КЛАПАН ВЫПУСКНОЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ ДЛЯ НЕГО Российский патент 2008 года по МПК F01L3/02 

Описание патента на изобретение RU2339822C9

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в поршневых авиационных двигателях внутреннего сгорания.

Известен клапан впускной двигателя внутреннего сгорания, имеющий шток, головку грибковой формы и участок перехода между ними с ребрами жесткости (патент Японии №61-229908 МПК F01L 3/20, F02B 31/00). В этом прототипе клапаны впуска ребра жесткости развивают поверхность для испарения топливовоздушной смеси, уменьшая ее адгезию на головку клапана в процессе работы двигателя.

Для клапана выпускного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) ребра жесткости устраняют коробление его рабочей фаски, играют дополнительную теплоотводящую роль от нее и интенсифицируют принудительное вращение действия клапанных пружин, дополнительной реакцией выхлопных газов, способствуя более плотной посадке клапана в его седло и стиранию нагара с рабочей фаски, повышая надежность и срок службы клапана без прогара при оптимальной его массе.

Данная техническая задача решается с помощью клапана выпускного ДВС, имеющего шток с наконечником, головку зонтичной формы с ребрами жесткости в ее донной части, равномерно на ней расположенными до 8 ребер по окружности с подъемом гребня каждого ребра не более 20° по направлению к горизонтали.

На фиг.1 изображен клапан выпускной, на фиг.2 - его разрез А-А, на фиг.3 - схема литья выпускного клапана двигателя внутреннего сгорания в вакууме в нагретые керамические формы.

Клапан выпускной состоит из штока 1, головки 2 зонтичной формы с ребрами жесткости 3 в ее донной части со стороны штока.

Для сохранения оптимальной массы клапана количество ребер жесткости достаточно не более 8 с подъемом (скосом) каждого до 20° к горизонтали. Под ролик толкателя клапана на конце штока, противоположном головке, расположен наконечник 4, выполненный из металла большей твердости, чем шток, для лучшей износостойкости этого торца штока. Головка 2 зонтичной формы имеет рабочую фаску 5, поверхность которой притирается к седлу клапана при сборке для обеспечения герметичности и мощности двигателя в работе.

Клапан выпускной ДВС - высокотеплонапряженная деталь двигателя, и именно приведенная конструкция, отличаясь простотой, стабильно обеспечивает не меньшую рабочую тепловую нагрузку, чем в клапане с внутренней теплоотводной полостью, заполняемой натрием для сбалансированности передачи тепла от грибка к штоку (стр.402-403 П.И.Орлов «Конструкция авиационных двигателей», Оборонгиз, 1940, т.2). Ребра жесткости увеличивают теплоотвод из зоны рабочей фаски 5 на шток 1 в процессе работы двигателя, что очень важно, и, кроме того, под воздействием турбулентного потока газов от сгорания топливовоздушной смеси приводят в более интенсивное вращение клапан, положительно дополняя воздействие клапанных пружин на его вращение, чем содействует более плотной и герметичной посадке в свое седло, стирая с рабочей фаски налипающие частицы нагара и исключая тем возникновение прогаров фаски, обеспечивая надежную герметичность посадки клапана в седло при работе двигателя на самых теплонапряженных режимах.

Известен способ изготовления клапана выпускного двигателя внутреннего сгорания, получаемого отливкой по выплавляемым моделям в нагретые керамические формы (патент Великобритании №2110299, МПК F01L 3/02 - прототип).

Недостатком данного способа является необходимость в стабилизирующей термообработке для сохранения высоких прочностных характеристик материала.

Технологической задачей данной разработки является упрощение технологии изготовления клапана с повышением его технологичности, снижение трудоемкости и сохранение необходимой точности размеров с высоким качеством прочностных характеристик материала для надежной работы столь ответственной и высоконагруженной детали двигателя.

Способ изготовления клапана выпускного двигателя внутреннего сгорания, включающий отливку клапана по выплавляемым моделям в нагретые керамические формы без механической обработки оребренной части головки и с припуском до 1-2 мм на остальных поверхностях. После отливки осуществляется стабилизирующая термообработка в среде защитного газа при температуре 1200+20°С в течение не менее 4,5 часов с последующей механической обработкой и нанесением нитридтитанового покрытия, что обеспечивает получение плотной, гомогенно-равноосной и стабильной структуры металла клапана с плотностью 8,9

г/см3 с высоким уровнем прочностных характеристик и точности размеров при рабочих температурах. На фиг.3 изображена схема литья клапана выпускного двигателя внутреннего сгорания в вакууме в нагретые керамические формы. Равноосная плотная макроструктура литого выпускного клапана обеспечивает высокие характеристики его механических свойств, приведенные в таблице 1.

После термообработки и предварительной чистовой проточки фаски и штока к торцу стержня клапана приваривается наконечник из высокохромистой стали, затем торец стержня подрезается, шлифуется и подвергается поверхностной закалке и отпуску на высокую твердость HRC≥50. Затем следуют операции шлифовки, полирования и суперфиниширования штока и головки клапана до окончательных размеров и покрытие нитридом титана. После покрытия нитридом титана шток повторно суперфинишируют, а рабочую фаску каждого клапана притирают к своему седлу в цилиндре при сборке.

Известен литейный жаропрочный сплав на основе никеля, содержащий углерод, хром, титан, алюминий, кобальт, ниобий, вольфрам, молибден, железо, лантан, гафний, бор, церий и иттрий, дополнительно содержит тантал и рений при следующем соотношении 16 легирующих элементов, мас.%:

углерод 0,12-0,18 хром 4,3-5,6 титан 0,9-1,3 алюминий 5,65-6,25 кобальт 8,0-10,0 ниобий 4,0-4,8 вольфрам 10,9-12,5 молибден 2,5-3,5 железо 0,1-1,0 лантан 0,005-0,015 гафний 0,01-0,1 бор 0,005-0,015 церий 0,005-0,025 иттрий 0,005-0,025 тантал 0,15-0,35 рений 0,15-0,35 никель остальное (≥60%)

(пат. №2081930, С22С 19/05 - аналог)

К недостатку этого многокомпонентного сплава относится малая стойкость к истиранию и износу при температурах более 900°С, несмотря на обилие легирующих элементов.

Наиболее близким аналогом является (патент США №3497349, МПК С22С 19/05) жаропрочный сплав для клапана выпускного ДВС (на основе никеля), содержащий никель, углерод, хром, молибден, железо, вольфрам, бор, ниобий, кремний, марганец при следующем соотношении компонентов, мас.%:

углерод до 0,1 хром 15-30 ниобий 4,0-8,5 кремний до 1 марганец до 1 молибден не более 2 железо до 10 вольфрам не более 5 бор до 0,1 никель остальное

К недостатку вышеуказанного сплава относится наличие ниобия, примесей кремния и марганца, что не гарантирует от образования окислов даже в вакууме, не способствует образованию упрочняющей интерметаллидной фазы, не позволяет получить сплав с плотной мелкозернистой структурой.

Технической задачей данного изобретения является повышение стойкости сплава к износу рабочей фаски выпускного клапана ДВС при температурах более 900°С и получение сплава с плотной мелкозернистой структурой.

Для решения поставленной задачи используется жаропрочный сплав интерметаллидного упрочнения, без аллотропических превращений в плотной равноосной структуре, стабилизированной после литья в вакууме термообработкой до 1200°С+20°С, сравнительно простого химического состава, содержащий никель, углерод, хром, молибден железо, вольфрам, бор. Данный сплав содержит дополнительно алюминий, титан, цирконий и церий, что влияет на процесс кристаллизации и на образование упрочняющей интерметаллидной фазы при стабилизирующей термообработке и следующем соотношении всех составляющих в сплаве, мас.%:

никель не менее 66 углерод 0,17±0,05 хром 16±2 вольфрам 5,5±0,5 молибден 4±0,5 железо не более 5 бор 0,2±0,005 алюминий 2±0,25 титан 2±0,25 цирконий 0,1±0,025 церий 0,01±0,005

Таким образом, выпускной клапан ДВС такой конструкции, изготовленный из данного сплава и таким способом, высокотехнологичен, имеет небольшую трудоемкость, надежен в работе, позволяет получить плотную мелкозернистую структуру, обладает большой стойкостью к износу, имеет длительный срок службы, оптимальную массу. Взаимозаменяемость литых и кованых клапанов при эксплуатации и ремонте двигателей сохраняется.

Похожие патенты RU2339822C9

название год авторы номер документа
ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ ДЛЯ ЛИТЬЯ ДЕТАЛЕЙ ГОРЯЧЕГО ТРАКТА ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК, ИМЕЮЩИХ РАВНООСНУЮ СТРУКТУРУ 2015
  • Авдюхин Сергей Павлович
  • Берестевич Артур Иванович
  • Гасуль Михаил Рафаилович
  • Ковалев Геннадий Дмитриевич
  • Логашов Сергей Юрьевич
  • Лубенец Владимир Платонович
  • Скоробогатых Владимир Николаевич
  • Соболев Александр Алексеевич
  • Яковлев Евгений Игоревич
RU2581337C1
ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ ДЛЯ ЛИТЬЯ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК 2018
  • Лубенец Владимир Платонович
  • Скоробогатых Владимир Николаевич
  • Берестевич Артур Иванович
  • Логашов Сергей Юрьевич
  • Кульмизев Александр Евгеньевич
RU2678352C1
ЛИТЕЙНЫЙ ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ 1994
  • Копылов А.Г.
  • Дубровский В.А.
  • Батуев В.Н.
RU2081930C1
ЛИТЕЙНЫЙ ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ 1994
  • Копылов А.Г.
  • Дубровский В.А.
  • Батуев В.Н.
RU2081931C1
ЖАРОПРОЧНЫЙ НИКЕЛЕВЫЙ СПЛАВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ МЕТОДОМ МЕТАЛЛУРГИИ ГРАНУЛ 2015
  • Гришечкин Александр Иванович
  • Тимохин Николай Иванович
  • Романов Александр Евгеньевич
  • Фаткуллин Олег Хикметович
  • Перевозов Алексей Сергеевич
  • Шувалов Андрей Александрович
  • Казеннов Виктор Константинович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Зубарев Геннадий Иванович
RU2590792C1
ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ ДЛЯ ЛИТЬЯ ДЕТАЛЕЙ ГОРЯЧЕГО ТРАКТА ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК 2013
  • Лубенец Владимир Платонович
  • Кац Эдуард Лейбович
  • Дуб Алексей Владимирович
  • Скоробогатых Владимир Николаевич
  • Кузнецов Кирилл Юрьевич
  • Дуб Владимир Алексеевич
  • Яковлев Евгений Игоревич
  • Виноградов Александр Иванович
  • Берестевич Артур Иванович
  • Копин Павел Александрович
  • Жабрев Сергей Борисович
RU2519075C1
ЖАРОПРОЧНЫЙ НИКЕЛЕВЫЙ СПЛАВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ МЕТОДОМ МЕТАЛЛУРГИИ ГРАНУЛ 2010
  • Еременко Василий Иванович
  • Фаткуллин Олег Хикметович
  • Фурашов Алексей Сергеевич
  • Фаткуллин Станислав Игоревич
  • Щукарев Анатолий Константинович
RU2428497C1
ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОПАТОК ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК И СПОСОБ ЕГО ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ 2014
  • Авдюхин Сергей Павлович
  • Дуб Алексей Владимирович
  • Квасницкая Юлия Георгиевна
  • Ковалев Геннадий Дмитриевич
  • Кульмизев Александр Евгеньевич
  • Лубенец Владимир Платонович
  • Мяльница Георгий Филиппович
  • Скоробогатых Владимир Николаевич
RU2539643C1
ГРАНУЛИРУЕМЫЙ ВЫСОКОЖАРОПРОЧНЫЙ НИКЕЛЕВЫЙ СПЛАВ И ИЗДЕЛИЕ, ИЗГОТОВЛЕННОЕ ИЗ НЕГО 2016
  • Каблов Евгений Николаевич
  • Оспенникова Ольга Геннадиевна
  • Бакрадзе Михаил Михайлович
  • Востриков Алексей Владимирович
  • Волков Александр Максимович
  • Иноземцев Александр Александрович
  • Гришечкин Александр Иванович
  • Перевозов Алексей Сергеевич
RU2623540C1
ПОРОШКОВЫЙ ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ 2010
  • Еременко Василий Иванович
  • Фаткуллин Олег Хикметович
  • Фурашов Алексей Сергеевич
  • Фаткуллин Станислав Игоревич
  • Щукарев Анатолий Константинович
RU2428498C1

Реферат патента 2008 года КЛАПАН ВЫПУСКНОЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ ДЛЯ НЕГО

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в поршневых авиационных и автомобильных ДВС. Клапан выпускной ДВС содержит шток с наконечником, головку зонтичной формы с ребрами жесткости, которых не более восьми, каждое ребро имеет скос к горизонтальной поверхности не более 20°. Клапан изготовлен отливкой в вакууме по выплавляемым моделям в нагретые керамические формы с дальнейшей термообработкой в среде защитного газа при температуре 1200°С+20°С в течение не менее 4,5 часов, после чего осуществляют механическую обработку с последующим нанесением покрытия. Приведен состав сплава, используемого для изготовления клапана. Выпускной клапан такой конструкции, изготовленный данным способом и из предлагаемого сплава, высокотехнологичен, имеет незначительную трудоемкость, надежен в работе, обладает большой стойкостью к износу, имеет длительный срок службы и оптимальную массу. 3 н.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 339 822 C9

1. Клапан выпускной двигателя внутреннего сгорания, содержащий шток с наконечником, головку зонтичной формы с ребрами жесткости в ее донной части, отличающийся тем, что ребер жесткости не более 8, причем каждое ребро имеет скос к горизонтальной поверхности не более 20°.

2. Способ изготовления клапана выпускного двигателя внутреннего сгорания, включающий отливку клапана по выплавляемым моделям в нагретые керамические формы, отличающийся тем, что после отливки осуществляют стабилизирующую термообработку в среде защитного газа при температуре 1200°С+20°С в течение не менее 4,5 ч, механическую обработку и нанесение покрытия.

3. Жаропрочный сплав для клапана выпускного двигателя внутреннего сгорания, содержащий никель, углерод, хром, молибден, железо, вольфрам, бор, отличающийся тем, что он дополнительно содержит алюминий, титан, цирконий и церий при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Никель не менее 66 Углерод 0,17±0,05 Хром 16±2 Алюминий 2±0,25 Титан 2±0,25 Вольфрам 5,5±0,5 Молибден 4±0,5 Железо не более 5 Бор 0,2±0,005 Церий 0,01±0,005 Цирконий 0,1±0,025

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2339822C9

Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1
DE 3243741 А1, 30.05.1984
DE 4012500 A1, 31.10.1990
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ 1995
  • Гринь Владимир Николаевич
  • Гринь Любовь Александровна
RU2110299C1
Узел крепления раскосов к поясу трубчатой безфасоночной фермы 1974
  • Левитанский Илья Вениаминович
SU540019A1
US 3497349 A, 19.09.1966
УСТРОЙСТВО СЖАТИЯ 2000
  • Гротьянс Хендрик Франс
RU2246078C2
КЛАПАН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ЖАРОПРОЧНЫЙ ТИТАНОВЫЙ СПЛАВ ДЛЯ НЕГО 2003
  • Борбашов В.М.
  • Дрогалин К.О.
  • Москвичев Ю.П.
  • Панин В.И.
RU2244135C2

RU 2 339 822 C9

Авторы

Боженко Иван Федорович

Рыкунов Игорь Павлович

Волкова Алла Алексеевна

Левицкая Ольга Николаевна

Шерстюков Виктор Дмитриевич

Орлик Василий Никифорович

Ким Федор Иванович

Малюгин Владимир Иванович

Байрамов Рудольф Сергеевич

Даты

2008-11-27Публикация

2006-09-13Подача