного движения. Нарушитель остается уверен в своей безнаказанности.
Инспектор-сотрудник дорожно-постовой службы (ДПС) в настоящее время наделен полномочиями регистрировать нарушение правил дорожного движения и накладывать взыскание, при этом еще выполнять функции кассира. Распорядок дня инспектора можно условно разделить на две части. Первая часть, когда инспектор выявляет нарушителей правил дорожного движения, - полезное время, и вторая часть совокупных затрат времени, когда происходит оформление нарушения и наложение взыскания, - административное время. Взаимоотношения инспектора и водителя в период административного времени отличаются повышенной нервозностью. Непроизводительно теряется время не только инспектора, но и водителя.
Инспектор в одном лице совмещает несколько функций. К квалификации инспектора предъявляются повышенные требования. Постоянно возрастают требования к технической оснащенности деятельности инспектора.
Совокупные затраты обеспечения деятельности инспектора достаточно велики и продолжают увеличиваться.
Вопрос эффективного использования полезного времени инспектора остается актуальным всегда.
Из уровня техники известны система для выполнения финансовых операций с использованием карточки, имеющей интегральную схему, автомат для выполнения финансовых операций, устройство считывания информации с карточки и устройство ввода дополнительных данных (ЕР 0247623, кл. G 07 F 7/10, 1987).
Однако известная система не предназначена для осуществления вышеназванных операций по взиманию штрафов в сфере безопасности дорожного движения.
Наиболее близкой к предложенной является система для выполнения операций по взиманию штрафов за нарушение правил дорожного движения, включающая карточку (формуляр) с машиносчитываемым носителем информации (перфорацией или магнитной записью), устройство ввода данных о нарушении в карточку (портативный аппарат, используемый составителем протокола), а также устройство считывания информации с карточки и средство выполнения платежных и/или регистрационных операций, объединенные в одном корпусе, имеющим две приемные прорези для указанной карточки-формуляра и для кредитной карточки, с помощью которой осуществляется оплата (FR 2634303, G 01 F 7/10, 19.01.1990).
В предложенной системе устройство данных о нарушении в карточку представляет собой аппарат для нанесения перфорации или магнитной записи на карточку и система не предусматривает возможности считывания информации о владельце карточки, что не позволяет использовать систему для регистрации нарушений непосредственно на месте сотрудником ДПС.
Также из уровня техники известна интеллектуальная карточка, содержащая пластиковый корпус с микропроцессором (DЕ 4040296 C1, G 06 К 19/07, 09.01.1992).
Описанная в патенте карточка выбрана в качестве ближайшего аналога для предложенной карточки, однако, она не предназначена для использования в сфере безопасности дорожного движения и имеет усложненную конструкцию.
Технический результат группы изобретений заключается в обеспечении возможности использования пластиковой карточки для взимания штрафов в сфере безопасности дорожного движения с одновременным повышением эффективности работы сотрудников дорожно-постовой службы (ДПС), оснащенных специальными терминалами, входящими в систему.
Сущность системы для выполнения операций по взиманию штрафов за нарушение правил дорожного движения состоит в том, что она включает карточку с машиносчитываемым носителем информации, устройство считывания информации с карточки, а также устройство ввода дополнительных данных в карточку и средство выполнения и/или регистрации платежных операций. В отличие от ближайшего аналога устройство считывания информации с карточки объединено с устройством ввода дополнительных данных в карточку в терминал сотрудника дорожно-постовой службы (ДПС), предназначенный для записи сведений о нарушении правил дорожного движения, а средство выполнения и/или регистрации платежных операций представляет собой терминал места оплаты, который предназначен для записи (регистрации) в карточке сведений об оплате штрафа за указанное нарушение.
Терминал сотрудника ДПС имеет расположенный на его корпусе экран монитора для отображения записанных на носителе информации идентификационных данных о владельце карточки, клавиатуру для ввода в карточку сведений о нарушении правил дорожного движения и два приемника (слота) для карточек. Последние могут быть выполнены в виде прорезей, одна из которых предназначена для размещения в ней указанной пластиковой карточки водителя транспортного средства, а другая - для размещения в ней удостоверения сотрудника ДПС. В этом случае указанное удостоверение также выполнено в виде пластиковой карточки, выполненной с обеспечением возможности взаимодействия с указанным терминалом. Для удобства пользования указанный терминал имеет компактный корпус, выполненный преимущественно в виде прямоугольного параллелепипеда. Терминал сотрудника ДПС для записи сведений о нарушении правил дорожного движения выполнен с возможностью его подсоединения к модему и/или компьютеру.
Карточка для указанной системы содержит пластиковый корпус с микропроцессором, который выполнен с возможностью взаимодействия с терминалами. Один из указанных терминалов - терминал сотрудника ДПС - предназначен для записи в микропроцессор карточки сведений о нарушении правил дорожного движения, а другой терминал - терминал места оплаты - предназначен для записи (регистрации) сведений об оплате штрафа за нарушение правил дорожного движения.
Карточка может быть выполнена за одно целое с любым документом, например водительским удостоверением.
Микропроцессор содержит идентификационные данные о владельце карточки.
Сведения о нарушении правил дорожного движения содержат: вид нарушения и/или его код, дату нарушения, код сотрудника ДПС и/или код его терминала и другие сведения.
Сведения об оплате штрафа содержат дату оплаты и код терминала места оплаты.
Микропроцессор может быть выполнен с возможностью стирания из его памяти сведений о нарушении правил дорожного движения после оплаты штрафа.
Информация в микропроцессоре может храниться в защищенном виде.
Группа изобретений поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен образец водительского удостоверения, совмещенного с пластиковой карточкой, на фиг.2 - варианты информации, предназначенные для демонстрации на экране монитора терминала сотрудника ДПС, на фиг.3 - терминал сотрудника ДПС, на фиг.4 - вариант информации по фиг.2 (укрупнено), на фиг.5 - образец чека.
Водитель оснащается специальной пластиковой смарт-картой 1. Возможно и целесообразно совместить водительское удостоверение и смарт-карту (фиг.1). На лицевой (фиг.1,а) и оборотной (фиг.1,б) сторонах карточки 1 помещается информация 2, идентичная информации, указанной в водительском удостоверении.
На одной из сторон карточки, например лицевой, размещен машиносчитываемый носитель информации, содержащий микропроцессор 3 и в некоторых случаях сочетаемый с рельефной печатью (эмбоссингом) 4.
В микропроцессор 3 могут записываться метрические и другие установочные данные водителя и его статистика нарушений правил дорожного движения (фиг.2). Так на фиг.2,а изображен вывод персональных данных водителя из микропроцессора пластиковой карточки, а на фиг.2,б - вывод статистики нарушений водителя из пластиковой карточки.
В микропроцессор может быть записано фотографическое изображение водителя (фиг.2,в) и другие идентификационные параметры, если микропроцессор будет иметь память достаточного объема.
Информация в микропроцессоре хранится в защищенной форме. Микропроцессор 3 выполнен с возможностью взаимодействия с терминалом (фиг.3), которым оснащен сотрудник ДПС ГИБДД РФ, а также терминалом места оплаты (не показан), предназначенным для регистрации сведений об оплате штрафа.
Терминал сотрудника ДПС, предназначенный для записи сведений о нарушении правил дорожного движения, содержит компактный корпус 5, на котором расположен экран монитора 6, предназначенный для отображения идентификационных данных владельца карточки, устройство ввода данных в виде клавиатуры 7, предназначенной как для вывода из микропроцессора 3 необходимых установочных данных о владельце пластиковой карточки 1, так и для ввода в карточку 1 сведений о нарушении правил дорожного движения. На боковых поверхностях корпуса 5 терминала образованы приемные прорези (карточные слоты), одна из которых (не показана) предназначена для размещения в ней пластиковой карточки 1 водителя, а другая 8 - для удостоверения 9 сотрудника ДПС. Терминал может иметь разъем 10 (порт) для подсоединения модема либо присоединения к компьютеру.
При наложении на водителя взыскания сотрудником ДПС карточка 1 вставляется в прорезь корпуса 1 терминала и в микропроцессоре водительского удостоверения регистрируются код нарушения 11 (фиг.4), дата нарушения 12, код инспектора 13. Каждый код нарушения “стоит” некоторое количество единиц. Водитель в течение определенного времени после наложения на него взыскания обязан его погасить (оплатить). Оплата производится в банке либо в ином специальном месте, оборудованном соответствующим терминалом места оплаты. Этот терминал при оплате водителем штрафа в микропроцессоре 3 водительских прав против нарушения, которое оплачивается, пишет дату оплаты 14 и свой код 15.
Водитель, при желании, может оплатить некоторую сумму предварительно. Эта сумма будет переведена в определенное количество единиц. Оплаченное количество единиц будет записано на карту и использовано при погашении штрафов в будущем.
Период замены водительских удостоверений предполагает переходный период. В этот период в России будет действовать старый и новый тип водительских удостоверений. Какая-то часть водительских удостоверений, отличных от нового образца, может находиться в России и после полной замены водительских удостоверений, например водительские удостоверения иностранцев.
На этом этапе предлагается оставить процедуру наложения штрафа посредством выписки чека (фиг.5).
Чек имеет тип банковского для обработки посредством прокаточной машины или ручного принтера (импринтера). Чек должен быть защищен от подделки. Чек может быть выписан вручную либо по стандартной технологии прокатки пластиковой карточки, для чего в водительском удостоверении предусматривается рельефная печать (эмбоссинг).
Содержание рельефной печати позволяет оперативно вести поиск гражданина в электронной базе данных. При помощи импринтера оттиск рельефной печати переносится на чек. Импринтер имеет сменный рельефный оттиск, принадлежащий инспектору, это - код инспектора и другая необходимая информация. Импринтер может быть оснащен наборной датой.
Чек является основанием для оплаты гражданином штрафа через банк.
Чеков должно быть несколько экземпляров.
Один экземпляр чека остается у инспектора для контроля исполнения наложенного штрафа. Для этого в конце рабочего дня инспектор передает использованные (горячие) чеки в дежурную часть для автоматизированного ввода оперативной информации о нарушениях ПДД в компьютер.
После оплаты штрафа в банке один экземпляр чека с отметкой об уплате остается у гражданина. Другой экземпляр чека изымается банком для пересылки его, тоже с отметкой об уплате, в соответствующее управление ГИБДД для контроля оплаты.
Группа изобретений относится к средствам для выполнения операций по взиманию штрафов в сфере безопасности дорожного движения. Его использование позволяет получить технический результат в виде повышения эффективности работы дорожно-постовой службы. Технический результат достигается за счет того, что система содержит карточку с машиносчитываемым носителем информации, устройство считывания информации с карточки, устройство ввода дополнительных данных в карточку, средство выполнения платежных и/или регистрационных операций, причем последнее выполнено в виде терминала места оплаты, предназначенного для регистрации в карточке сведений об оплате штрафа за указанное нарушение, а устройство считывания информации с карточки и устройство ввода дополнительных данных в карточку объединены в терминал сотрудника дорожно-постовой службы (ДПС), предназначенный для записи сведений о нарушении правил дорожного движения. Терминал сотрудника ДПС содержит экран монитора для отображения записанных на носителе информации идентификационных данных о владельце пластиковой карточки, клавиатуру для ввода в карточку сведений об указанном нарушении и два приемника для карточек. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 5 ил.
ДЕШИФРАТОР-ФОРМИРОВАТЕЛЬ | 0 |
|
SU247623A1 |
Авторы
Даты
2004-12-27—Публикация
2003-02-21—Подача