СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ РАЗГОННОГО БЛОКА НА УЧАСТКЕ ДОРАЗГОНА Российский патент 2009 года по МПК B64G1/24 G05D1/08 

Описание патента на изобретение RU2350521C1

Предлагаемое изобретение относится к области, связанной с управлением движением разгонного блока (РБ) при выведении его на опорную орбиту после отделения от ракеты-носителя (РН).

Наиболее близким техническим решением является способ управления, применяемый в системе управления РБ, при котором после отделения РБ от РН стабилизируют продольную ось РБ относительно ее направления на момент отделения, считывают из полетного задания данные по параметрам управления и формируемой на доразгоне орбите РБ, в заданные в полетном задании времена от момента отделения РБ от РН включают на оговоренный в полетном задании интервал времени двигатели коррекции импульса (ДКИ) для поджатия топлива в баках РБ, запускают маршевый двигатель (МД), спустя фиксированный момент времени после запуска маршевого двигателя начинают отработку заданной в полетном задании программы ориентации РБ по тангажу, корректируют программу ориентации с помощью терминального управления и выключают маршевый двигатель [1].

Недостатком такого способа управления является тот факт, что угол тангажа РБ после отделения от РН может существенно отличатся от заданного в полетном задании значения начального угла тангажа программы изменения ориентации РБ на доразгоне. В результате этого ориентация тяги маршевого двигателя РБ после его включения не совпадает с расчетным направлением, определенным баллистическим расчетом для участка доразгона. Из-за нерасчетного начального направления тяги тратится время на ее переориентацию на направление, необходимое для формирования орбиты на участке доразгона, увеличивается длительность процесса формирования требуемой орбиты и повышается расход топлива на маневре.

Техническим результатом изобретения является снижение энергетических затрат РБ на доразгоне путем выполнения разворота РБ по тангажу после отделения от РН до достижения ориентации, определяемой величиной заданного в полетном задании начального угла программы изменения ориентации на доразгоне и стабилизации продольной оси РБ на этом угле до момента начала отработки заданной программы ориентации.

Указанный технический результат достигается тем, что в известный способ управления продольным движением РБ на участке доразгона, заключающийся в том, что после отделения РБ от РН считывают из полетного задания данные по параметрам управления и формируемой на доразгоне орбите РБ, стабилизируют продольную ось РБ относительно ее направления на момент отделения от РН, в заданные в полетном задании времена от момента отделения РБ от РН включают на оговоренный в полетном задании интервал времени двигатели коррекции импульса для поджатия топлива в баках, запускают маршевый двигатель, спустя фиксированный момент времени после запуска маршевого двигателя начинают отработку заданной в полетном задании программы ориентации РБ по тангажу, корректируют программу ориентации с помощью терминального управлении и выключают маршевый двигатель, дополнительно после отделения от РН выполняют разворот РБ по тангажу до достижения ориентации, определяемой величиной заданного в полетном задании начального угла программы изменения ориентации на доразгоне, и на этом угле стабилизируют продольную ось РБ до момента начала отработки заданной программы ориентации.

На фиг.1 представлена циклограмма управления РБ на участке доразгона по известному способу-прототипу, на фиг.2 - переходной процесс изменения программного угла ϑпр и углового рассогласования по тангажу Δϑ при управлении по способу-прототипу, на фиг.3 - циклограмма управления РБ на участке доразгона по предлагаемому способу, на фиг.4 - переходные процессы по предлагаемому способу.

В циклограмме на фиг.1 (способ-прототип для выведения одного из космических аппаратов с помощью РБ) отделение РБ от РН выполняется на 581.4 сек от момента старта РН. Через 1 сек после этого начинается процесс стабилизации продольной оси РБ относительно ее направления на момент отделения от РН. Работа двигателей коррекции импульса для поджатия топлива выполняется на интервале 691,9-707,9 сек, маршевый двигатель запускается на 705,9 сек. Отработка программы ориентации РБ по тангажу начинается на 736 секунде полета через 30 сек после запуска маршевого двигателя, а терминальное управление подключается через 40 секунд, то есть на 746 секунде. За 10 секунд до отключения маршевого двигателя программа ориентации РБ фиксируется и не изменяется.

На фиг.2 при управлении по способу-прототипу на участке доразгона представлены графики переходных процессов, где 1 - изменение заданного угла тангажа ϑпр, определяемое вначале ориентацией продольной оси РБ в момент отделения от РН, а затем программой изменения направления тяги на маневре и 2 - угловое отклонения по тангажу Δϑ продольной оси РБ относительно угла ϑпр (оба параметра в градусах). На участке стабилизации относительно начальной ориентации заданный угол тангажа находится на уровне +10 градусов. В рассматриваемом случае по полетному заданию начальный угол тангажа в программе изменения ориентации РБ, а значит и тяги маршевого двигателя, равен минус 20,8 град. При переходе с режима стабилизации на отработку программы ориентации программный угол тангажа изменяется на 30,8 градуса. Исходя из обеспечения нормальных условий для работы системы стабилизации изменение заданного угла тангажа допускается со скоростью, не превышающей 1 град/сек, и поэтому выход на установившийся режим отслеживания программы ориентации завершается к 777 секунде, то есть занимает примерно 41 секунду, в течение которых тяга маршевого двигателя имеет нерасчетное направление, что приводит к затягиванию процесса формирования орбиты на доразгоне и выключению маршевого двигателя на 972 сек.

Предложенный способ управления продольным движением РБ на участке доразгона реализован следующим образом.

После отделения РБ от РН считывают из полетного задания данные по параметрам управления и формируемой на доразгоне орбите РБ, выполняют разворот РБ по тангажу до достижения ориентации, определяемой величиной заданного в полетном задании начального угла программы изменения ориентации на доразгоне, и затем на этом угле стабилизируют продольную ось РБ до момента начала отработки заданной программы ориентации.

В заданные в полетном задании времена от момента отделения РБ от РН включают на оговоренный в полетном задании интервал времени двигатели коррекции импульса для поджатия топлива в баках и запускают маршевый двигатель. Спустя фиксированный момент времени после запуска маршевого двигателя начинают отработку заданной в полетном задании программы ориентации РБ по тангажу, которую корректируют с помощью терминального управлении. Выключают маршевый двигатель а за 10 секунд до этого программу ориентации РБ перестают изменять.

На фиг.3 представлена циклограмма работы системы управления на участке доразгона по предлагаемому способу. Она отличается от циклограммы способа-прототипа на фиг.1 тем, что после отделения от РН режим стабилизации продольной оси РБ относительно ее направления на момент отделения от РН заменен на разворот по тангажу и стабилизацию продольной оси относительно начального угла тангажа в программе изменения ориентации РБ в продольной плоскости.

На фиг.4 представлены переходные процессы, аналогичные процессам на фиг.2, для управления на доразгоне по предлагаемому способу. Перекладка программного (заданного) угла тангажа со значения +10 град на минус 20,8 град выполняется примерно за 30 секунд, отработка этого угла завершается к 670 секунде. За счет предварительно выполненной ориентации РБ на расчетное направление тяги маршевого двигателя при его включении отработка заданной программной ориентации реализуется с минимальными поправками от терминального управления. В результате такого управления формирование требуемой орбиты на доразгоне и завершение работы маршевого двигателя выполнено на 956.5 секунде, то есть на 15.5 сек раньше, чем по способу-прототипу, что позволило снизить расход топлива на 95 кг.

Таким образом, предложенный способ управления продольным движением разгонного блока на участке доразгона позволяет снизить энергетические затраты РБ на доразгоне.

Источники информации

1. Отчет «Алгоритмическое обеспечение СУ РБ». МОКБ «Марс», 1998 г., стр.12-15.

Похожие патенты RU2350521C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ РАЗГОННОГО БЛОКА НА УЧАСТКЕ ДОРАЗГОНА 2009
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Бочаров Михаил Викторович
RU2408851C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ РАЗГОННОГО БЛОКА НА УЧАСТКЕ ДОРАЗГОНА 2010
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Бочаров Михаил Викторович
RU2424954C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ РАЗГОННОГО БЛОКА В КОНЦЕ МАНЕВРА 2010
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Бочаров Михаил Викторович
RU2432596C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗАПУСКА МАРШЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАЗГОННОГО БЛОКА И ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ "АВАРИЯ РАЗГОННОГО БЛОКА" НА УЧАСТКЕ ДОРАЗГОНА 2010
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Бочаров Михаил Викторович
RU2459748C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВРЕМЕНИ ВКЛЮЧЕНИЯ МАРШЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАЗГОННОГО БЛОКА НА УЧАСТКЕ ДОРАЗГОНА 2011
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Мищихин Вячеслав Витальевич
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Бочаров Михаил Викторович
RU2461496C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПАРАМЕТРОВ ПРОГРАММЫ ОРИЕНТАЦИИ РАЗГОННОГО БЛОКА 2010
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Бочаров Михаил Викторович
RU2432595C1
КОСМИЧЕСКАЯ ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ ДЛЯ ГРУППОВОГО ЗАПУСКА СПУТНИКОВ 2010
  • Гимадиев Рафаэль Рафикович
  • Евсеев Игорь Валентинович
  • Копылов Олег Андреевич
RU2428358C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ОРИЕНТАЦИИ РАЗГОННОГО БЛОКА ПРИ ТЕРМИНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ ЕГО НАВЕДЕНИЕМ НА ЗАДАННУЮ ОРБИТУ 2005
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ежов Владимир Васильевич
RU2282568C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПАРАМЕТРОВ ПРОГРАММЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ТЕРМИНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ НАВЕДЕНИЕМ РАЗГОННОГО БЛОКА НА ЗАДАННУЮ ОРБИТУ 2003
  • Сыров А.С.
  • Соколов В.Н.
  • Ежов В.В.
RU2254271C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПАРАМЕТРОВ ПРОГРАММЫ ОРИЕНТАЦИИ ПРИ ТЕРМИНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ НАВЕДЕНИЕМ РАЗГОННОГО БЛОКА НА ЗАДАННУЮ ОРБИТУ 2010
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Бочаров Михаил Викторович
RU2454357C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 350 521 C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ РАЗГОННОГО БЛОКА НА УЧАСТКЕ ДОРАЗГОНА

Изобретение относится к области, связанной с управлением движением разгонного блока при выведении его на опорную орбиту после отделения от ракеты-носителя. Способ управления продольным движением разгонного блока на участке доразгона, в котором после отделения разгонного блока от ракеты-носителя стабилизируют продольную ось разгонного блока относительно ее направления на момент отделения от ракеты-носителя. Считывают из полетного задания данные по параметрам управления и формируемой на доразгоне орбите разгонного блока, в заданные в полетном задании времена от момента отделения разгонного блока от ракеты-носителя включают на оговоренный в полетном задании интервал времени двигатели коррекции импульса для поджатия топлива в баках, запускают маршевый двигатель. Спустя фиксированный момент времени после запуска маршевого двигателя начинают отработку заданной в полетном задании программы ориентации разгонного блока по тангажу, корректируют программу ориентации с помощью терминального управления и выключают маршевый двигатель, за установленный интервал времени до этого фиксируют программу ориентации. После отделения от ракеты-носителя выполняют разворот разгонного блока по тангажу до достижения ориентации, определяемой величиной заданного в полетном задании начального угла программы изменения тангажа на доразгоне, и на этом угле стабилизируют продольную ось разгонного блока до момента начала отработки заданной программы ориентации. Достигается снижение энергетических затрат разгонного блока на этапе доразгона. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 350 521 C1

Способ управления продольным движением разгонного блока на участке доразгона, заключающийся в том, что после отделения разгонного блока от ракеты-носителя стабилизируют продольную ось разгонного блока относительно ее направления на момент отделения от ракеты-носителя, считывают из полетного задания данные по параметрам управления и формируемой на доразгоне орбите разгонного блока, в заданные в полетном задании времена от момента отделения разгонного блока от ракеты-носителя включают на оговоренный в полетном задании интервал времени двигатели коррекции импульса для поджатия топлива в баках, запускают маршевый двигатель, спустя фиксированный момент времени после запуска маршевого двигателя начинают отработку заданной в полетном задании программы ориентации разгонного блока по тангажу, корректируют программу ориентации с помощью терминального управлении и выключают маршевый двигатель, а за установленный интервал времени до этого фиксируют программу ориентации, отличающийся тем, что после отделения от ракеты-носителя выполняют разворот разгонного блока по тангажу до достижения ориентации, определяемой величиной заданного в полетном задании начального угла программы изменения тангажа на доразгоне, и на этом угле стабилизируют продольную ось разгонного блока до момента начала отработки заданной программы ориентации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2350521C1

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИЕЙ ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Жуков Сергей Петрович
  • Зименков Вадим Дмитриевич
  • Козлов Орфей Александрович
  • Поляков Андрей Николаевич
  • Пятко Сергей Григорьевич
  • Синцов Вениамин Петрович
  • Старостин Игорь Александрович
  • Тарасов Виталий Андреевич
RU2305859C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИЕЙ ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Жуков Сергей Петрович
  • Зименков Вадим Дмитриевич
  • Козлов Орфей Александрович
  • Поляков Андрей Николаевич
  • Пятко Сергей Григорьевич
  • Синцов Вениамин Петрович
  • Старостин Игорь Александрович
  • Тарасов Виталий Андреевич
RU2280589C2
Женская прокладка с барьерными манжетами 2016
  • Харди Стивен Лебеф
  • Карлин Эдвард Паул
  • Глассмейер Ронда Линн
  • Треннеполл Майкл Дейл
  • Феррер Джон
RU2705944C2
9-(2-Нитрофенилтио)-6-окси-3,4-диметоксикарбонилтетрацикло (6,1,1,02,7,05,10) дец-3-ен,обладающий иммуностимулирующей активностью 1979
  • Ковалев И.Е.
  • Дураков Л.И.
  • Борисова Л.Н.
  • Зефиров Н.С.
  • Жданкин В.В.
  • Козьмин А.С.
SU772108A1

RU 2 350 521 C1

Авторы

Сыров Анатолий Сергеевич

Соколов Владимир Николаевич

Ежов Владимир Васильевич

Бочаров Михаил Викторович

Даты

2009-03-27Публикация

2007-11-16Подача