Изобретение относится к осевым компрессорам авиационных газотурбинных двигателей с высоконагруженными широкохордными лопатками.
Известен осевой компрессор, содержащий двухступенчатый направляющий аппарат, между ступенями которого размещены рабочие лопатки ротора компрессора (Патент РФ №2212568, МКИ F 04 D 29/32, опубл. 2003 г.). Недостатком такого компрессора, как и многих других, является появление регулярных колебаний давления, возникающих в нем при взаимодействии лопаток направляющих аппаратов с рабочими лопатками ротора при его вращении. Это, в свою очередь, приводит к повышенным вибронапряжениям конструкции компрессора. Особенно эти вибронапряжения возрастают, если частота колебаний давления оказывается в близкой к собственной частоте какого-либо элемента конструкции.
В качестве примера на фиг.4 представлены амплитуды регулярных пульсаций давления за первой ступенью компрессора низкого давления одного из двухконтурных турбореактивных двигателей, при этом на верхнем графике представлены амплитуды колебаний давления с высоконагруженной широкохордной рабочей лопаткой, а на нижнем с обычной рабочей лопаткой. На графиках по оси ординат отложены амплитуды колебаний, а по оси абсцисс отношение
fэксп/zрк×zна,
где fэксп - экспериментальная частота регулярных колебаний давления,
zрк - число рабочих лопаток первой ступени,
zна - число направляющих лопаток за рабочими лопатками первой ступени.
Эти два компрессора отличаются только количеством и напорностью рабочих лопаток 1-й ступени. В одном компрессоре было 19 широкохордных рабочих лопаток, а в другом 37 обычных лопаток. Сравнение двух графиков показывает, что применение широкохордных рабочих лопаток увеличивает амплитуду колебаний давления в 2,6 раза и колебания наблюдаются, когда fэксп/zрк×zна близко к целым числам 3,0 и 6,0. Это говорит о том, что при вращении ротора колебания наблюдаются, когда рабочие лопатки и лопатки направляющих аппаратов взаимодействуют целое число раз и это регулярное взаимодействие каждой лопатки друг с другом необходимо рассредоточить по времени.
Задачей изобретения является снижение амплитуды колебаний давления за рабочим колесом и, как следствие, уменьшение вибронапряженности конструкции.
Указанная задача достигается тем, что в осевом компрессоре, содержащем двухступенчатый направляющий аппарат, между ступенями которого размещены рабочие лопатки ротора компрессора, в нем в окружном направлении рабочие лопатки размещены на роторе с шагом, изменяющимся от лопатки к лопатке на величину 0,5÷5%, а направляющие лопатки одной ступени направляющего аппарата размещены между направляющими лопатками следующей ступени.
Направляющие лопатки в радиальном направлении могут быть выполнены изогнутыми.
Новым в изобретении является то, что в окружном направлении рабочие лопатки размещены на роторе с шагом, изменяющимся от лопатки к лопатке на величину 0,5÷5%, а направляющие лопатки одной ступени направляющего аппарата размещены между направляющими лопатками следующей ступени. Кроме того, направляющие лопатки в радиальном направлении могут быть выполнены изогнутыми.
Разместив рабочие лопатки на роторе в окружном направлении с шагом, изменяющимся от лопатки к лопатке на величину 0,5÷5% мы добиваемся того, что каждая из них взаимодействует с направляющим аппаратом в разной фазе и эффект генерации акустических колебаний снижается.
Разместив направляющие лопатки одной ступени направляющего аппарата между направляющими лопатками следующей ступени мы заставляем каждую рабочую лопатку взаимодействовать поочередно сначала со входным, а затем с выходным сопловым аппаратами, что также уменьшает эффект генерации акустических колебаний.
Выполнив направляющие лопатки в радиальном направлении изогнутыми мы растягиваем по времени взаимодействие направляющих и рабочих лопаток, что еще больше уменьшает эффект генерации акустических колебаний.
На фиг.1 показан продольный разрез двухступенчатого компрессора низкого давления двухконтурного турбореактивного двигателя;
на фиг.2 показаны различные шаги t1, t2, t3, на которые относительно друг друга установлены рабочие лопатки компрессора;
на фиг.3 схематично показано расположение в окружном направлении направляющих лопаток 1-й и 2-й ступени компрессора;
на фиг.4 представлены амплитуды регулярных пульсаций давления за первой ступенью компрессора низкого давления одного из двухконтурных турбореактивных двигателей.
Осевой компрессор содержит направляющие аппараты первой 1 и второй 2 ступеней с направляющими лопатками 3 и 4 соответственно. Между направляющими аппаратами 1 и 2 размещены рабочие лопатки 5 ротора 6 компрессора. В окружном направлении рабочие лопатки 5 размещены на роторе 6 компрессора с шагом t, изменяющимся от лопатки к лопатке на величину 0,5÷5%. Направляющие лопатки 4 размещены в окружном направлении между направляющими лопатками 3. Направляющие лопатки 3 и 4 в радиальном направлении могут быть выполнены изогнутыми (фиг.3).
При работе компрессора благодаря тому, что рабочие лопатки 5 в окружном направлении установлены с различным шагом, каждая из них взаимодействует с направляющими аппаратами 1 и 2 в разной фазе и эффект генерации колебаний из-за рассогласования фаз взаимодействия лопаток снижается. Так как из-за предлагаемого расположения направляющих аппаратов 1 и 2 каждая рабочая лопатка 5 взаимодействует поочередно с направляющими аппаратами, эффект уменьшения амплитуды акустических колебаний усиливается. А изогнутость направляющих лопаток 3 и 4 в радиальном направлении дает возможность «постепенного взаимодействия» с ними каждой рабочей лопатки 5, когда она «проходит» направляющий аппарат при ее вращении, что также снижает амплитуду акустических колебаний. Все это существенно уменьшает динамическое воздействие на конструкцию компрессора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТУПЕНЬ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА | 2004 |
|
RU2269680C1 |
ЛОПАТОЧНЫЙ ВЕНЕЦ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА | 2004 |
|
RU2269679C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ | 2005 |
|
RU2287141C2 |
СПОСОБ ДОВОДКИ КОЛЕС ТУРБОМАШИН | 2014 |
|
RU2579300C1 |
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОРПУС КОМПРЕССОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2269021C1 |
Ротор компрессора авиационного газотурбинного двигателя со спаркой блисков и спаркой блиска с "классическим" рабочим колесом и со спаркой "классического" рабочего колеса с рабочим колесом с четвертой по шестую ступень с устройствами демпфирования колебаний рабочих лопаток этих блисков и рабочих колес, ротор вентилятора и ротор бустера с устройством демпфирования колебаний рабочих широкохордных лопаток вентилятора, способ сборки спарки с демпфирующим устройством | 2016 |
|
RU2665789C2 |
УСТРОЙСТВО АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО УПЛОТНЕНИЯ ЗАЗОРА МЕЖДУ ТОРЦАМИ ЛОПАТОК РОТОРА ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА И КОЖУХОМ ТУРБОМАШИНЫ | 2004 |
|
RU2261372C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ВИДА КОЛЕБАНИЙ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ | 2015 |
|
RU2598983C1 |
СИЛОВАЯ СТОЙКА КОРПУСА КОМПРЕССОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2269677C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НЕСИНХРОННЫХ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ | 2014 |
|
RU2573331C2 |
Изобретение относится к компрессорам авиационных газотурбинных двигателей с высоконагруженными широкохордными лопатками и позволяет снизить амплитуды колебаний давления за рабочим колесом и, как следствие, уменьшить вибронапряженность конструкции. При работе компрессора благодаря тому, что рабочие лопатки 5 в окружном направлении установлены с различным шагом, каждая из них взаимодействует с направляющими аппаратами 1 и 2 в разной фазе и эффект генерации колебаний из-за рассогласования фаз взаимодействия лопаток снижается. Так как из-за расположения направляющих аппаратов 1 и 2 сдвинутыми относительно друг друга в окружном направлении каждая рабочая лопатка 5 взаимодействует поочередно с направляющими аппаратами, эффект уменьшения амплитуды акустических колебаний усиливается. А изогнутость направляющих лопаток 3 и 4 в радиальном направлении дает возможность "постепенного взаимодействия" с ними каждой рабочей лопатки 5, когда она "проходит" направляющий аппарат при ее вращении, что также снижает амплитуду акустических колебаний. Все это существенно уменьшает динамическое воздействие на конструкцию компрессора. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
ОСЕВОЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2212568C1 |
Рабочее колесо вентилятора | 1980 |
|
SU907311A1 |
Рабочее колесо осевого вентилятора | 1980 |
|
SU958717A2 |
СПОСОБ И УСТАНОВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ШЛАКОПЕМЗОВОГО ГРАВИЯ | 1995 |
|
RU2104975C1 |
Способ волочения труб на короткой оправке | 1985 |
|
SU1294407A1 |
КАТАЛИЗАТОР ДЛЯ ДЕГИДРОГЕНИЗАЦИИ ПАРАФИНА | 2003 |
|
RU2323043C2 |
Авторы
Даты
2006-05-27—Публикация
2004-11-19—Подача