БОРТОВАЯ СИСТЕМА УГЛОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ НЕСТАЦИОНАРНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ Российский патент 2008 года по МПК G05D1/08 

Описание патента на изобретение RU2338236C1

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления существенно нестационарными беспилотными летательными аппаратами.

Известна система автоматического управления летательным аппаратом (Л.А.), в которой содержится блок задающего воздействия, блок сравнения, суммирующий усилитель, датчики состояния и исполнительное устройство [1].

Недостатком известной системы управления является ограниченность функциональных возможностей в условиях нестационарности параметров летательного аппарата, вызванных изменениями скорости и высоты полета летательного аппарата.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является система управления летательным аппаратом, содержащая датчик угла, датчик угловой скорости, последовательно соединенные задатчик угла и блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика угла, и последовательно соединенные сумматор и исполнительное устройство [2].

Недостатком этой системы являются ограниченные функциональные возможности по устойчивости и точности, обусловленные отсутствием средств инвариантности для решения проблемы нестационарности летательного аппарата в условиях существенного изменения условий полета по скорости и высоте.

Решаемой в предложенной системе управления технической задачей является обеспечение инвариантности показателей качества процессов стабилизации и повышение точностных характеристик управления. Предложенным построением системы управления обеспечивается адаптация параметров регулирующей части системы угловой стабилизации, повышение устойчивости и качества в условиях широкого диапазона параметров летательного аппарата.

Указанный технический результат достигается тем, что в известную систему стабилизации углового движения летательного аппарата, содержащую датчик угла, датчик угловой скорости, последовательно соединенные задатчик угла и блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика угла, и последовательно соединенные сумматор и исполнительное устройство, дополнительно введены задатчик опорного сигнала, последовательно соединенные датчик скоростного напора и блок деления, второй вход которого подключен к выходу задатчика опорного сигнала, первый блок умножения, первый вход которого соединен с выходом блока сравнения, второй - с выходом блока деления, а выход - с первым входом сумматора, и последовательно соединенные блок масштабирования, вход которого соединен с выходом блока деления, и второй блок умножения, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости, а выход - со вторым входом сумматора.

Действительно, при этом обеспечивается отработка сигналов управления с максимальным качеством в широком диапазоне изменения высоты, скорости полета посредством введения средств адаптации.

Построение системы управления осуществляется следующим образом.

Уравнения углового движения летательного аппарата, например, по [3] описываются в виде

где а, в - динамические коэффициенты летательного аппарата по демпфированию и эффективности соответственно;

ϕ - угловое положение летательного аппарата;

ωϕ - угловая скорость;

δ - угол отклонения рулевых поверхностей исполнительным устройством.

Закон управления, формирующий сигнал управления для исполнительного устройства, формируется в виде

где Δϕ - сигнал рассогласования:

здесь ϕзад - сигнал задающего воздействия;

К1, К2 - передаточные числа.

Приняв безынерционную отработку исполнительным устройством сигнала управления, т.е. положив δ≡σ, из уравнений (1)÷(3) получаем описание процессов регулирования в замкнутом контуре (закон управления - летательный аппарат) в виде

или

Рассмотрим характеристическое уравнение замкнутой системы управления по системе уравнений (5):

Уравнение (6) позволяет оценить параметры закона управления (2) с динамическими коэффициентами летательного аппарата а и в.

Для обеспечения требуемых характеристик устойчивости и качества необходимо обеспечить в процессе полета выполнение условий постоянства (инвариантности) коэффициентов характеристического уравнения, т.е.

В (7) коэффициент а, характеризующий собственное демпфирование летательного аппарата, достаточно мал, слабо изменяется и не является характерным, доминирующим в сравнении с параметром в К2, определяющим демпфирование замкнутой системы управления в целом. Поэтому условия сохранения требуемых показателей устойчивости и качества, исходя из (7), могут быть определены как

где в - коэффициент эффективности органов управления, равный, например, по [3]:

где mδ - производная коэффициента эффективности рулей ЛА;

s, l - характерные геометрические параметры ЛА;

J - момент инерции ЛА;

q - скоростной напор:

здесь ρ - плотность воздуха на текущей высоте полета, ρ=ρ (Н);

V - скорость полета.

Параметр mδ по текущему состоянию является в основном функцией числа Маха:

где а - скорость звука на текущей высоте полета, для аэродинамического летательного аппарата меняется в небольших пределах и может быть принята постоянной - осредняемой или максимальной для данной области высот. Этот коэффициент можно считать стабильным в окрестности балансировочных значений текущих углов ЛА.

Момент инерции J для беспилотных летательных аппаратов также меняется незначительно. Это обстоятельство тем более корректно, что конструктивно изменение массы летательного аппарата за счет выгорания топлива изменяет и центровочные характеристики, обусловливая максимальное сохранение стабильности моментов инерции J≈const.

Таким образом, исходя из уравнений (8) и на основе уравнений (9)÷(11) с учетом изложенного, для обеспечения процессов адаптации необходимо идентифицировать параметр в и по нему сформировать функцию адаптации - обозначим ее как λ, т.е. пусть λ=в.

Тогда из уравнений (8) получаем алгоритмы адаптации:

Определяем в качестве Х скоростной напор q, т.е.

На основе изложенного рассматривается предлагаемая система стабилизации.

На чертеже представлена блок-схема системы угловой стабилизации для управления нестационарным летательным аппаратом.

Система управления содержит датчик угла 1 (ДУ), датчик угловой скорости 2 (ДУС), последовательно соединенные задатчик угла 3 (ЗУ) и блок сравнения 4 (БС), второй вход которого соединен с выходом датчика угла 1, последовательно соединенные сумматор 5 (С) и исполнительное устройство 6 (ИУ), задатчик опорного сигнала 7 (ЗОС), последовательно соединенные датчик скоростного напора 8 (ДСН) и блок деления 9 (БД), второй вход которого подключен к выходу задатчика опорного сигнала 7, первый блок умножения 10 (1БУ), первый вход которого соединен с выходом блока сравнения 4, второй - с выходом блока деления 9, а выход - с первым входом сумматора 5, и последовательно соединенные блок масштабирования 11 (БМ), вход которого соединен с выходом блока деления 9, и второй блок умножения 12 (2БУ), второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости 2, а выход - со вторым входом сумматора 5.

Летательный аппарат условно показан на чертеже пунктирной линией.

Система управления работает следующим образом.

Сигнал управления σ для подачи на исполнительное устройство 6 формируется датчиками и блоками 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12 по уравнениям (2) и (3), при этом сигнал угла ϕ снимается с датчика 1, сигнал угловой скорости ωϕ снимается с датчика угловой скорости 2, сигнал задающего воздействия по крену ϕзад формируется задатчиком угла 3, а сигнал рассогласования Δϕ(Δϕ=ϕ-ϕзад) формируется блоком сравнения 4. Адаптивные коэффициенты К1 и К2 формируются на выходе блоков 9 и 11 соответственно по сигналу λ=q в соответствии с уравнением (12). Сигнал λ=q является сигналом идентификации, формируется датчиком скоростного напора 8. В первом блоке умножения 10 и во втором блоке умножения 12 формируются компоненты сигнала управления К1Δϕ и К2ωϕ в соответствии с уравнением (2).

Исполнительное устройство 6 отрабатывает суммарный управляющий сигнал σ, отклоняя рули на величину δ.

Сигналы функций идентификации и адаптации несложно реализуются на элементах автоматики и вычислительной техники, например, по [4, 5].

Предложенная система угловой стабилизации для управления нестационарным летательным аппаратом позволяет обеспечить инвариантность показателей качества и повысить точность управления в условиях широкого диапазона условий полета.

Источники информации

1. Аэродинамика, устойчивость и управляемость сверхзвуковых самолетов./ Под ред. Г.С.Бюшгенса. М.: Наука. Физматлит, 1998, с.443.

2. Патент РФ №2251136, 24.12.02 г., кл. G05D 1/08.

3. А.А.Лебедев, Л.С.Чернобровкин. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов, М.: Машиностроение, 1973, с.486.

4. В.Б.Смолов. Функциональные преобразователи информации. Л.: Энергоиздат, Ленинградское отделение, 1981, с.22, 41.

5. А.У.Ялышев, О.И.Разоренов. Многофункциональные аналоговые регулирующие устройства автоматики. М., Машиностроение, 1981, с.107, 126.

Похожие патенты RU2338236C1

название год авторы номер документа
БОРТОВАЯ ЦИФРОАНАЛОГОВАЯ АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 2009
  • Абадеев Эдуард Матвеевич
  • Кравчук Сергей Валентинович
  • Ляпунов Владимир Викторович
  • Пучков Александр Михайлович
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Трусов Владимир Николаевич
RU2391694C1
БОРТОВАЯ ЦИФРОАНАЛОГОВАЯ АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПО КРЕНУ 2005
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Трусов Владимир Николаевич
  • Макаров Николай Валентинович
  • Дубинкин Игорь Михайлович
  • Ляпунов Владимир Викторович
  • Абадеев Эдуард Матвеевич
  • Пучков Александр Михайлович
  • Тацюк Дмитрий Григорьевич
RU2305308C1
АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОТОЙ ПОЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2005
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Трусов Владимир Николаевич
  • Ларионов Виталий Александрович
  • Абадеев Эдуард Матвеевич
  • Дубинкин Игорь Михайлович
  • Кравчук Сергей Валентинович
  • Макаров Николай Валентинович
  • Пучков Александр Михайлович
RU2279119C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОАНАЛОГОВОГО АДАПТИВНОГО СИГНАЛА СТАБИЛИЗАЦИИ УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПО КУРСУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Жданович Надежда Павловна
  • Ласунин Илья Владимирович
  • Никифоров Павел Николаевич
  • Пучков Александр Михайлович
  • Тарасов Владимир Ильич
  • Фирсов Сергей Александрович
RU2491600C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОАНАЛОГОВОГО АДАПТИВНОГО СИГНАЛА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ С ПЕРЕМЕННОЙ СТРУКТУРОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Гладыш Анатолий Николаевич
  • Жданович Надежда Павловна
  • Казаков Игорь Дмитриевич
  • Петров Андрей Борисович
  • Пучков Александр Михайлович
  • Черепанова Валентина Евгеньевна
RU2491601C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО СИГНАЛА УПРАВЛЕНИЯ УГЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ НЕСТАЦИОНАРНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2007
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Пучков Александр Михайлович
RU2338235C1
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА МАЛОРАЗМЕРНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2009
RU2413274C1
МНОГОРЕЖИМНОЕ ЦИФРОАНАЛОГОВОЕ УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ УГЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ ПО ТАНГАЖУ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2014
  • Пучков Александр Михайлович
  • Селезнев Антон Евгеньевич
  • Соловьев Алексей Сергеевич
  • Хлопкин Артем Владимирович
RU2541903C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО СИГНАЛА УПРАВЛЕНИЯ И СТАБИЛИЗАЦИИ УГЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Абадеев Эдуард Матвеевич
  • Пучков Александр Михайлович
RU2569580C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОАНАЛОГОВОГО АДАПТИВНОГО СИГНАЛА УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ БОРТОВЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ УГЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Жданович Надежда Павловна
  • Крайнов Александр Константинович
  • Ласунин Илья Владимирович
  • Никифоров Павел Николаевич
  • Пучков Александр Михайлович
  • Черепанова Валентина Евгеньевна
RU2469373C1

Реферат патента 2008 года БОРТОВАЯ СИСТЕМА УГЛОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ НЕСТАЦИОНАРНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для управления существенно нестационарными беспилотными летательными аппаратами. Технической результат - обеспечение инвариантности показателей качества процессов стабилизации и повышение точности управления. Для достижения данного результата система управления содержит датчики угла, угловой скорости и скоростного напора, задатчики угла и опорного сигнала, блок сравнения, исполнительное устройство, сумматор, блок деления и два блока умножения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 338 236 C1

Бортовая система угловой стабилизации для управления нестационарным летательным аппаратом, содержащая датчик угла, датчик угловой скорости, последовательно соединенные задатчик угла и блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика угла, и последовательно соединенные сумматор и исполнительное устройство, отличающаяся тем, что она содержит задатчик опорного сигнала, последовательно соединенные датчик скоростного напора и блок деления, второй вход которого подключен к выходу задатчика опорного сигнала, первый блок умножения, первый вход которого соединен с выходом блока сравнения, второй - с выходом блока деления, а выход - с первым входом сумматора, и последовательно соединенные блок масштабирования, вход которого соединен с выходом блока деления, и второй блок умножения, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости, а выход - со вторым входом сумматора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2338236C1

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ПО КРЕНУ И ТАНГАЖУ 2003
  • Абадеев Э.М.
  • Бонк Р.И.
  • Загайнов Г.А.
  • Ляпунов В.В.
  • Козлов А.И.
  • Макаров Н.В.
  • Пучков А.М.
  • Селезнев И.С.
  • Сыров А.С.
  • Черепанова В.Е.
RU2251136C1
Аэродинамика, устойчивость и управляемость сверхзвуковых самолетов
Под ред
Бюшгенса Г.С
М.: Наука
Физматлит, 1998, с.443
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ С ПЕРЕНАСТРОЙКОЙ КООРДИНАТ 1995
  • Коттон Брайен Сэксон
  • Торнберг Кристофер Аллен
RU2145725C1
Лебедев А.А., Чернобровкин Л.С
Динамика полета беспилотных летательных аппаратов, М.: Машиностроение, 1973, с.486
Михалев И.А
и др
Системы автоматического управления

RU 2 338 236 C1

Авторы

Сыров Анатолий Сергеевич

Пучков Александр Михайлович

Черепанова Валентина Евгеньевна

Козлов Анатолий Иванович

Тацюк Дмитрий Григорьевич

Даты

2008-11-10Публикация

2007-04-27Подача