ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2008 года по МПК B61F5/12 

Описание патента на изобретение RU2328395C2

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для гашения колебаний обрессоренных частей грузовых вагонов.

Известно устройство фирмы National Malijable and Still Castings, включающее клин, контактирующий с надрессорной балкой, и пружину, опирающуюся на боковину [1].

Недостатком известного устройства является необходимость использования для его размещения достаточно громоздких боковых рам тележек, что увеличивает вес ходовых частей, а также сложность обслуживания и большие затраты на ремонт ходовых частей транспортного средства в эксплуатации.

Известен также взятый за прототип фрикционный гаситель колебаний тележки 18-100, включающий корпус, контактирующий с надрессорной балкой, и поверхность трения, контактирующую с соответствующей поверхностью боковой рамы тележки [2].

Недостатком известного фрикционного гасителя колебаний является невозможность получения стабильной силы сопротивления, т.к. на ее величину влияют как деформация рессорного комплекта, обусловленная весом обрессоренных частей, так и разброс сил трения на вспомогательной наклонной поверхности клина в результате износа трущихся поверхностей (вертикальной и наклонной) в эксплуатации, а также невозможность регулирования силы сопротивления гасителя. Кроме того, недостатком данной конструкции является пропорциональность сил трения демпфера весу кузова вагона.

Изобретение решает задачу создания фрикционного гасителя колебаний с повышенной стабильностью силы сопротивления, с силой трения, независящей от веса кузова вагона, и с возможностью изменения величины этой силы.

Для решения этой задачи известный фрикционный гаситель колебаний, включающий корпус, контактирующий с надрессорной балкой, и поверхность трения, контактирующую с соответствующей поверхностью боковой рамы тележки, снабжен расположенной внутри корпуса объемно-сжатой вставкой, выполненной из эластомера, например резины, и поршнями, установленными в соответствующих отверстиях корпуса и контактирующими с упомянутой вставкой. Поверхность трения расположена на одном из поршней, на другой поршень действует усилие со стороны предварительно сжатого упругого элемента (например, пружины, размещенной в стакане), а корпус контактирует с надрессорной балкой без взаимного перемещения.

Техническим преимуществом заявляемого гасителя является отсутствие вспомогательной поверхности трения (расположенной у прототипа под углом к основной) и наличие предварительно сжатого упругого элемента (например, пружины в стакане), благодаря чему сила сопротивления сохраняется постоянной, т.е. не зависит от веса обрессоренных частей и приобретает повышенную стабильность в эксплуатации и, кроме того, появляется возможность получения силы сопротивления определенной величины путем установки поршней разного диаметра и изменения силы сжатия пружины.

Благодаря повышенной стабильности силы сопротивления гасителя значительно улучшаются ходовые качества транспортного средства.

Изобретение поясняется чертежом, на котором заявляемый гаситель размещен на тележке типа 18-100 (или - тележка ЦНИИ-Х3-О).

Фрикционный гаситель колебаний состоит из металлического корпуса 1, форма которого может быть любой, и, в частности, соответствующей форме конца надрессорной балки.

Внутри корпуса 1 находится в объемно-сжатом состоянии эластомер

вставка 2, выполненная, например, из резины.

В отверстиях корпуса 1 расположены упирающиеся во вставку 2 поршни 3 и 4, диаметры которых определяются исходя из потребной величиной силы трения и могут иметь различные значения.

Вертикальный поршень 3 установлен с помощью предварительно сжатого упругого элемента, например пружины 5, размещенной в стакане 6. На фланец стакана 6 опирается корпус 1, а фланец стакана, в свою очередь, опирается на пружину 7 рессорного подвешивания.

Горизонтальный поршень 4 контактирует с фрикционной накладкой 8 боковины 9 тележки, причем сила прижатия поршня 4 к боковине 9 может варьироваться путем установки поршней 3 и 4 разного диаметра и/или изменения силы сжатия пружины 5.

Корпус 1 контактирует с надрессорной балкой 10 тележки без взаимного перемещения, например с помощью расположенного на балке ограничителя 11 (это может быть технологический прилив), что устраняет влияние веса обрессоренных частей на величину деформации упругого элемента, например пружины 5, и, следовательно, на стабильность работы гасителя.

Форма корпуса 1 может и поршней 3 и 4 быть любой и определяется конфигурацией надрессорной балки тележки.

Гаситель работает следующим образом.

Усилие, действующее на поршень 3 со стороны упругого элемента, например пружины 5, передается на вставку 2, выполненную из эластомера. При этом величина давления на вставку 2 со стороны поршня зависит от первоначальной силы сжатия упругого элемента, например пружины 5, и площади поршня 3. Вставка 2, находящаяся в объемно-сжатом состоянии, передает давление во все стороны без изменений, в том числе и на поршень 4, который с некоторой силой, зависящей от его площади, прижимается к боковине 9 тележки.

Сила трения, необходимая для гашения колебаний рельсового транспортного средства, возникает при вертикальном перемещении поршня 4 по боковине 9.

Для получения силы трения другой величины достаточно установить поршни соответствующих диаметров и при необходимости изменить силу предварительного сжатия упругого элемента, например пружины 5, путем, например, размещения на дне стакана 6 регулировочных прокладок определенной толщины.

Заявляемый гаситель колебаний не требует повышения затрат на установку и ремонт в эксплуатации в сопоставлении с серийной конструкцией, т.к. он взаимозаменяем с существующим гасителем, его установка на тележке производится с помощью тех же средств, что и установка серийного гасителя.

С точки зрения взаимозаменяемости наиболее целесообразно использование заявляемого гасителя в конструкции серийной тележки 18-100 (или ЦНИИ-Х3-О).

Источники информации

1. Тележки железнодорожных вагонов / Под ред. Л.А.Шадура. - М.: ГОСИНТИ, 1958 г. - 272 с.

2. Вагоны / Под ред. Л.А.Шадура. - М.: Транспорт, 1980. - 439 с.

Похожие патенты RU2328395C2

название год авторы номер документа
Гаситель колебаний рельсового транспортного средства 1981
  • Селинов Владимир Игоревич
  • Салоусов Геннадий Николаевич
  • Пранов Александр Алексеевич
  • Павлюков Александр Эдуардович
SU954291A1
КОМБИНИРОВАННОЕ ДВУХРЕЖИМНОЕ РЕССОРНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ ГРУЗОВОГО ВАГОНА (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Чупраков Егор Владимирович
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Деревцов Виктор Александрович
RU2497701C2
Фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства 1985
  • Соколов Михаил Матвеевич
  • Бороненко Юрий Павлович
  • Лукьянчиков Владимир Петрович
  • Двухглавов Вячеслав Александрович
  • Гейлер Михаил Петрович
  • Рутман Юрий Лазаревич
  • Федак Василий Дмитриевич
SU1341087A1
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ 2002
  • Березин В.В.
  • Кокорев А.И.
  • Мещерин Ю.В.
RU2224931C1
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ 2012
  • Луков Николай Михайлович
  • Ромашкова Оксана Николаевна
  • Космодамианский Андрей Сергеевич
  • Попов Юрий Викторович
  • Стрекалов Николай Николаевич
  • Серин Сергей Александрович
  • Измеров Олег Васильевич
  • Михальченко Георгий Сергеевич
  • Воробьев Владимир Иванович
  • Пугачев Александр Анатольевич
  • Новиков Виктор Григорьевич
RU2529066C2
Гаситель колебаний тележки рельсового транспортного средства 1989
  • Блохин Евгений Петрович
  • Грановская Наталья Иосифовна
  • Жаковский Александр Дмитриевич
  • Манашкин Лев Абрамович
  • Пастернак Николай Александрович
  • Савчук Орест Макарович
SU1708681A1
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2000
  • Савчук Орест Макарович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Плютин Иван Иванович
  • Лашко Анатолий Дмитриевич
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Воронович Виктор Петрович
  • Федюшин Юрий Михайлович
  • Андрюшин Иван Сергеевич
  • Демин Юрий Васильевич
  • Можейко Евгений Рудольфович
  • Вислогузов Виктор Тихонович
RU2174476C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА СИСТЕМЫ КОЛЕСО-РЕЛЬС И КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Чупраков Егор Владимирович
  • Горбаток Сергей Анатольевич
RU2449910C2
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2004
  • Бурмистров Н.В.
  • Маненков А.В.
RU2259292C1
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2007
  • Бурмистров Николай Васильевич
  • Маненков Александр Владимирович
RU2348556C1

Реферат патента 2008 года ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Фрикционный гаситель колебаний снабжен расположенной внутри корпуса (1) объемно-сжатой вставкой (2) из эластомера и двумя поршнями (3, 4), установленными в отверстиях корпуса и контактирующими с упомянутой вставкой. На одном из поршней расположена поверхность трения, а другой поршень установлен с помощью предварительно сжатого упругого элемента. Корпус контактирует с надрессорной балкой (10) без взаимного перемещения. Предварительно сжатый упругий элемент выполнен в виде пружины (5), размещенной в стакане (6). Повышается стабильность силы сопротивления гасителя колебаний, улучшаются ходовые качества транспортного средства. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 328 395 C2

1. Фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства, включающий корпус, контактирующий с надрессорной балкой, и поверхность трения, контактирующую с соответствующей поверхностью боковой рамы тележки транспортного средства, отличающийся тем, что он снабжен расположенной внутри корпуса объемно-сжатой вставкой, выполненной из эластомера, и, по меньшей мере, двумя поршнями, установленными в соответствующих отверстиях корпуса и контактирующими с упомянутой вставкой, причем поверхность трения расположена на одном из поршней, другой поршень установлен с помощью предварительно сжатого упругого элемента, а корпус контактирует с надрессорной балкой без взаимного перемещения.2. Фрикционный гаситель колебаний по п.1, отличающийся тем, что предварительно сжатый упругий элемент выполнен в виде пружины, размещенной в стакане.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2328395C2

Гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства 1986
  • Сенаторов Сергей Александрович
  • Тертичная Ирина Васильевна
  • Ситников Дмитрий Иванович
  • Жигарин Василий Анатольевич
  • Самофеев Александр Евгеньевич
SU1369964A1
Фрикционный гаситель колебанийРЕльСОВОгО ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1978
  • Гейлер Моисей Петрович
  • Двухглавов Вячеслав Александрович
  • Завт Борис Самуилович
  • Кузьмич Леонид Дмитриевич
  • Френкель Виталий Яковлевич
  • Богатов Владимир Ананьевич
SU846353A1
US 2827987 A, 25.03.1958
US 4230047 A, 28.10.1980.

RU 2 328 395 C2

Авторы

Синицын Владимир Владимирович

Селинов Владимир Игоревич

Даты

2008-07-10Публикация

2006-08-15Подача