СПОСОБ СВАРКИ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ С ТРУБОПРОВОДОМ Российский патент 2006 года по МПК B23K31/02 B23K33/00 B23K101/04 B23K101/10 

Описание патента на изобретение RU2267388C2

Изобретение относится к способам сварки усиливающих конструктивных элементов на трубопроводах, находящихся под давлением и подлежащих ремонту с целью восстановления их несущей способности без остановки транспорта продукта.

Изобретение может быть использовано при ремонте трубопроводов различного назначения, имеющих недопустимые дефекты в кольцевых сварных стыках при значительных коррозионных повреждениях стенки трубы на прилегающих к ним участках.

Известен способ приварки технологических элементов к трубопроводу, находящемуся под давлением. Способ включает установку колец, сборку технологического элемента (тройник, муфта) из двух или более частей, закрепление и сварку этих частей между собой кольцами и заполнение полости между трубой и технологическим элементом газонепроницаемой массой.

С целью повышения качества и надежности сварного узла и снижения опасности разрушения в процессе приварки технологических элементов к трубопроводам, имеющим усиления кольцевых швов, одно кольцо выполняют с кольцевым пазом, в котором располагают усиление кольцевого шва трубы, а технологический элемент приваривают непосредственно к кольцам без проплавления стенки трубы (см. а.с. СССР МКИ В 23 К 31/06, №1199546). Однако указанный способ не обеспечивает надежное качество герметизации трубопровода.

Известен также способ приварки технологических элементов к трубопроводу (см. а.с. СССР МКИ В 23 К 31/02, №1058182), при котором технологический элемент изготавливают из двух половин, которые устанавливают на зачищенный участок трубопровода и сваривают между собой продольными швами, а затем приваривают технологический элемент к трубопроводу кольцевыми швами.

С целью повышения качества и надежности сварных швов, перед сваркой продольных швов на зачищенный участок трубопровода в местах их расположения наносят слой термоизоляционного материала, обладающего диэлектрическими свойствами, на ширину (10-20) толщин стенки трубопровода, просушивают его, а сварку продольных швов выполняют с полным проплавлением кромок в районе корня шва, затем с обеих сторон технологического элемента на расстоянии (0,1-1,0) толщины стенки трубы устанавливают кольца, посредством которых осуществляют сварку технологического элемента с трубопроводом с заданной глубиной проплавления.

Известно, что стыковка двух участков трубопровода может быть осуществлена с помощью муфты и двух технологических колец, приваренных к трубопроводу нахлесточными стыковыми швами, которые выполнены в разделку между муфтой и кольцами, установленными на трубопроводе с определенным зазором. Таким же способом может быть отремонтирован участок действующего трубопровода без остановки перекачки продукта по трубопроводу или выполнена врезка отвода в магистральном трубопроводе под давлением.

Указанный способ наряду с высокой мобильностью, экологической безопасностью и технологичностью не лишен существенных недостатков, а именно межслойный зазор между конструктивным элементом и трубопроводом является естественным концентратором напряжений в нахлесточно-стыковых сварных соединениях, в местах перехода от наплавленного к основному металлу, что может привести к снижению технологической прочности, а также к уменьшению ресурса работы сварных соединений за счет снижения их сопротивляемости хрупкому разрушению. Указанное техническое решение принято за прототип.

В основу изобретения поставлена задача получить такое качество сварных швов и повысить надежность сварных соединений разрезных конструктивных элементов (бандажей, муфт, тройников и т.д.) с магистральным трубопроводом путем новой последовательности технологических операций, которые обеспечат безопасные условия сварки, надежную герметизацию межтрубного пространства и качество сварных соединений.

Эта задача решается тем, что при сварке конструктивного элемента с магистральным трубопроводом, находящимся под давлением, при котором конструктивный элемент изготавливают из двух частей, устанавливают на зачищенный участок трубопровода и сваривают между собой продольными швами без касания дугой стенки трубопровода, затем с обеих сторон конструктивного элемента на заданном от него расстоянии устанавливают технологические кольца, состоящие из двух половин, которые соединяют продольными швами, после чего осуществляют сварку кольцевыми швами конструктивного элемента с технологическими кольцами с образованием нахлесточно-стыковых соединений при предварительном выполнении на поверхности торцов разделкой скоса кромок, конструктивный элемент на зачищенный участок трубопровода устанавливают с зазором более 0,5 мм, а на внутренней поверхности торцов свариваемых конструктивного элемента и технологических колец обратным скосом на глубину 1,0...1,5 мм под углом 30...45° образуют полость, которую при сварке частично заполняют расплавленным металлом.

Способ поясняется чертежами:

На фиг.1 - общий вид сварки конструктивных элементов с трубопроводом; на фиг.2 - узел А на фиг.1; на фиг.3 - образование холодных трещин сварных нахлесточно-стыковых соединений; на фиг.4 - график образования трещин от усталости металла.

Для предотвращения образования холодных трещин в зоне термического влияния или металле шва и повышения надежности в условиях эксплуатации с внутренней стороны устанавливаемых на трубопроводе 1 конструктивного 2 и функционального 3 элементов по периметру торцов выполняют обратный скос кромок под углом α=30...45° на высоту h=1,0...1,5 мм, за счет чего уменьшают концентрацию напряжения в зоне сплавления со стенкой трубопровода в связи с увеличением радиуса притупления у вершины естественного концентратора напряжений - межслойного зазора.

При сварке соединений на подкладке с обратным скосом кромок разделка не заполняется полностью расплавленным металлом и тем самым обеспечивается притупление концентратора в критичной зоне (межслойный зазор превышает 0,5 мм, т.е. радиус притупления превышает 0,25 мм). Это в свою очередь приводит к снижению вероятности образования холодных трещин в сварных нахлесточно-стыковых соединениях (таблица, фиг.3).

Экспериментальные исследования вязкости разрушения металла по критерию механики разрушения δс в зависимости от толщины образца (t) и радиус закругления вершины надреза (имитирующего межслойный зазор) подтвердили (фиг.4), что при величине радиуса притупления 0,25 мм и более, т.е. при межслойном зазоре в зоне плавления более 0,5 мм вязкость разрушения металла находится на высоком уровне, что препятствует образованию холодных трещин в сварных соединениях и обеспечивает эксплуатационную надежность.

При выборе оптимальных геометрических параметров указанной разделки экспериментально установлено, что при скосе кромки под углом более 45° происходит заполнение расплавленным металлом полости разделки, тем самым не решается задача по притуплению надреза (межслойного зазора) в зоне с плавления шва со стенкой трубопровода, если выполнять скос кромок на внутренней поверхности накладных элементов под углом более 30°, то ширина проточки внутреннего пояска резко возрастает (более 3,0 мм), что приводит к уменьшению устойчивости стенки трубы при локальном разогреве сварочной дугой в условиях действия внутреннего давления и повышает вероятность ее разрушения. Оптимальная же высота разделки кромок (1,0...1,5) выбрана из условия качественного формирования корневого шва в нахлесточно-стыковом сварном соединении.

ТаблицаКомплексное влияние естественного концентратора, структуры ЗТВ (зона термического влияния) и диффузионного водорода на трещинообразование в нахлесточно-стыковых сварных соединенияхWохл, °С/с1420365570 !Твердость по Виккерсу, HV220230256305340Доля мартенсита в ЗТВ, %2230354865Содержание диффузионного водорода, см3/100 г4Межслойный зазор, мм0,1нетнетнетнетесть0,5нетнетнетнетнет200,1нетнетнетестьесть0,5нетнетнетнетнет

Пример выполнения способа

Участок трубопровода диаметром 1020×14 мм из стали 17Г1С зачищают от изоляции, ржавчины и других загрязнений. Затем осуществляют монтаж двух половин конструктивного элемента (тройника или муфты) с помощью центратора или технологических скоб. Обе половины конструктивного элемента 2 сваривают между собой продольными швами на металлической подкладке, не касаясь стенки трубопровода 1. По концам конструктивного элемента 2 с зазором в стыковых соединениях устанавливают технологические кольца 3, состоящие из двух половин и которые аналогично сваривают между собой продольными швами. Предварительно на внутренней поверхности у торцов стыкуемых элементов выполняют угол скоса 30...45° на высоту 1,0...1,5 мм. Зазор между конструктивным элементом и технологическими кольцами устанавливают в пределах 7...10 мм.

Именно тот факт, что конструктивный элемент приваривают к магистральному трубопроводу, требует такого выполнения процесса сварки с точки зрения безопасности работ, при котором сварочная дуга не будет воздействовать на стенку трубопровода, находящегося под давлением, и, как установлено экспериментальными данными, достигаются безопасные условия процесса сварки за счет исключения вероятности взрыва перекачиваемого по трубопроводу продукта.

Сварку выполняют электродами типа УОНИ 13/55, корневые проходы электродами диаметром 3 мм, ток 90-110 А, последующие электродами диаметром 4 мм на токе 140-160 А.

Использование предлагаемого способа сварки конструктивных элементов с трубопроводом обеспечивает по сравнению с известными способами следующие преимущества:

- позволяет без остановки перекачки продукта ремонтировать, реконструировать, подключать новых потребителей;

- значительно снижается опасность при выполнении сварочных работ на трубопроводе под давлением;

- повышается технологическая прочность и надежность сварных соединений при эксплуатации;

- снижается уровень концентрации напряжений в местах соединения конструктивного элемента с трубопроводом и повышается ресурс сварных узлов.

Похожие патенты RU2267388C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ МОНТАЖА УСИЛИВАЮЩЕЙ МУФТЫ НА ДЕФЕКТНЫЙ СТЫК ДЕЙСТВУЮЩЕГО ТРУБОПРОВОДА 2000
  • Коломеев Валентин Николаевич
  • Розгонюк Василий Васильевич
  • Бут Виктор Степанович
  • Дрогомирецкий Михаил Николаевич
  • Педько Борис Иванович
  • Ковалив Евстахий Осипович
  • Сидор Михаил Дмитриевич
RU2165345C1
СПОСОБ РЕМОНТА ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ТРУБОПРОВОДА 2007
  • Андриишин Михаил Петрович
  • Бут Виктор Степанович
  • Горностаев Геннадий Петрович
  • Дрогомирецкий Михаил Николаевич
  • Карвасарский Рафаил Давыдович
  • Коломеев Валентин Николаевич
  • Максимов Сергей Юрьевич
  • Марчук Ярослав Семенович
  • Подолян Александр Петрович
  • Пудрий Сергей Владимирович
  • Слесар Петр Федорович
RU2354522C2
Способ приварки технологических элементов к трубопроводу 1981
  • Аснис А.Е.
  • Савич И.М.
  • Титаренко В.И.
  • Иващенко Г.А.
  • Бут В.С.
  • Галюк В.Х.
  • Кеменов В.И.
  • Старицкий В.И.
  • Бурак Я.И.
  • Зозуляк Ю.Д.
SU1058182A1
Муфта для ремонта трубопровода и способ ее установки на дефектный участок 2016
  • Алешин Николай Павлович
  • Куркин Алексей Сергеевич
  • Пономарев Павел Александрович
  • Пономарев Михаил Александрович
  • Королев Сергей Анатольевич
  • Тихонов Сергей Валериевич
RU2658170C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ КРОМОК ПОД ОРБИТАЛЬНУЮ ЛАЗЕРНУЮ СВАРКУ НЕПОВОРОТНЫХ СТЫКОВЫХ КОЛЬЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ 2020
  • Морозова Ольга Павловна
RU2743131C1
СПОСОБ СВАРКИ ТРУБОПРОВОДОВ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПОДОГРЕВА СТЫКОВ 2013
  • Ченцов Александр Николаевич
  • Колесников Олег Игоревич
  • Гончаров Николай Георгиевич
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Гобарев Лев Андреевич
RU2521920C1
СПОСОБ РЕМОНТА ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА, НАХОДЯЩЕГОСЯ ПОД ДАВЛЕНИЕМ 2007
  • Бут Виктор Степанович
  • Марчук Ярослав Семенович
  • Беккер Михаил Викторович
  • Горностаев Геннадий Петрович
  • Слесар Петр Федорович
  • Карвасарский Рафаил Давыдович
  • Андриишин Михаил Петрович
  • Рудко Владимир Васильевич
  • Бойко Леонид Йосипович
  • Подолян Александр Петрович
  • Пудрий Сергей Владимирович
RU2352854C2
СПОСОБ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ОТВОДА К ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ГАЗОПРОВОДУ 2002
  • Бут Виктор Степанович
  • Бут Александр Викторович
  • Коломеев Валентин Николаевич
  • Беккер Михаил Викторович
  • Дрогомирецкий Михаил Николаевич
  • Педько Борис Иванович
  • Ковалив Евстахий Осипович
  • Николаев Виктор Александрович
  • Слесар Петр Федорович
RU2236630C1
Способ контактной стыковой сварки непрерывным оплавлением 1985
  • Кучук-Яценко Сергей Иванович
  • Казымов Борис Иванович
  • Никитин Анатолий Сергеевич
SU1324793A1
СПОСОБ СВАРКИ ТРУБОПРОВОДОВ ИЗ ВЫСОКОПРОЧНЫХ ТРУБ С КОНТРОЛИРУЕМЫМ ТЕПЛОВЛОЖЕНИЕМ 2014
  • Ревель-Муроз Павел Александрович
  • Ченцов Александр Николаевич
  • Колесников Олег Игоревич
  • Гончаров Николай Георгиевич
  • Зотов Михаил Юрьевич
  • Шотер Павел Иванович
RU2563793C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 267 388 C2

Реферат патента 2006 года СПОСОБ СВАРКИ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ С ТРУБОПРОВОДОМ

Изобретение относится к способам сварки усиливающего конструктивного элемента с магистральным трубопроводом, находящимся под давлением. Конструктивный элемент (2) изготавливают из двух частей, устанавливают на зачищенный участок трубопровода (1) и сваривают между собой продольными швами без касания дугой стенки трубопровода. С обеих сторон конструктивного элемента (2) на заданном от него расстоянии устанавливают технологические кольца (3), состоящие из двух половин, которые соединяют продольными швами. Выполняют сварку кольцевыми швами конструктивного элемента (2) с технологическими кольцами (3) с образованием нахлесточно-стыковых соединений при предварительном выполнении на поверхности торцов разделкой скоса кромок. Конструктивный элемент (2) на зачищенный участок трубопровода (1) устанавливают с зазором более 0,5 мм. На внутренней поверхности торцов свариваемых конструктивного элемента (2) и технологических колец (3) обратным скосом на глубину 1,0...1,5 мм под углом 30...45° образуют полость, которую при сварке частично заполняют расплавленным металлом. Это позволит повысить качество сварных швов и повысить надежность сварных соединений разрезных конструктивных элементов с магистральным трубопроводом. 4 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 267 388 C2

Способ сварки конструктивного элемента с магистральным трубопроводом, находящимся под давлением, при котором конструктивный элемент изготавливают из двух частей, устанавливают на зачищенный участок трубопровода и сваривают между собой продольными швами без касания дугой стенки трубопровода, затем с обеих сторон конструктивного элемента на заданном от него расстоянии устанавливают технологические кольца, состоящие из двух половин, которые соединяют продольными швами, после чего осуществляют сварку кольцевыми швами конструктивного элемента с технологическими кольцами с образованием нахлесточно-стыковых соединений при предварительном выполнении на поверхности торцов разделкой скоса кромок, отличающийся тем, что конструктивный элемент на зачищенный участок трубопровода устанавливают с зазором более 0,5 мм, а на внутренней поверхности торцов свариваемых конструктивного элемента и технологических колец обратным скосом на глубину 1,0...1,5 мм под углом 30...45° образуют полость, которую при сварке частично заполняют расплавленным металлом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2267388C2

Способ приварки технологических элементов к трубопроводу 1981
  • Аснис А.Е.
  • Савич И.М.
  • Титаренко В.И.
  • Иващенко Г.А.
  • Бут В.С.
  • Галюк В.Х.
  • Кеменов В.И.
  • Старицкий В.И.
  • Бурак Я.И.
  • Зозуляк Ю.Д.
SU1058182A1
Конструкция стыка для сварки с остающейся накладкой 1975
  • Дудко Даниил Андреевич
  • Сидорук Владимир Степанович
  • Мисюренко Михаил Афанасьевич
  • Лычко Иван Иванович
  • Бельфор Михаил Григорьевич
  • Ющенко Ирнольда Викторовна
  • Павлов Николай Александрович
  • Чертков Николай Андреевич
  • Дудко Виталий Георгиевич
SU556916A1
Способ присоединения технологических элементов к трубопроводу,находящемуся под давлением 1983
  • Аснис Аркадий Ефимович
  • Иващенко Георгий Антонович
  • Бут Виктор Степанович
  • Козак Роман Васильевич
  • Цуркаленко Лев Васильевич
  • Мазур Николай Петрович
SU1199546A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба 1920
  • Богач Б.И.
SU11A1

RU 2 267 388 C2

Авторы

Бут Виктор Степанович

Коломеев Валентин Николаевич

Дрогомирецкий Михаил Николаевич

Беккер Михаил Викторович

Педько Борис Иванович

Максимов Сергей Юрьевич

Ковалив Евстахий Осипович

Даты

2006-01-10Публикация

2003-11-26Подача