Изобретение относится к черной металлургии, а именно к сплавам на железоникелевой основе, обладающим высокой стойкостью против высокотемпературной коррозии в расплавах карбонатов щелочных металлов, предназначенным для длительной эксплуатации при температурах до 700°С, в частности, в виде деталей батарей топливных элементов электрохимических генераторов.
Известен сплав (а.с. СССР № 308084, МПК С 22 С 19/00, 1969 г., опубл. БИ № 44, 1982 г.), содержащий (мас.%):
Обладая высоким сопротивлением коррозии как в различных окислительных атмосферах, так и в расплавах карбонатов легких металлов, этот сплав не может быть использован в расплавкарбонатных топливных элементах по следующей причине.
В процессе эксплуатации на сплаве образуется плотная оксидная пленка, состоящая в основном из шпинели типа (Fe, Ni)O, (Al, Cr, Fe)2O3 и небольшого количества оксида алюминия Al2O3, имеющая хорошую адгезию с металлом и обеспечивающая высокую коррозионную стойкость сплава. Эта пленка обладает высоким электрическим сопротивлением, что делает невозможным применение сплава в условиях расплавкарбонатных топливных элементов вследствие существенных омических потерь.
Требуемый ресурс для тонколистовых сепараторов в расплавкарбонатных топливных элементах составляет приблизительно 40000 ч.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому результату к заявляемому является сплав для сепараторов, содержащий 30% Cr, 45% Ni, 1% Al, 0,03% Y, остальное железо (статья «Elektrolyte Loss in Corrosion of 30Cr-45Ni-1Al-0,03Y-Fe Alloy for MCFC Separator» в сборнике трудов Hand Book of Fuel Cell, Seminar 1996, p.398-401). Однако этот сплав не обеспечивает необходимой эксплуатационной надежности вследствие недостаточной коррозионной стойкости в расплавах карбонатов щелочных металлов в течение длительной эксплуатации.
Задачей авторов изобретения является разработка рецептуры коррозионно-стойкого сплава на железоникелевой основе, обладающего высокой коррозионно-стойкостью в расплавах карбонатов щелочных металлов при эксплуатации его в течение достаточно продолжительного времени.
Новый технический результат изобретения заключается в повышении коррозионной стойкости сплава в расплавах карбонатов щелочных металлов в течение длительного времени при обеспечении низкого уровня электросопротивления - не выше 250 мОм/см2, высокой технологичности в процессе металлургического передела и при изготовлении сложных конструкций с использованием технологии сварки.
Для достижения поставленного технического результата коррозионно-стойкий сплав, содержащий хром, никель, алюминий, иттрий и железо, дополнительно содержит углерод, титан, кремний и марганец при следующем соотношении компонентов (мас.%):
Пределы содержания легирующих элементов в заявляемом сплаве установлены с учетом эксплуатационной надежности на основании анализа результатов исследования свойств сплава лабораторной и промышленной выплавки различных вариантов состава.
Содержание хрома установлено не менее 28,0%, чтобы обеспечить требуемую коррозионную стойкость и не более 32,0%, чтобы гарантировать хорошую технологичность сплава в металлургическом переделе.
Верхний предел содержания никеля (47,0%) также определяется технологичностью сплава, а нижний (43,0%) - необходимостью ограничить содержание железа, отрицательно влияющего на коррозионную стойкость сплава.
Алюминий и кремний являются элементами, повышающими жаростойкость и коррозионную стойкость сплава в расплаве карбонатов щелочных металлов. Введение алюминия в количествах до 1,0% обеспечивает образование защитной оксидной пленки. Более высокое содержание алюминия приведет к увеличению электросопротивления оксидной пленки выше допустимого уровня.
Дополнительная стабилизация оксидной пленки без изменения электросопротивления достигается введением 0,1-0,8% кремния, а также 0,03-0,05% иттрия, которые не создают в оксидной пленке самостоятельных фаз. Содержание иттрия менее 0,03% является неэффективным, а свыше 0,05% нецелесообразно.
Пределы содержания Si 0,1-0,8% и Al 0,4-1,0% установлены с учетом необходимости обеспечения требуемого уровня коррозионной стойкости при сохранении удовлетворительной технологической пластичности и свариваемости сплава.
Введение титана в количестве 0,1-0,5% позволяет повысить коррозионную стойкость сплава за счет стабилизации структуры, что достигается измельчением зерна. При совместном присутствии титана и алюминия обеспечивается хорошая технологическая пластичность сплава.
Дополнительное по сравнению с прототипом введение в сплав кремния и титана позволило повысить стойкость сплава как к общей, так и к межкристаллитной коррозии.
Введение марганца в количествах 0,1-0,8% улучшает технологичность сплава в горячем переделе. Содержание марганца менее 0,1% неэффективно, а более 0,8% снижает коррозионную стойкость сплава.
Углерод в данном сплаве не является специально вводимым легирующим элементом. Влияние этого элемента на свойства сплава было исследовано, поскольку он является неизбежной примесью в сплавах технической чистоты. Было показано, что высокая технологическая пластичность сплава обеспечивается при содержании углерода не выше 0,2%. Предлагаемый состав сплава позволяет получить требуемые свойства на вариантах технической чистоты, в частности, при использовании при выплавке собственных отходов.
Исследование свойств сплава проводилось на материале лабораторных плавок массой 1-10 кг и плавок промышленного производства.
Выплавка сплавов в открытой индукционной печи емкостью 0,5 т, разливка металла и ковка слитков на сутунку, а также прокатка сутунок на листы осуществлялись по технологической схеме, принятой на заводе для коррозионно-стойких и жаростойких сплавов на железоникелевой основе. Сплав показал хорошую технологичность на всех стадиях передела.
Таким образом, использование заявляемого состава коррозионно-стойкого сплава позволяет повысить его коррозионную стойкость при эксплуатации в расплавах карбонатов, щелочных металлов в течение длительного периода при обеспечении более низкого уровня электросопротивления, при обеспечении высокой технологичности в процессе металлургического передела и при изготовлении сложных конструкций, чем это достигнуто в прототипе. К другим преимуществам заявляемого коррозионно-стойкого сплава относится то, что он не уступает прототипу по уровню механических характеристик и имеет хорошую технологическую пластичность в горячем и холодном переделе.
Возможность промышленного применения заявляемого коррозионно-стойкого сплава подтверждается следующими примерами реализации.
Пример 1. Эксперименты проводились в лабораторных условиях.
Химический состав исследованных сплавов приведен в таблице (табл.1).
В качестве коррозионной среды использовали смесь карбонатов лития и калия эвтектического состава (62:38 мол.%). Испытания проводили в окислительной (воздух + 20% СО2) и восстановительной (Н2 с добавками CO2 и Н2О) атмосферах. Образцы диаметром 8 мм и высотой 10 мм взвешивали на весах ВЛР-200 2 класса, площадь поверхности образца составляла 3,5 см2.
Ячейка для испытаний представляет собой контейнер из нержавеющей стали, в которой помещается 16 алундовых тиглей наружным диаметром около 33 мм и высотой примерно 40 мм. В тигель помещали 16 г смеси карбонатов лития и калия и один образец. Взвешивание солей производили с помощью весов марки ВЛКТ-500 г-М. Ячейку помещали в электрическую печь с карборундовыми нагревателями, температура испытания 650°С (точность ±5°С), продолжительность 500 ч.
После эксперимента образцы извлекали из застывшей соли, отмывали от следов карбонатной солевой смеси разбавленной соляной кислотой (1:4), сушили и взвешивали.
Скорость коррозии (г/м2ч) вычисляли по формуле:
K=(m-m1)/St,
где m - первоначальная масса образца;
m1 - масса образца после испытания и удаления продуктов коррозии;
S - площадь поверхности образца до испытания,
t - время, ч.
Результаты экспериментов, представленные в табл.2, показывают, что варианты, соответствующие по составу заявляемому сплаву (№1-3), сохраняя электросопротивление оксидной пленки не выше и механические характеристики не ниже известного, обладают повышенной коррозионной стойкостью в расплавах карбонатов щелочных металлов.
Сплавы, выходящие за рамки заявляемого состава, не обеспечивают требуемый комплекс свойств. Вариант №4 с пониженным содержанием хрома и низкими содержаниями кремния и алюминия имеет недостаточную коррозионную стойкость, а сплав №5 с высоким содержанием алюминия имеет недопустимо высокое электросопротивление оксидной пленки.
Таким образом, как это показали экспериментальные исследования, предложенный сплав обладает повышенной коррозионной стойкостью в расплавах карбонатов щелочных металлов и имеет значения электросопротивления оксидной пленки сплава ближе к нижнему пределу значений для прототипа. Новый сплав не уступает прототипу по уровню механических характеристик и имеет хорошую технологическую пластичность в горячем и холодном переделах.
Химический состав сплавов на железоникелевой основе (массовая доля, %)
Основные свойства сплавов.
№1-3 - варианты предложенного сплава;
№4, 5 - варианты сплава, выходящие по составу за рамки
предложенного сплава.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПЛАВ НА ОСНОВЕ FeCrAl ДЛЯ АТОМНЫХ РЕАКТОРОВ СО СВИНЦОВЫМ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕМ | 2021 |
|
RU2785220C1 |
ЖАРОСТОЙКИЙ ЖЕЛЕЗО-ХРОМ-АЛЮМИНИЕВЫЙ СПЛАВ С НИЗКОЙ СКОРОСТЬЮ ИСПАРЕНИЯ ХРОМА И ПОВЫШЕННОЙ ЖАРОПРОЧНОСТЬЮ | 2012 |
|
RU2567144C2 |
Литейный коррозионно-стойкий поликристаллический жаропрочный сплав на основе никеля | 2022 |
|
RU2803779C1 |
Способ получения многослойного защитного покрытия лопаток турбомашин из титановых сплавов | 2017 |
|
RU2667191C1 |
НЕЙТРОННО-ПОГЛОЩАЮЩИЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ Ni | 2022 |
|
RU2803159C1 |
ЖАРОСТОЙКАЯ АУСТЕНИТНАЯ СТАЛЬ | 2021 |
|
RU2781573C1 |
ГРАФИТИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОД С ПОКРЫТИЕМ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИДА ЖЕЛЕЗА И ВЫСОКОЙ ЖАРОСТОЙКОСТЬЮ | 2023 |
|
RU2805543C1 |
Жаропрочный литейный сплав на основе никеля и изделие, выполненное из него | 2017 |
|
RU2656908C1 |
Жаропрочный литейный сплав на основе никеля и изделие, выполненное из него | 2018 |
|
RU2674274C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ДЕТАЛЕЙ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 2023 |
|
RU2818539C1 |
Изобретение относится к области металлургии, а именно к железоникелевым сплавам, обладающим высокой стойкостью против высокотемпературной коррозии в расплавах карбонатов щелочных металлов, предназначенных для длительной эксплуатации при температурах до 700°С и используемых в деталях батарей топливных элементов электрохимических генераторов. Предложен коррозионно-стойкий сплав на железоникелевой основе, содержащий хром, никель, алюминий, иттрий, углерод, титан, кремний, марганец и железо, при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод не более 0,2, кремний 0,1-0,8, марганец 0,1-0,8, хром 28,0-32,0, никель 43,0-47,0, алюминий 0,4-1,0, титан 0,1-0,5, иттрий 0,03-0,05, железо остальное. Технический результат - повышение коррозионной стойкости сплава в расплавах карбонатов щелочных металлов в течение длительного времени при обеспечении низкого уровня электросопротивления - не выше 250 мОм/см2, высокой технологичности в процессе металлургического передала и изготовлении сложных конструкций с использованием технологии сварки. 2 табл.
Коррозионно-стойкий сплав на железоникелевой основе, содержащий хром, никель, алюминий, иттрий и железо, отличающийся тем, что он дополнительно содержит углерод, титан, кремний и марганец, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Hand Book of Fuel Cell | |||
Способ обработки медных солей нафтеновых кислот | 1923 |
|
SU30A1 |
Предохранительное устройство для паровых котлов, работающих на нефти | 1922 |
|
SU1996A1 |
ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ | 1992 |
|
RU2026401C1 |
ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ | 1996 |
|
RU2125110C1 |
Рабочий аппарат машины для механическойпЕРЕРАбОТКи ТОРфяНОй зАлЕжи | 1978 |
|
SU812926A1 |
US 5543109 А, 06.08.1996. |
Авторы
Даты
2006-08-10—Публикация
2004-06-24—Подача