СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШЛАНГА ДЛЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА Российский патент 2007 года по МПК F16L11/08 

Описание патента на изобретение RU2296908C1

Изобретение относится к разработке шлангов с пониженной топливопроницаемостью, предназначенных для подачи топлива по трубопроводам бензиновых двигателей с электронной системой регулирования впрыска топлива, и может быть использовано в производстве резинотехнических изделий для автомобильной промышленности.

Известны топливные шланги с высокой межслоевой адгезией, изготовленные из тепломаслостойкого фторкаучука (внутренний слой) и этиленвинилацетатного сополимера (наружный слой). Для внутреннего слоя используют резиновую смесь состава (мас.ч): каучукDai-el G703 (содержит диольную вулканизующую систему) (100), гидроксид кальция (5), техуглерод (15), а для наружного слоя - сополимер бутилакрилата, этилена, 2-метоксиэтилакрилата и винилацетата (15:10:50:25) с 4 мас.ч. гуанидинового вулканизующего агента. Слоистые трубки из этих смесей получают совместной экструзией с последующей оплеткой полиэфирным волокном (Пат. 61-171981 Япония (1986) (СА, 1986, V.105, 228338).

Описана технология изготовления двухслойных бензостойких шлангов с внутренним слоем из фторкаучука и наружным слоем из эпихлоргидринового или хлоропренового каучука (Пат. 5356681 США (1984) (РЖХ, 1997, 1У47П). Многослойные резины получают путем совместной экструзии смесей на основе фторкаучука (внутренний слой) и на основе бутадиен-нитрильного каучука (<37% акрилонитрила) с диоксидом кремния (наружный слой), оплеткой и последующей вулканизацией (Заявка 01-247157 Япония (1989) (СА, 1990, V.112, 100517), см. Нудельман З.Н., Каучук и резина, 1, 2001, с.31-42.

Аналогичные образцы шлангов изложены в патентах: DE 3821723, C1, 21.09.1989, DE 3510395, A1, 25.09.1986, DE 3715251, A1, 01.12.1988, однако использование их по стандарту ЕВРО-3 (ТУ 305-57-089-99 - утечка топлива не более 2,5 г/м2/24 ч с учетом "холостого" образца) является проблематичным, так как основное их предназначение - это стандарт ЕВРО-2 (ТУ 2556-002-12212865-99 - утечка топлива не более 50 г/м2/24 ч без учета "холостого" образца). Классическим приемом уменьшения топливопроницаемости является увеличение числа слоев резины при экструзии (Стройп С., Машлин К., Родневский Л. Проблемы уменьшения выделения паров топлива и производство топливных шлангов. Материалы в автомобилестроении. Сб. докладов II Международной научно-практической конференции, ч.2, Тольятти, 2004, с.201-205).

Известно использование фторкаучуковых латексов для получения пленок в качестве связующего материала при пропитке асбестовых волокон. В состав пленок на основе латекса марки LD-242 из фторкаучука вайтон А входят (в.ч. на 100 в.ч. каучука): латекс LD-242 - 100, ZnO - 10, бланфикс - 10, неионный ПАВ - 3, вулканизующий агент LD-214 (бис-циннамилиденгексаметилендиимин) - 2 (см. Галил-Оглы Ф.А., Новиков А.С., Нудельман З.Н.. Фторкаучуки и резины на их основе. М.: Химия, 1966 - с.218). Пленки, в основном, используются для нанесения покрытий на ткани и металлы.

Наиболее близким к заявляемому способу является рукав для топливных систем двигателей автомобилей, в состав которого входят внутренний слой из фторкаучука и промежуточный и наружный слои из эпихлоргидринового каучука (Патент №2235245, БИ №24, 2004 г., прототип).

Недостатком прототипа является высокая топливопроницаемость шланга (рукава).

Техническим результатом заявляемого изобретения является достижение низкой топливопроницаемости шланга.

Поставленная задача достигается путем создания на внутренней поверхности топливного шланга из фторэластомера барьерного слоя из фтористой резины.

Сущность изобретения заключается в дополнительном нанесении на внутреннюю поверхность топливного шланга, содержащего внутреннюю камеру из резины на основе фторэластомера, армирующий слой из полиэфирной нити, промежуточный и наружный слои из резин на основе эпихлоргидринового каучука, барьерного слоя из фтористой резины. Данный слой толщиной 0,1...0,3 мм предварительно наносится на дорн из этиленпропиленовой резины и сушится при температуре от 90° до 110°С, затем соединяется со слоем фторэластомера в поцессе вулканизации. Расход фтористой резины для покрытия дорна 0,2...0,6 кг/м2.

Вулканизация шланга осуществляется в автоклаве при температуре, соответствующей технологическому процессу (170°+/-5°С за 30+/-5 мин). В результате этого достигается уменьшение топливопроницаемости в 1,2...1,3 раза.

Пример 1. Подготовка дорна к вулканизации

В емкость помещают 400 г резины на основе СКФ-26 и 800 г метилэтилкетона. Растворяют резину при медленном (60 об/мин) перемешивании. Раствор наносят на поверхность дорна кисточкой или окунанием в два-три слоя (толщина 0,1...0,3 мм). Далее сушат горячим воздухом. Температура сушки 100±10°С при расходе раствора 0,2...0,6 кг/м2 на стадии обработки дорна. Дальнейшее изготовление и вулканизация шланга проводится в соответствии с технологической картой известным путем.

Пример 2. Испытание топливных шлангов

Проведение лабораторных испытаний опытных образцов шлангов на соответствие требованиям ТУ 2556-119-00149289-2001 и ТУ 305-57-089-99 по показателю топливопроницаемость при температуре 23±2°С осуществлялось на детали 2123-1101079-20 "Шланг вентиляционный топливного бака и наливной трубы". Норма по ТУ 2556-119-00149289-2001 не более 5,0 г/м2/24 ч без учета "холостого" образца, норма по ТУ 305-57-089-99 не более 2,5 г/м2/24 ч с учетом "холостого" образца, стандарт ЕВРО-3.

Результаты испытаний шланга-прототипа и топливного шланга, покрытого дополнительным барьерным слоем фтористой резины, приведены в таблице.

ТаблицаТопливопроницаемость для шлангов ШЛ 7,94×14,29 (среднее из трех значений)№ п/пшлангтопливопроницаемость с учетом "холостого" образца, Т, г/м2/24 чтопливопроницаемость без учета "холостого" образца, Т, г/м2/24 ч1прототип2,44,82заявляемый1,83,7Примечание: эффективная длина шланга, l(эфф.)=260...270 мм;
внутренний диаметр, d=7,94 мм; наружный диаметр, d=14,29 мм.

Как видно из таблицы, введение дополнительного барьерного слоя снижает топливо-проницаемость шланга в 1,2...1,3 раза.

Похожие патенты RU2296908C1

название год авторы номер документа
ШЛАНГ ДЛЯ ТОПЛИВНЫХ СИСТЕМ АВТОМОБИЛЯ 2006
  • Шишлянников Вячеслав Михайлович
  • Коновалова Татьяна Рудольфовна
  • Ганина Татьяна Васильевна
  • Пичхидзе Сергей Яковлевич
RU2319889C1
ТОПЛИВНЫЙ ШЛАНГ 2005
  • Шишлянников Вячеслав Михайлович
  • Мустафина Наталия Викторовна
  • Мартюшов Геннадий Григорьевич
  • Соколов Валерий Евгеньевич
  • Пичхидзе Сергей Яковлевич
RU2285855C1
РЕЗИНОВАЯ СМЕСЬ 2009
  • Адов Максим Витальевич
  • Панова Лидия Григорьевна
  • Пичхидзе Сергей Яковлевич
  • Зуев Антон Владимирович
RU2452744C2
РЕЗИНОВАЯ СМЕСЬ 2006
  • Ганина Татьяна Васильевна
  • Коновалова Татьяна Рудольфовна
  • Деев Леонид Евгеньевич
  • Чарушин Валерий Николаевич
  • Деев Сергей Леонидович
  • Пичхидзе Сергей Яковлевич
RU2326140C1
РУКАВ ДЛЯ ТОПЛИВНЫХ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ 2000
  • Ермишина Т.А.
  • Самохина О.В.
  • Виноградова Л.И.
  • Артемов В.В.
  • Долгачева И.Ф.
RU2235245C2
РЕЗИНОВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ РУКАВНЫХ РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 2005
  • Абрамов Вячеслав Николаевич
  • Белозубов Виктор Васильевич
  • Юровский Владимир Соломонович
  • Марченко Михаил Анатольевич
  • Шарипов Марс Самигуллаевич
RU2284338C1
РЕЗИНОВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ РУКАВНЫХ РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 2005
  • Абрамов Вячеслав Николаевич
  • Юровский Владимир Соломонович
  • Марченко Михаил Анатольевич
RU2284337C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ СТЕКЛОВОЛОКНОНАПОЛНЕННОГО ПОЛИТЕТРАФТОРЭТИЛЕНА 2010
  • Таганова Виктория Александровна
  • Пичхидзе Сергей Яковлевич
RU2446198C1
АДГЕЗИВНЫЙ СОСТАВ 2010
  • Таганова Виктория Александровна
  • Горбань Виктор Иванович
  • Пичхидзе Сергей Яковлевич
RU2470055C2
РЕЗИНОВАЯ СМЕСЬ НА ОСНОВЕ ФТОРКАУЧУКА 2001
RU2190643C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШЛАНГА ДЛЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА

Изобретение относится к разработке топливного шланга и может быть использовано в производстве резинотехнических изделий для автомобильной промышленности, работающих в условиях воздействия топлива. Сущность изобретения состоит в нанесении на топливный шланг, содержащий внутреннюю камеру из резины на основе фторэластомера и промежуточный и наружный слои из резин на основе эпихлоргидрина, для уменьшения топливопроницаемости слоя фтористой резины толщиной 0,1...0,3 мм при расходе 0,2...0,6 кг/м2. При этом нанесение фтористой резины осуществляется непосредственно на поверхность дорна с последующей сушкой и дальнейшим переносом на внутреннюю камеру топливного шланга при вулканизации. Изобретение повышает надежность шланга.

Формула изобретения RU 2 296 908 C1

Способ изготовления шланга для подачи топлива путем выполнения его из нескольких слоев резин, армированных полиэфирными нитями, и содержащего внутреннюю камеру из резины на основе фторэластомера, отличающийся тем, что на внутренней поверхности камеры из фторэластомера создают дополнительный барьерный слой из фтористой резины толщиной 0,1÷0,3 мм, который предварительно наносят на дорн из этиленпропиленовой резины с последующей сушкой, а затем соединяют со слоем фторэластомера в процессе вулканизации в автоклаве.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2296908C1

РУКАВ ДЛЯ ТОПЛИВНЫХ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ 2000
  • Ермишина Т.А.
  • Самохина О.В.
  • Виноградова Л.И.
  • Артемов В.В.
  • Долгачева И.Ф.
RU2235245C2
Пневматический рукав высокого давления 1990
  • Галактионов Юрий Борисович
  • Горелик Борис Моисеевич
SU1787230A3
Рукав для тормозных систем автомобилей 1990
  • Желтышев Юрий Гаврилович
  • Головачев Анатолий Иванович
SU1809228A1
DE 3821723 C1, 21.09.1989
DE 3715251 A1, 01.12.1988
US 5356681 A, 18.10.1994.

RU 2 296 908 C1

Авторы

Шишлянников Вячеслав Михайлович

Корчагин Павел Александрович

Пичхидзе Сергей Яковлевич

Даты

2007-04-10Публикация

2005-07-28Подача