СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА В ВОЗДУХЕ Российский патент 2007 года по МПК G01N27/00 G01N30/00 G01N31/00 

Описание патента на изобретение RU2312330C1

Изобретение относится к аналитической химии органических соединений и может быть применено для определения паров автомобильных бензинов в воздухе.

Технической задачей изобретения является разработка экспрессного способа определения паров автомобильного бензина в воздухе на уровне предельно допустимых концентраций (ПДК) [ГОСТ 2084-77. Бензины автомобильные] с применением модифицированного пьезоэлектрического кварцевого резонатора.

Поставленная техническая задача достигается тем, что способ определения паров автомобильного бензина в воздухе характеризуется тем, что для подготовки детектирующего устройства к работе электроды пьезоэлектрического кварцевого резонатора АТ-среза (SU 633136 A1, 15.11.1978; SU 267703 A1, 08.07.1970) с частотой колебаний 9 МГц модифицируют раствором (β-циклодекстрина в этаноле так, чтобы масса пленки после экспонирования пьезосенсора в сушильном шкафу при 60°С составляла 2 мкг, затем в течение 2 мин в ячейку через фильтрующий патрон продувают анализируемый воздух, содержащий пары автомобильного бензина, подготовленный пьезосенсор помещают в детектор и включают в схему высокочастотного генератора, аналитический сигнал регистрируют в виде частоты колебаний кварцевой пластины пьезосенсора при установлении в сорбционной системе термодинамического равновесия, о чем свидетельствует постоянство частоты колебаний пьезосенсора во времени, строят градуировочный график, по которому находят концентрацию паров автомобильного бензина.

Технический результат по предлагаемому способу заключается в разработке экспрессного способа определения паров автомобильного бензина в воздухе за счет модификации электродов пьезоэлектрического кварцевого резонатора раствором (β-циклодекстрина в этаноле. Способ осуществляют следующим образом.

1. Готовят ячейку детектирования. Анализируемый воздух в течение 2 мин продувают через фильтрующий патрон в ячейку детектирования, ячейку герметично закрывают двумя заглушками. Фильтрующий патрон представляет собой стеклянную трубку с тремя секциями, две секции заполнены поглотительным порошком для улавливания непредельных и ароматических углеводородов, мешающих определению, и одна секция заполнена зерненым хлоридом кальция для улавливания паров воды.

Поглотительный порошок для улавливания ароматических углеводородов. Шамот обрабатывают 3%-ным раствором AgNO3 в серной кислоте (р=1,84 г/см3) из расчета 0,2 см3 раствора на 1 г порошка, перемешивают и помещают в первую секцию фильтрующего патрона.

Поглотительный порошок для улавливания непредельных углеводородов. Растворяют 4 г Hg2SO4 в 20 см3 серной кислоты квалификации х.ч. при нагревании и перемешивании, добавляют 50 г шамота и тщательно перемешивают его до равномерного смачивания. Затем высушивают при постоянном перемешивании 15-20 мин, остывшим порошком шамота заполняют вторую секцию фильтрующего патрона. Третью секцию заполняют зерненым хлоридом кальция.

Признаками отработки патрона служит образование расплывшихся от увлажнения зерен хлорида кальция и изменение окраски порошка, обработанного раствором Hg2SO4. Применение фильтрующего патрона позволяет определять пары автомобильного бензина в воздухе в присутствии воды, непредельных и ароматических углеводородов.

2. Модификация сенсора. В качестве модификатора поверхности электродов пьезосенсора применяют раствор (β-циклодекстрина в этаноле. Сорбент наносят, например, методом статического испарения капли, после удаления растворителя масса модификатора должна составлять 20 мкг.

3. Методика определения. Перед началом работы в течение 2 мин в ячейку через фильтрующий патрон продувают анализируемый воздух. Подготовленный пьезосенсор помещают в ячейку и включают в схему высокочастотного кварцевого генератора. Секундомером отсчитывают время, после которого сигнал пьезосенсора не изменяется, и регистрируют аналитический сигнал. Для проведения следующего измерения проводят регенерацию сорбционного покрытия и вентиляцию ячейки детектирования пропусканием через нее осушенного лабораторного воздух до выхода сигнала пьезосенсора на начальный уровень (до ввода пробы). Содержание паров автомобильного бензина в воздухе находят по градуировочному графику.

Продолжительность анализа с пробоотбором по полной схеме, включающей модификацию электродов пьезоэлектрического кварцевого резонатора и последующую регенерацию сорбционного покрытия, составляет 40 мин.

Способ определения паров автомобильного бензина в воздухе поясняется следующим примером.

Пример 1.

Способ определения паров автомобильного бензина в воздухе включает подготовку ячейки детектирования, для чего анализируемый воздух продувают через фильтрующий патрон в ячейку детектирования, затем в нее помещают пьезоэлектрический кварцевый резонатор модифицированный (β-циклодекстрином и включают в схему высокочастотного кварцевого генератора, регистрируют аналитический сигнал, строят градуировочный график, по которому находят концентрацию паров автомобильного бензина. Для проведения следующего измерения проводят регенерацию сорбционного покрытия и вентиляцию ячейки детектирования пропусканием через нее осушенного лабораторного воздух до выхода сигнала пьезосенсора на начальный уровень.

На электроды пьезоэлектрического кварцевого резонатора АТ-среза с заранее измеренной частотой колебаний (f0) методом статического испарения капли наносят раствор β-циклодекстрина в этаноле, после экспонирования пьезосенсора в сушильном шкафу при 60°С измеряют частоту модифицированного резонатора (fпл). Массу пленки рассчитывают по уравнению Зауэрбрея [Sauerbrey G.G. Messung von plattenschwingungen sehr kleiner amplitude durch lichtstrom-modulation // Z.Phys. - 1964. - Bd. 178. -

Δf=-2.3·10-6·f02·m/А,

где m - масса модификатора, г; f0 - резонансная частота пьезосенсора, МГц; Δf=fпл-fo - изменение частоты резонатора, Гц; А - площадь поверхности модификатора, см2.

Перед началом работы в течение 2 мин в ячейку через фильтрующий патрон продувают воздух, содержащий пары автомобильного бензина. После этого в детектор помещают подготовленный пьезосенсор и включают в схему высокочастотного кварцевого генератора. Сигнал пьезосенсора регистрируют каждую секунду до установления термодинамического равновесия в системе, о чем свидетельствует постоянство частоты колебаний кварцевой пластины пьезосенсора, и выводят на монитор персонального компьютера в виде кинетической кривой сорбции. Для проведения следующего измерения проводят регенерацию сорбционного покрытия и вентиляцию ячейки детектирования пропусканием через нее осушенного лабораторного воздуха до выхода сигнала пьезосенсора на начальный уровень до ввода пробы. Способ осуществим.

Продолжительность анализа с пробоотбором по полной схеме, включающей модификацию электродов пьезоэлектрического кварцевого резонатора и последующую регенерацию сорбционного покрытия, составляет 40 мин. Результаты определения приведены в таблице.

В соответствии с требованиями безопасности предельно допустимая концентрация паров автомобильного бензина в воздухе составляет 100 мг/м3. Заявляемый способ позволяет определять пары автомобильного бензина (ГОСТ 2084-77. Бензины автомобильные) в воздухе на уровне ПДК.

Определение паров автомобильного бензина в воздухе, n=5, Р=0,95

ТаблицаВведено, мг/м3Найдено, мг/м3Sr5045,6±2,882,56056,6±2,522,37068,9±2,352,48078,3±1,851,89089,2±1,081,5

n - число определений;

Р - доверительная вероятность;

Sr - погрешность.

Похожие патенты RU2312330C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИОННЫХ ПРЕДЕЛОВ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ПАРОВ БЕНЗОЛА С ВОЗДУХОМ 2006
  • Киселев Антон Александрович
  • Коренман Яков Израильевич
RU2328727C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕНОЛА В ВОЗДУХЕ 2010
  • Кучменко Татьяна Анатольевна
  • Умарханов Руслан Умарханович
RU2441231C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРОВ ПРОПИОНОВОЙ КИСЛОТЫ В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ 2005
  • Смагина Надежда Николаевна
  • Коренман Яков Израильевич
  • Кучменко Татьяна Анатольевна
RU2277237C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИКРОКОНЦЕНТРАЦИЙ ЭТИЛОВОГО СПИРТА В ПАРОГАЗОВЫХ СМЕСЯХ 2007
  • Кучменко Татьяна Анатольевна
  • Шишацкий Юлиан Иванович
  • Лавров Сергей Вячеславович
  • Масленникова Юлия Анатольевна
RU2321846C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРОВ МЕТИЛАЦЕТАТА В ПРИСУТСТВИИ БЕНЗИЛАЦЕТАТА В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ 2009
  • Нифталиев Сабухи Ильич
  • Плотникова Светлана Егоровна
  • Мокшина Надежда Яковлевна
RU2396555C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ХРАНИМОСПОСОБНОСТИ ТВОРОЖНОЙ СЫВОРОТКИ И ПРОДУКТОВ ЕЕ ФРАКЦИОНИРОВАНИЯ 2006
  • Мельникова Елена Ивановна
  • Коренман Яков Израильевич
  • Нифталиев Сабухи Ильич
  • Боева Светлана Евгеньевна
RU2315291C1
ТЕСТ-СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛЕТУЧЕЙ КИСЛОТНОСТИ ВИНА 2007
  • Попова Надежда Николаевна
  • Коренман Яков Израильевич
  • Кучменко Татьяна Анатольевна
  • Оробинский Юрий Иванович
RU2329495C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРОВ МУРАВЬИНОЙ КИСЛОТЫ В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ 2004
  • Смагина Н.Н.
  • Коренман Я.И.
  • Кучменко Т.А.
RU2265834C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕНЗОЛА 2009
  • Горбачук Валерий Виленович
  • Зиганшин Марат Ахметович
  • Сафина Гульназ Дамировна
  • Антипин Игорь Сергеевич
  • Стойков Иван Иванович
RU2390765C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НИТРОЭТАНА В ВОЗДУХЕ 2002
  • Коренман Я.И.
  • Калач А.В.
RU2206084C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА В ВОЗДУХЕ

Изобретение относится к аналитической химии органических соединений и может быть применено для определения паров автомобильного бензина в воздухе. Способ определения паров автомобильного бензина в воздухе характеризуется тем, что для подготовки детектирующего устройства к работе электроды пьезоэлектрического кварцевого резонатора АТ-среза с частотой колебаний 9 Мгц модифицируют раствором β-циклодекстрина в этаноле так, чтобы масса пленки после экспонирования пьезосенсора в сушильном шкафу при 60°С составляла 20 мкг, затем в течение 2 мин в ячейку через фильтрующий патрон продувают анализируемый воздух, содержащий пары автомобильного бензина, подготовленный пьезосенсор помещают в детектор и включают в схему высокочастотного кварцевого генератора, аналитический сигнал регистрируют в виде частоты колебаний кварцевой пластины пьезосенсора при установлении в сорбционной системе термодинамического равновесия, о чем свидетельствует постоянство частоты колебаний пьезосенсора во времени, строят градуировочный график, по которому определяют концентрацию паров автомобильного бензина в воздухе. Способ позволяет определять концентрацию автомобильного бензина в воздухе на уровне ПДК. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 312 330 C1

Способ определения паров автомобильного бензина в воздухе, характеризующийся тем, что для подготовки детектирующего устройства к работе электроды пьезоэлектрического кварцевого резонатора АТ-среза с частотой колебаний 9 МГц модифицируют раствором β-циклодекстрина в этаноле так, чтобы масса пленки после экспонирования пьезосенсора в сушильном шкафу при 60°С составляла 20 мкг, затем в течение 2 мин в ячейку через фильтрующий патрон продувают анализируемый воздух, содержащий пары автомобильного бензина, подготовленный пьезосенсор помещают в детектор и включают в схему высокочастотного кварцевого генератора, аналитический сигнал регистрируют в виде частоты колебаний кварцевой пластины пьезосенсора при установлении в сорбционной системе термодинамического равновесия, о чем свидетельствует постоянство частоты колебаний пьезосенсора во времени, строят градуировочный график, по которому находят концентрацию паров автомобильного бензина в воздухе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2312330C1

Способ определения содержания компонентов в жидких и газообразных средах 1989
  • Зачиняев Геннадий Михайлович
  • Кондратов Александр Петрович
SU1758526A1
Способ определения паров керосиновых фракций и нефтяных масел в воздухе 1979
  • Потрохов Владимир Константинович
  • Малинина Александра Михайловна
  • Горюнова Галина Алексеевна
  • Федорова Наталья Вацимовна
SU883718A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕКСАНА В ВОЗДУХЕ 2002
  • Коренман Я.И.
  • Калач А.В.
RU2216016C1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ МИКРОПРИМЕСЕЙ ЛЕГКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ 1995
  • Жейвот В.И.
  • Золотовский Б.П.
  • Климова О.П.
RU2105972C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОНАНА В ВОЗДУХЕ 2003
  • Коренман Я.И.
  • Киселев А.А.
  • Калач А.В.
RU2240554C1
Кварцевый пьезоэлемент ат-среза 1975
  • Белякович Эдуард Иванович
  • Ярославский Михаил Иосифович
  • Черных Геннадий Георгиевич
  • Богуш Михаил Евгеньевич
SU633136A1
ЫЙ ПЬЁЗОЭЛЕМЁНТ АТ-СРЁЗА 0
SU267703A1
JP 8271468, 18.10.1996
US 5277057 А, 11.01.1994.

RU 2 312 330 C1

Авторы

Киселев Антон Александрович

Коренман Яков Израильевич

Даты

2007-12-10Публикация

2006-11-20Подача