СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПУСКОМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА Российский патент 2008 года по МПК H02P1/20 B60L9/02 

Описание патента на изобретение RU2322750C1

Изобретение относится к области регулируемого электропривода и может использоваться в системе тягового электропривода электроподвижного состава.

Сущность изобретения: способ управления двигателем постоянного тока смешанного возбуждения, содержащего обмотки сериесного и шунтового возбуждения, работающего на исполнительный механизм - механический дифференциал, позволяющий получить плавное нарастание момента на валу двигателя.

Изобретение предназначено для использования на подвижном составе горэлектротранспорта, имеющего один тяговый двигатель, связанный через редуктор или дифференциал с ведущими колесами.

Известны способы управления тяговым электродвигателем, применяемым, например, на троллейбусах (комплект электрооборудования тягового «КР-3001» для троллейбуса типа ЗИУ-682Г-012 и его модификаций ТУ 3456-011-41104970-01, комплект электрооборудования тягового «Динас-29М» руководство по эксплуатации ИДБМ.566441.029РЭ лист 16, 17 ТУ 16-99 ИДБМ.566441.020ТУ).

Из известных способов управления тяговым двигателем наиболее близкой по технической сущности является способ, описанный в ИДБМ. 566441.029РЭ лист 16, 17. Способ пуска электродвигателя смешанного возбуждения состоит в том, что для получения максимального пускового момента устанавливают максимальный ток в шунтовой обмотке возбуждения и максимальный ток в сериесной обмотке возбуждения, а сами обмотки включают согласно. Недостатком такого способа является скачкообразное изменение момента на валу двигателя, прикладываемого к шестерням дифференциала, что в течение достаточно короткого срока эксплуатации приводит к выкрашиванию зубьев шестерен дифференциала. Специфической особенностью тягового привода является то обстоятельство, что режим торможения всегда следует за режимом пуска или выбега, а следовательно, дифференциал представляет собой реверсивный редуктор, в котором при перемене знака момента происходит ударное включение шестерен.

Недостатком известного способа является как раз скачкообразное приложение тягового момента при переходе из режима торможения в режим пуска.

Предлагаемый способ управления пуском электродвигателя состоит в том, что при пуске электродвигателя сначала создается плавный пусковой момент на валу электродвигателя, для чего шунтовую обмотку кратковременно включают встречно сериесной, а затем шунтовую и сериесную обмотки включают согласно и производят пуск.

Данный способ может быть реализован с помощью устройства, изображенного на фиг.1, где:

1 - электродвигатель;

2 - пусковой реостат;

3 - шунтовая обмотка возбуждения;

4 - сериесная обмотка возбуждения;

5 - реверсивный транзисторный преобразователь;

Н и К - обозначение начала и конца соответствующих обмоток.

Устройство работает следующим образом.

Движок пускового реостата 2 ставится в положение, когда величина сопротивления 2 максимальна. Подается напряжение на клеммы «+» и «-». Начинает протекать ток якоря по цепи: «+», 2, 1, начало обмотки возбуждения 4-Н, конец обмотки возбуждения 4-К, «-», а также ток возбуждения шунтовой обмотки 3 по цепи: «+», преобразователь 5, конец обмотки возбуждения 3-К, начало обмотки возбуждения 3-Н, преобразователь 5, «-».

При этом потоки, создаваемые сериесной и шунтовой обмотками, вычитаются, что позволяет сформировать небольшой отрицательный момент на валу двигателя 1 (фиг.2 - пунктирная линия) до времени t1.

По мере пуска двигателя 1 ток в шунтовой обмотке 3 уменьшается за счет изменения скважности работы транзисторов преобразователя 5, плавно увеличивая момент на валу двигателя 1, обеспечивая его плавный пуск, несмотря на скачкообразное изменение тока якоря (фиг.2 - сплошная линия).

Таким образом, решена задача обеспечения плавного нарастания момента на валу электродвигателя.

Похожие патенты RU2322750C1

название год авторы номер документа
Устройство для управления компаундным двигателем троллейбуса 1935
  • Либин Е.Б.
  • Поросятников А.В.
SU48532A1
РУССКИЙ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ЯЛОВЕГИ 2004
  • Яловега Н.В.
  • Яловега С.Н.
RU2262791C1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Петров П.Ю.
RU2215660C1
Стартерный электропривод постоянного тока 1985
  • Голубев Георгий Фотиевич
  • Узарс Валдис Янович
  • Феоктистов Валерий Павлович
  • Чаусов Олег Георгиевич
  • Чуверин Юрий Юрьевич
SU1356170A1
СПОСОБ ПУСКА ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ 2002
  • Колбасинский Д.В.
RU2231454C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ МНОГОМОТОРНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА 1949
  • Куликовский П.К.
SU82945A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОМПАУНДНЫМИ ТЯГОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ 1935
  • Липштейн Д.Б.
SU46970A1
Тяговый электропривод электроподвижного состава постоянного тока 1986
  • Иоспа Залман Савельевич
  • Узарс Валдис Янович
  • Феоктистов Валерий Павлович
  • Чаусов Олег Георгиевич
  • Чуверин Юрий Юрьевич
SU1311956A1
ДВУХДВИГАТЕЛЬНЫЙ ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА 2006
  • Сташинов Юрий Павлович
  • Семенчук Андрей Сергеевич
  • Волков Дмитрий Владимирович
RU2332316C1
Электропривод 1983
  • Голубев Георгий Фотиевич
  • Узарс Валдис Янович
  • Феоктистов Валерий Павлович
SU1127062A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 322 750 C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПУСКОМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системе тягового электропривода электроподвижного состава. Способ управления пуском электродвигателя постоянного тока с сериесной и шунтовой обмотками возбуждения состоит в том, что при пуске электродвигателя сначала шунтовую обмотку кратковременно включают встречно сериесной, а затем шунтовую и сериесную обмотки включают согласно и производят пуск. В результате обеспечивается плавное нарастание момента на валу электродвигателя и значительно увеличивается срок службы исполнительного механизма - механического дифференциала. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 322 750 C1

Способ управления пуском электродвигателя постоянного тока, содержащего обмотки сериесного и шунтового возбуждения, путем выведения токоограничивающего реостата, отличающийся тем, что обмотку шунтового возбуждения сначала включают встречно с сериесной обмоткой, устанавливают ток обмотки шунтового возбуждения максимальным и производят пуск, в процессе которого плавно уменьшают ток шунтовой обмотки до нуля, а затем обе обмотки включают согласно и устанавливают максимальный ток в обеих обмотках.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2322750C1

СПОСОБ ПУСКА ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ 2002
  • Колбасинский Д.В.
RU2231454C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУСКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 0
  • М. П. Яблонский А. В. Порос Тников
SU232354A1
Электропривод постоянного тока 1986
  • Гончаров Владимир Семенович
  • Николаев Александр Геннадьевич
  • Патрин Борис Алексеевич
  • Гегнер Петр Бенционович
SU1365316A1
ВИБРОПОДВЕС ДЛЯ МАЛОГАБАРИТНОГО ЛАЗЕРНОГО ГИРОСКОПА 1997
  • Бакин Ю.В.
  • Зюзев Г.Н.
  • Индисов В.О.
  • Ломакин А.В.
  • Людомирский М.Б.
  • Морозов А.А.
RU2128823C1
US 4114076 A, 12.09.1978
Манекен для тренировки спортсменов 1983
  • Лукашенок Анатолий Бертусович
  • Недельский Константин Николаевич
  • Иванов Борис Викторович
SU1148630A1

RU 2 322 750 C1

Авторы

Каштанов Геннадий Дмитриевич

Осипов Виктор Васильевич

Маркин Владимир Васильевич

Даты

2008-04-20Публикация

2006-06-13Подача