ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА Российский патент 2001 года по МПК B61F5/12 

Описание патента на изобретение RU2174476C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции тележек подвижного состава, в частности узлов уменьшения амплитудных колебаний рельсового транспортного средства.

Известна тележка грузового вагона, содержащая надрессорные комплекты, включающие в себя упругие элементы и фрикционные гасители колебаний, расположенные в проемах рам, горизонтальные связи надрессорной балки с боковыми рамами и колесные пары с буксами (SU, а.с. N 724379, кл. В 61 F 3/02, 1980).

Для гашения горизонтальных перемещений надрессорной балки в ее концевых частях установлены фрикционные гасители колебаний постоянного трения.

Фрикционные гасители колебаний постоянного трения, установленные в концевых частях надрессорной балки, не обеспечивают достаточных сил сопротивления горизонтальным перемещениям надрессорной балки, что приводит к ударам ее об ограничители на боковых рамах, а следовательно, может быть отнесено к недостаткам аналога.

Прототипом изобретения является тележка грузового вагона, конструктивное решение которой защищено патентом РФ N 2090404, кл. В 61 F 5/00, заявка N 94044539/11, зарегистрированным в Государственном реестре изобретений 20 сентября 1997 года.

При изготовлении тележки был использован "Дисковый фрикционный гаситель колебаний" патент N 2037442, заявка N 4909132, приоритет 19 июня 1995 года.

Вагон с тележкой мод. 18-781 разработка АО "КВСЗ", Украина не прошел гарантийные испытания из-за выхода из строя "Дискового фрикционного гасителя колебаний" по патенту РФ N 2037442, что следует отнести к недостаткам прототипа.

Целью изобретения является разработка тележки мод. 18-781 с таким гасителем колебаний, который обеспечил бы гарантийную наработку тележки грузового вагона на испытаниях и ее внедрение в серийное производство.

Эта цель достигается путем разработки гасителя с трущимися сухарями. Количество сухарей, применяемых в гасителе колебаний, колеблется от трех до шести штук.

Прототип включает надрессорную балку, которая опирается на рессорные комплекты, содержащие пружинные элементы и гасители колебаний, которые размещены в прорезях боковых рам, горизонтальные связи надрессорной балки с боковыми рамами и колесные пары.

Сущность изобретения заключается в том, что дисковые гасители колебаний, которые не выдерживают эксплуатационных нагрузок, меняют на блок сухарей с конусной поверхностью.

В настоящее время конструкция гасителей колебаний с блоком сухарей прошла стендовые испытания на цикличность работы, включена в комплект тележек грузовых вагонов, которые направлены на проведение гарантийных испытаний.

Существенные отличия заявляемого объекта заключаются в следующем.

Внутри каждой из пружин размещена втулка тяговая, основание которой служит опорой для пружины, втулка тяговая оборудована поверху внутри конусной поверхностью для прижатия блока сухарей к фрикционному валу и стакану с конусной поверхностью для опирания блока сухарей, а стакан с конусной поверхностью оборудован буртом для поддержки фрикционного вала с плавающим поршнем и герметичной камерой под фрикционным валом, опирающейся на амортизатор резинового типа.

Тележка грузового вагона отличается тем, что
- герметичная камера под фрикционным валом частично заполнена смазкой, обеспечивающей при погружении в нее фрикционной камеры смазывание трущихся поверхностей, например блока сухарей;
- втулка тяговая оборудована поверху уплотнительным кольцом, которое в сопряжении с верхним кожухом исключает выдавливание смазки на пружины;
- между основанием под втулкой тяговой, служащей опорой под пружину, и опорным листом под амортизатор установлен расчетный зазор, исключающий контакт между ними при работе;
- трущиеся поверхности деталей покрыты металлокерамикой;
- фигурная трехлепестковая планка закреплена потайными болтами, поддерживающими плавающий поршень;
- конструкция оборудована дистанционным конусным кольцом;
- резиновый амортизатор установлен между донышком и нижним листом.

Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в том, что трущиеся сухари, прижимаясь к фрикционному валу, обеспечат надежную работу гасителя колебаний. Для обеспечения минимального износа трущихся деталей их наружные поверхности покрываются металлокерамикой, а сами детали обильно смазываются в процессе эксплуатации.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид тележки грузового вагона; на фиг. 2 - общий вид гасителя колебаний; на фиг. 3 - сухари фрикционные (нижний блок); на фиг. 4 - сухари фрикционные (верхний блок);
на фиг. 5 - фигурная планка; на фиг. 6 - общий вид гасителя колебаний (вариант).

Тележка грузового вагона 1 (фиг. 1) содержит надрессорную балку 2, опирающуюся на комплекты гасителей колебаний 3, включающие упругие элементы, выполненные в виде пружин 4 (фиг.2).

Комплект гасителя колебаний 3 включает стакан 5 с конусной поверхностью (под углом 45o ) для прижатия нижнего блока сухарей 6 к фрикционному валу 7. Втулка тяговая 8 выполнена с конусной поверхностью для прижатия верхнего блока сухарей 9 к фрикционному валу 7, который оборудован плавающим поршнем 10, выполненным из пластмассы маслостойкой. Его поддерживает закрепленная потайными болтами фигурная планка 11. Между нижним блоком сухарей 6 и верхним блоком сухарей 9 установлено дистанционное конусное кольцо 12, обеспечивающее постоянный зазор между блоками сухарей 6 и 9. Верхняя крышка 13 имеет опорные площадки для вала 7, пружины 4 и защитного кожуха 14, являющегося стенкой для уплотнения 15, установленного в проточке втулки тяговой 8. Стакан 5 оборудован донышком 16, прикрепленным к нему через уплотнение 17. Между нижним листом 18, прикрепленным болтом к донышку 16, и последним установлен резиновый амортизатор 19, зафиксированный на оси выштамповкой на листе 18 через отверстие в амортизаторе 19.

Нижний блок сухарей фрикционных 6 (фиг. 3) и верхний блок сухарей фрикционных 9 (фиг. 4) выполнен из проточного кольца, разрезаемого соответственно на 3-6 частей с равными зазорами между ними. Размеры сухарей 6 и 9 в каждом блоке равны между собой.

Фигурная планка 11 (фиг. 5) оборудована тремя отверстиями, расположенными на равных расстояниях друг от друга.

Сборка гасителя колебаний осуществляется следующим образом.

Перед сборкой крышку 13 нагревают в масле, вставляют вал 7 и кожух 14, после чего дают выдержку на остывание. Тепловое соединение вагонных деталей работает надежно. Блоки сухарей 6 и 9 изготавливают путем выточки кольца с последующей разметкой и маркировкой каждого сухаря. Желательно устанавливать два варианта сухарей: по три из кольца с толщиной распила 2 мм. В обоих вариантах суммарный зазор между сухарями в неизношенном состоянии составит 12 мм, что обеспечивает взаимный износ сухарей. Износ контролируется щупом толщиной 2 мм. Если щуп не проходит зазор между основанием стакана 8 и листом 18, блоки сухарей 6 и 9 подлежат замене.

Фигурная планка 11 не должна препятствовать поступлению смазки на вал 7, поэтому она выполняется трехлепестковой.

В конце сборки гасителя колебаний, которая выполняется в опрокинутом виде, после постановки фигурной планки 11 в стакан 5 вносится смазка до 200 см3, после чего ставится донышко 16 и нижний лист 18 с установкой между ними амортизатора 19.

При динамических колебаниях груженного вагона конец фрикционного вала 7 будет погружаться в смазку, нанося ее на трущиеся поверхности. При этом часть смазки будет перемещать плавающий поршень 10, сжимая воздух под ним. Этот поршень 10 будет препятствовать уходу смазки внутрь полости в вале 7 при разгрузке вагона на вагоноопрокидователе.

Резиновый буфер 19 призван обеспечить наклоны гасителя 3 при горизонтальных перемещениях пружинного комплекта.

Желательно привулканизировать или приклеить его к нижнему листу 18.

Целесообразно использовать металлокерамику для нанесения ее на наружные поверхности стаканов, которая стойкая к износу поверхностей.

Ожидаемый коэффициент относительного трения гасителя в тележке мод. N 18-781 (при трении в контакте сухарей с валом с коэффициентом μ = 0,15) ϕ = 60%, что достаточно для пружинного комплекта с гасителем колебаний.

Похожие патенты RU2174476C1

название год авторы номер документа
ТРЕХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2000
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Бондарь Николай Александрович
  • Воронович Виктор Петрович
  • Плютин Иван Иванович
  • Можейко Евгений Рудольфович
  • Шиляев Владимир Николаевич
RU2181090C2
ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Воронович Виктор Петрович
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Чеботарев Валентин Изотович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Шиляев Владимир Николаевич
RU2220865C2
ДВУХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2002
  • Дейнеко Сергей Юрьевич
  • Приходько Владимир Иванович
  • Бондарь Николай Александрович
  • Лозовик Ирина Михайловна
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Роговенко Ольга Александровна
  • Можейко Евгений Рудольфович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Лашко Анатолий Дмитриевич
  • Шиляев Владимир Николаевич
  • Кирпа Георгий Николаевич
RU2246416C2
ТЕЛЕЖКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 2001
  • Приходько Владимир Иванович
  • Воронович Виктор Петрович
  • Лашко Анатолий Дмитриевич
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Чеботарев Валентин Изотович
  • Плютин Иван Иванович
RU2220862C2
Фрикционно-амортизирующее устройство тележки грузового вагона 2023
  • Колпаков Владислав Васильевич
  • Иванов Сергей Анатольевич
  • Гофман Екатерина Владимировна
RU2811186C1
ТЕЛЕЖКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА С МЕХАНИЗМОМ РАДИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ 2001
  • Приходько Владимир Иванович
  • Воронович Виктор Петрович
  • Лашко Анатолий Дмитриевич
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Чеботарев Валентин Изотович
  • Шавлак Ирина Васильевна
RU2216470C2
ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН 2003
  • Приходько Владимир Иванович
  • Коробка Борис Афанасьевич
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Назаренко Леонид Иванович
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Маначинский Олег Владимирович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Шкабров Олег Анатолиевич
  • Данилко Сергей Александрович
RU2256571C1
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА 1994
  • Савчук Орест Макарович[Ua]
  • Демин Юрий Васильевич[Ua]
  • Вислогузов Виктор Тихонович[Ua]
  • Федюшин Юрий Михайлович[Ua]
  • Лашко Анатолий Дмитриевич[Ua]
  • Приходько Владимир Иванович[Ua]
  • Плютин Иван Иванович[Ua]
  • Барбашов Валентин Михайлович[Ua]
  • Паршинов Геннадий Тимофеевич[Ua]
  • Бондарь Николай Александрович[Ua]
RU2090404C1
ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН 2004
  • Приходько Владимир Иванович
  • Назаренко Леонид Иванович
  • Коробка Борис Афанасьевич
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Данилко Сергей Александрович
  • Третьяк Юрий Александрович
RU2267424C1
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2004
  • Бурмистров Н.В.
  • Маненков А.В.
RU2259292C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 174 476 C1

Реферат патента 2001 года ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к разработке пружинного гасителя колебаний грузовых тележек. Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в том, что обеспечивается надежная работа гасителя колебаний. Внутри пружинного гасителя колебаний размещены фрикционный гаситель колебаний, включающий два блока сухарей с конусной поверхностью, разделенных между собой дистанционным конусным кольцом. Блоки сухарей прижимаются к фрикционному валу через конусные бурты наружного стакана и вписанного в него внутреннего стакана. Для смазки трущихся поверхностей используется масляная камера. 2 з.п.ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 174 476 C1

1. Тележка грузового вагона, содержащая надрессорную балку, опирающуюся на пружинные комплекты гасителей колебаний, отличающаяся тем, что внутри каждой из пружин размещена втулка тяговая, основание которой служит опорой для пружины, втулка тяговая оборудована поверху внутри конусной поверхностью для прижатия блока сухарей к фрикционному валу и стакану с конусной поверхностью для опирания блока сухарей, а стакан с конусной поверхностью оборудован буртом для поддержки фрикционного вала с плавающим поршнем и герметичной камерой под фрикционным валом, опирающейся на амортизатор резинового типа. 2. Тележка грузового вагона по п.1, отличающаяся тем, что трущиеся поверхности деталей покрыты металлокерамикой. 3. Тележка грузового вагона по п.1, отличающаяся тем, что резиновый амортизатор установлен между донышком и нижним листом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2174476C1

БОКОВАЯ ОПОРА КУЗОВА ЛОКОМОТИВА 0
  • А. Ф. Нов, А. Н. Кон Ев, В. Л. Великоцкий, А. П. Лобода, К. П. Мищенко, Г. И. Ксоврели, Г. И. Чиракадзе, А. Я. Степанов, А. Г. Циклаури, П. И. Лозовой В. Л. Либерман
SU210213A1
SU 228065 A, 08.10.1968
Буксовое подвешивание тележки рельсового экипажа 1973
  • Челконов Иван Иванович
  • Свешников Владимир Евгеньевич
  • Левит Георгий Михайлович
  • Данилов Юрий Венедиктович
  • Полевов Владимир Алексеевич
SU468822A1
Люлечное подвешивание кузова железнодорожного транспортного средства 1986
  • Евграфов Виктор Васильевич
  • Климентьев Антон Юрьевич
SU1384453A1
Виброизолирующая подвеска объекта 1983
  • Зуев Анатолий Кузьмич
  • Мириевский Владимир Кириллович
SU1123917A1
Подвеска последовательно расположенных опорных элементов транспортного средства 1986
  • Науменко Владимир Федорович
SU1402468A1
Фрикционный амортизатор вагонной тележки для поглощения вертикальных колебаний вагона 1959
  • Гуляев А.М.
SU123184A1
Амортизатор 1982
  • Блохин Евгений Петрович
  • Иваницкий Руслан Палладиевич
  • Манашкин Лев Абрамович
  • Юрченко Александр Васильевич
  • Крутиков Игорь Андреевич
  • Плоткин Владимир Семенович
  • Угаров Владимир Иванович
  • Цыпышев Геннадий Иннокентьевич
  • Крайзгур Георгий Борисович
SU1024609A1
US 3773147 A, 20.11.1973
US 4606442 A, 19.08.1986
ПРЕДМЕТ ОДЕЖДЫ 1991
  • Григорьев М.Н.
  • Груберт Л.Ю.
RU2044509C1
Загрузочно-разгрузочное устройство 1980
  • Костин Владимир Петрович
  • Солодухин Михаил Алексеевич
SU918008A1

RU 2 174 476 C1

Авторы

Савчук Орест Макарович

Приходько Владимир Иванович

Плютин Иван Иванович

Лашко Анатолий Дмитриевич

Прохоров Владимир Михайлович

Воронович Виктор Петрович

Федюшин Юрий Михайлович

Андрюшин Иван Сергеевич

Демин Юрий Васильевич

Можейко Евгений Рудольфович

Вислогузов Виктор Тихонович

Даты

2001-10-10Публикация

2000-03-16Подача