СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗАПУСКА МАРШЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАЗГОННОГО БЛОКА И ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ "АВАРИЯ РАЗГОННОГО БЛОКА" НА УЧАСТКЕ ДОРАЗГОНА Российский патент 2012 года по МПК B64G1/26 B64G1/40 

Описание патента на изобретение RU2459748C1

Изобретение относится к контролю запуска маршевого двигателя разгонного блока при выведении его на опорную орбиту после отделения от ракеты-носителя.

Наиболее близким техническим решением является способ запуска маршевого двигателя [1], в котором после отделения разгонного блока от ракеты-носителя в заданные в полетном задании времена включают на оговоренный в полетном задании интервал времени двигатели коррекции импульса для поджатая топлива в баках и запускают маршевый двигатель.

Недостатком данного способа является отсутствие контроля за уровнем тяги маршевого двигателя в процессе его запуска.

Техническим результатом изобретения является осуществление контроля за уровнем тяги маршевого двигателя и при фиксировании ее отсутствия - повторная попытка запуска маршевого двигателя.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе запуска маршевого двигателя разгонного блока, заключающемся в том, что после отделения разгонного блока от ракеты-носителя в заданные в полетном задании времена включают на оговоренный в полетном задании интервал времени двигатели коррекции импульса для поджатая топлива в баках и запускают маршевый двигатель, дополнительно вычисляют номинальное значение кажущегося ускорения от работы маршевого двигателя, определяют минимально допустимый уровень кажущегося ускорения, фильтруют измеренные величины кажущегося ускорения, спустя установленный интервал времени после команды на запуск маршевого двигателя сравнивают величину кажущегося ускорения от работы маршевого двигателя с минимально допустимым уровнем, если она его превышает - формируют признак "Запуск маршевого двигателя" и продолжают отработку циклограммы управления разгонного блока на участке доразгона, при превышении допустимой нормы количества подряд фиксируемых случаев, когда текущая величина отфильтрованного кажущегося ускорения оказывается ниже предельного уровня, формируют признак "Не запуск маршевого двигателя", сохраняют ориентацию разгонного блока, обнуляют отфильтрованное значение кажущегося ускорения, изменяют на установленную величину заданные в полетном задании времена включения двигателей коррекции импульса и маршевого двигателя, при достижении этих моментов включают соответствующие двигатели, контролируют величину кажущегося ускорения от работы маршевого двигателя и в случае повторного фиксирования не запуска маршевого двигателя формируют команды "Авария разгонного блока" и "Выключение маршевого двигателя".

Предложенный способ контроля запуска маршевого двигателя разгонного блока и формирования команды "Авария разгонного блока" на участке доразгона реализуется следующим образом.

После отделения разгонного блока от ракеты-носителя в заданные в полетном задании времена Тдки и Тмд включают на оговоренный в полетном задании интервал времени двигатели коррекции импульса (ДКИ) для поджатия топлива в баках разгонного блока и запускают маршевый двигатель (МД). Спустя фиксированный интервал времени Тк=7 сек после запуска маршевого двигателя, достаточный для его выхода на номинальный режим работы, начинают контроль работы маршевого двигателя на основе измерения величины развиваемого им кажущегося ускорения W. Для снижения влияния случайных погрешностей измерения кажущегося ускорения первичная информация об этом параметре фильтруется:

Wфi=(W-Wфi-1)·Kф+Wфi-1,

где Wфi - отфильтрованное кажущееся ускорение на i-ом такте счета;

Wфi-1 - отфильтрованное кажущееся ускорение на предыдущем такте счета;

Кф=0.0108 - коэффициент фильтрации при такте счета 0,032768 сек в бортовой машине.

Номинальное значение кажущегося ускорения Wном вычисляется по формуле:

Wном=Jуд /τ,

где Jуд - номинальное значение удельного импульса тяги маршевого двигателя (константа);

τ - задаваемое в полетном задании условное время сгорания начальной массы разгонного блока (m0) при номинальном секундном расходе топлива маршевого двигателя.

В качестве критерия, по которому определяется успешность запуска маршевого двигателя, принимается превышение кажущимся ускорением Wфi предельного минимально допустимого уровня Wпр, значение которого определяется по формуле:

Wпр=Kпр·Wном,

где Кпр - коэффициент предельного уровня.

В случае превышения кажущимся ускорением Wфi предельного минимально допустимого уровня Wпр формируют признак "Запуск маршевого двигателя" и продолжают отработку циклограммы полета разгонного блока на участке доразгона. Если количество подряд фиксируемых случаев N, когда текущая величина отфильтрованного кажущегося ускорения Wфi оказывается ниже предельного минимально допустимого уровня Wпр, превышает допустимую норму (N=3), то формируют признак "Не запуск маршевого двигателя" и команды "Авария разгонного блока" и "Выключение маршевого двигателя". По команде "Авария разгонного блока" выполняют аварийную циклограмму окончания полета разгонного блока с отделением космического аппарата.

Таким образом, предложенный способ контроля запуска маршевого двигателя разгонного блока позволяет осуществлять контроль за тягой маршевого двигателя в процессе запуска разгонного блока и обеспечить реализацию повторного запуска маршевого двигателя после первой неудачной попытки.

Источник информации

1. Патент RU 2350521 от 16.11.2007 г., B64G 1/24, G05D 1/08.

Похожие патенты RU2459748C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ РАЗГОННОГО БЛОКА НА УЧАСТКЕ ДОРАЗГОНА 2010
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Бочаров Михаил Викторович
RU2424954C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ РАЗГОННОГО БЛОКА НА УЧАСТКЕ ДОРАЗГОНА 2007
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Бочаров Михаил Викторович
RU2350521C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВРЕМЕНИ ВКЛЮЧЕНИЯ МАРШЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАЗГОННОГО БЛОКА НА УЧАСТКЕ ДОРАЗГОНА 2011
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Мищихин Вячеслав Витальевич
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Бочаров Михаил Викторович
RU2461496C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ РАЗГОННОГО БЛОКА НА УЧАСТКЕ ДОРАЗГОНА 2009
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Бочаров Михаил Викторович
RU2408851C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ РАЗГОННОГО БЛОКА В КОНЦЕ МАНЕВРА 2010
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Бочаров Михаил Викторович
RU2432596C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПАРАМЕТРОВ ПРОГРАММЫ ОРИЕНТАЦИИ РАЗГОННОГО БЛОКА 2010
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Бочаров Михаил Викторович
RU2432595C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ РАЗВОРОТОМ РАЗГОННОГО БЛОКА 2018
  • Межирицкий Ефим Леонидович
  • Лобанов Владимир Анатольевич
  • Вершинина Лариса Анатольевна
  • Легеньков Петр Витальевич
  • Минаев Александр Борисович
  • Шумовский Роман Юрьевич
  • Сапожников Александр Илариевич
RU2722628C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ОРИЕНТАЦИИ РАЗГОННОГО БЛОКА ПРИ ТЕРМИНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ ЕГО НАВЕДЕНИЕМ НА ЗАДАННУЮ ОРБИТУ 2005
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ежов Владимир Васильевич
RU2282568C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ВРЕМЕНИ ОКОНЧАНИЯ МАНЕВРА И ОТСЕЧКИ МАРШЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАЗГОННОГО БЛОКА 2011
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Мищихин Вячеслав Витальевич
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Бочаров Михаил Викторович
RU2467930C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СБРОСОМ БЛОКА АВТОНОМНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ОТ РАЗГОННОГО РАКЕТНОГО БЛОКА С МАРШЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ МНОГОКРАТНОГО ЗАПУСКА 2006
  • Куприн Александр Петрович
  • Кокушкин Вячеслав Вячеславович
RU2346857C2

Реферат патента 2012 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗАПУСКА МАРШЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАЗГОННОГО БЛОКА И ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ "АВАРИЯ РАЗГОННОГО БЛОКА" НА УЧАСТКЕ ДОРАЗГОНА

Изобретение относится к контролю запуска маршевого двигателя (МД) разгонного блока (РБ) при выведении его на опорную орбиту после отделения от ракеты-носителя (РН). Контроль работы МД выполняют через установленный интервал времени после запуска МД на основе измерения величины развиваемого им кажущегося ускорения. В случае превышения кажущегося ускорения предельно минимального допустимого уровня формируют признак «Запуск маршевого двигателя», в противном случае формируют признак «Не запуск маршевого двигателя» и команды «Авария разгонного блока» и «Выключение маршевого двигателя». После формирования признака «Не запуск маршевого двигателя» сохраняют ориентацию РБ, обнуляют отфильтрованное значение кажущегося ускорения, изменяют на установленную величину заданные в полетном задании времена включения двигателей коррекции импульса и МД. Достигается контроль над уровнем тяги маршевого двигателя, а также повторная попытка запуска маршевого двигателя при отсутствии тяги.

Формула изобретения RU 2 459 748 C1

Способ контроля запуска маршевого двигателя разгонного блока и формирования команды "Авария разгонного блока" на участке доразгона, заключающийся в том, что после отделения разгонного блока от ракеты-носителя в заданные в полетном задании времена включают на оговоренный в полетном задании интервал времени двигатели коррекции импульса для поджатия топлива в баках и запускают маршевый двигатель, отличающийся тем, что вычисляют номинальное значение кажущегося ускорения от работы маршевого двигателя, определяют минимально допустимый уровень кажущегося ускорения, фильтруют измеренные величины кажущегося ускорения, спустя установленный интервал времени после команды на запуск маршевого двигателя сравнивают величину кажущегося ускорения от работы маршевого двигателя с минимально допустимым уровнем, если она его превышает - формируют признак "Запуск маршевого двигателя" и продолжают отработку циклограммы управления разгонного блока на участке доразгона, при превышении допустимой нормы количества подряд фиксируемых случаев, когда текущая величина отфильтрованного кажущегося ускорения оказывается ниже предельного уровня, формируют признак "Незапуск маршевого двигателя", сохраняют ориентацию разгонного блока, обнуляют отфильтрованное значение кажущегося ускорения, изменяют на установленную величину заданные в полетном задании времена включения двигателей коррекции импульса и маршевого двигателя, при достижении этих моментов включают соответствующие двигатели, контролируют величину кажущегося ускорения от работы маршевого двигателя и в случае повторного фиксирования незапуска маршевого двигателя формируют команды "Авария разгонного блока" и "Выключение маршевого двигателя".

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2459748C1

Перегружатель для торфа и т.п. 1932
  • Голиков Ф.А.
SU40764A1
СПОСОБ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ЭЛЕКТРОРАКЕТНЫХ ПЛАЗМЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 1992
  • Галайко В.Н.
  • Катасонов Н.М.
  • Чернышев А.И.
RU2008524C1
СПОСОБ ПРОДУВКИ АЗОТОМ ДВИГАТЕЛЕЙ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ И СИСТЕМА ПРОДУВКИ АЗОТОМ ДВИГАТЕЛЕЙ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ 2006
  • Бармин Игорь Владимирович
  • Соколов Евгений Иванович
  • Сборец Виктор Павлович
  • Рахманов Жан Рахманович
  • Зверев Алексей Егорович
  • Павливкер Анатолий Матвеевич
  • Степанов Михаил Иванович
  • Денисов Олег Евгеньевич
RU2319033C1
US 6158693 A, 12.12.2000
US 7487864 A, 10.02.2009.

RU 2 459 748 C1

Авторы

Сыров Анатолий Сергеевич

Соколов Владимир Николаевич

Ежов Владимир Васильевич

Бочаров Михаил Викторович

Даты

2012-08-27Публикация

2010-12-08Подача