Заявляемое изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам регулирования электрических двигателей с шаговым вращением ротора, и может быть применено, в частности, для высокоточного позиционирования оптических устройств: предметного стола микроскопа и др.
Известен способ импульсного управления электроприводом (Нагорский В.Д. Управление двигателями постоянного тока с помощью импульсов повышенной частоты, "Изв. АН СССР. Отделение технических наук", 1960, Т.2). Способ управления частотой вращения или вращающим моментом электродвигателей постоянного тока основан на периодическом подключении и отключении его обмотки от питающего напряжения. Например, при замыкании коммутатором цепи питания двигателя он разгоняется, при размыкании - тормозится статическим моментом нагрузки. Среднее значение частоты вращения определяется относительным временем включения напряжения питания и нагрузкой, т.е., меняя продолжительность импульса питающего напряжения, можно регулировать частоту вращения в широких пределах. Недостаток способа: нестабильность регулировочной характеристики и, как следствие, низкая точность управления движением.
Наиболее близким по совокупности признаков является способ управления электроприводом постоянного тока (Патент РФ №2258297, МПК 7 Н02Р 5/06, 2003 г.), в котором повышение точности стабилизации скорости и текущего положения вала достигается введением обратной связи с вычислительным устройством, формирующим закон управления силовым преобразователем с учетом данных датчика скорости. Недостаток способа в том, что система регулирования эффективно управляет усредненными динамическими характеристиками электропривода и недостаточно эффективна в переходной области: при разгоне и торможении. Именно эти режимы преобладают в системах высокоточного позиционирования, а не стабильность скоростного режима движения.
Заявленное изобретение предназначено для повышения точности позиционирования в электроприводе с импульсным питанием двигателя постоянного тока. Основная задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, - предложить способ оптимизации работы обратной связи электропривода для переходных режимов: при разгоне и торможении, исключив полностью режим равномерного движения. Это возможно только в шаговом режиме при полной остановке между периодами движения. Технический результат, который может быть получен при этом - достижение высокой точности позиционирования простыми средствами.
Технический результат достигается тем, что в известном способе управления электроприводом постоянного тока, состоящим в том, что двигатель подключают к источнику питания коммутатором, управляемым сигналом с широтно-импульсной модуляцией, сформированным вычислительным устройством обратной связи по результату сравнения данных датчика исполнительного устройства с данными цели, согласно изобретению интервал между импульсами питания превышает время торможения до полной остановки двигателя.
Для получения технического результата - увеличения скорости движения в шаговом режиме, согласно изобретению при отключении источника питания коммутатор замыкает обмотку двигателя на нагрузочное сопротивление. Это позволяет сократить время, затрачиваемое на торможение.
Представим перемещаемую платформу в виде некоторой массы М, в которую входит инерциальная масса ротора двигателя, масса предметного стола и инерциальная масса редуктора. Если в какой-то момент времени обмотка двигателя подключается к источнику питания и на массу М начинает действовать сила F, превышающая силу трения покоя FТ
F≥FT,
то платформа переместится за время t на расстояние S
Здесь а - ускорение
Работа W, выполненная источником питания двигателя за время t, W=FS=UIt, где
U - напряжение питания двигателя;
I - ток двигателя;
t - время подключения двигателя к источнику напряжения.
Можно представить S в виде
где R - действующее сопротивление обмотки двигателя.
Из последнего выражения следует, что путь, пройденный платформой в режиме ускорения, есть функция напряжения на обмотке двигателя, действующего сопротивления обмотки двигателя, эквивалентной массы и времени, в течение которого обмотка подключена к источнику питания
Таким образом, S есть функция времени, т.е. функция длительности импульса питания двигателя. Все остальные параметры можно представить в виде константы. Из выражения для S не следует, что принципиально определен минимальный шаг ΔS перемещения платформы. Этот шаг будет определен многими параметрами - соотношением между массой, силой трения покоя и трения скольжения, жесткостью системы, ударными эффектами вследствие люфта и др. Оценка этого параметра сложна. Экспериментально определить ΔS достаточно просто.
Очевидно, также, что можно задать пройденный путь не только временем действия напряжения, но и изменением величины этого напряжения. Однако этот случай - гипотетический, т.к. пройденный путь всегда будет зависеть от времени и вводить новую переменную не имеет смысла.
Следующий этап движения, включаемый в один шаг, - этап торможения до полной остановки. Для этого по окончанию временного интервала разгона двигателя напряжение питания отключается, а обмотка ротора нагружается на сопротивление, рассеивающее энергию в режиме торможения - для мощного двигателя, для маломощного допустим режим короткого замыкания. Двигатель переходит в режим принудительного торможения до полной остановки. Изменяя временной интервал разгона, можно изменить величину шага.
Предложенный режим работы двигателя постоянного тока позволил решить основную задачу - осуществить поворот ротора двигателя на дискретную, произвольно малую величину, которой можно управлять. При этом остается возможным получение максимального крутящего момента двигателя, так как к обмотке подключается полное напряжение питания.
При наличии движителя с такими возможностями проблема движения к цели с высоким разрешением и проблема устранения люфта механической системы вполне разрешимы. Для этого необходимо иметь высокоточный датчик положения платформы и электронную систему слежения с обратной связью. Разностный сигнал между значением цели и сигналом датчика положения используется для формирования сигнала управления двигателем. Программное обеспечение управляет работой следящей системы с обратной связью.
В качестве датчика положения использовалась электронная измерительная система промышленного измерителя «ЦИ 0-150 мм/0,01 мм» фирмы INSTRIMPEX. Стандартная конструкция была модифицирована для выполнения измерений по координатам Х и Y предметного стола микроскопа "MOTIC".
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРОПРИВОД ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО МОМЕНТА (ЕГО ВАРИАНТЫ) И ЕГО СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (ЕЕ ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2322746C2 |
Многодвигательный электропривод | 1981 |
|
SU1001420A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГИСТЕРЕЗИСНЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ МЕХАНИЗМА | 2007 |
|
RU2360353C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО МОМЕНТА И ЕГО СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2322747C2 |
Вентильный электропривод | 1990 |
|
SU1767688A1 |
Вентильный электропривод | 1987 |
|
SU1529393A1 |
Электропривод переменного тока | 1979 |
|
SU828353A1 |
МНОГОПОЛЮСНЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2015 |
|
RU2597993C1 |
Дискретный электропривод со стабилизацией скорости | 1983 |
|
SU1108601A1 |
ЧАСТОТНОУПРАВЛЯЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1996 |
|
RU2100898C1 |
Заявляемое изобретение относится к электротехники и может быть использовано в устройствах регулирования электрических двигателей с шаговым вращением ротора для высокоточного позиционирования оптических устройств: предметного стола микроскопа и др. Техническим результатом является достижение высокой точности позиционирования простыми средствами. В способе управления электроприводом постоянного тока двигатель подключают к источнику питания коммутатором, управляемым сигналом с широтно-импульсной модуляцией, сформированным вычислительным устройством обратной связи по результату сравнения данных датчика исполнительного устройства с данными цели, при этом интервал между импульсами питания превышает время торможения до полной остановки двигателя. 1 з.п. ф-лы.
ЩЕЛЕВАЯ ЛИНИЯ | 2004 |
|
RU2258279C1 |
МИКРОПРОЦЕССОРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1998 |
|
RU2141164C1 |
RU 2071164 C1, 27.12.1996 | |||
Вентильный электропривод | 1991 |
|
SU1829101A1 |
Позиционный электропривод | 1986 |
|
SU1403317A1 |
US 4638225 A, 20.01.1987 | |||
Устройство для транспортировки и закладки породы в выработанное пространство | 1974 |
|
SU578475A1 |
Авторы
Даты
2007-12-20—Публикация
2006-01-30—Подача