Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано для точного поворота на заданный произвольный угол, а также для непрерывного вращения вокруг горизонтальной или вертикальной оси, что может быть использовано для обзора местности с помощью оптических или радиолокационных приборов, в голографии, в авиации, в космических кораблях и станциях, особенно там, где требуются перемещения с особенно высокой точностью, высоким передаточным числом и малыми габаритно-массовыми характеристиками. Также может быть применено в проверочных установках для точного задания углов.
Известна вариаторная цепная передача, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, ведущие и ведомые в осевом направлении конические полушкивы с радиальными зубьями, охватывающая конические полушкивы цепь, звенья которой шарнирно соединены между собой и снабжены призматическими упорами с уклонами их лезвий в соответствии с уклонами радиальных зубьев конических полушкивов и механизм осевого перемещения конических полушкивов, отличающаяся тем, что шарнирные валики цепи снабжены продольными пазами с пружинными фиксаторами и призматическими упорами, выполненными по осям шарнирных валиков, которые имеют возможность подпружиненного продольного перемещения и осевого поворота, причем в свободном состоянии каждый шарнирный валик устанавливается таким образом, что проекции лезвий его призматических упоров располагаются перпендикулярно продольной цепи, а щеки звеньев цепи снабжены роликами или скользящими упорами (см. заявку РФ на изобретение под №98118657/28).
Недостатками данной передачи являются изменение (вытягивание) звеньев цепи во времени, что требует регулярной проверки и подтягивания, сложность самой конструкции, а также ее изготовления, также достаточно большие габариты.
Известны волновые механические передачи, состоящие из двух колес: одно колесо гибкое, другое жесткое, по гибкому колесу изнутри двигается механический волнообразователь, например кулачок, который образует на колесе «волну», а она уже приводит в действие жесткое колесо (см. «Волновые механические передачи» изд. Научно-исследовательский институт по машиностроению, М., 1976 г., МВТУ им. Баумана, стр.4-18) - ПРОТОТИП.
Недостатками таких передач при всех положительных свойствах (применительно к приводу антенной системы РЛС) являются:
статический мертвый ход, который возникает из-за зазоров в цепи двигатель - выходное звено волновой передачи;
значительный упругий мертвый ход вследствие упругих изгибных деформаций гибкого колеса;
эксцентриситет генератора и жесткого колеса, который зависит от точности изготовления деталей волновой передачи и принципиально не может быть устранен, т.к. размерная цепь, определяющая положение осей генератора и жесткого колеса, является достаточно длинной;
консольное расположение двигателя по отношению к выходному валу, что приводит к вредному изгибающему моменту, а также принципиально затрудняет герметизацию всего устройства.
В волновых передачах с гибкими колесами большое влияние оказывает на работоспособность передачи и ее коэффициент полезного действия (КПД) перекос осей гибкого и жесткого колес. Так как перекос осей устранить принципиально невозможно из-за конструктивных особенностей передачи, то применяют различные способы его компенсации. На фиг.1,а гибкое колесо 1 соединяется с выходным валом 2 с помощью зубчатой муфты 3. Представленная конструкция гибкого колеса, являющаяся наиболее распространенной, позволяет полностью компенсировать перекос осей гибкого и жесткого колес за счет зазоров между зубьями в муфте 3. Однако в этой конструкции имеется существенный недостаток - статический мертвый ход, что не позволяет применить ее в точных приводах, охваченных обратной связью.
Переход к конструкции гибкого колеса на фиг.1,б устраняет статический мертвый ход, но и здесь появляются свои недостатки: более трудное крепление гибкого колеса 1 с помощью фланца 3 к выходному валу 2 (крепежные элементы располагаются на малом радиусе) и, что весьма существенно, фланец 3 плохо компенсирует перекосы осей гибкого и жесткого колес, так как обладает малой осевой деформацией.
На фиг.1,в представлена конструкция гибкого колеса, в которой соединение гибкого колеса 1 с выходным валом 2 выполняется по развитой цилиндрической поверхности 3, что позволяет осуществить наиболее легкое крепление гибкого колеса с выходным валом (например коническими штифтами), позволяет уменьшить перекосы осей и полностью устранить статический мертвый ход, но в силу полного отсутствия возможности компенсации перекосов осей гибкого и жесткого колес в настоящее время не применяется (см. Иванов М.И. «Волновые зубчатые передачи», М., Машиностроение, 1981 г.).
Известен редуктор управления антенной системой (см. патент РФ №2194893), в котором редуктор содержит втулку-барабан, жесткое колесо, гибкое колесо, два малых опорных подшипников, шесть или восемь малых опорных подшипников, выходной вал, большой подшипник, большое зубчатое зацепление, малое зубчатое зацепление, при этом втулка-барабан с одного конца имеет по внешнему диаметру большое зубчатое зацепление, а внутренним диаметром опирается на большой подшипник, плотно посаженный на один конец выходного вала, с другого конца втулка-барабан через малые нажимные и опорные подшипники контактирует с внутренним диаметром гибкого колеса, которое через малое зубчатое зацепление связано с жестким колесом, а само гибкое колесо жестко связано с другим концом выходного вала, выходной вал крепится в радиально-упорных подшипниках и является выходом передачи, входом же является большое зубчатое зацепление с приводным электродвигателем через зубчатое колесо - ПРОТОТИП.
Недостатками данной механической передачи является довольно высокие габаритно-массовые характеристики (ГМХ), отсюда повышенная стоимость и неудобство в эксплуатации. Если при применении в наземных антенных системах радиолокаторов с этим еще можно мириться, то при применении в авиации и космосе это создает определенные трудности. Еще одним недостатком является наличие перекоса осей гибкого и жесткого колес, а также имеет место статический мертвый ход.
Технической задачей изобретения является повышение точностных характеристик передачи за счет принципиального устранения перекоса.
Указанная цель достигается следующим конструктивом, волновая механическая передача, содержащая гибкое и жесткое зубчатое колеса, отличающаяся тем, что гибкое зубчатое колесо в месте соединения с жестким цилиндрическим крепежным основанием выполнено в виде волнообразного конструктивного элемента, полученного прорезанием в жестком цилиндрическом основании, как минимум, двух радиальных канавок: с внутренней и внешней сторон; количество радиальных канавок определяется допустимой величиной упругого мертвого хода, для конкретной передачи; ширина и глубина канавок определяется величиной передаваемых нагрузок и размером колес.
На фиг.2 показано сечение волновой механической передачи по продольной оси симметрии, на котором изображено:
1 - гибкое колесо, 2 - выходной вал, 3 - развитая цилиндрическая поверхность жесткого основания, 4 - радиальные канавки, жесткое колесо условно не показано.
Предлагается конструкция гибкого колеса (фиг.2), в которой соединение гибкого колеса 1 с выходным валом 2 осуществляется по развитой цилиндрической поверхности жесткого основания 3, а с целью компенсации перекосов осей гибкого и жесткого колес применяется волнообразный конструктивный элемент 4, полученный прорезанием двух радиальных канавок в жестком основании 3, размеры которых зависят от размеров колес и передаваемых нагрузок.
Такая конструкция гибкого колеса позволяет за счет упругой осевой деформации конструктивного элемента 4 практически полностью компенсировать перекос осей гибкого и жесткого колес и в то же время осуществить наиболее легкое и надежное соединение с выходным валом, выполнить передачу с нулевым статическим мертвым ходом. В передачах с небольшими нагрузками для компенсации перекосов осей можно прорезать в гибком колесе три и более канавки, при этом следует учитывать увеличение упругого мертвого хода.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим передачам, и может быть использовано в голографии, в авиации, в космических кораблях и станциях для точного поворота на заданный произвольный угол, для непрерывного вращения вокруг горизонтальной или вертикальной оси и перемещения с особо высокой точностью, высоким передаточным числом и малыми габаритно-массовыми характеристиками. Волновая механическая передача содержит гибкое 1 и жесткое зубчатые колеса. Гибкое зубчатое колесо 1 в месте соединения с жестким цилиндрическим крепежным основанием 3 выполнено в виде волнообразного конструктивного элемента 4, полученного прорезанием в жестком цилиндрическом основании 3, как минимум, двух радиальных канавок с внутренней и внешней сторон. Технический результат - повышение точностных характеристик передачи за счет устранения перекоса. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Волновая передача | 1987 |
|
SU1527433A1 |
Гибкое колесо волновой передачи | 1978 |
|
SU848829A1 |
Способ изготовления гибкого колеса-стакана | 1985 |
|
SU1293411A1 |
ВОЛНОВОЙ ПРИВОД И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2165044C1 |
Авторы
Даты
2005-10-20—Публикация
2003-07-07—Подача