ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2005 года по МПК F16C17/02 F03B11/06 

Описание патента на изобретение RU2252343C2

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может применяться, в частности, в гидротурбинах.

Известны подшипники гидротурбин, содержащие установленные в корпусе с зазором относительно вала сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары и имеющие опорную сферу [1].

Недостатком известных подшипников является сложность конструкции, недостаточная жесткость и устойчивость вкладышей.

Целью изобретения является увеличение надежности подшипника и упрощение конструкции.

Указанная цель достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем установленные в корпусе сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары, одна клиновая поверхность выполнена на вкладыше, а вторая клиновая поверхность выполнена на корпусе.

Указанная цель может достигаться также тем, что в подшипнике скольжения, содержащем установленные в корпусе сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары и имеющие опорную сферу, одна клиновая поверхность выполнена на вкладыше, а вторая клиновая поверхность, выполненная в виде опорного клина, опирается на корпус посредством опорной сферы.

Причем элемент регулировки вкладыша может быть установлен либо на корпусе, либо на опорном клине. Кроме того, опорные клинья могут представлять собой единый кольцевой элемент.

Предпочтительным исполнением изобретения является такое, при котором клиновые поверхности взаимодействуют по направляющим. При этом направляющие представляют собой сопрягаемые фасонные профили, которые, в частности, выполнены в виде планок с сечением "ласточкин хвост", установленных на опорном клине и охватывающих вкладыши.

Изобретение поясняется чертежами, где:

на фиг.1, 2, 3 схематично представлены варианты исполнения подшипника,

на фиг.4 - вариант исполнения разреза А-А на фиг.3,

на фиг.5 - варианты исполнения разреза Б-Б на фиг.1,

на фиг.6 - вариант исполнения вкладыша.

Подшипник скольжения содержит установленные в корпусе 1 сегментные вкладыши 2, регулируемые по отношению к валу 3 посредством клиновой пары 4 и механизма регулирования 5. Причем одна клиновая поверхность клиновой пары 4 выполнена на вкладыше 2, а вторая клиновая поверхность клиновой пары 4 выполнена на корпусе 1. Или же при наличии в подшипнике скольжения опорной сферы 6, вторая клиновая поверхность, выполненная в виде опорного клина 7, опирается на корпус 1 посредством опорной сферы 6. Причем механизм регулирования 5 вкладыша 2 может быть установлен либо на корпусе 1, либо на опорном клине 7. Кроме того, опорные клинья 7 могут представлять собой единый кольцевой элемент 8. Клиновые поверхности клиновой пары 4 взаимодействуют друг с другом по направляющим, которые могут представлять собой цилиндрическую поверхность 9, призматическую поверхность 10 или любой другой сложный фасонный профиль 11. Предпочтительно исполнение направляющей в виде планки 12 с поперечным сечением "ласточкин хвост", устанавливаемой на опорном кольце 8 и охватывающей вкладыш 2.

Подшипник работает следующим образом.

Перед работой с помощью клиновой пары 4 и регулирующего устройства 5 вкладыши 2 устанавливаются вокруг вала 3. При наличии опорной сферы 6 вкладыш 2 устанавливается либо относительно корпуса 1 с ориентацией опорного клина 7 на опорной сфере 6, либо относительно опорного клина 7 с ориентацией вкладыша 2 и опорного клина 7 совместно на опорной сфере 6. Если клинья 7 представляют собой единый кольцевой элемент 8, то вкладыши 2 устанавливаются в кольцевом элементе 8 и ориентация кольцевого элемента 8 вместе с вкладышами 2 осуществляется на опорной сфере 6, выполненной по кольцу. Причем вкладыши 2, ориентируясь, перемещаются по направляющим 9, 10, 11 или 12, обеспечивая при необходимости зазор между вкладышами 2 и валом 3.

В процессе работы вкладыши 2 и опорные клинья 7 работают как цельный подшипник скольжения, воспринимающий в исполнениях по фиг.3, 4 биения вала 3 посредством опорной сферы 6.

Предлагаемая конструкция проста, надежна, обеспечивает в случае необходимости гарантированный зазор, соответствующее восприятие биений вала, невыпадение вкладышей и их легкую замену.

Источники известности:

1. М.И. Гальперин "Подшипники гидротурбин", стр.19.

Похожие патенты RU2252343C2

название год авторы номер документа
Направляющий подшипник для вала гидромашины 1974
  • Робук Николай Николаевич
  • Тодоров Альберт Дмитриевич
  • Скрынник Андрей Трофимович
  • Остапенко Валентин Васильевич
  • Котелевец Виктор Семенович
  • Барсуков Алексей Васильевич
SU618570A1
Универсальный деревообрабатывающий станок 1990
  • Перминов Евгений Михайлович
  • Фомина Лариса Михайловна
SU1797567A3
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОДШИПНИКОВОГО УСТРОЙСТВА 2000
  • Арон А.В.
  • Шишкин Ю.П.
  • Соболенко А.Н.
  • Кукушкин И.Н.
RU2199682C2
Кузнечный инструмент 1978
  • Паша Анатолий Харлампиевич
  • Найденов Михаил Петрович
  • Лепехов Виталий Иванович
  • Крапиневич Андрей Андреевич
SU703209A1
ПОДШИПНИКОВОЕ УСТРОЙСТВО 1998
  • Арон А.В.
  • Шишкин Ю.П.
RU2132980C1
Аэростатическая опора вращения 1990
  • Решетов Всеволод Павлович
  • Андриянов Вадим Иванович
SU1810643A1
ВКЛАДЫШ ОПОРНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 1996
  • Спиридонов А.Ф.
  • Чикилев С.Л.
RU2126914C1
ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВАЛА И СПОСОБ ЕЕ УСТАНОВКИ 2005
  • Соков Евгений Васильевич
  • Кудряшов Юрий Анатольевич
RU2308621C1
ВКЛАДЫШ ОПОРНОГО СЕГМЕНТНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2007
  • Лисянский Александр Степанович
  • Егоров Николай Павлович
  • Шкляров Михаил Иванович
  • Спиридонов Александр Федорович
  • Егоров Виталий Николаевич
  • Чупрова Лия Израйлевна
  • Козлов Сергей Константинович
RU2361126C1
КЛИНОВОЙ МЕХАНИЗМ С ПРИЕМНИКОМ ПОЛЗУНА 2008
  • Вайгельт Гаральд
RU2461463C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 252 343 C2

Реферат патента 2005 года ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к подшипникам скольжения преимущественно гидротурбин. В подшипнике скольжения, содержащем установленные в корпусе сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары, одна клиновая поверхность выполнена на вкладыше, а вторая клиновая поверхность выполнена на корпусе. В другом варианте исполнения подшипник скольжения содержит установленные в корпусе сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары и имеющие опорную сферу, одна клиновая поверхность выполнена на вкладыше, а вторая клиновая поверхность, выполненная в виде опорного клина, опирается на корпус посредством опорной сферы. Предпочтительным исполнением изобретения является такое, при котором клиновые поверхности взаимодействуют по направляющим. При этом направляющие представляют собой сопрягаемые фасонные профили, которые, в частности, выполнены в виде планок с сечением “ласточкин хвост”, установленных на опорном клине и охватывающих вкладыши. Технический результат - увеличение надежности и упрощение конструкции. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 252 343 C2

1. Подшипник скольжения, содержащий установленные в корпусе сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары, отличающийся тем, что одна клиновая поверхность выполнена на вкладыше, а вторая клиновая поверхность выполнена на корпусе.2. Подшипник скольжения, содержащий установленные в корпусе сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары и имеющие опорную сферу, отличающийся тем, что одна клиновая поверхность выполнена на вкладыше, а вторая клиновая поверхность, выполненная в виде опорного клина, опирается на корпус посредством опорной сферы.3. Подшипник скольжения по п.2, отличающийся тем, что элемент регулировки вкладыша установлен на корпусе.4. Подшипник скольжения до п.2, отличающийся тем, что элемент регулировки вкладыша установлен на опорном клине.5. Подшипник скольжения по п.4, отличающийся тем, что опорные клинья представляют собой единый кольцевой элемент.6. Подшипник скольжения по любому из пп.1-5, отличающийся тем, что клиновые поверхности взаимодействуют по направляющим.7. Подшипник скольжения по п.6, отличающийся тем, что направляющие представляют собой сопрягаемые фасонные профили.8. Подшипник скольжения по п.7, отличающийся тем, что направляющие выполнены в виде планок с поперечным сечением "ласточкин хвост", устанавливаемых на опорном клине и охватывающих вкладыши.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2252343C2

Направляющий подшипник вала гидромашины 1985
  • Егоров Георгий Николаевич
  • Цветков Михаил Алексеевич
SU1341371A1
Направляющий подшипник для вала гидромашины 1974
  • Робук Николай Николаевич
  • Тодоров Альберт Дмитриевич
  • Скрынник Андрей Трофимович
  • Остапенко Валентин Васильевич
  • Котелевец Виктор Семенович
  • Барсуков Алексей Васильевич
SU618570A1
DE 19952662 A1, 17.05.2001
СН 598487 А, 21.11.1978.

RU 2 252 343 C2

Авторы

Новкунский А.В.

Даты

2005-05-20Публикация

2001-03-06Подача