ХРЕБТОВАЯ БАЛКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА Российский патент 2008 года по МПК B61F1/02 B61G7/12 

Описание патента на изобретение RU2326780C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции хребтовых балок рам грузовых вагонов.

Известна хребтовая балка железнодорожного вагона, состоящая из двух зетобразных профилей, между которыми по консольным частям балки комплектно закреплены передний и задний упоры. Передний упор включает розетку с опорными гнездами под верхние головки маятниковых подвесок, на которые навешивается центрирующая балочка, служащая опорой для хвостовика автосцепки, взаимодействующего с тяговым хомутом [И.Ф.Пастухов, В.В.Лукин, Н.И.Жуков «Вагоны». - М.: Транспорт, 1988, стр.171].

Голова автосцепки, содержащая основную ее массу, перевешивает на балочке и с усилием постоянно прижимает хвостовик верхней поверхностью к тяговому хомуту. В эксплуатации при перемещении автосцепки происходит истирание контактирующих поверхностей хвостовика автосцепки и тягового хомута, что приводит к сокращению безремонтного срока службы указанных деталей и является конструктивным недостатком. Вместе с этим автосцепка в процессе движения подвижного состава из-за действия сил тяги и динамических колебаний двигается по опорной поверхности центрирующей балочки, продольное перемещение которой ограничено захватом, суммарный зазор в котором не должен превышать 5 мм.

Также известна хребтовая балка с передними упорами, розетки которых выдвинуты (удлинены) в сторону головы автосцепки, что позволило сделать развеску автосцепки более благоприятной, снизить усилия прижатия хвостовика автосцепки к тяговому хомуту, что позволило уменьшить износы их взаимодействующих поверхностей [В.П.Ефимов, В.Г.Белинович, Е.В.Абрамов и др. «Перспективное автосцепное устройство для грузовых вагонов нового поколения» / «Тяжелое машиностроение» №8, 2005 г., стр.34].

Данная конструкция выбрана в качестве прототипа.

Существенным ее недостатком является возможность использования поглощающего аппарата с ходом до 95 мм, что обеспечивается уменьшением хода автосцепки за счет удлинения розетки переднего упора. Использование аппарата с большим ходом, а значит, и с большей энергоемкостью приводит к жесткому удару головы автосцепки в розетку упора и их обоюдному повреждению.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, состоит в создании конструкции хребтовой балки, обеспечивающей одновременно благоприятную развеску автосцепки и позволяющей применять поглощающие аппараты с ходом до 120 мм.

Поставленная задача решается следующим образом. Вместо удлинения всей розетки переднего упора удлинена только ее верхняя полка, на торце которой выполнено углубление на ширину большую, чем ширина тыльной поверхности головы автосцепки, и глубину, достаточную для обеспечения хода до 120 мм. Вместе с этим длину захвата центрирующей балочки увеличивают на аналогичное расстояние.

Сущность заявляемого изобретения заключается в том, что хребтовая балка железнодорожного вагона состоит из двух зетобразных профилей, между которыми по консольным частям балки комплектно закреплены передний и задний упоры. При этом передний упор снабжен удлиненной верхней полкой розетки, на которой выполнены опорные гнезда для навешивания посредством маятниковых подвесок центрирующей балочки с захватом, а на торцевой поверхности верхней полки розетки переднего упора со стороны головы автосцепки выполнено углубление. Вместе с этим длина захвата центрирующей балочки увеличена на величину углубления на торцевой поверхности верхней полки розетки переднего упора.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где:

Фиг.1 - общий вид хребтовой балки;

Фиг.2 - вид сбоку переднего упора с удлиненной верхней полкой розетки и подвешенной автосцепкой;

Фиг.3 - вид сверху переднего упора с удлиненной верхней полкой розетки и подвешенной автосцепкой.

Хребтовая балка состоит из двух зетобразных профилей 1, между которыми по консольным частям балки комплектно закреплены передний 2 и задний 3 упоры, предназначенные для передачи ударно-тяговых нагрузок от автосцепки на хребтовую балку и раму вагона.

Передний упор 2 включает розетку 4, расположенную со стороны головы автосцепки 15 и имеющую удлиненную верхнюю полку 11, на которой выполнены опорные гнезда 5 под верхние головки 6 маятниковых подвесок 7, на нижние головки 8 которых навешивается центрирующая балочка 9, служащая опорой для хвостовика 10 автосцепки. Удлиненная верхняя полка 11 обеспечивает более благоприятную развеску автосцепки путем сокращения плеча «А» и увеличения плеча «Б», что снижает силы трения, возникающие в месте контакта хвостовика 10 автосцепки и хомута 13. Однако перемещение места подвешивания автосцепки в центр тяжести невозможно по конструктивным параметрам стандартной автосцепки, а также из-за необходимости удержания автосцепки в определенном положении, обеспечивая лимитируемое расстояние от оси автосцепки до головок рельсов. Вместе с этим плечо «А» должно быть не менее хода «Г» поглощающего аппарата в целях обеспечения устойчивости автосцепки при его полном сжатии. Выполнение данных условий при установленном поглощающем аппарате с ходом до 120 мм обеспечивается путем выполнения на торцевой поверхности верхней полки углубления 14 на величину «В» при одновременном увеличении длины захвата 12 центрирующей балочки на эту же величину.

Технический результат от использования заявляемого технического решения заключается в том, что при использовании удлиненной верхней полки розетки переднего упора сохраняется благоприятная схема развески автосцепки, при этом выполнение на торцевой поверхности верхней полки розетки со стороны головы автосцепки углубления обеспечивает возможность использования в автосцепном устройстве поглощающего аппарата с повышенным до 120 мм ходом, что улучшает динамические качества подвижного состава.

Вместе с этим благоприятную развеску также обеспечивает положение центрирующей балочки, перемещение которой вдоль продольной оси хребтовой балки ограничивается захватом, длина которого увеличена на величину углубления на торцевой поверхности верхней полки розетки переднего упора. За счет данного технического решения достигается вертикальное положение маятниковых подвесок в свободном состоянии автосцепного устройства. Кроме того, обеспечивается возможность продольного перемещения автосцепки вместе с центрирующей балочкой на указанную величину. Данной величины достаточно для предотвращения повышенного износа опорной поверхности центрирующей балочки и ответной поверхности хвостовика автосцепки, т.к. продольные колебания малой амплитуды возникают только при движении подвижного состава в состоянии тяги - основном состоянии при движении.

В настоящее время на данную конструкцию разработана конструкторская документация, изготовлены опытные образцы и проводятся их всесторонние испытания.

Описанная конструкция разработана по инициативе Заявителя без выполнения работ по государственному контракту.

Похожие патенты RU2326780C1

название год авторы номер документа
ЦЕНТРИРУЮЩАЯ БАЛОЧКА АВТОСЦЕПКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Пономарев Сергей Анатольевич
  • Жабко Андрей Викторович
  • Абрамов Евгений Васильевич
  • Башкиров Константин Вячеславович
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Щелоков Владимир Федорович
  • Любимов Юрий Андреевич
  • Полявин Виктор Иванович
  • Шишков Вениамин Алексеевич
  • Пономарева Наталья Александровна
  • Шпади Дмитрий Владимирович
  • Харыбин Игорь Алексеевич
  • Ступин Дмитрий Алексеевич
  • Буторин Сергей Михайлович
RU2404077C2
Ударно-тяговое устройство железнодорожного транспортного средства 1985
  • Крайзгур Георгий Борисович
  • Пейрик Ханан Исакович
  • Першиц Юлий Исакович
  • Коломийченко Василий Васильевич
  • Куценко Александр Васильевич
  • Бондаренко Феликс Трофимович
  • Кузьмин Эдуард Константинович
SU1253864A1
Передний упор автосцепного устройства 1982
  • Архипов Петр Федорович
  • Крайзгур Георгий Борисович
  • Лубенец Анатолий Павлович
  • Новикова Капиталина Федоровна
  • Верхутина Татьяна Алексеевна
  • Сычев Юрий Николаевич
  • Тюльпин Авенир Арсеньевич
  • Хазан Виктор Моисеевич
SU1092079A1
КОРПУС АВТОСЦЕПКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Пономарев Сергей Анатольевич
  • Абрамов Евгений Васильевич
  • Башкиров Константин Вячеславович
  • Малых Николай Александрович
  • Любимов Юрий Андреевич
  • Полявин Виктор Иванович
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Белинович Виктор Георгиевич
  • Шишков Вениамин Алексеевич
  • Романенко Александра Николаевна
  • Жабко Андрей Викторович
  • Шумило Ольга Леонидовна
  • Шпади Дмитрий Владимирович
  • Харыбин Игорь Алексеевич
  • Ступин Дмитрий Алексеевич
  • Лутохин Евгений Владимирович
  • Яковенко Николай Михайлович
RU2381933C2
Центрирующий прибор автосцепки рельсового транспортного средства 1989
  • Осипов Анатолий Степанович
  • Кеглин Борис Григорьевич
  • Осипов Игорь Анатольевич
  • Умняшкин Георгий Трофимович
SU1717451A1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ УПОРОВ АВТОСЦЕПКИ, СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УЗЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УЗЛА 2008
  • Головизнин Борис Леонидович
  • Пономарев Сергей Анатольевич
  • Башкиров Константин Вячеславович
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Любимов Юрий Андреевич
  • Абрамов Евгений Васильевич
  • Романенко Александра Николаевна
  • Белинович Виктор Георгиевич
  • Тиссен Александр Иванович
  • Григурко Владимир Васильевич
  • Полявин Виктор Иванович
  • Демин Константин Павлович
  • Васильева Людмила Михайловна
  • Шишков Вениамин Алексеевич
  • Матвеев Леонид Викторович
  • Кононский Алексей Федорович
  • Янов Александр Георгиевич
  • Левин Александр Борисович
  • Агинских Максим Васильевич
RU2395419C9
Центрирующее устройство автосцепки железнодорожного транспортного средства 2020
  • Клемин Владислав Вячеславович
  • Маненков Александр Владимирович
  • Брызгалов Валерий Валерьевич
  • Шулдрин Олег Юрьевич
  • Григорьев Алексей Владимирович
RU2751833C1
Центрирующее устройство автосцепки железнодорожного транспортного средства 2020
  • Клемин Владислав Вячеславович
  • Маненков Александр Владимирович
  • Брызгалов Валерий Валерьевич
  • Шулдрин Олег Юрьевич
  • Григорьев Алексей Владимирович
RU2806316C1
АВТОСЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Осмоловский Виктор Никитич
  • Синицын Владимир Владимирович
  • Сударев Владимир Григорьевич
RU2347703C1
Способ контроля технического состояния автосцепки вагона при текущем осмотре 2018
  • Железняк Василий Никитович
  • Ермоленко Игорь Юрьевич
  • Мартыненко Любовь Викторовна
  • Воронова Юлия Владиславовна
  • Санникова Елена Георгиевна
RU2689089C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 326 780 C1

Реферат патента 2008 года ХРЕБТОВАЯ БАЛКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА

Хребтовая балка состоит из двух зетобразных профилей, между которыми по консольным частям балки комплектно закреплены передний и задний упоры. Передний упор включает розетку (4), расположенную со стороны головы автосцепки и имеющую удлиненную верхнюю полку (11), на которой выполнены опорные гнезда (5) под верхние головки (6) маятниковых подвесок (7), на нижние головки (8) которых навешивается центрирующая балочка (9), служащая опорой для хвостовика (10) автосцепки. На торцевой поверхности верхней полки (11) розетки переднего упора со стороны головы автосцепки выполнено углубление на ширину большую, чем ширина поверхности головы автосцепки, и на глубину, достаточную для обеспечения хода поглощающего аппарата автосцепки и равную увеличению длины захвата (12) центрирующей балочки. Обеспечивается возможность использовать поглощающий аппарат с ходом до 120 мм и уменьшить износ опорной поверхности центрирующей балочки и ответной поверхности хвостовика автосцепки. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 326 780 C1

Хребтовая балка железнодорожного вагона, состоящая из двух зетобразных профилей, между которыми по консольным частям балки комплектно закреплены передний и задний упоры, при этом передний упор снабжен удлиненной верхней полкой розетки, на которой выполнены опорные гнезда для навешивания посредством маятниковых подвесок центрирующей балочки с захватом, отличающаяся тем, что на торцевой поверхности верхней полки розетки переднего упора со стороны головы автосцепки выполнено углубление на ширину большую, чем ширина тыльной поверхности головы автосцепки, и на глубину, достаточную для обеспечения хода поглощающего аппарата автосцепки и равную увеличению длины захвата центрирующей балочки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2326780C1

Ефимов В.П
и др
Перспективное автосцепное устройство для грузовых вагонов нового поколения
Тяжелое машиностроение, N8/2005, с.33-35, ISSN 0131-1336
Передний упор автосцепного устройства 1982
  • Архипов Петр Федорович
  • Крайзгур Георгий Борисович
  • Лубенец Анатолий Павлович
  • Новикова Капиталина Федоровна
  • Верхутина Татьяна Алексеевна
  • Сычев Юрий Николаевич
  • Тюльпин Авенир Арсеньевич
  • Хазан Виктор Моисеевич
SU1092079A1
ХРЕБТОВАЯ БАЛКА 2000
  • Малых Н.А.
  • Андронов В.А.
  • Ефимов В.П.
  • Цюренко В.Н.
  • Ульянов О.А.
  • Белинович В.Г.
  • Романенко А.Н.
  • Абрамов Е.В.
  • Баженевских Ю.М.
  • Левин А.Б.
  • Ступин Д.А.
  • Иванов А.В.
  • Головизнин Б.Л.
RU2181675C2
US 3913747 А, 21.10.1975
US 3006483 A, 31.10.1961.

RU 2 326 780 C1

Авторы

Пономарев Сергей Анатольевич

Абрамов Евгений Васильевич

Ефимов Виктор Петрович

Пономарев Сергей Григорьевич

Андронов Владислав Анатольевич

Башкиров Константин Вячеславович

Романенко Александра Николаевна

Щелоков Владимир Федорович

Клещевников Василий Арсенович

Харыбин Игорь Алексеевич

Григурко Владимир Васильевич

Шишков Вениамин Алексеевич

Левин Александр Борисович

Белинович Виктор Георгиевич

Даты

2008-06-20Публикация

2006-08-23Подача