УСТРОЙСТВО ТАНДЕМНЫХ МАШУЩИХ КРЫЛЬЕВ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЦИКЛИЧЕСКОЙ КРУТКОЙ И УПРАВЛЕНИЕМ ПО КРЕНУ Российский патент 2009 года по МПК B64C33/00 B64C33/02 A63H27/18 

Описание патента на изобретение RU2350509C2

Изобретение относится к авиационной технике и технике авиамоделизма и летающих игрушек, конкретно - к машущекрылым летательным аппаратам (МЛА) - махолетам (орнитоптерам, энтомоптерам, анималоптерам, маховертолетам и т.п.), использующим в полете машущие крылья для создания подъемной силы и тяги [1], a также для управления по крену.

Известны многочисленные устройства машущих крыльев и приводов МЛА, конечной целью которых является осуществление технического машущего полета. Эти устройства весьма многообразны по принципам действия и конструктивному исполнению: от простого махания - с параллельными самим себе перемещениями профилей сечений крыла, до сложных - с овало- или восьмеркообразными "гребными" машущими движениями с принудительными или самоустанавливающимися изменениями угла установки крыла в целом (угол между центральной хордой крыла и базовой продольной осью Х МЛА) или местных углов установки/крутки податливого на кручение крыла (углы между местными хордами и базовой плоскостью крыла) в процессе махания.

Однако несмотря на непрекращающиеся попытки практической реализации конечной цели феномен природного машущего полета не имеет адекватного технического аналога. Полет человека на машущих крыльях не осуществлен.

Целью предлагаемого решения является реализация перспективы технического машущего полета.

Из анализа неудач машущего полета наиболее существенными недостатками известных устройств представляются две:

1) неоптимальное обтекание машущего крыла при его движении по криволинейной траектории вследствие несоответствия местных углов атаки сечении крыла αi(z) {местный угол атаки αi(z) - угол между проекцией местной мгновенной скорости потока на вертикальную плоскость симметрии МЛА и местной хордой крыла} местным углам установки сечений ϕi(z) {местный угол установки ϕi(z) - между продольной осью Х МЛА и местной хордой};

2) отсутствие управления машущим крылом по крену.

Предлагаемое решение направлено на преодоление этих недостатков.

Предлагаемое устройство (фиг.1) представляет собой податливые па кручение тандемные крылья 1 со встречным маховым движением, приводимые кривошипно-шатунно-коромысловыми механизмами привода 2, соединенными между собой в противофазе. например, цепной передачей 3. При вращении кривошипов в процессе работы трехшарнирные шатуны 4 сообщают связанным с ними парам коромысел-лонжеронов или силовым кромкам 5 как основное, собственно маховое движении, так и дополнительное автоматическое движение крутки крыла, закономерно связанное и отстающее от основного по фазе на угол π/2 (по M.K.Тихонравову [2]), обеспечивающее местным сечениям крыла по размаху оптимальные углы атаки в каждых точках криволинейной траектории движения крыла при махании.

Управление по крену, не зависящее от режима махания или планирования, достигается как прямолинейным или криволинейным сдвигом крыла вперед-назад вдоль оси махания на некоторое расстояние ±Δ (фиг.2, вид A1), так и перемещением крыла на шарнирно-рычажных узлах 6 подвески (фиг.3, Вид А2), что вызывает поворот связанного с крылом шатуна вокруг пальца кривошипа и соответственно перекос крыла вокруг наклоняющейся оси верхних шарниров трехшарнирного шатуна.

Встречное движение тандемных крыльев устраняет неуравновешенность аппарата в целом, что уменьшает дискомфорт пилота при машущем полете.

Дополнительные эффекты:

1. Крылья, заторможенные в крайних положениях, образуют Х-образную бипланную коробку, что может быть использовано на режимах планирования и парения;

2. Изменение направления вращения кривошипа на противоположное приводит к режиму реверса тяги, что может быть использовано для торможения при пробеге после посадки и маневрировании задним ходом на земле;

3. Будучи расторможенным в отсутствие крутящего момента двигателя, устройство при полете имеет тенденцию к достижению аэродинамического уравновешивания в мертвых точках, но будучи выведенным из них за счет инерции вращения механизма, меняет углы крутки крыльев и соотношение подъемных сил на обратные, что вызывает продолжение движения устройства в прежнем направлении, то есть переходит на режим самомахания, аналогичный самовращению (авторотированию) воздушных винтов.

ЛИТЕРАТУРА

1 АВИАЦИЯ. Энциклопедия. - Гл. ред. Г.П.Свищев. Ред.кол.: А.Ф.Белов, Р.Л.Беляков, П.Н.Белянин, А.Г.Братухин, Г.С.Бюшгенс и др. (24 чел.). - М.: Науч. изд-во "Большая российская энциклопедия", ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского, 1994, Статьи: "Махолет - с.330; "Орнитоптер" - с.394.

2 Тихонравов М.К. Полет птиц и машины с машущими крыльями. - М.: Оборонгиз, 1949. Применение теории квазистационарной аэродинамики к проблеме машущего полета в кн. проф., академика.

Похожие патенты RU2350509C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО МАШУЩИХ КРЫЛЬЕВ С ЦИКЛИЧЕСКОЙ КРУТКОЙ И УПРАВЛЕНИЕМ ПО КРЕНУ 2005
  • Гришин Игорь Александрович
  • Гришин Игорь Игоревич
RU2298509C2
МАХОЛЕТ 2008
  • Коновалов Григорий Яковлевич
  • Романенко Владимир Васильевич
RU2369526C1
МАХОЛЕТ 2010
  • Рябов Александр Викторович
  • Рябов Дмитрий Александрович
RU2451623C1
СПОСОБ ПРИВЕДЕНИЯ В ДВИЖЕНИЕ МАШУЩИХ КРЫЛЬЕВ МАХОЛЕТА И МАХОЛЕТ 2010
  • Рябов Александр Викторович
  • Рябов Дмитрий Александрович
RU2450954C1
Махолет 2017
  • Щербатых Александр Геннадьевич
RU2655582C1
УПРУГО ИЗГИБАЮЩЕЕСЯ КРЫЛО МАХОЛЕТА И МАХОЛЕТ 2015
  • Дарьин Валерий Павлович
RU2615030C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ НЕСТАЦИОНАРНОГО ВОЛНОВОГО ПОТОКА В АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ МАШУЩЕГО КРЫЛА 2009
  • Гришин Игорь Александрович
RU2433380C2
МАХОЛЕТ 2009
  • Иванов Вячеслав Геннадьевич
RU2412084C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С МАШУЩИМ КРЫЛОМ 2010
  • Разумов Сергей Николаевич
  • Рубцов Владимир Алексеевич
RU2452660C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2011
  • Киселев Валентин Афанасьевич
RU2480378C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 350 509 C2

Реферат патента 2009 года УСТРОЙСТВО ТАНДЕМНЫХ МАШУЩИХ КРЫЛЬЕВ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЦИКЛИЧЕСКОЙ КРУТКОЙ И УПРАВЛЕНИЕМ ПО КРЕНУ

Изобретение относится к авиационной технике. Устройство машущих навстречу друг другу тандемно расположенных крыльев летательного аппарата с приводом содержит податливые на кручение крылья (1) и соединенные в противофазе кривошипно-шатунно-коромысловые механизмы (2), двуплечими рычагами-коромыслами которых являются лонжероны или силовые кромки крыльев. Трехшарнирные шатуны (4) механизмов сообщают лонжеронам или силовым кромкам (5) крыльев как основное, собственно маховое движение, так и движение автоматической крутки крыла в процессе махания с возможностью независимых от махания перемещений вперед-назад вдоль оси махания, что вызывает поворот связанных с ними трехшарнирных шатунов вокруг пальцев кривошипов и соответственно независимый от режима махания или планирования перекос крыльев вокруг наклоняющихся осей верхних шарниров шатунов, что обеспечивает управление по крену. Изобретение улучшает обтекание машущего крыла и обеспечивает управление машущим крылом по крену. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 350 509 C2

1. Устройство машущих навстречу друг другу тандемно расположенных крыльев летательного аппарата с приводом, содержащее податливые на кручение крылья и соединенные в противофазе кривошипно-шатунно-коромысловые механизмы, двуплечими рычагами-коромыслами которых являются лонжероны или силовые кромки крыльев, которым трехшарнирные шатуны механизмов сообщают как основное, собственно маховое движение, так и движение автоматической крутки крыла в процессе махания, с возможностью независимых от махания перемещений вперед-назад вдоль оси махания, что вызывает поворот связанных с ними трехшарнирных шатунов вокруг пальцев кривошипов и, соответственно, независимый от режима махания или планирования перекос крыльев вокруг наклоняющихся осей верхних шарниров шатунов, что обеспечивает управление по крену.2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что управление по крену достигается перемещением крыла вперед-назад на шарнирно-рычажных узлах подвески.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2350509C2

US 4712749 A, 15.12.1987
МАШУЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ 1993
  • Червяков Борис Константинович
RU2089461C1
УЗЕЛ УПРАВЛЕНИЯ КРЫЛОМ МАХОЛЕТА 2001
  • Неудахин В.И.
RU2221730C2
Механизм для приведения в движение крыльев орнитоптера 1960
  • Аветисов В.С.
  • Лобанов М.И.
  • Пятницкий М.А.
SU136628A1
ИНГИБИТОРЫ ФАРНЕЗИЛТРАНСФЕРАЗЫ И СПОСОБЫ ИНГИБИРОВАНИЯ ФАРНЕЗИЛТРАНСФЕРАЗЫ 1997
  • Гордон Томас Д.
  • Морган Барри А.
RU2201931C2
СПОСОБ ПЛАСТИКИ ОБЩЕГО ПЕЧЕНОЧНО-ЖЕЛЧНОГО ПРОТОКА ТОНКОКИШЕЧНЫМ АУТОТРАНСПЛАНТАТОМ ПЕРЕМЕННОГО ДИАМЕТРА 2014
  • Марков Павел Викторович
  • Фоменко Иван Владимирович
RU2559736C1
Одновинтовой насос 1988
  • Берман Георгий Кузьмич
  • Татевосян Рубен Арменович
  • Бундин Виктор Владимирович
  • Хромешин Анатолий Дмитриевич
  • Ефимов Виктор Мефодьевич
  • Григорьев Георгий Петрович
  • Васильев Игорь Николаевич
SU1622629A1

RU 2 350 509 C2

Авторы

Гришин Игорь Александрович

Гришин Игорь Игоревич

Гришин Артем Ильдарович

Даты

2009-03-27Публикация

2007-04-02Подача