СПОСОБ СТРОПОВКИ ГРУЗОВ В ГОРНОЙ ВЫРАБОТКЕ Российский патент 2008 года по МПК B66C1/12 

Описание патента на изобретение RU2333880C1

Изобретение относится к средствам механизации погрузочных, транспортных и разгрузочных работ и может быть использовано, например, в угольной промышленности в подземных условиях для перемещения груза по горным выработкам.

Известен способ строповки крупногабаритного груза (патент РФ №2193005, МПК 7 В66С 1/10, опубл. 20.11.2002), при котором определяют центр массы груза, после чего определяют расстояние от центра масс до каждого из мест застроповки груза, в соответствии с измеренным расстоянием подбирают длину каждой стропы и подсоединяют стропы в зависимости от их длины к местам застроповки груза.

Недостатком известного способа является невозможность его использования в стесненных условиях горной выработки.

Известен также одноветвевой способ строповки груза в горной выработке (Оберман Я.И. Стропальное дело. Учебное пособие для ПТУ. - М.: Металлургия, 1985, с.193-194), оборудованной монорельсом и гидроподъемниками с рабочими траверсами, включающий перемещение груза за счет передвижения подъемно-транспортного устройства по монорельсу, используемый в настоящее время на шахтах Кузбасса, при котором осуществляют подъем одной единицы груза с помощью двух гидроподъемников, причем сначала опускают рабочую траверсу одного гидроподъемника, затем рабочую траверсу второго гидроподъемника, фиксируют на них груз и поднимают его, подтягивая груз к гидроподъемникам, при этом сначала поднимают одну сторону груза, потом вторую.

Недостатками известного способа являются: неэффективный способ строповки груза, а именно: использование одноветвевого способа строповки груза, неправильно выбранное место застроповки груза, т.к. не учитывается местоположение центра тяжести груза, следствием чего является неравномерная нагрузка на ветви строп, аварийные ситуации, связанные с перегрузкой ветвей строп, грузоподъемных средств, потерей устойчивости и опрокидыванием поднимаемого груза, низкая эффективность операций по перемещению грузов, малое количество перевозимого груза, значительный износ оборудования из-за частых его поломок, а следовательно, высокие затраты на перемещение грузов, низкая безопасность труда из-за частых поломок оборудования.

Задачи изобретения: повышение эффективности операций по перемещению грузов за счет использования многоветвевого способа строповки, увеличение количества перевозимого груза, снижение износа оборудования, повышение безопасности труда.

Указанные задачи достигаются тем, что в способе строповки грузов в горной выработке, оборудованной монорельсом и гидроподъемниками с рабочими траверсами, включающем перемещение груза за счет передвижения подъемно-транспортного устройства по монорельсу, согласно изобретению на каждый гидроподъемник по его консолям фиксируют на цепях две вспомогательные траверсы, которые располагают одну слева, другую справа от рабочей траверсы, определяют центр тяжести груза, затем устанавливают гидроподъемник относительно груза так, чтобы рабочая траверса была расположена над центром тяжести груза по вертикальной оси, на концах рабочей траверсы и на грузе в местах застроповки фиксируют по одному уравнительному блочку, в которые вкладывают стропы, одни концы строп фиксируют на одной вспомогательной траверсе, опускают рабочую траверсу вниз до тех пор, пока уравнительные блочки на рабочей траверсе и в местах застроповки груза не встанут в одну линию, выбирают слабину строп, для чего натягивают стропы и фиксируют два других конца строп на второй вспомогательной траверсе, на концах каждой вспомогательной траверсы фиксируют отрезок цепи, длина которого зависит от высоты выработки, один конец отрезка цепи фиксируют на вспомогательной траверсе, а другой конец свободно свисает, теперь поднимают рабочую траверсу, осуществляют подъем груза и перемещают его дальше по выработкам, опускают груз в обратной последовательности.

Заявляемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан способ строповки двух единиц груза; на фиг.2 - расположение уравнительных блочков; на фиг.3 - одноветвевая схема строповки груза; на фиг.4 - многоветвевая схема строповки груза; на фиг.5 - схема работы транспортных кареток на повороте горной выработки по известному способу; на фиг.6 - схема работы транспортных кареток на повороте горной выработки по заявляемому способу; на фиг.7 - схема работы в наклонной горной выработке по заявляемому способу.

Способ осуществляют следующим образом.

Груз 1, поступивший с поверхности в шахту на приемную площадку, поднимают с этой площадки на гидроподъемниках 2 и перемещают по выработкам. Для подъема двух единиц груза 1 используют установленные на монорельсе два гидроподъемника 2, каждый из которых имеет рабочую траверсу 3. Использование одновременно двух гидроподъемников позволяет увеличить количество перевозимого груза. На консолях каждого гидроподъемника 2, фиксируют на цепях две вспомогательные траверсы 4, расположенные слева и справа от рабочей траверсы 3. Определяют центр тяжести груза Q по известной методике (Оберман Я.И. Стропальное дело. Учебное пособие для ПТУ. - М.: Металлургия, 1985, с.31-35). После определения центра тяжести груза устанавливают каждый гидроподъемник 2 относительно своей одной единицы груза 1 так, чтобы рабочая траверса 3 была расположена над центром тяжести груза 1 на вертикальной оси. На концах рабочей траверсы 3 фиксируют по одному уравнительному блочку 5. На грузе 1 в местах застроповки также фиксируют уравнительные блочки 5. Для строповки на каждую единицу груза 1 используют две стропы 6, два конца которых фиксируют на одной из вспомогательных траверс 4, для чего вкладывают конец стропы 6 в уравнительный блочок 5, вставляют палец (не показан), палец фиксируют зажимом (не показан). Опускают рабочую траверсу 3 вниз до тех пор, пока уравнительные блочки 5 на рабочей траверсе 3 не встанут в одну линию с уравнительными блочками 5 в местах застроповки груза 1. Затем натягивают обе стропы 6, выбирают вручную их слабину и фиксируют два других конца строп 6 на второй вспомогательной траверсе 4. На концах каждой вспомогательной траверсы 4 фиксируют отрезок цепи, для временной фиксации груза 1, при перемещении груза по выработке этот отрезок цепи фиксируют так, чтобы цепь не касалась почвы выработки. Длина его зависит от высоты выработки. Один конец отрезка цепи фиксируют на вспомогательной траверсе 4, а другой конец свободно свисает. Теперь осуществляют подъем груза 1, для чего поднимают рабочую траверсу 3, стропы 6 натягиваются и груз 1 отрывается от почвы. Если хода рабочей траверсы 3 не хватает, чтоб поднять груз 1 на определенную высоту, то временно фиксируют груз 1 на свободно свисающих концах отрезков цепи, закрепленных на концах вспомогательных траверс, опускают рабочую траверсу 3 до тех пор, пока уравнительные блочки 5 в местах застроповки груза 1 не встанут в одну линию с уравнительными блочками 5 на рабочей траверсе 3. Выбирают слабину строп 6, фиксируют стропы 6 на вспомогательной траверсе 4, груз отсоединяют от отрезков цепи, опять поднимают его на нужную высоту и перемещают дальше по горной выработке. Опускают груз в обратной последовательности.

На фиг.3 показана схема строповки груза 1 по известному способу (Оберман Я.И. Стропальное дело. Учебное пособие для ПТУ. - М.: Металлургия, 1985, с.193-194), в котором используют равноплечную траверсу 7 и относительно этой траверсы располагают груз 1, стесненные условия горных выработок не дают возможности использовать эту схему правильно и вместо равноплечей траверсы 7 груз 1 напрямую стропуют к рабочим траверсам 3 гидроподъемников 2. В известном способе одну единицу груза 1 перемещают с помощью двух гидроподъемников 2. При застроповке груза не учитывается местоположение центра тяжести груза. При подъеме груза основная нагрузка приходится на балку монорельса и на транспортные каретки 8, что и приводит к частым поломкам, быстрому износу оборудования, высокой аварийности труда.

При перемещении груза на повороте выработки известным способом движущиеся по монорельсу транспортные каретки 8, на которых зафиксированы гидроподъемники 2, стремятся удержаться на одной линии и не дают произвести плавный поворот по радиусу изгиба монорельса и компенсирующее устройство каждого гидроподъемника 2 на повороте заблокировано, что приводит к быстрому износу оборудования и созданию аварийных ситуаций при перемещении груза на поворотах выработки.

При перемещении по наклонным выработкам по известному способу, например при подъеме, груз 1 работает как тормоз и заставляет пробуксовывать локомотив (не показан), а при спуске груз 1 способствует ускорению движения локомотива, что приводит к аварийным ситуациям.

Схема строповки груза по заявляемому способу показана на фиг.4. В заявляемом способе один гидроподъемник поднимает одну единицу груза. Места застроповки груза располагают симметрично центру тяжести груза таким образом, чтобы отвесная прямая, проходящая через центр тяжести, размещалась между местами застроповки. Чем больше расстояние между местами застроповки, тем устойчивее положение груза (Оберман Я.И. Стропальное дело. Учебное пособие для ПТУ. - М.: Металлургия, 1985, с.35). Оптимальные углы между ветвями строп находятся в пределах 60-90° (там же, стр.137). Эта схема позволяет равномерно распределить нагрузку на все ветви строп. Пары сил, произвольно расположенные в пространстве, взаимно уравновешиваются в том случае, если геометрическая сумма их моментов равна нулю, то есть многоугольник, построенный на моментах данных пар сил, замкнут и груз считается поднятым и зафиксированным в пространстве (Хямяляйнен В.А.Теоретическая механика: Учеб. пособие / В.А.Хямяляйнен, Р.Ф.Гордиенко, Н.А.Ведяшкина; Кузбас. Гос. Техн. Ун-т. Кемерово, 2001, стр.25). Подъемная сила прикладывается равномерно относительно центра тяжести груза и обеспечивает равномерное натяжение всех ветвей строп. В момент отрыва груза от почвы начинает работу система сходящихся сил (Хямяляйнен В.А. Теоретическая механика: Учеб. пособие / В.А.Хямяляйнен, Р.Ф.Гордиенко, Н.А.Ведяшкина; Кузбас. Гос. Техн. Ун-т. Кемерово, - 2001, с.30-32). Системой сходящихся сил называется система сил, линии действия которых пересекаются в одной точке. В заявляемом способе силы сходятся в одной точке О, которая находится в кровле выработки. Эта точка О расположена на оси центра тяжести груза Q и силы S рабочей траверсы 3.

При перемещении груза на повороте выработки по заявляемому способу транспортные каретки 8, на которых прикреплены к монорельсу гидроподъемники 2, работают по назначению, т.е. вращающаяся часть этого узла (транспортных кареток и гидроподъемника) позволяет произвести плавный поворот по радиусу изгиба монорельса.

В заявляемом способе при перемещении груза по наклонным выработкам (фиг.7), например при подъеме, центр тяжести груза 1, грузоподъемная сила и центр сходящихся сил работают в одной линии по вертикали и способствуют поднятию груза 1 за счет маятникового движения груза относительно центра сходящихся сил. А при спуске эти же силы работают как тормоз и не дают возможности локомотиву разогнаться, что приводит к безаварийным ситуациям.

Пример конкретного выполнения способа.

Способ осуществляли на шахте «Заречная», на участке внутришахтного транспорта (ВШТ). Груз поступил с поверхности в шахту по грузовому стволу на подвижных платформах на нижнюю приемную площадку. С этой платформы груз поднимали на гидроподъемниках (мобильных гидравлических подъемных устройствах МГПУ 8 - ДУО) и перемещали по горным выработкам. Для подъема груза использовали два гидроподъемника МГПУ 8 - ДУО с рабочими траверсами, закрепленных с помощью транспортных кареток на монорельсе. На консолях каждого гидроподъемника, зафиксировали на цепях по две вспомогательные траверсы. Каждый гидроподъемник поднимал одну единицу груза (например, контейнер с песчано-гравийной смесью). Установили оба гидроподъемника, каждый относительно своего груза так, чтобы рабочая траверса была расположена над центром тяжести груза по вертикальной оси. На концах каждой рабочей траверсы зафиксировали по одному уравнительному блочку. На груз в местах застроповки также цепью зафиксировали скобы от уравнительных блочков. На каждом гидроподъемнике концы двух строп зафиксировали на вспомогательной траверсе, для чего вложили эти стропы в уравнительные блочки, вставили пальцы, пальцы зафиксировали зажимами. Опустили рабочую траверсу вниз до тех пор, пока уравнительные блочки на вспомогательных и рабочей траверсах не встали в одну линию. Выбрали вручную слабину строп, для чего натянули стропы и зафиксировали два других конца строп на второй вспомогательной траверсе. На концах каждой вспомогательной траверсы зафиксировали цепь. Длина этой цепи зависит от высоты выработки, например высота выработки 4,5 м, тогда расстояние от конца вспомогательной траверсы до почвы будет 3 м минус высота контейнера (0,6 м) и высота подвижной платформы (0,4 м) в итоге длина цепи составляет 2 м. Один конец цепи зафиксировали на вспомогательной траверсе, а другой конец свободно свисает. Теперь осуществили подъем груза, для чего подняли рабочую траверсу, стропы натянулись и груз оторвался от почвы. Подняли груз на высоту 1,5 м и переместили по выработке.

Если хода рабочей траверсы не хватает, чтоб поднять груз на определенную высоту, то временно фиксируют груз на свободно свисающих концах отрезков цепи, зафиксированных по концам вспомогательных траверс, затем опускают рабочую траверсу до тех пор, пока уравнительные блочки на рабочей траверсе и в местах застроповки груза не встанут в одну линию. Выбирают вручную слабину строп, фиксируют стропы на вспомогательной траверсе и опять поднимают груз на нужную высоту и перемещают его дальше по выработкам. Опускали груз в обратной последовательности.

Таким образом, заявляемый способ строповки груза позволяет: одновременно перемещать вдвое больше груза, чем это позволяют известные способы, так как одновременно используют два гидроподъемника, увеличить количество перевозимого груза, увеличить объем перемещаемого груза за счет увеличения максимального грузоподъема каждого гидроподъемника с использованием шести уравнительных блочков, двух вспомогательных траверс и двух строп.

Использование многоветвевого способа строповки и застроповка груза с учетом местоположения центра тяжести груза позволяет равномерно распределить нагрузку на ветви строп, исключить аварийные ситуации, связанные с перегрузкой ветвей строп, грузоподъемных средств, потерей устойчивости и опрокидыванием поднимаемого груза, повысить эффективность операций по перемещению грузов, перемещать значительно большее количество грузов, значительно снизить износ оборудования, связанный с частыми поломками, а следовательно, снизить затраты на перемещение грузов, повысить безопасность труда.

Похожие патенты RU2333880C1

название год авторы номер документа
МОНТАЖНО-ДЕМОНТАЖНЫЙ СПОСОБ СТРОПОВКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЛАВНОГО КОНВЕЙЕРА В ГОРНОЙ ВЫРАБОТКЕ 2011
  • Тарасов Владимир Михайлович
  • Тарасова Нина Ивановна
  • Тарасов Дмитрий Владимирович
  • Тарасова Анна Владимировна
RU2480396C1
ЗАХВАТ ЦЕПИ И КОНЦА ЦЕПИ, ПРОПУЩЕННОЙ ЧЕРЕЗ МЕСТО ЗАСТРОПОВКИ 2010
  • Тарасов Владимир Михайлович
  • Тарасова Анна Владимировна
  • Тарасов Дмитрий Владимирович
  • Тарасова Нина Ивановна
RU2436724C1
ЗАХВАТ ЦЕПИ НА ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ И РАБОЧЕЙ ТРАВЕРСАХ ПРИ СТРОПОВКЕ ГРУЗА 2010
  • Тарасов Владимир Михайлович
  • Тарасова Анна Владимировна
  • Тарасов Дмитрий Владимирович
  • Тарасова Нина Ивановна
RU2435728C1
Грузоподъемно-транспортное устройство 1984
  • Феськов Владимир Николаевич
  • Околокулак Валерий Петрович
SU1257193A1
ТРАНСПОРТНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 2019
  • Таранцев Александр Алексеевич
  • Чугунов Валерий Иванович
RU2751126C2
ТЯГА С ЗАПОРНЫМ УСТРОЙСТВОМ 2003
  • Жарков Н.Н.
RU2235671C1
Подвесное устройство для буровойМАшиНы 1979
  • Голодяев Артем Петрович
  • Глазунов Сергей Иванович
  • Путята Эрнест Владимирович
  • Меньшиков Юрий Алексеевич
  • Корзун Артем Петрович
  • Чекушкин Виктор Ананьевич
  • Федосеев Владимир Петрович
  • Чулков Виктор Иванович
  • Виноградов Станислав Леонидович
  • Суханов Иван Константинович
SU817243A1
ТРАВЕРСА "АЛЛИГАТОР" 2002
  • Еранов В.Ю.
RU2243144C2
Траверса для подъема изделий со смещенным центром масс 1983
  • Зайцев Борис Петрович
  • Фирсова Нина Павловна
  • Тетюкова Людмила Федоровна
  • Захарова Лидия Андреевна
SU1293095A1
СПОСОБ СТРОПОВКИ ЭКСКАВАТОРА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ НА ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКЕ ВЕРТОЛЕТА 2021
  • Солуянов Юрий Михайлович
  • Козловский Владимир Борисович
  • Шевцов Владимир Григорьевич
RU2768290C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 333 880 C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ СТРОПОВКИ ГРУЗОВ В ГОРНОЙ ВЫРАБОТКЕ

Изобретение относится к средствам механизации погрузочных, транспортных и разгрузочных работ и может быть использовано в угольной промышленности в подземных условиях для перемещения груза по горным выработкам. При строповке грузов в горной выработке, оборудованной монорельсом и гидроподъемниками с рабочими траверсами, включают перемещение груза за счет передвижения подъемно-транспортного устройства по монорельсу. Гидроподъемники по консолям фиксируют на цепях две вспомогательные траверсы, расположенные слева и справа от рабочей траверсы, определяют центр тяжести груза, устанавливают гидроподъемник так, чтобы рабочая траверса была расположена над центром тяжести груза по вертикальной оси, стропы, вложенные в уравнительные блочки, фиксируют на вспомогательной траверсе. Рабочую траверсу опускают до тех пор, пока блочки на рабочей траверсе и в местах застроповки груза не встанут в одну линию. Стропы натягивают и фиксируют два других их конца на второй вспомогательной траверсе. На концах каждой вспомогательной траверсы фиксируют отрезок цепи, длина которого зависит от высоты выработки. Затем осуществляют подъем и перемещение груза по выработкам. Достигается повышение эффективности операций по перемещению грузов, увеличение количества перевозимого груза, снижение износа оборудования, повышение безопасности труда. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 333 880 C1

Способ строповки грузов в горной выработке, оборудованной монорельсом и гидроподъемниками с рабочими траверсами, включающий перемещение груза за счет передвижения подъемно-транспортного устройства по монорельсу, отличающийся тем, что на каждый гидроподъемник по его консолям фиксируют на цепях две вспомогательные траверсы, которые располагают одну слева, другую справа от рабочей траверсы, определяют центр тяжести груза, затем устанавливают гидроподъемник относительно груза так, чтобы рабочая траверса была расположена над центром тяжести груза по вертикальной оси, на концах рабочей траверсы и на грузе в местах застроповки фиксируют по одному уравнительному блочку, в которые вкладывают стропы, одни концы стропов фиксируют на одной вспомогательной траверсе, опускают рабочую траверсу вниз до тех пор, пока уравнительные блочки на рабочей траверсе и в местах застроповки груза не встанут в одну линию, выбирают слабину стропов, для чего натягивают стропы, и фиксируют два других конца стропов на второй вспомогательной траверсе, на концах каждой вспомогательной траверсы фиксируют отрезок цепи, длина которого зависит от высоты выработки, один конец отрезка цепи фиксируют на вспомогательной траверсе, а другой конец свободно свисает, потом поднимают рабочую траверсу, осуществляют подъем груза и перемещают его дальше по выработкам, опускают груз в обратной последовательности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2333880C1

СПОСОБ СТРОПОВКИ КРУПНОГАБАРИТНОГО ГРУЗА 2000
  • Потапов Виктор Михайлович
  • Берхин Иосиф Моисеевич
  • Бочаров Владимир Иванович
  • Попов Александр Васильевич
RU2193005C2
Траверса 1987
  • Коротенко Иван Семенович
  • Кузнецов Лорий Иванович
  • Муравец Ростислав Иосифович
  • Сахончик Валерий Константинович
SU1411263A1
Грузовая подвеска 1988
  • Кабаков Анатолий Моисеевич
  • Пабат Анатолий Иванович
  • Орлов Алексей Николаевич
  • Сергиенко Наталья Владимировна
SU1648879A1
US 5043132 A, 27.08.1991
DE 2939686 A, 02.04.1981
ВНУТРИТРУБНЫЙ БУКСИРОВЩИК ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Хасанов Ильфат Фаритович
  • Шолом Владимир Юрьевич
  • Струговец Сергей Анатольевич
  • Акульшин Михаил Дмитриевич
RU2434179C1

RU 2 333 880 C1

Авторы

Тарасов Владимир Михайлович

Тарасова Анна Владимировна

Тарасов Дмитрий Владимирович

Даты

2008-09-20Публикация

2007-08-07Подача