Изобретение относится к подшипникам скольжения и может применяться, в частности, в гидротурбинах.
Известны подшипники гидротурбин, содержащие установленные в корпусе с зазором относительно вала сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары и имеющие опорную сферу [1].
Недостатком известных подшипников является сложность конструкции, недостаточная жесткость и устойчивость вкладышей.
Целью изобретения является увеличение надежности подшипника и упрощение конструкции.
Указанная цель достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем установленные в корпусе сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары, одна клиновая поверхность выполнена на вкладыше, а вторая клиновая поверхность выполнена на корпусе.
Указанная цель может достигаться также тем, что в подшипнике скольжения, содержащем установленные в корпусе сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары и имеющие опорную сферу, одна клиновая поверхность выполнена на вкладыше, а вторая клиновая поверхность, выполненная в виде опорного клина, опирается на корпус посредством опорной сферы.
Причем элемент регулировки вкладыша может быть установлен либо на корпусе, либо на опорном клине. Кроме того, опорные клинья могут представлять собой единый кольцевой элемент.
Предпочтительным исполнением изобретения является такое, при котором клиновые поверхности взаимодействуют по направляющим. При этом направляющие представляют собой сопрягаемые фасонные профили, которые, в частности, выполнены в виде планок с сечением "ласточкин хвост", установленных на опорном клине и охватывающих вкладыши.
Изобретение поясняется чертежами, где:
на фиг.1, 2, 3 схематично представлены варианты исполнения подшипника,
на фиг.4 - вариант исполнения разреза А-А на фиг.3,
на фиг.5 - варианты исполнения разреза Б-Б на фиг.1,
на фиг.6 - вариант исполнения вкладыша.
Подшипник скольжения содержит установленные в корпусе 1 сегментные вкладыши 2, регулируемые по отношению к валу 3 посредством клиновой пары 4 и механизма регулирования 5. Причем одна клиновая поверхность клиновой пары 4 выполнена на вкладыше 2, а вторая клиновая поверхность клиновой пары 4 выполнена на корпусе 1. Или же при наличии в подшипнике скольжения опорной сферы 6, вторая клиновая поверхность, выполненная в виде опорного клина 7, опирается на корпус 1 посредством опорной сферы 6. Причем механизм регулирования 5 вкладыша 2 может быть установлен либо на корпусе 1, либо на опорном клине 7. Кроме того, опорные клинья 7 могут представлять собой единый кольцевой элемент 8. Клиновые поверхности клиновой пары 4 взаимодействуют друг с другом по направляющим, которые могут представлять собой цилиндрическую поверхность 9, призматическую поверхность 10 или любой другой сложный фасонный профиль 11. Предпочтительно исполнение направляющей в виде планки 12 с поперечным сечением "ласточкин хвост", устанавливаемой на опорном кольце 8 и охватывающей вкладыш 2.
Подшипник работает следующим образом.
Перед работой с помощью клиновой пары 4 и регулирующего устройства 5 вкладыши 2 устанавливаются вокруг вала 3. При наличии опорной сферы 6 вкладыш 2 устанавливается либо относительно корпуса 1 с ориентацией опорного клина 7 на опорной сфере 6, либо относительно опорного клина 7 с ориентацией вкладыша 2 и опорного клина 7 совместно на опорной сфере 6. Если клинья 7 представляют собой единый кольцевой элемент 8, то вкладыши 2 устанавливаются в кольцевом элементе 8 и ориентация кольцевого элемента 8 вместе с вкладышами 2 осуществляется на опорной сфере 6, выполненной по кольцу. Причем вкладыши 2, ориентируясь, перемещаются по направляющим 9, 10, 11 или 12, обеспечивая при необходимости зазор между вкладышами 2 и валом 3.
В процессе работы вкладыши 2 и опорные клинья 7 работают как цельный подшипник скольжения, воспринимающий в исполнениях по фиг.3, 4 биения вала 3 посредством опорной сферы 6.
Предлагаемая конструкция проста, надежна, обеспечивает в случае необходимости гарантированный зазор, соответствующее восприятие биений вала, невыпадение вкладышей и их легкую замену.
Источники известности:
1. М.И. Гальперин "Подшипники гидротурбин", стр.19.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Направляющий подшипник для вала гидромашины | 1974 |
|
SU618570A1 |
Универсальный деревообрабатывающий станок | 1990 |
|
SU1797567A3 |
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОДШИПНИКОВОГО УСТРОЙСТВА | 2000 |
|
RU2199682C2 |
Кузнечный инструмент | 1978 |
|
SU703209A1 |
ПОДШИПНИКОВОЕ УСТРОЙСТВО | 1998 |
|
RU2132980C1 |
Аэростатическая опора вращения | 1990 |
|
SU1810643A1 |
ВКЛАДЫШ ОПОРНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 1996 |
|
RU2126914C1 |
ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВАЛА И СПОСОБ ЕЕ УСТАНОВКИ | 2005 |
|
RU2308621C1 |
ВКЛАДЫШ ОПОРНОГО СЕГМЕНТНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2007 |
|
RU2361126C1 |
КЛИНОВОЙ МЕХАНИЗМ С ПРИЕМНИКОМ ПОЛЗУНА | 2008 |
|
RU2461463C2 |
Изобретение относится к подшипникам скольжения преимущественно гидротурбин. В подшипнике скольжения, содержащем установленные в корпусе сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары, одна клиновая поверхность выполнена на вкладыше, а вторая клиновая поверхность выполнена на корпусе. В другом варианте исполнения подшипник скольжения содержит установленные в корпусе сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары и имеющие опорную сферу, одна клиновая поверхность выполнена на вкладыше, а вторая клиновая поверхность, выполненная в виде опорного клина, опирается на корпус посредством опорной сферы. Предпочтительным исполнением изобретения является такое, при котором клиновые поверхности взаимодействуют по направляющим. При этом направляющие представляют собой сопрягаемые фасонные профили, которые, в частности, выполнены в виде планок с сечением “ласточкин хвост”, установленных на опорном клине и охватывающих вкладыши. Технический результат - увеличение надежности и упрощение конструкции. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 6 ил.
Направляющий подшипник вала гидромашины | 1985 |
|
SU1341371A1 |
Направляющий подшипник для вала гидромашины | 1974 |
|
SU618570A1 |
DE 19952662 A1, 17.05.2001 | |||
СН 598487 А, 21.11.1978. |
Авторы
Даты
2005-05-20—Публикация
2001-03-06—Подача